СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по проверке итогового сочинения 2019-2020 уч.г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по проверке итогового сочинения 2019-2020 уч.г.»

 Владение компетенциями, необходимыми  для проверки сочинения (изложения): - знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения; - умение объективно оценивать сочинения; - умение применять установленные критерии и нормативы оценки;  - умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;

Владение компетенциями, необходимыми

для проверки сочинения (изложения):

- знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения;

- умение объективно оценивать сочинения;

- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

- умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;

 - умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки; - умение классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых; - умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования; - умение обобщать результат

- умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

- умение классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;

- умение обобщать результат

  «Война и мир» Темы предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, о других вечных проблемах

«Война и мир»

Темы предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, о других вечных проблемах

 Надежда и отчаяние В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость.

Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость.

 Добро и зло Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы.

Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является

неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы.

 Гордость и смирение Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию

Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию

 Он и она Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями

Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями

Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:  непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса; неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения; нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.

Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:

непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса;

неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.

Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»: неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания; неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу; искажение литературных текстов и фактические ошибки.

Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;

неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;

искажение литературных текстов и фактические ошибки.

Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:  непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки; отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением

Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:

непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;

отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением

Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»: - употребление слова в несвойственном ему значении; - употребление слов и выражений другого стиля, речевые штампы, канцеляризмы; - неуместное использование эмоционально окрашенных слов; - немотивированное применение просторечных слов и выражений; - смешение лексики разных исторических эпох; - нарушение лексической сочетаемости; - употребление лишнего слова (плеоназм); - речевые повторы (тавтология); - необоснованный пропуск слова;

Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:

- употребление слова в несвойственном ему значении;

- употребление слов и выражений другого стиля, речевые штампы, канцеляризмы;

- неуместное использование эмоционально окрашенных слов;

- немотивированное применение просторечных слов и выражений;

- смешение лексики разных исторических эпох;

- нарушение лексической сочетаемости;

- употребление лишнего слова (плеоназм);

- речевые повторы (тавтология);

- необоснованный пропуск слова;

Ошибки по критерию № 5 «Грамотность» подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку.

Ошибки по критерию № 5 «Грамотность»

подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку.

 К негрубым относятся ошибки: 1 слова с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедшие в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива; 2 в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст); 3 в написании большой буквы в составных собственных наименованиях: Великая Отечественная война; 4 в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например: глухонемой, нефтегазовый, 5 В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 6 в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно) действующий, (сильно)действующий 7 в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи

К негрубым относятся ошибки:

1 слова с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедшие в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива;

2 в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая

анализируемый текст);

3 в написании большой буквы в составных собственных наименованиях: Великая Отечественная война;

4 в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например: глухонемой, нефтегазовый,

5 В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

6 в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного

сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием,

например: (активно) действующий, (сильно)действующий

7 в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну!!! При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну!!!

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

Участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые существенно отличаются. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения).

Участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые существенно отличаются. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения).