Приемы подготовки к ВПР в 11 классе. Задание 19 (чтение текста)
Питиримова Т.В.,
учитель английского языка
КОГОАУ ЛЕН
Киров,2019
Что такое ВПР по английскому языку в 11 классе
«ВПР – это новая форма оценочных процедур в области иностранного языка, но она концептуально близка к ЕГЭ. Различие состоит в том, что ЕГЭ – многоуровневый экзамен, охватывает 3 уровня общеевропейских компетенций владения иностранным языком (от А2+ до В2) и выполняет функцию вступительного экзамена в высшие учебные заведения, а ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс иностранного языка (английский язык) на базовом уровне».
Вербицкая М.В. (доктор филологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель
Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным
языкам).
Что лежит в основе ВПР
- В основе ВПР- компетентностный и деятельностный подходы, они подразумевают конкретные умения в во всех четырех видах деятельности.
- В проверочной работе главное внимание уделяется коммуникативным умениям в аудировании, чтении , говорении языковым знаниям и навыкам.
Задание 19 устной части ВПР и задание 1 устной части ЕГЭ полностью совпадают.
Есть разница во времени: ВПР -2 минуты на подготовку, на ЕГЭ -1,5 минуты.
Существуют и разные подходы к критериям оценивания.
Обучающийся должен уметь
- Соблюдать фразовое ударение .
- Правильно расставить паузы , т.е. разделить текст на смысловые группы .
- Владеть логическим ударением .
- Владеть восходящим тоном для оформления незаконченной смысловой группы.
- Правильно интонационно оформлять каждое предложение в соответствии с его коммуникативным типом.
- Соблюдать средний темп чтения - 1.5 минуты, чтобы прочитать текст из 150-170 слов.
Для получения максимального балла за чтение необходимо:
- Разобраться с транскрипцией и основными правилами чтения на английском языке.
- Ежедневно читать вслух тексты из разных источников.
- Использовать звуковое сопровождение (читать и слушать одновременно, делать паузы и повторять).
- Записывать чтение текста, анализировать запись и сверять со звуковым образцом.
- Вести словарь сложных слов .
Для получения максимального балла за чтение необходимо:
6. Обратить внимание на чтение окончаний существительных , в зависимости от того, глухой или звонкий согласный предшествует окончанию – s.
7. Обратить внимание на особые слова, которые оканчиваются на шипящие и свистящие звуки:-s,-ss, -x, -ch, -sh, -ge /ʤ/.
Рассмотрим 2 варианта ВПР в 2019 году
Вариант 7
Обратимся к критериям оценки первого задания Вариант 7
Вариант 8
Вариант 8
Примеры чтения текста участниками ВПР
1009
1010
1011
1012
1015
Анализ типичных ошибок :
- неправильное прочтение слов antivirus, sources оказалось весьма распространенной ошибкой вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте неправильное произношение звуков [θ], [ð], [ŋ], [h] неумение делить простые и сложные предложения на смысловые группы вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте неправильное интонирование финальных и нефинальных смысловых групп и разных типов коммуникативных предложений неумение интонировать смысловые группы с перечислением неправильное произношение межзубного звука [ð] ( иногда в слове however вместо звука [v] произносится звук [ð])
- неправильное прочтение слов antivirus, sources оказалось весьма распространенной ошибкой вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте неправильное произношение звуков [θ], [ð], [ŋ], [h] неумение делить простые и сложные предложения на смысловые группы вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте неправильное интонирование финальных и нефинальных смысловых групп и разных типов коммуникативных предложений неумение интонировать смысловые группы с перечислением неправильное произношение межзубного звука [ð] ( иногда в слове however вместо звука [v] произносится звук [ð])
- неправильное прочтение слов antivirus, sources оказалось весьма распространенной ошибкой
- вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте
- неправильное произношение звуков [θ], [ð], [ŋ], [h]
- неумение делить простые и сложные предложения на смысловые группы
- вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте
- неправильное интонирование финальных и нефинальных смысловых групп и разных типов коммуникативных предложений
- неумение интонировать смысловые группы с перечислением
- неправильное произношение межзубного звука [ð] ( иногда в слове however вместо звука [v] произносится звук [ð])
Ошибки, которые появляются в результате волнения обучающихся
- запинки
- неправильное деление предложений на синтагмы (смысловые группы)
- незаконченные предложения
- перечитывание отдельных слов
- неровный темп чтения
- замена слов (practically-particularly)
Типичные ошибки обучающихся
- Неправильное чтение предложений с перечислением (должно быть с восходящей интонацией)
- Неправильная интонация утвердительных предложений (должна быть с нисходящим тоном)
- Неправильная постановка логического ударения (оно должно падать на слова, несущие основной смысл в предложении – скорее всего, это существительное или глагол)
- Неправильное произношение звуков, типичных для английского языка, подмена их произношения на русские звуки: [θ], [ð], [w], [h], [ŋ], [ɜ:]
- Отсутствие «связующего r» (linking r) – то есть, озвучивание конечной r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are … )
- Ошибки на правила чтения и исключениями из правил;
- Оглушение конечных звонких согласных
- Неправильная постановка ударения в многосложных словах.
Практические советы для обучающихся:
- Тренируйтесь дома с диктофоном, прослушивайте себя и отмечайте ошибки. Так как на экзамене вы можете встретиться с шумовыми помехами в лице других обучающихся это, несомненно, будет мешать, поэтому тренируясь, включайте телевизор или другие источники для имитации шумового эффекта.
- Если вы не знаете, как читается слово (например, shallow) – вспоминайте, как читаются похожие слова (narrow) и читайте по аналогии. При подготовке произношение всех трудных слов следует сверять со словарем.
- Делайте паузы на знаках препинания и выделяйте интонацией самостоятельные части речи.
- Не нужно торопиться, времени вполне достаточно, чтобы в обычном темпе прочитать текст.
- Если высчитаете, что прочитали какое-то слово неправильно – перечитайте его правильно. Засчитан будет последний вариант прочтения этого слова.
Задачи, стоящие перед учителем:
- Выявлять типичные ошибки у обучающихся
- Практиковать на уроке чтение вслух и про себя
- Практиковать чтение в парах с последующим анализом ошибок самими обучающимися
- Использовать не только имитационный подход (чтение за диктором и вместе с диктором, после диктора), но и сознательноимитационный подход (понимание усвоение и применение правил чтения)
- При отработке произношения звуков использовать оппозиции фонем,
- например [d–t], [i–i:], [θ– ð]
- При отработке звуков использовать рифмовки, песни, стихи
- При отработке слитности речи и правильного деления на синтагмы (смысловые группы) при чтении использоваться такими игровыми приемами, как «фонетическая лестница / снежный ком»
- Для облегчения восприятия интонации использовать движения рук, показывая нисходящий или восходящий тон при оформлении коммуникативных типов предложений.
- Регулярно контролировать фонетическое чтение (проводить контрольное чтение на уроках)
- Регулярно использовать различные тренажеры по чтению ( и в среднем и старшем звене)
Вывод
Включение устной части в ВПР имеет принципиальное значение и подтверждает курс на реальное овладение языком, которое может обеспечить только последовательное применение коммуникативно-когнитивной методики обучения и деятельностного подхода.
Таким образом, систематическая работа над чтением на уроке на всем этапе обучения снимает страх и напряжение обучающихся перед выполнением задания по чтению (устная часть) во время ВПР и ЕГЭ.
Список использованной литературы :
1.Вербицкая М.В. Всероссийская проверочная работа как шаг на пути к обязательному ЕГЭ по английскому языку.» // Педагогические измерения. – 2018. – № 1. – С. 24-30 «ФИПИ», г. Москва
2. Демоверсия Всероссийской проверочной работы по английскому языку для 11 класса.-WWW.fipi.ru
3. Описание Всероссийской проверочной работы по английскому языку для 11 класса.-WWW.fipi.ru
4. Мишин А.В. "Английский язык. ЕГЭ. Устная часть. М.: издательство «Просвещение»,2019-36 с.
https://static.tgstat.ru/public/images/channels/_ 0/9a/9a0ae8f489f571b927e789ef88067278.jpg
Спасибо за внимание!