Владение компетенциями, необходимыми
для проверки сочинения (изложения):
- знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения;
- умение объективно оценивать сочинения;
- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
- умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
- умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;
- умение классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;
- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
- умение обобщать результат
«Война и мир»
Темы предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, о других вечных проблемах
Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость.
Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является
неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы.
Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию
Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями
Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса;
неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;
нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.
Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;
неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;
искажение литературных текстов и фактические ошибки.
Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением
Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:
- употребление слова в несвойственном ему значении;
- употребление слов и выражений другого стиля, речевые штампы, канцеляризмы;
- неуместное использование эмоционально окрашенных слов;
- немотивированное применение просторечных слов и выражений;
- смешение лексики разных исторических эпох;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление лишнего слова (плеоназм);
- речевые повторы (тавтология);
- необоснованный пропуск слова;
Ошибки по критерию № 5 «Грамотность»
подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку.
К негрубым относятся ошибки:
1 слова с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедшие в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива;
2 в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая
анализируемый текст);
3 в написании большой буквы в составных собственных наименованиях: Великая Отечественная война;
4 в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например: глухонемой, нефтегазовый,
5 В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
6 в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного
сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием,
например: (активно) действующий, (сильно)действующий
7 в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну!!!
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
Участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые существенно отличаются. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения).