СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по подготовке к ВПР по истории в 5 классе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказывзаданий.ает помощь при подготовке к ВПР в 5 классе.Тренировка выполнения 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по подготовке к ВПР по истории в 5 классе.»



Рекомендации по подготовке к ВПР по истории в 5 классе.

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

Всего заданий – 8, из них по уровню сложности: Б (базовый) – 5; П (повышенный) – 2; В (высокий)– 1.

Общее время выполнения работы – 45 мин.

Максимальный первичный балл – 15.

Структура варианта проверочной работы.

Работа состоит из 8 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр. Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Задание 1 считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр. Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана цифра. За правильный ответ на задание ставится 1 балл. За полностью правильный ответ ставится 2 балла; за одну-две ошибки – 1 балл; за большее количество ошибок – 0 баллов.

Задания с развёрнутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.

Результаты ВПР по истории весной 2017 года показали, что обучающиеся плохо работают с текстом.

Типичные ошибки пятиклассников:

  • не умеют самостоятельно анализировать ситуацию в тексте;

  • не могут преобразовать информацию, которую разработчики ВПР представили в разных знаковых системах;

  • не извлекают информацию из философских, научно-популярных, художественных неадаптированных текстов;

  • не проводят целостный анализ информации.

Для достижения позитивных результатов необходимо использовать образовательные технологии, нацеленные на формирование устойчивых навыков работы с текстом:



Задания по технологии

воспроизводящего уровня


Выписать основные понятия. Сформулировать ответы на вопросы. Указать в тексте источник

фактов или событий. Составить простой план,

который включает основные пункты без подпунктов и комментариев

Задания по технологии

преобразующего уровня

Проанализировать исторический документ и выявить в нем главную идею. Сравнить положения исторического документа с другими теоретическими документами и выделить главную идею. Сравнить положения источника с другим

теоретическим материалом. Выбрать и сгруппировать факты. Составить развернутый план, в котором пункты сформулировать в виде

одного-двух предложений с основными фактами.

Составить конспект.

Задания по технологии

творческо-поискового уровня

Осмыслить источник и определить его место в системе документов. Проанализировать явления или факты в тексте, сравнить их с точки зрения

автора. Составить по итогам исследования

сравнительную таблицу или оценивать текст.

Подготовить сложный план с базовыми пунктами и подпунктами. Подготовить творческое сочинение, презентацию, проект



Приведем пример работы с текстом при подготовке к выполнению задания № 2 ВПР (тексты взяты из сборника «Подготовка к ВПР по истории 5 класс», М,. ФИПИ 2017)

Прочитайте отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

  1. «Тяжело было работать землекопам в каменоломнях. Совсем обессилели они и не могли выполнять за день то, что приказывал им начальник. Жестоко наказывали их за это. Глядя на них, боги сжалились над ними. Кинули они им амулеты, и появилась у землекопов необыкновенная сила. Стали они тогда выполнять работу больше того, что им полагалось. Узнал об этом император Цинь Шихуанди и захотел достать эти амулеты. Хитростью удалось ему достать их у рабочих. И тогда при помощи этих амулетов царь постепенно сделал всех рабочих силачами. Они-то и выстроили стену. А у самого Цинь Шихуанди был конь. Не простой он был, волшебный. Глаза его были из огня, тело его было из облака. Поднимался конь на гору к стене, и, где он топал ногой, там вырастала башня».



  1. «Я хочу рассказать, как воспитывали детей в Спарте и других местах... Мерой питания детей они считали вместимость их желудков. Вместо того чтобы приставлять к каждому мальчику рабов-педагогов (педагогами называли рабов, которые водили ребёнка в школу), Ликург установил, чтобы мальчиками распоряжался человек из числа тех, кому позволено занимать самые высокие должности в государстве. Он назывался педономом. Ликург поручил педоному собирать детей и, надзирая за ними, строго наказывать тех, кто окажется нерадивым. Ликург дал ему биченосцев из числа юношей, чтобы они, когда потребуется, наказывали детей. Поэтому в Спарте дети были очень послушны и отличались большой скромностью».



  1. «Воссиял царь утром. Когда было уведомлено всё войско… его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием, как бог Гор, а его отец Амон укреплял его руки… И его величество отдал приказ своему войску в следующих выражениях: „Вы хватайте хорошенько-хорошенько, моё победоносное войско! Смотрите, даны все страны в этот город по приказу Ра сегодня. Все владетели всех северных чужеземных стран заперты в нём, и овладеть Мегиддо – значит взять тысячу городов. Вы хватайте хорошенько-хорошенько!” И вот, владетели этой страны приползли на своих животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот, все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью…»



После прочтения текстов задаю вопросы:

  1. можем ли мы сразу определить о каких странах идет речь в текстах?

Обычно ученики отвечают, что определить сразу трудно, нужно внимательно прочитать еще раз.

  1. найдите имена, географические названия, упоминание событий, которые помогут вам в атрибуции текста.

В первом тексте упоминается имя Цинь Шихуанди (китайского императора), и строительство стены, во втором – Спарта, раб-педагог, Ликург; в третьем- город Мегиддо, боги Амон-Ра и Гор. После того, как дети нашли эти «указывающие «слова, они легко определяют, что первый текст описывает события происходившие в Китае, строительство Великой китайской стены, второй – воспитание детей в Спарте, третий – завоевания Тутмоса III.

Таким образом, простой прием «указывающих слов» позволяет повысить внимание при чтении текста и формировать смысловое чтение у пятиклассников.

Большое место в исторической подготовке пятиклассников имеет работ над понятиями. Для повышения эффективности этого вида учебных действий использую технологию поэтапного формирования умственных действий. Необходимые термины и их определения анализируем по следующему плану:

  1. В какой стране возник этот термин (с историей каких событий связан?)?

  2. Что он означает?

  3. Найдите два слова в определении, которые объясняют сущность этого термина.

  4. Составьте предложение с этими двумя словами таким образом, чтобы получилось определение исторического термина.

В теме «Древний Египет» учащиеся впервые сталкиваются с такой формой общественных отношений как государство. Но мы не найдем объяснения, что такое государство. И, если внимательно прочитать учебник, то не найдем определение государства во всем тексте учебника истории древнего мира для 5 класса. Однако, к концу года ученики должны е только понимать, но и называть признаки государства, различать формы государства: монархическую форму правления, республиканскую, а ещё должны усвоить два вида политических режимов: восточную деспотию и греко-римскую демократию (естественно, что термины форма правления и политический режим не являются обязательны м минимумом содержания исторического образования в 5 классе). Поэтому я веду систематическую работу по формированию понятия «государство», начиная с первого знакомства с государством и аппаратом государственной власти на уроке по теме «Управление Египетским государством».

Для этого мы сравниваем два слова: государство и страна.

Привожу знаменитые слова В. Лебедева-Кумача и задаю вопрос: какую картинку вы видите перед глазами, когда слышите слова знаменитой песни: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, поле и рек!». Дети отвечают обычно, что это картины природы: поля, леса, горы, озера. Отсюда делаем вывод: страна – термин географический, под ним понимаю географические особенности территории.

Теперь попробуем в песне заменить слово страна на слово государство. Вызывает ли такие же ассоциации это двустишье теперь? Равнозначны ли термины «страна» и «государство»? Дети дружно приходят к вводу, что термины неоднозначны. Соединив наши догадки с темой урока, приходим к вводу, что государство – это аппарат власти на определенной территории.

На творчески-преобразующем уровне использую прием «рассказ с продолжением»: один ученик начинает рассказ по теме (он должен быть ярким, красочным, художественным), другой продолжает его. При этом каждый может сказать только три-четыре предложения, выражающие самое главное. Этот прием не только позволяет формировать навык самостоятельной работы с текстом, развивать речевые компетенции, но и развивает умение слушать другого, быть внимательным к деталям. Для развития навыка оформления устной речи на письме использую такую форму как «мини-сочинение». Например, «Легко ли было учиться в древнегреческой школе?», «Машина-времени перенесла тебя в Древнюю Грецию, где бы ты хотел оказаться?» Подобного рода задания развивают фантазию детей, наглядно-образные представления, вместе с тем дают возможность для актуализации полученных знаний, подготавливают к более сложным заданиям.

Анализ и синтез особенностей определенного государства, учащиеся усваивают с помощью заданий на сравнение и выделение признаков. Например, «Можно ли назвать афинскую демократию подлинным народовластием? назови один аргумент подтверждающий мнение, другой - опровергающий», или «Слово» республика» в переводе с латинского означает «общее дел о». Можно ли назвать управление Римской республикой в V-IV веках до нашей эры общим для всех делом?»

Работа по формированию понятийного исторического аппарата нуждается в проверке. Для этого использую игру «Добавь недостающий элемент» (на основе задания ОГЭ и ЕГЭ), которая встречается ребятами с большим удовольствием. Приведу несколько примеров:

К теме «Древний Восток» (обобщение).

Событие

Дата

Страна

Строительство пирамиды Хеопса

____________________

Египет

_____________________

1794-1750 гг. до н.э.

Вавилон

Гибель Ниневии

_____________________

Ассирийская держава

На первом этапе игры опубликовываю слова, которые необходимо вставить. На последующих, дети сами догадываются, какие слова пропущены. Для экономии времени использую либо электронную презентацию, либо заготовку на Smart-доске.

Такую же работу провожу и для повторения и закрепления хронологических знаний. Например,

страна

дата

событие

Месопотамия

III тыс до н.э.

-

-

1500 г. до н.э.

Завоевания фараона Тутмоса III

Греция

1200 г.до н.э.

-

С усложнением содержания материала усложняем и задания: теперь они уже включает в себя историческую терминологию.

Например, к теме «Древняя Греция»:

Понятие

Страна, с которой оно связано

Определение

полис

-

-

-

-

Рабы в Древней Спарте из числа коренных жителей, которые принадлежали государству

Педагог


-

_

_

_

Архитектурное сооружение (или его элемент), представлявшее собой колонны с крышей (навесом)

В обязательном минимуме содержания исторического образования уделяется много внимания социокультурному компоненту. Поэтому вопросы истории развития культуры в разные периоды древности изучаем особенно тщательно. Для этого рассматриваем изображения памятников древней культуры, для того чтобы запомнить их отличительные черты и названия.

И зображения к теме «Культура Древнего Востока»



1) Что общего в этих сооружениях?

2) Для чего они предназначены?

3) Какие отличительные черты двух сооружений вы можете назвать?













Затем включаю эти объекты в уже известную игру.



Памятник культуры

Страна

Дата

Пирамиды

-------------

3-2 тысячелетие до н.э

----------------

Вавилонское царство

---------------

Ветхий Завет

--------------

I век н.э.

-----------------

Ассирия

VII век до н.э.



























Назовите памятники древней архитектуры и страны, в которых они расположены.

Памятник культуры

Страна

Дата

_____________

3-2 тысячелетие до н.э.

Вавилонское царство

___________________

Ветхий Завет

__________________

I век н.э.

Ассирия

VII век до н.э.



Большой сложностью для пятиклассников является освоение навыков работы с исторической картой: определение географического положения, определение особенностей ландшафта, определение границ и соседей и т.д.

Одним из компонентов содержания контрольно-измерительных материалов ВПР являются именно эти задания.

В процессе изучения истории древних стран мы выработали простейший план для характеристики географического положения:

  • Где находится страна? (положение относительно уже известных стран)

  • Какова местность? (на основе условных обозначений карты)

  • Какой климат? (на основе сравнения с соседями).

Особое место в историко-культурном компоненте исторического образования занимают персоналии. И ВПР не обошла стороной характеристику исторической личности и её вклад в развитие истории.

Для характеристики исторической личности пользуемся следующим планом

  1. Имя

  2. Время жизни и деятельности.

  3. С историей какой страны связана его деятельность?

  4. В какой сфере деятельности проявил себя?

  5. В каких исторических событиях принял участие?

  6. Чем запомнился потомкам?

Чернышева Ольга Александровна. автор многих пособий по подготовке к экзаменационным испытаниям, в работа «Технология подготовки к всероссийским проверочным работам по истории в 5 классе» («Легион», Ростов-на-Дону, 2017) приводит следующий план для характеристики выдающейся личности и её вклада в историю страны, региона:

  1. Фамилия, имя, отчество.

  2. Время жизни и деятельности (с точностью до десятилетия)

  3. Сфера деятельности (профессия, род занятий)

  4. Исторические события, явления и процессы, в которых принял участие (привести несколько фактов)

  5. Значение деятельности в истории города, области, страны.







Государство (местность),

Особенности природы, климата

Влияние природы, климата на занятия людей

Египет

(Мемфис, затем Фивы)

Жаркий климат, большую часть страны занимают пустыни. Главная река Нил, которая разливается ежегодно в июне-июле.

Природные условия позволяли вести орошаемое (поливное) земледелие. Скотоводство. На орошаемых землях выращивали ячмень, пшеницу, Другие занятия египтянскотоводство, садоводство, огородорство, ремесло.

Древнее Двуречье

(Шумер, Месопотамия, Вавилон, Ассирия)

Сухой и жаркий климат. Наличие двух полноводных рек – Тигра и Евфрата (разливались в апреле). Двуречье богато глиной и металлами.

Орошаемое земледелие, рыли каналы для полива полей (пшеница, ячмень), глина позволяла заниматься гончарным делом, наличие металла позволило впервые в мире обрабатывать железо (Ассирия).

Финикия (главные города Тир, Библ, Сидон)

Финикия – это узкая прибрежная полоса между горным хребтом Ливаном и Средиземным морем. Климат-жаркий и влажный. Берег моря представлял собою множество удобных гаваней, в горах рос превосходный строевой лес – громадные сосны и знаменитые ливанские кедры. Берег богат песком.

Наличие выхода к морю обеспечивала возможность мореплавания и морской торговли. Наличие леса – кораблестроение. Из песка делали первое в мире стекло, из моллюсков – пурпурную краску. Также финикийцы занимались колонизацией земель

Палестина (Израильское царство). Столица – Иерусалим.

Климат сухой и жаркий. Большую часть занимают степи и пустыни. Лучшая земля – на берегах реки Иордан.

Орошаемое (поливное) земледелие (ячмень, пшеница, табак). Выращивали виноград, сажали сады. Основное занятие - кочевое скотоводство (овцы, козы).

Персия

(Персеполь)

Климат – теплый и умеренный.На западе Персии – земля плодородная благодаря стоку горных рек, на востоке – степи и пустыни. Персия богата золотом, серебром.

На западе – земледелие, на востоке – скотоводство. Также развиты ремесла (ювелирные украшения, обработка железа и др.)

Индия (Паталипутра)

Климат разнообразный. В горах – холодный, в предгорьях – теплый и влажный. Имелось две реки: в долине Инда - климат сухой и жаркий, в долине Ганга – джунгли.

В долинах рек Инд и Ганг – земледелие (пшеница, ячмень, горох, хлопок), садоводство. Развиты были также охота и скотоводство. Ткачество, украшения, резьба по слоновой кости и камням

Китай (Цзи или Пекин)

На севере – холодный и суровый климат (степи и пустыни). На юге – теплый и влажный. Есть 2 реки – Янцзы и Хуанхэ.

На равнинах – орошаемое земледелие (рис, чай), на плоскогорьях и горах – скотоводство. Ремесла производство фарфора, бумаги, украшений, изобретения (компас, порох и др.)

Греция (Афины, Спарта)


Македония (Пелла)

Климат благоприятный, жаркое лето, теплая зима. Полноводных рек нет, леса мало. Омывалась Эгейским, Ионическим морями.

Земледелие развито слабо (только виноград и оливки). Садоводство, виноградарство, Ремесла – обработка металлов, гончарное дело, украшения. Морская торговля и мореплавание, колонизация.

Италия, Римская республика, Римская, империя

(Рим)

Климат очень благоприятный, большое количество рек (Тибр, По и др.). На севере – горы Альпы, на юге-берега Ионического, Тирренского и Адриатического морей. Страна богата рудами металлов и строительным лесом. Много удобных гаваней для кораблей.

Земледелие (пшеница, виноград, фруктовые деревья. Развито садоводство. Ремесла- обработка металлов, гончарное дело, украшения. Морская торговля и мореплавание, колонизация.

Памятка для подготовки к выполнению задания № 6 ВПР




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя