Рекомендации по работе с различными факторами школьной тревожности для классных руководителей
Общая тревожность в школе
В работе с общей школьной тревожностью классный руководитель может использовать некоторые принципы позитивного воспитания:
1. Понимать потребность ребенка в принадлежности (ребенок должен ощущать, что он любим).
2. Взаимное уважение («Я буду относиться к тебе хорошо, так, как я хотела бы, чтобы относились ко мне»).
3. Принимать ребенка таким, какой он есть (ребенок должен знать: что бы ни случилось, какую бы ошибку он не совершил - вы всегда будете хорошо к нему относиться).
4. Последовательность воспитательных воздействий («нельзя» - всегда должно быть «нельзя». Все взрослые, причастные к воспитанию, должны придерживаться этих правил).
5. Правильно построенное общение (доверительные отношения).
I. Социальный стресс
1. Интересуйтесь жизнью учеников (при этом не навязываясь им)
2. Демонстрируйте позитивное отношение как ко всем ученикам в целом, так и к каждому из них по отдельности
3. Изучите статусную структуру класса. Организуйте внеклассные мероприятия при помощи лидеров класса так, чтобы каждый ученик был заинтересован в этом мероприятии.
4. Хорошо провести классные часы на темы: «Уважение в общении», «Эмпатия и толерантность: что это?» и пр.
5. Так же полезно обсудить особо напряженные ситуации и способы выхода из них «со стороны», в рамках сюжета рассказа, книги или фильма.
II. Фрустрация потребности в достижении успеха
1. Поощряйте проявление активности на уроке.
2. Не унижайте ребенка за его ошибки.
3. Создавайте для учеников ситуации успеха на уроке:
- Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. - Авансирование успешного результата. Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силах и возможностях.
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
- Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
- Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
- Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
- Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Кроме этого:
1. Поощряйте проявление активности во внеклассной деятельности, организации внеклассных мероприятий
2. Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка
3. Заинтересовывайте учеников во внеклассной работе, давайте им общественные поручения
III. Страх проверки знаний
1. Не предъявляйте к детям завышенных требований, лучше окажите лишний раз поддержку
2. Чаще отмечайте успехи детей в учебе, хвалите их за учебные достижения
3. Организуйте взаимопомощь в изучении материала более сильных учеников более слабым.
4. Используйте непосредственно перед контрольной техники снятия напряжения (например, дыхательные)
5. Ознакомьте родителей с рекомендациями по снижению психологической напряженности ребенка.
IV. Страх самовыражения
1. Поощряйте проявления позитивной активности ребенка во внеклассной работе: – «Будет очень хорошо, если ты этим займешься»; – «Это очень любезно с твоей стороны»; – «Ты очень поможешь мне, если это сделаешь» и т.д.
2. При организации внеклассных мероприятий советуйтесь с классом, спрашивайте мнения детей.
3. Учите детей радоваться чужим успехам и сопереживать неудачам.
4. Создавайте ситуации успеха для детей с наибольшим уровнем страха самовыражения для того, чтобы они почувствовали свою значимость.
5. Демонстрируйте доброжелательное отношение к детям, не унижайте, если они в чем-то неправы.
V. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
1. Обучайте детей способам быстрого снятия напряжения.
2. Считайтесь с возможностями учеников
3. Соблюдайте этические нормы в общении с учениками
4. При организации внеклассных мероприятий учитывайте пожелания класса
5. Любые требования и правила должны быть обоснованны, ученики должны понимать, зачем им следует выполнять то или иное требование
6. Когда организуете внеклассное мероприятие, старайтесь задействовать весь класс
VI. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
1. Выстраивайте отношения с ребенком по принципу взаимного уважения («Я буду относиться к тебе хорошо, так, как я хотела бы, чтобы относились ко мне»).
2. Придерживайтесь последовательности воспитательных воздействий («нельзя» - всегда должно быть «нельзя». Все взрослые, причастные к воспитанию, должны придерживаться этих правил).
3. Используйте в повседневном общении приветливые фразы: -«Я рада тебя видеть» - «Хорошо, что ты пришел» - «Мне нравится, как ты...» -«Ты, конечно, справишься ...»