Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств:
Источники
- сборник материалов для ДШИ (ДМШ, ДХШ) «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» ЧАСТЬ I (сайт : http://rumcrb.ucoz.ru/index/dokumenty/0-12 ) ; автор-составитель: А.О. Аракелова
- федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.
Программа учебного предмета :
Источники
- рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств
сайт: http://kkt62.ru/documents/official/methodological / ;
- примерные учебные программы по видам искусств для детских школ искусств;
Структура программы учебного предмета
Титульный лист
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов).
3. Содержание учебного предмета.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
5. Формы и методы контроля, система оценок.
6. Методическое обеспечение учебного процесса
7. Список литературы и средств обучения.
Титульный лист
программы учебного предмета должен содержать:
полное наименование ДШИ;
наименование учебного предмета с указанием наименования предпрофессиональной или общеразвивающей программы;
год разработки программы.
Оборотная сторона титульного листа программы учебного предмета должна содержать:
- сведения о разработчике программы и рецензентах,
- сведения о рассмотрении данной программы на заседании методического совета,
- ее утверждении с указанием даты.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- в соответствии с какими документами разработана программа
- срок реализации учебного предмета
- объем учебного времени
- форма проведения учебных аудиторных занятий
- цели и задачи учебного предмета
- связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана образовательного учреждения
- методы обучения
- описание материально-технических условий реализации учебного предмета
ПРИМЕР:
- Срок реализации учебного предмета составляет 8 лет.
В первый класс поступают дети в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия).
Объем учебного времени (полный курс обучения):
Максимальная учебная нагрузка – 1316 часов:
Аудиторные занятия – 559 часов;
Самостоятельная работа – 757 часов;
Консультации – 62 часа.
- Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная
ЦЕЛЬ
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса.
Общая целевая ориентация программы должна учитывать развитие ребенка, его творческого потенциала на основе приобретения определённых знаний, умений, навыков.
ЗАДАЧИ
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (сформировать, организовать, создать)
Задачи должны быть:
- конкретные
- достижимые
- измеряемые
Классификация задач
- обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей); • познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность); • развивающая (развитие личностных самообразований: активность, самостоятельность, общение); • мотивационная (мотивация - побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества; включение в активную деятельность, ситуация успеха); • социально - педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме); • эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту); • оздоровительная (формирование здорового образа жизни).
Методы обучения:
- получения новых знаний – рассказ, показ, объяснение, иллюстрация, демонстрация, лекция-концерт, презентация, беседа, работа с книгой;
- формирования учебных умений и накопления опыта учебной деятельности – упражнения, поисковая работа в решении проблемных ситуаций, активизация логического мышления основанная на использовании различных аналитических приемов – наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений;
- закрепления и повторения изученного материала – повторение, метод взаимной проверки, анализ учебного материала;
- эмоционального стимулирования – создание ситуаций успеха в учении, использование игровых форм организации учебной деятельности, постановка системы перспектив;
- системный метод, заключающийся в обобщении педагогом опыта своей работы с учениками и выработке определённых принципов обучения и воспитания.
- организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта;
Учебно-тематический план может быть представлен следующим образом:
В ДШИ могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.
Раздел программы «Содержание учебного предмета» должен отражать объем знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимся в процессе освоения учебного предмета.
№№
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Самостоятельная работа
Аудиторныезанятия
Раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» содержит перечень знаний, умений, навыков на различных этапах обучения.
ПРИМЕР:
В конце 1 класса обучающиеся должны знать:
весь объём теоретического материала, пройденного за год.
Обучающиеся должны уметь:
- Тактировать ритмические упражнения с использованием ритмослогов в пройденных размерах.
- Сольфеджировать нотные примеры.
3. Запомнить мелодию с 2-3 проигрываний (устный диктант).
- Определять на слух: ступени, интервалы, аккорды, жанры, лад и размер.
- Играть с аккомпанементом пройденные попевки в разных тональностях.
7. Играть гармонические обороты.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Формы текущего контроля – контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, творческий просмотр, творческий показ, спектакль, технические зачеты.
Формы промежуточной аттестации – контрольные уроки, зачеты и экзамены, проводимые в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, прослушивания, творческого просмотра, творческого показа, спектакля, письменных работ и устных опросов и пр.) указываются в программе учебного предмета по разделам или темам учебного предмета.
Формы итоговой аттестации – выпускной экзамен.
Критерии оценок
1. Основы исполнительской техники:
- качество звукоизвлечения – качество и тембр звука;
- звуковедение;
- динамический диапазон;
- артикуляция;
- техническая оснащённость.
2. Интерпретация музыкального произведения:
- грамотное исполнение текста;
- соответствие форме, стилю, темпу, метроритму;
- ясная фразировка.
3. Программа:
- соответствие уровню;
- фактор сложности;
- разнообразие программы.
4.Общее впечатление:
- музыкальная выразительность;
- артистичность.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся
3. Методы организации педагогического процесса:
– подготовительный этап
- анализ ситуации и постановка педагогической цели
- проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий
решения
– основной этап
- осуществление плана решения на практике, включающее организацию
- взаимодействия, регулирование и корректирование течения
педагогического процесса
– заключительный этап
- анализ и обобщение результатов
Список литературы и средств обучения
ПРИМЕР:
Учебно-методическая литература
- Петрушин В Музыкальная психология. – М.: Гуманитарный Центр «Владос»,
1997. – 400 с.
Нотная литература
- Ефимов В. «Музыкальные картинки». – М.: Русское музыкальное товарищество, 2002 .
Презентацию выполнила: Новоселова Юлия Сергеевна преподаватель фортепиано 2018г.