СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных и общеобразовательных и общеразвивающих программ в области исксств"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источники

 

• сборник материалов для ДШИ (ДМШ, ДХШ) «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» ЧАСТЬ I (сайт: http://rumcrb.ucoz.ru/index/dokumenty/0-12) ;                                                 автор-составитель: А.О. Аракелова

 

•федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Просмотр содержимого документа
«"Рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных и общеобразовательных и общеразвивающих программ в области исксств"»

Дополнительная предпрофессиональная  общеобразовательная программа в области искусств: Источники  сборник материалов для ДШИ (ДМШ, ДХШ) «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» ЧАСТЬ I  (сайт : http://rumcrb.ucoz.ru/index/dokumenty/0-12 ) ;  автор-составитель: А.О. Аракелова федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств:

Источники

  • сборник материалов для ДШИ (ДМШ, ДХШ) «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» ЧАСТЬ I (сайт : http://rumcrb.ucoz.ru/index/dokumenty/0-12 ) ; автор-составитель: А.О. Аракелова
  • федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.
Программа учебного предмета : Источники рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств сайт: http://kkt62.ru/documents/official/methodological / ; примерные учебные программы по видам искусств для детских школ искусств;

Программа учебного предмета :

Источники

  • рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств

сайт: http://kkt62.ru/documents/official/methodological / ;

  • примерные учебные программы по видам искусств для детских школ искусств;
Структура программы учебного предмета  Титульный лист 1. Пояснительная записка. 2. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов). 3. Содержание учебного предмета. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 5. Формы и методы контроля, система оценок. 6. Методическое обеспечение учебного процесса 7. Список литературы и средств обучения.

Структура программы учебного предмета

Титульный лист

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов).

3. Содержание учебного предмета.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

5. Формы и методы контроля, система оценок.

6. Методическое обеспечение учебного процесса

7. Список литературы и средств обучения.

Титульный лист программы учебного предмета должен содержать:  полное наименование ДШИ; наименование учебного предмета с указанием наименования предпрофессиональной или общеразвивающей программы; год разработки программы.

Титульный лист

программы учебного предмета должен содержать:

полное наименование ДШИ;

наименование учебного предмета с указанием наименования предпрофессиональной или общеразвивающей программы;

год разработки программы.

Оборотная сторона титульного листа программы учебного предмета должна содержать: сведения о разработчике программы и рецензентах,   сведения о рассмотрении данной программы на заседании методического совета,  ее утверждении с указанием даты.

Оборотная сторона титульного листа программы учебного предмета должна содержать:

  • сведения о разработчике программы и рецензентах,
  • сведения о рассмотрении данной программы на заседании методического совета,
  • ее утверждении с указанием даты.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  в соответствии с какими документами разработана программа - срок реализации учебного предмета - объем учебного времени - форма проведения учебных аудиторных занятий - цели и задачи учебного предмета связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана образовательного учреждения методы обучения описание материально-технических условий реализации учебного предмета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • в соответствии с какими документами разработана программа

- срок реализации учебного предмета

- объем учебного времени

- форма проведения учебных аудиторных занятий

- цели и задачи учебного предмета

  • связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана образовательного учреждения
  • методы обучения
  • описание материально-технических условий реализации учебного предмета
ПРИМЕР:  - Срок реализации учебного предмета составляет 8 лет. В первый класс поступают дети в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия). Объем учебного времени (полный курс обучения): Максимальная учебная нагрузка – 1316 часов: Аудиторные занятия – 559 часов; Самостоятельная работа – 757 часов; Консультации – 62 часа.  Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная

ПРИМЕР:

- Срок реализации учебного предмета составляет 8 лет.

В первый класс поступают дети в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет.

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия).

Объем учебного времени (полный курс обучения):

Максимальная учебная нагрузка – 1316 часов:

Аудиторные занятия – 559 часов;

Самостоятельная работа – 757 часов;

Консультации – 62 часа.

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная

ЦЕЛЬ Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса. Общая целевая ориентация программы должна учитывать развитие ребенка, его творческого потенциала на основе приобретения определённых знаний, умений, навыков.

ЦЕЛЬ

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса.

Общая целевая ориентация программы должна учитывать развитие ребенка, его творческого потенциала на основе приобретения определённых знаний, умений, навыков.

ЗАДАЧИ Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (сформировать, организовать, создать) Задачи должны быть:  конкретные  достижимые  измеряемые

ЗАДАЧИ

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (сформировать, организовать, создать)

Задачи должны быть:

  • конкретные
  • достижимые
  • измеряемые
Классификация задач обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);  • познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);  • развивающая (развитие личностных самообразований: активность, самостоятельность, общение);  • мотивационная (мотивация - побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества; включение в активную деятельность, ситуация успеха);  • социально - педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме);  • эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту);  • оздоровительная (формирование здорового образа жизни).

Классификация задач

  • обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей); • познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность); • развивающая (развитие личностных самообразований: активность, самостоятельность, общение); • мотивационная (мотивация - побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества; включение в активную деятельность, ситуация успеха); • социально - педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме); • эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту); • оздоровительная (формирование здорового образа жизни).
Методы обучения:  получения новых знаний – рассказ, показ, объяснение, иллюстрация, демонстрация, лекция-концерт, презентация, беседа, работа с книгой;    формирования учебных умений и накопления опыта учебной деятельности – упражнения, поисковая работа в решении проблемных ситуаций, активизация логического мышления основанная на использовании различных аналитических приемов – наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений;   закрепления и повторения изученного материала – повторение, метод взаимной проверки, анализ учебного материала;   эмоционального стимулирования – создание ситуаций успеха в учении, использование игровых форм организации учебной деятельности, постановка системы перспектив;   системный метод, заключающийся в обобщении педагогом опыта своей работы с учениками и выработке определённых принципов обучения и воспитания.   организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта;

Методы обучения:

  • получения новых знаний – рассказ, показ, объяснение, иллюстрация, демонстрация, лекция-концерт, презентация, беседа, работа с книгой;

 

  • формирования учебных умений и накопления опыта учебной деятельности упражнения, поисковая работа в решении проблемных ситуаций, активизация логического мышления основанная на использовании различных аналитических приемов – наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений;
  • закрепления и повторения изученного материала повторение, метод взаимной проверки, анализ учебного материала;
  • эмоционального стимулирования – создание ситуаций успеха в учении, использование игровых форм организации учебной деятельности, постановка системы перспектив;

  • системный метод, заключающийся в обобщении педагогом опыта своей работы с учениками и выработке определённых принципов обучения и воспитания.
  • организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта;

Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом: В ДШИ могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др. Раздел программы «Содержание учебного предмета» должен отражать объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета. №№ Наименование раздела, темы   Вид учебного занятия   Общий объем времени (в часах)   Максимальная учебная нагрузка   Самостоятельная работа   Аудиторныезанятия    

Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом:

В ДШИ могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.

Раздел программы «Содержание учебного предмета» должен отражать объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета.

№№

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

 

Общий объем времени (в часах)

 

Максимальная учебная нагрузка

 

Самостоятельная работа

 

Аудиторныезанятия

 

 

Раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся»  содержит перечень знаний, умений, навыков на различных этапах обучения.   ПРИМЕР: В конце 1 класса обучающиеся должны знать: весь объём теоретического материала, пройденного за год. Обучающиеся должны уметь: Тактировать ритмические упражнения с использованием ритмослогов в пройденных размерах. Сольфеджировать нотные примеры. 3. Запомнить мелодию с 2-3 проигрываний (устный диктант). Досочинить мелодию. Определять на слух: ступени, интервалы, аккорды, жанры, лад и размер. Играть с аккомпанементом пройденные попевки в разных тональностях. 7. Играть гармонические обороты.

Раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» содержит перечень знаний, умений, навыков на различных этапах обучения.

ПРИМЕР:

В конце 1 класса обучающиеся должны знать:

весь объём теоретического материала, пройденного за год.

Обучающиеся должны уметь:

  • Тактировать ритмические упражнения с использованием ритмослогов в пройденных размерах.
  • Сольфеджировать нотные примеры.

3. Запомнить мелодию с 2-3 проигрываний (устный диктант).

  • Досочинить мелодию.
  • Определять на слух: ступени, интервалы, аккорды, жанры, лад и размер.
  • Играть с аккомпанементом пройденные попевки в разных тональностях.

7. Играть гармонические обороты.

 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Основными видами контроля успеваемости являются:  текущий контроль;  промежуточная аттестация;  итоговая аттестация.  Формы текущего контроля – контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты. Формы промежуточной аттестации – контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов и пр.) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета. Формы итоговой аттестации – выпускной экзамен.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Формы текущего контроля контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты.

Формы промежуточной аттестации – контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов и пр.) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета.

Формы итоговой аттестации – выпускной экзамен.

Критерии оценок 1. Основы исполнительской техники: качество звукоизвлечения – качество и тембр звука; звуковедение; динамический диапазон; артикуляция; техническая оснащённость. 2. Интерпретация музыкального произведения: грамотное исполнение текста; соответствие форме, стилю, темпу, метроритму; ясная фразировка. 3. Программа: соответствие уровню; фактор сложности; разнообразие программы. 4.Общее впечатление: музыкальная выразительность; артистичность.

Критерии оценок

1. Основы исполнительской техники:

  • качество звукоизвлечения – качество и тембр звука;
  • звуковедение;
  • динамический диапазон;
  • артикуляция;
  • техническая оснащённость.

2. Интерпретация музыкального произведения:

  • грамотное исполнение текста;
  • соответствие форме, стилю, темпу, метроритму;
  • ясная фразировка.

3. Программа:

  • соответствие уровню;
  • фактор сложности;
  • разнообразие программы.

4.Общее впечатление:

  • музыкальная выразительность;
  • артистичность.
 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА   1. Методические рекомендации преподавателям 2. Методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся 3. Методы организации педагогического процесса: –  подготовительный этап анализ ситуации и постановка педагогической цели проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения –  основной этап осуществление плана решения на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корректирование течения педагогического процесса –  заключительный этап анализ и обобщение результатов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации преподавателям

2. Методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся

3. Методы организации педагогического процесса:

–  подготовительный этап

  • анализ ситуации и постановка педагогической цели
  • проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий

решения

–  основной этап

  • осуществление плана решения на практике, включающее организацию
  • взаимодействия, регулирование и корректирование течения

педагогического процесса

–  заключительный этап

  • анализ и обобщение результатов
 Список литературы и средств обучения ПРИМЕР: Учебно-методическая литература Петрушин В Музыкальная психология. – М.: Гуманитарный Центр «Владос», 1997. – 400 с. Нотная литература Ефимов В. «Музыкальные картинки». – М.: Русское музыкальное товарищество, 2002 .

Список литературы и средств обучения

ПРИМЕР:

Учебно-методическая литература

  • Петрушин В Музыкальная психология. – М.: Гуманитарный Центр «Владос»,

1997. – 400 с.

Нотная литература

  • Ефимов В. «Музыкальные картинки». – М.: Русское музыкальное товарищество, 2002 .
 Презентацию выполнила:  Новоселова Юлия Сергеевна  преподаватель фортепиано   2018г.

Презентацию выполнила: Новоселова Юлия Сергеевна преподаватель фортепиано 2018г.