Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по подготовке к ВПР в 5 классе ( из опыта работы) по истории»
Всероссийские проверочные работы впервые были проведены в 2015 году в начальной школе. В 2016 году прошли ВПР по истории и обществознанию среди 6 и 8 классов. Участвовали 50 000 школьников. В 2017 году ВПР писали ученики 4, 5 и 11 классов (11 - добровольно). 25 апреля 2017 прошли ВПР по истории в 5 классах. Данная форма внешнего контроля обучения школьников будет проводится ежегодно.
Цели ВПР: определение уровня подготовки по истории обучающихся 5 класса; диагностика достижения метапредметных и предметных результатов обучения.
Известна модель контрольной работы. Размещена на сайте 4ege.ru/vpr/53768-demoversii-vpr-2017-dlya-5-klassa.html
Структура работы. ВПР состоит из 2 частей, 8 заданий. из них по уровню сложности:
базовой – 5;
повышенной – 2;
высокой – 1.
Максимальный первичный балл – 15. На выполнение которых дается 45 минут.
Метапредметные результаты не проверяются тестами уровня А, поэтому заданий с выбором одного варианта ответа в контрольной работе нет. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр. Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
Задание 1 ориентировано на проверку умения работать с иллюстрациями: ученик должен соотнести изображения памятников культуры со странами, где эти памятники были созданы.
Задание 2 нацелено на проверку умения работать с письменными историческими источниками. В ходе выполнения задания обучающийся должен определить, страну, с которой связан представленный исторический источник.
Задание 3 является альтернативным. Задание должно проверить знание исторической терминологии. В первой части необходимо соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия). (3 балла)
Задание 4 является альтернативным. Задание ориентировано на проверку знания исторических фактов и умения излагать историческую информацию в виде связного текста. Задание состоит из двух частей. Ученик должен соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен составить краткий письменный рассказ о данном событии (явлении, процессе).
Задание 5 является альтернативным, выполняется на контурной карте и представлено в необычной для школьников форме. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна.
Задание 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В ходе выполнения задания необходимо сформулировать объяснение, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей той или иной страны.
В задании 7 от пятиклассника требуется назвать одного исторического деятеля, жизнь которого была связана с историей родного края.
Задании 8 предполагает создание учеником небольшого рассказа о том, чем известен названный в задании 7 исторический деятель, каков его вклад в развитие региона, нашей страны, или мира в целом.
Специалисты из Рособрнадзора сообщают, что подобный тест знаний в школе позволяет добиться следующих целей:
Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старшем классе, в частности к ГИА и ЕГЭ.
Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет, помимо 9 и 11 классов.
Подготовка предполагает знакомство пятиклассников с типами заданий, критериями оценивания. Объясняю, как нужно подходить к выбору темы, акцентирую внимание на условие, запрещающее менять тему с 3 по 6 задание, несмотря на то, что в начале каждого задания повторяется предложение указывать выбранную тему.
В начале каждого урока провожу пятиминутки повторения, включающие фронтальное решение отдельных заданий с экрана. Использую работы, составленные учениками. В контурных картах, кроме обычных заданий, предлагаю заштриховывать прямоугольники, в которых расположена, та или иная страна. Провожу тесты в форме ВПР. Предлагаю домашние задания на составление обобщающего рассказа по параграфу.