СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по профилактике конфликтов для педагогов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по профилактике конфликтов для педагогов

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по профилактике конфликтов для педагогов»

Общение и профилактика конфликтов

Профилактика конфликтов в образовательной среде.
Рас­смотрим 10 рекомендаций, знание которых, без сомнения, поможет директору, учителю, ученику улучшить качество общения, что, в свою очередь, будет способствовать про­филактике конфликтов.

1. Нам кажется, что мы почти всегда знаем, что хотим сказать другому человеку. На самом деле это далеко не так. Одна и та же проблема может быть обсуждена с использо­ванием разных стратегий построения разговора. Кроме того, в школе у педагога и ученика могут возникнуть ситу­ации, когда нужно говорить, а сказать вроде бы нечего. Или наоборот, сказать необходимо многое, а времени на выс­тупление или разговор отводится 5-7 мин. Какие же мо­менты являются главными в разговоре? Что нельзя упус­кать в общении?

Человек наиболее остро чувствует, проявляет интерес и внимание к тем проблемам, которые задевают его инте­ресы. Поэтому и говорит, прежде всего, о своих наболевших проблемах. Однако в разговоре он нередко забывает, что собеседник такой же человек, как и он. Что его интересу­ют и беспокоят те же проблемы. Для таких существует про­стая рекомендация, которую дает Д. Карнеги: общаясь с людьми, необходимо думать о том, чем вы можете заин­тересовать их в ходе обсуждения проблем.

Для человека естественно в процессе общения говорить и думать о своих проблемах. При таком общении он чув­ствует себя комфортно. Для достижения же успеха в раз­говоре следует помнить о проблемах собеседника. Но это для человека неестественно. Поэтому такой разговор тре­бует сознательной и продуманной подготовки, определен­ных волевых усилий. Но постоянное насилие над собой, над естественным процессом общения порой может привести к неврозу.

Как правило, при обсуждении любой проблемы можно найти тот аспект, который заинтересует собеседника. Сле­дует только постараться. Например, учительницу химии сильно беспокоит дисциплина на ее уроках в 9 «б» классе.

Она решает обсудить проблему с директором, поскольку классный руководитель 9 «б» класса не хочет или не мо­жет этим заниматься. Разговор с директором можно пост­роить по-разному. Первый вариант, наиболее типичный: «Иван Николаевич, дисциплина на уроках химии в 9 «б* очень плохая. Без Вашего вмешательства я не смогу хоро­шо подготовить класс к экзаменам. В классе 60% мальчи­ков, и они стали неуправляемыми!» Второй вариант раз­говора: «Иван Николаевич, Вы ведь помните, что в 9 «б» учится сын главы нашей администрации Вова Сливин. Последний месяц несколько мальчиков в этом классе очень мешают вести уроки. Сам Володя и учится, и ведет себя терпимо. Но если у отца на основе информации сына сфор­мируется негативная оценка положения дел в нашей шко­ле и в 9 «б» классе, то это, как мне кажется, будет иметь плохие последствия для нас. Хочу попросить Вас о помо­щи. Ведь Вы для мальчишек авторитет, и призвать их к порядку Вам будет нетрудно».

 Говорите о том, что интересно и важно слушате­лю. Чем ближе тема разговора к его материальным и духовным интересам, тем внимательнее он будет слу­шать, тем большее влияние вы на него окажете.

2. Директор срочно вызвал учителя физики: «Мария Дмитриевна, Вы ведь знаете, что через два дня у нас в рай­оне учительская конференция. От нашей школы должна была выступать Зинаида Петровна. Но она заболела, и по­ехать в город не сможет. Прошу Вас, сделайте на конфе­ренции сообщение на 15 мин. Больше поручить некому. Тема: «Работа классного руководителя по профилактике наркомании и токсикомании среди учащихся».

Мария Дмитриевна учительница молодая, работает в шко­ле три года и с наркоманией не сталкивалась. Эту пробле­му знает плохо и за два дня подготовить добротное выс­тупление, естественно, не сможет. Мария Дмитриевна это знает точно, а директор может только догадываться. Как в этой ситуации поступить учителю? Согласиться с дирек­тором и тем самым взять на себя ответственность за воз­можный провал на конференции или отказаться? Но это неизбежно ухудшит отношения с директором.

Психологи рекомендуют в подобных проблемных ситу­ациях следующее. Проводя урок или выступая на совещании, вы всегда знаете по обсуждаемой проблеме больше, чем успеваете сказать. Чтобы говорить компетентном в значимых ситуациях общения, необходимо знать при­мерно в 7-9 раз больше того объема информации, кото­рый вы успеваете сообщить в процессе разговора. Други­ми словами, для выступления на конференции с сообще­нием, которое длится 10 мин, вы должны обладать таким объемом информации, который позволил бы говорить 70-90 мин на эту тему и отвечать на вопросы.

 К ответственным урокам, выступлениям, разгово­рам обязательно необходимо хорошо готовится. Та ин­формация, которую вы успеете обнародовать, должна быть лишь видимой надводной частью «айсберга» ваших знаний по этой теме.

6. Если вы основательно подготовились к общению, то, во-первых, сможете изложить самое главное. Во-вторых, уверенно ответите на дополнительные вопросы. В-треть­их, скорее достигнете тех целей, которые ставите, чем в том случае, когда плохо готовы к разговору. В-четвертых, из­бежите стресса, который обычно возникает из-за плохой готовности к ответственному выступлению.

Что же касается ситуации, связанной с предложением директора учительнице физики высказаться публично о проблеме, с которой она мало знакома, то конечно же выс­тупать на районной конференции ей не следует. Однако и конфликт с директором ей не нужен. Поэтому необходимо внушить директору что «сырое» выступление не нужно прежде всего школе, которую он возглавляет. Затем мож­но предложить выступить при обсуждении других про­блем, с которыми она хорошо знакома.

Директор школы и руководство районной системы об­разования заинтересованы, чтобы конференция прошла на высоком уровне, больше, чем учительница физики. Если они хорошие руководители, то охотно согласятся заменить тему ее выступления.

3. Типичной трудностью при общении является недо­статок времени. Например, классному руководителю нуж­но обсудить с родителями ученика много проблем, связан­ных с его успеваемостью и дисциплиной, а времени оста­лось лишь 15 мин. Как быть?

Исследования показали, что результативность разгово­ра будет заметно выше, если не обсуждать поверхностно все проблемы разом, а остановиться на одной—двух, и по­говорить более основательно.

Старайтесь не затрагивать в одном коротком выступлении или разговоре много проблем. Лучше обсудить одну-две проблемы, но более глубоко и подробно.

4. Если оценивать насыщенность уроков новой инфор­мацией, то можно установить, что разные учителя в шко­ле придерживаются разных стратегий. Одни ориентируют­ся на слабую часть класса и частично «середняков». В ходе урока они дают такой объем новой информации, который могут усвоить практически все учащиеся. Другие ориен­тируются на отличников и сильных школьников. В инте­ресах развития учащихся они сообщают очень много новой информации. Третьи придерживаются «золотой сере­дины».

Объем новой информации, сообщаемой на уроке, ока­зывает существенное влияние на результативность учебы. Какие-то количественные рекомендации здесь пока дать трудно. Стратегию подачи нового материала определяет индивидуально каждый учитель.

В процессе урока, разговора, выступления важно со­общать достаточно новой информации, чтобы слу­шать вас было интересно. Однако не стоит говорить слишком сложно, слушатели должны понять и усво­ить то, что вы говорите. Если вы даете мало новой ин­формации, вас не слушают потому, что почти всем это известно, и слушать скучно. Если слишком много новой информации (схема 16), то вас не слушают, поскольку не могут быстро ее усвоить.

5. «Ученик это не сосуд, который необходимо напол­нить, а факел, который важно зажечь», — говорили еще древние педагоги. Если учитель в процессе общения с уче­никами дает готовые правила, решения, предложения, вы­воды, то эффективность такого общения невелика. Чело­век, особенно ученик, гораздо лучше усваивает то, до чего додумывается сам.

В процессе урока, разговора, выступления слушатели должны решать обсуждаемые проблемы вместе с вами, но на основе своего собственного опыта, дабы самостоятель­но делать те выводы, к которым вы их подготовили.

6. Каждая социальная группа говорит на языке, имею­щем определенную специфику, иногда весьма отличную. Язык трактористов отличается от языка олигархов, име­ет свои особенности речь учителей, военных, милиционе­ров, заключенных и т. п. Имеет свои отличия лексика не только больших социальных групп, но и коллективов, мик­рогрупп и отдельных людей.

Общаясь с окружающими, человек естественно говорит с ними на том языке, который ему ближе. Однако общение станет гораздо эффективнее, если знать особенности язы­ка и мышления той аудитории, к которой вы обращаетесь. В начальных классах учитель говорит на одном языке, в старших классах его речь звучит уже иначе. С отцами учащихся классный руководитель должен говорить ина­че, чем с матерями, используя другой словарный запас.

Если вы хотите реально повлиять на учеников или учи­телей, то говорить с ними нужно не на своем, а на их языке.

Учащиеся делятся на возрастные группы, каждая из ко­торых имеет специфику и речи, и мышления. Чем лучше учитель знает эти особенности, чем активнее использует их в педагогической деятельности, тем меньше конфлик­тов со школьниками у него возникает.

7. Уроки на одну и ту же тему у разных учителей мо­гут заметно отличаться. Качество преподавания учителей математики в разных школах района также различает­ся, иногда существенно. С чем это связано? Ведь все учите­ля математики учат по одинаковым учебникам и програм­мам. Однако в не меньшей степени качество преподавания определяется тем, как учитель изложит содержание учеб­ника, какой собственный материал дает на уроке, какими примерами проиллюстрирует теоретические положения. Наиболее ценным в работе педагога является его индиви­дуальный стиль, его собственные оценки и подходы к пре­подаванию учебной дисциплины.

В выступлении и разговоре ценится и запоминается не повторение общеизвестных сведений, а собственные ори­гинальные мысли.

Результативность общения будет выше, если вы да­ете собственные оценки событиям, излагаете свои, а не чужие мысли, предлагаете оригинальные подходы к ре­шению конкретных проблем.

Отсюда правило: к важным урокам, выступлениям, раз­говорам необходимо готовиться заблаговременно!

8. В условиях села темп жизни, конечно, спокойнее, чем в городе. Тем не менее, и на селе время сегодня ценится, и ник­то не любит тратить его попусту. «Всякая экономия, в конеч­ном счете, сводится к экономии времени», — писал К. Маркс.

Важнейшее правило общения — цените не только свое, но и чужое время. Урок нормирован по времени. Однако он может быть или насыщенным информацией, или вялотекущим. Если пед­совет спланирован продолжительностью 1 час, а перед его началом выясняется, что выносимые на обсуждение про­блемы можно решить за 15 минут, то следует закончить педсовет через 15 минут. Это и учителям будет полезно, и авторитет директора повысит.

Всегда говорите кратко и по существу. Не «тяните ре­зину». Краткость, как известно, — сестра таланта.

9. Общение между людьми или группой людей, имеет свою цель. Порой эти цели осознанные, но бывает, что они не осознаются собеседниками. Общение может иметь че­тыре основные цели:

• проинформировать о чем-то собеседника;

• разъяснить что-либо слушателям;

• убедить в чем-то аудиторию;

• призвать людей к конкретному действию. Типичной ошибкой, допускаемой в общении, является несоответствие содержания разговора или выступления его цели. Если вы хотите, чтобы ученики пришли на воскрес­ник, то нельзя строить общение с ними только в информа­ционном ключе. Призыв выйти на воскресник могут услы­шать не все школьники, если не разъяснить необходимость этого мероприятия, не убедить в важности этой акции для всех и каждого. Призыв выйти на воскресник должен быть эмоциональным — ведь только эмоции учителя вызывают ответные эмоции у учеников.

Четко определяйте цели важных уроков, разговоров, выступлений. Содержание общения должно максималь­но обеспечивать достижение цели, оно должно «рабо­тать» на цель.

10. Наверняка многие обратили внимание, что после­дние 10-15 лет на телевидении, да и в газетах практически не встречаются такие понятия, как «честность», «по­рядочность», «правдивость», «трудолюбие». Зато широкое распространение получили словечки из воровского жарго­на. Это отражает положение дел в нашем обществе. Одна­ко Россия, как и любое государство в мире, держится не на мародерах-олигархах и продажных чиновниках, а на по­рядочных людях, людях труда и чести. Поэтому ученик, учитель, директор должны воспитывать в себе такие каче­ства, как порядочность, честность, трудолюбие. Воров­ство, ложь и нежелание что-то делать, распространенные сейчас, не должны стать образцом поведения.

В этих условиях многое зависит от учителя, особенно сельского. Сохранить в себе и учениках порядочность, чест­ность, трудолюбие — значит способствовать сохранению России. Сегодня хорошая работа учителя — залог возрож­дения страны. Важно формировать у учеников объектив­ное, а не искаженное представление о положении дел в мире, стране, регионе, селе. Для этого необходимо научиться го­ворить правдиво.

Старайтесь быть максимально правдивыми. Если правду все же сказать никак нельзя, то, по крайней мере, не обманывайте — лучше уклонитесь от обсуждения.

Дети и подростки иногда не вполне понимают, но почти всегда чувствуют неправду. У порядочного, правдивого ученика, учителя, директора всегда меньше конфликтов с окружающими, чем у тех, кто данными качествами не обладает.

Еще одну опасную сторону неправды подметил великий русский писатель Н. Лесков. «Ложь вредна людям, а себе еще вреднее», — писал он.



Оптимальная манера общения

Результативность и неконфликтность общения опреде­ляется не только тем, что вы говорите, но и тем, как гово­рите. По мнению более 200 опрошенных учителей, манера общения влияет на эффективность диалога почти в такой же степени, как и содержание. Поэтому ученику, учителю, директору важно следить за манерой общения. Рассмот­рим рекомендации, полезные при общении.

1. Люди, как и государства, делятся на три категории. Одни стараются по возможности жить за счет других, по­лучать больше, чем отдавать. Другие, наоборот, осознан­но или вынужденно отдают больше, чем получают. Третьи стремятся поддерживать некоторый баланс между тем, что отдают, и тем, что получают.

Общаясь с окружающими, нельзя относиться к собесед­нику, классу или учительскому коллективу потребительс­ки. Нужно не только помнить о своих проблемах и бедах, но и чувствовать чужую нужду, потребность, горе. Россия всегда была сильна коллективизмом. Это отличало ее от Запада, где естественным считается индивидуализм.

На уроке, в разговоре, выступлении проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике, его про­блемах.

Это способствует конструктивному общению, уменьша­ет вероятность конфликтов.

2. «Человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодуш­ный»,— отмечал Ф.Ларошфуко. Равнодушный ученик, учитель, директор вряд ли быстро найдут общий язык. По­этому говорить необходимо эмоционально, в меру, разуме­ется. Главной эмоцией в общении, по мнению Д. Карнеги, является убежденность. На наш взгляд, это справедливое утверждение.

Говорить нужно убежденно. Если вы убеждены в пра­вильности и справедливости того, что говорите, то ваша убежденность вызовет ответную убежденность.

3. Представьте ситуацию: старшеклассник заходит ут­ром во двор школы и видит в разных углах двора две груп­пы своих товарищей. У одних подавленные лица, опущен­ные плечи, поникшие головы. Они обсуждают какую-то тя­желую проблему. У других, стоящих недалеко от первой группы, — наоборот, веселое настроение. Вопрос: «К ка­кой группе, скорее всего, подойдет старшеклассник?»

Исследования показывают, что обычный человек пред­почитает общаться с веселыми, жизнерадостными людь­ми, чем с грустными и озабоченными. Поэтому в ходе общения желательно хотя бы изредка улыбаться собесед­нику. Улыбка выполняет позитивные функции.

Во-первых, улыбка показывает, что у вас в общем все в порядке.

Во-вторых, она говорит о том, что вы рады собеседнику.

В-третьих, как утверждает американский психолог У. Джеймс, даже вымученная улыбка улучшает настрое­ние. Значит, если вы улыбнулись, то тем самым повысили себе настроение. В-четвертых, согласно закону эмоцио­нального заражения, ваша улыбка собеседнику, классу вы­зывает ответные положительные эмоции.

4. На каждых выборах В.В. Жириновский набирает относительно больше голосов, чем некоторые кандида­ты. За счет чего это происходит? Ведь то, что он говорит, далеко от реальности. Важно, как говорит В.В. Жири­новский. А говорит он всегда напористо, энергично и частично не то, что говорят другие. Такой стиль общения оказывает внушающее воздействие на аудиторию. Это подметил и Д. Карнеги.

Говорите и выступайте уверенно и энергично. Это усиливает ваше влияние на слушателей, заставляет ве­рить, что вы способны выполнить то, что обещаете.

5. Любой урок, выступление, разговор обычно состоят из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение по времени обычно в сумме за­нимают не более 10-15% общей длительности выступле­ния. Однако многие из вас, обратившись к собственному опыту, согласятся с тем, что результативность общения за­висит от характера вступления и заключения не на 10-15%, а гораздо больше. Отсюда рекомендация: если у вас мало времени на подготовку к уроку, выступлению, то, прежде всего, необходимо продумать вступление и зак­лючение. Если же достаточно времени на подготовку к уро­ку, то все равно вступление и заключение следует проду­мать более тщательно.

Основные задачи, решаемые в процессе выступления: заинтересовать слушающих, может быть даже им понра­виться; оценить состояние аудитории; обозначить пробле­му общения, показать ее важность.

Завершая разговор целесообразно: сделать выводы, еще раз подчеркнуть главное; шуткой или другим способом снять напряженность,  если она возникла;  решить кто и в какие сроки делает, и кто за что отвечает.

Ответственные уроки, разговоры, выступления луч­ше проводить тогда, когда вы находитесь в хорошей фи­зической форме. Если же устали, не выспались, перенерв­ничали, больны, то важные разговоры целесообразно пе­ренести на другое время.

6. Абсолютно всю информацию об окружающем мире человек получает через пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Однако, около 80% информации о ситуации человек получает посредством зрения.

Если вы будете воздействовать на слушающих не только словом, но и используя другие органы чувств, прежде всего зрение, а также осязание и обоняние, то результативность общения может возрасти много­кратно.

У младших, да и у старших школьников словесно-ло­гическое мышление развито заметно слабее, чем у взрос­лых. Поэтому, общаясь с учениками, следует использовать наглядные пособия, схемы, макеты. Все, что учащийся увидит, он поймет и запомнит гораздо лучше, чем просто на слух.

7. Образная, яркая фраза не только оживляет и укра­шает общение. Она делает его более результативным. По­этому, готовясь к уроку, выступлению желательно найти, сконструировать две-три короткие, яркие характеристи­ки-фразы. Ученик, учитель, директор должны постоянно работать над образностью, яркостью, точностью фра­зы. Коли не хватает своего, можно воспользоваться муд­рыми и афористичными фразами, принадлежащими дру­гим. В этом нет ничего зазорного. В этом смысле может пригодиться вышедший в 2001 г. трехтомник «Великие мысли великих людей».

8. Во время ответственных уроков, выступлений, разговоров не следует отвлекаться, думать о посторон­нем. Необходимо все силы направить на то, чтобы мак­симально результативно организовать общение.

• 9. Последняя по списку, но первая по значимости ре­комендация: только тот хорошо общается, кто пользу­ется авторитетом, и оказывает влияние на собеседни­ков только тот, кто умеет хорошо слушать.



Как снизить конфликтогенность общения

Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Многие конфликты возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, неспра­ведливой оценки. В то же время общение — основной ин­струмент профилактики и завершения конфликтов. Рас­смотрим 10 практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов за счет компетентного об­щения.

1. Почти в любом рабочем коллективе по основным про­блемам обычно существует несколько точек зрения: одна — директора, остальные — неправильные. Это, конечно, шут­ка. Но известно, что многие руководители без энтузиазма относятся к людям, имеющим другую точку зрения, да еще и отстаивающим ее. Вместе с тем, логика подсказывает, что редко бывают абсолютно совпадающие взгляды на ка­кую-либо проблему. То, что учителя могут иметь разное мнение по одной проблеме, совершенно естественно. У них разный возраст, пол, педагогический опыт, время прожи­вания в данном городе или селе, состояние здоровья, ситу­ативное настроение, информированность, своеобразное мышление, семейное положение и т. д. У них все разное! Как же могут быть их мнения одинаковыми? Директора или учителя должно насторожить, если в руководимом ими коллективе все имеют одинаковую точку зрения на то или иное событие.

Очень важно сформировать у себя привычку терпи­мо и даже с интересом относиться к мнению других лю­дей, даже тогда, когда они противоположны вашему.

2. В первой главе говорилось, что, пока спорящие люди не испытывают по отношению друг к другу негативных эмоций, между ними нет конфликта. То есть ситуация мо­жет быть только предконфликтной. Отсюда — правило: всеми силами боритесь с негативными эмоциями по от­ношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями. Будьте доброжелательны и великодушны по отношению к ученикам и учителям. Они вам отплатят тем же.

3. Представим, что вам удалось выявить мнение всех односельчан о нынешнем главе сельской администрации. Наверняка в селе найдутся несколько человек, которые главу администрации искренне уважают. В то же время, скорее всего, есть люди, которые относятся к нему нега­тивно. Каков же на самом деле ваш глава администрации? Действительно, у главы вашей сельской администрации есть как положительные, так и отрицательные качества.

Дело в том, что крайние оценки — «абсолютно хоро­ший» или «абсолютно плохой» — редко соответствуют дей­ствительности. Поэтому они порой могут стать причиной конфликтной ситуации. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок. Они часто ошибочны. Жесткость и категоричность легко провоцирует противо­стояние и неприятие ваших оценок партнером по общению.

4. Есть люди, которые чаще обращают внимание на недо­статки окружающих и на то, что они не сделали, но вполне могли бы сделать. Другие стараются видеть в людях в пер­вую очередь достоинства и замечать то, что им все же уда­лось сделать, несмотря на определенные трудности. Конеч­но, у второй категории людей конфликтов с окружающими гораздо меньше, чем у первой. К сожалению, большинство составляют люди первой категории.

Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опи­раться на положительное в них. Оценивайте людей в боль­шей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали. Эта рекомендация вдвойне важна для педа­гогов, поскольку принцип опоры на положительное в про­цессе обучения и воспитания школьников проверен веками.

5. Д. Карнеги настоятельно рекомендует не критиковать других людей, дабы не провоцировать конфликты. Однако можно ли жить и работать, никого не критикуя? Можно, если ты миллионер, как Д. Карнеги, и то не очень долго. В чем он прав, так это в том, что критика действительно является мощным источником конфликтов. Следующие рекомендации помогут тем, кто стремится избежать конф­ликтов как реакции на критику.

Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее конфликтогенность искренней и зас­луженной похвалой, предваряющей критику.У любого человека, тем более сельского жителя, всегда можно найти что-то такое, за что можно, искренне похвалить. Если вы увидели и оценили в человеке положительное, то последу­ющая критика воспринимается им менее конфликтно, чем в том случае, когда вы указываете только на недостатки.

6. Говорят, что у С.П. Королева в кабинете висел плакат: «Не согласен —критикуй! Критикуешь — предлагай! Предлагаешь — действуй!» С точки зрения психологии вы­дающийся советский конструктор сущность критики пони­мал абсолютно правильно.

• Критика — не самоцель, а способ улучшения жизни и деятельности. Если критика не способствует совершен­ствованию людей и дела, то она не только бесполезна, но и вредна. Поэтому, критикуя, необходимо обязательно ука­зывать на возможные пути исправления ошибок. Крити­ковать легко, хорошо сделать намеченное — гораздо слож­нее. Лучший способ критики — самому молча испра­вить те ошибки, которые допустил критикуемый. Если вы не уверены, что сможете это сделать, — лучше не кри­тиковать.

7. Данная рекомендация основана на материалах, рас­смотренных в шестой главе. Суть ее такова: критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в це­лом. Поэтому давать негативную оценку человеку или его работе в целом — это значит почти наверняка натолкнуть­ся на несогласие критикуемого. Следовательно, критика не достигла цели, а только спровоцировала конфликт.

 8 Критикуя одного человека, не следует сравни­вать его с другими, более лучшими. У того, кого крити­куют, чаще всего возникает чувство неприятия и кри­тика «лучшего». Тем самым вы провоцируете конфликт между теми, кого ставите в пример, и критикуемым.

Особенно важно это учитывать в школе, поскольку и уче­ники, и учителя довольно чувствительны к критике. Кри­тиковать, как, кстати, и хвалить учеников, учителей, луч­ше не сравнивая никого персонально.

9. Существует два вида критики: критика других и кри­тика самого себя. Какой же из них является основным? Ко­нечно же самокритика. Прежде чем учить, воспитывать и критиковать других, необходимо самому стать лучше тех, кого вы наставляете. Если очевидно, что вы критично относитесь к себе, то и ваша критика окружающих будет восприниматься менее конфликтно.

При этом важно не забывать, что самокритика, как и кри­тика, хороша в меру.

10. Однако напоминаем: не только вы можете крити­ковать окружающих, но и они могут позволить себе удо­вольствие покритиковать вас. В ваших же интересах, разу­меется. Как относиться к людям, которые вас критикуют? Давно сказано: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее друга, который их не видит». Заметим: не прият­нее, а именно полезнее. От критики, как и от холодного душа, трудно получить удовольствие. Однако польза ее несомнен­на. Люди, которые вас критикуют, менее опасны льстецов, которые всегда хвалят. «Ухо наше для лести — широко от­крытая дверь, для правды же — игольное ушко», — отме­чал Б. Паскаль.

В критике всегда можно найти рациональное зерно. По­тому очень важно научиться использовать потенциал критики и критикующего в интересах совершенствова­ния дела и самого себя. Для этого необходимо выработать психологическую устойчивость к критике, реагировать на нее не эмоционально, а рационально.



Психология конструктивной дискуссии и спора

Дискуссия и спор являются распространенным спосо­бом общения, решения проблем как в ученических, так и в учительских коллективах школ.

Дискуссия — это высказывание мнений по обсуждае­мой проблеме, в процессе которой нередко рождается ре­шение, устраивающее большинство.

Спор предполагает столкновение, борьбу мнений, стрем­ление участников доказать преимущество именно своих взглядов. Дискуссия и спор нередко могут спровоцировать предконфликтную, а то и конфликтную ситуацию. Поэто­му умение конструктивно организовать дискуссию и спор является весьма полезным качеством при профилактике конфликтов в общеобразовательной школе.

Ученику, учителю, директору следует помнить 10 советов, помогающих конструктивному ходу дискуссии или спора.

1. Удивительно, но многие дискуссии и споры ведутся в ситуациях, когда спорящие не имеют ясного представле­ния ни о предмете спора, ни о том, чего они хотят в резуль­тате добиться. «Самое трудное в споре — не столько за­щищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление», — отмечал А. Моруа.

Поэтому, прежде чем начинать спор, нужно задать себе два вопроса и, самое главное, попытаться ответить на них. Вопрос первый: «А из-за чего, собственно, я буду вступать в спор? В чем проблема спора?* Например, начинать прин­ципиальный спор с учительницей по поводу того, сдержит ли правительство обещание платить вовремя зарплату учи­телям, я бы не советовал. Вопрос второй: «Чего я хочу до­биться в споре?» Если проблема спора может быть решена в принципе, но вы оцениваете свои шансы на успех как очень низкие, то и не стоит начинать спор.

Прежде чем начинать спор, нужно определить его предмет, возможность решить проблему в результате спора, вашу цель в споре и вероятность ее достижения.

2. Очень часто разные люди одними и теми же словами обозначают разные явления. Прежде чем спорить, необ­ходимо выяснить понимание каждой из сторон сущнос­ти и содержания основных понятий, характеризующих проблему спора. Если не определиться в понятиях, то спор может продолжаться бесконечно.

3. Заметно повышает конструктивность спора и умень­шает риск возникновения конфликтов четкое определе­ние «пунктов разногласий» с оппонентом. Пока вы спо­рите обо всем, вероятность выработки согласованного мне­ния невелика. Обычно у оппонентов бывают разные позиции не по всем и даже не по большинству аспектов проблемы, а только по некоторым из них. Важно уметь установить те моменты, по которым оппонент согласен с вами, а также определить конкретно те несколько пунктов, по которым есть разногласия.

4. Задача дискуссии — не только высказаться, но и убе­дить оппонента в правильности своей точки зрения. Конечная цель спора — произвести изменения в точке зрения оп­понента. Очевидно, чем лучше вы знаете индивидуаль­ные особенности, оппонента, тем правильнее определяе­те стратегию спора, тем более он конструктивен и ме­нее конфликтен. Что же важно знать об оппоненте, чтобы дискуссия стала более продуктивной? Перечислим.

Личностные качества оппонента: его порядочность, самооценку, направленность, особенности характера, тем­перамента и др.

Уровень профессиональной подготовки в проблемной об­ласти спора. Если директор школы спорит о плане ее ра­боты на учебный год с начальником районного управле­ния образования, который до этого 17 лет был директором школы, — это один спор. Если начальник работает в сис­теме образования второй год, а до этого последовательно возглавлял в районе сахарный завод, животноводство и по­чту, то это совсем другой спор и по содержанию, и по фор­ме. Хотя объект спора один и тот же.

Жизненный опыт оппонента. Спор по одной и той же проблеме с семиклассником, десятиклассником и оппо­нентом, которому за 30 лет, не может быть одинаковым. Разный жизненный опыт требует разной аргументации

в споре.

Пол оппонента тоже сказывается на характере спора. Дискуссия с девочкой, девушкой, женщиной отличается от спора с мальчиком, юношей, мужчиной. Нужно учитывать различия в стиле мышления, эмоциональной реакции, ми­ровосприятии в целом женщин и мужчин.

5. Когда тетерев исполняет свою песню — токует, то аб­солютно ничего не слышит. Этим пользуются охотники. Они приближаются к тетереву на расстояние надежного выстрела именно во время токования. О тетереве расска­зано для тех, кто в процессе дискуссии, спора, кроме себя, никого и ничего не слышит.

Чтобы убедить оппонента, необходимо, во-первых, оце­нить его позицию, выявить в ней не только слабые, оши­бочные, но и сильные, правильные стороны. Во-вторых, желательно установить и по возможности понять мотивы его поведения. Нужно определить, почему оппонент пошел на спор и чего хочет добиться. Тогда дискуссия, спор будут идти более продуктивно и менее конфликтно.

В споре важно постоянно оценивать позицию оппонен­та, выслушивать его и постараться понять аргументы.

6. Спор становится конструктивным, если оппоненты чет­ко аргументируют свою позицию. Желательно не просто по­казать преимущество вашей позиции, а привести в до­казательство факты, примеры, другие объективные до­воды. Необходимо также обращать внимание не только на основные проблемы спора, но и на их детали. Детали, час­тности порой могут многое определить в споре.

7. Эта рекомендация отчасти связана с предыдущей. За­кономерности правильного мышления, а следовательно, и общения изучает наука логика. Поэтому, чем более полно и грамотно вы соблюдаете в споре законы логики, тем конструктивнее дискуссия. Учителю, директору важно уметь отличать факты от мнений о фактах, доказанные и проверенные практикой знания от гипотетических.

8. Чем жестче вы заявляете свою позицию в споре, чем меньшее пространство для возможного маневра оставляе­те оппоненту, тем больше вероятность обострения спора, возрастания его конфликтного потенциала. Свою позицию лучше излагать в виде рассуждений, подавать ее не как единственно правильную, а как один из возможных ва­риантов.

Желательно не выкладывать все ваши сильные аргу­менты сразу, а оставлять несколько ударных доводов на тот случай, если спор затянется. Одним словом, важным условием достижения успеха в споре является наличие вы­держки.

9. Фундаментальный принцип конструктивного веде­ния спора — уважительное отношение к оппоненту. Не обладая полной информацией о том, что известно оппонен­ту по проблеме спора, постарайтесь несколькими вопроса­ми-тестами выяснить это. А у американских конфликтологов Р. Фишера и У. Юри, как всегда свои рекомендации.

Во-первых, необходимо отделять проблему спора от лю­дей. Представьте, что оппонента с его индивидуальными особенностями нет. Но ведь проблема, которую он поднял, осталась. В чем ее суть? Ответив на этот вопрос, вы усили­те конструктивность спора.

Во-вторых, важно не расширять круг обсуждаемых про­блем в процессе спора. Задача дискуссии — минимизировать количество спорных моментов, хотя обычно проис­ходит наоборот.

В-третьих, категорически не рекомендуется переносить оценку позиции оппонента на оценку его личности. Это ти­пичная ошибка, допускаемая директором в споре с учите­лем, а также учителем в споре с учеником.

10. Дискуссия, спор неизбежно вызывают у оппонентов повышенное эмоциональное состояние. Без эмоций трудно убедить партнера по общению в вашей правоте. Эмоции по­могают найти истину. Однако эмоций должно быть в меру. Если оппонентам удается сохранить спокойствие в про­цессе спора, он развивается более продуктивно и не оказы­вает негативного влияния на взаимоотношения спорящих. Важно, чтобы в дискуссии, споре рациональный компонент всегда доминировал над эмоциональным. Излишние эмо­ции представляют собой главную опасность конструк­тивному развитию спора. Они же часто приводят и кон­фликтам. Еще Платон говорил: «Выдержка — неодолимая сила истинного убеждения».

Таким образом, общение играет важнейшую роль в жиз­ни ученика, учителя, директора. Ошибки, допускаемые в общении, могут быть как основной причиной возникно­вения конфликтов в школьных коллективах, так и стиму­лятором обострения отношений, которое происходит по другим причинам. С другой стороны, именно общение яв­ляется основным инструментом профилактики и конструк­тивного разрешения большинства конфликтов в общеоб­разовательной школе.

Грамотному общению можно научиться в любом возра­сте. Рассмотренные выше рекомендации безусловно помо­гут ученику, учителю, директору значительно улучшить уровень общения с окружающими. Но следует подчерк­нуть, что все зависит от самого человека. Главное — по­стоянно работать над собой.