СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по взаимодействию детей с определенными трудностями (тревожные дети, агрессивные дети, гиперактивные дети).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание детей с определенными трудностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по взаимодействию детей с определенными трудностями (тревожные дети, агрессивные дети, гиперактивные дети).»

Яровикова В.Р.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ (ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ, АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ, ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ).

Воспитание детей с определенными трудностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество воспринимает таких детей как зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение таких детей в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. «Тревожные дети».

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Портрет тревожного ребенка:

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка?

Опытный воспитатель, впервые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение.

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.


Рекомендации для родителей детей с повышенной тревожностью.

В современном обществе проблема тревожности у детей становится всё более важной, и актуальной, поэтому ведущими отечественными психологами и педагогами была разработана система профилактики коррекции тревожности, которая включает в себя 3 направления:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Родителям в работе с такими детьми необходимы игры-драматизации (в "страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Как играть с тревожными детьми. (Рекомендации воспитателям).

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".

3. Если воспитатель вводит новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

2. «Агрессивные дети».

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина:

«Агрессия — это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. Одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.

Портрет агрессивного ребенка:

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Как выявить агрессивного ребенка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности.

Причины детской агрессивности:

непринятие детей родителями;

безразличие или враждебность со стороны родителей;

чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека);

избыток или недостаток внимания со стороны родителей;

запрет на физическую активность;

повышенная раздражительность;

также к повышенной агрессивности ребенка может привести неблагоприятная эмоциональная связь между родителями.

Работа с родителями агрессивного ребенка.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.

Выделяет четыре способа контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.). Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

Как играть с агрессивными детьми.

(Рекомендации воспитателям).

Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева. Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».

- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность. Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «Посчитал до десяти я и решил».

- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение (герои сказок)

- обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам.

3. «Гиперактивные дети». (СДВГ)

Гиперактивность обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности.

Портрет гиперактивного ребенка:

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.

Причины гиперактивности:

Генетические (наследственная предрасположенность);

Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Рекомендации для воспитателя по работе с ребенком с СДВГ:

- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию. От физических наказаний вообще надо отказаться.

- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект.

- Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

-Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей.

- Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.

Игры для гиперактивных детей

-игры на развитие внимания;

-игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

-игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"

-игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.

«Ожившие игрушки», «сороконожка», «испорченный телефон».

Работа с родителями агрессивного ребенка.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, таки педагогов и психологов. В связи с этим, работая с родителями гиперактивных детей родителям нужно предложить следующие советы:

•Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.

•Строить взаимоотношения на доверии и взаимопонимании.

•Контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил.

•Выслушать то, что хочет сказать ребёнок.

•Уделять ребёнку достаточно внимания.

•Не допускать ссор в присутствии ребёнка.

•Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

•Не прибегать к физическому наказанию.

•Приучать ребёнка к последовательности, целеустремлённости.

•Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

•Избегать больших скоплений людей.

•Оградить от длительного просмотра телевизора, занятий на компьютере.

•Говорить всё сдержанно, спокойно и мягко.

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что создание психологической, нравственной атмосферы, помогает особому ребенку не ощущать себя не таким как все, и, он приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.



Примерная схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка (по Н.М. Платоновой)

Ф.и.о. ребенка_____________________________________________________

Возраст________ дата заполнения____________ период наблюдения_______

Ф.и.о. заполнившего протокол (родитель, педагог, психолог)______________


Таблица

Показатели проявления агрессивности

Поведенческие акты

Частота проявления

1.Вегетативные признаки и внешние

проявления

агрессивности

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

0 1 2 3 4

кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

0 1 2 3 4

сжимает кулаки в состоянии обиды

0 1 2 3 4

сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

0 1 2 3 4

2.Длительность выхода

из состояния

раздражения,

гнева

После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут

0 1 2 3 4

после агрессивной реакции успокаивается в течение 30 минут

0 1 2 3 4

после агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа

0 1 2 3 4

после агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня

0 1 2 3 4

3.Чувствительность к помощи

взрослого

Не может успокоиться без помощи взрослого

0 1 2 3 4

замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии

0 1 2 3 4

замечания в устной форме не тормозят физической агрессии

0 1 2 3 4

чувство неприязни к другим не корректируется извне

0 1 2 3 4

4. Отношение к собственным проявлениям агрессии

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его

0 1 2 3 4

признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

0 1 2 3 4

признает негативность, но продолжает агрессивные появления

0 1 2 3 4

не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

0 1 2 3 4


5.Недостаточность в проявлении

гуманных

чувств

Делает что-то назло другим

0 1 2 3 4

проявляет безразличие к страданиям других

0 1 2 3 4

стремится причинить другому страдания

0 1 2 3 4

отсутствие чувства вины после агрессивных реакций

0 1 2 3 4

6. Реакция на

новую обстановку и на ограничения

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии

0 1 2 3 4

непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии

0 1 2 3 4

в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

0 1 2 3 4

оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

0 1 2 3 4

7. Реактивность, чувствительность

к агрессии других

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других

0 1 2 3 4

проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

0 1 2 3 4

проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

0 1 2 3 4

провоцирует проявление агрессии

0 1 2 3 4


8. Проявление агрессии в присутствии других

Проявляет агрессию один на один

0 1 2 3 4

проявляет агрессию в присутствии других сверстников

0 1 2 3 4

проявляет агрессию в присутствии взрослых

0 1 2 3 4

ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии

0 1 2 3 4

9. Проявление физической агрессии,

направленной на предмет

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

0 1 2 3 4

портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

0 1 2 3 4

в состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

0 1 2 3 4

портит вещи независимо от состояния и ситуации

0 1 2 3 4

10. Проявление агрессии, направленной на других детей

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

0 1 2 3 4

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

0 1 2 3 4

проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

0 1 2 3 4

задирается, провоцирует проявление агрессии

0 1 2 3 4


11. Проявление агрессии, направленной на взрослых

Проявляет агрессию по отношению к родителям

0 1 2 3 4

проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

0 1 2 3 4

проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

0 1 2 3 4

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

0 1 2 3 4

проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

0 1 2 3 4

12. Проявле­ние агрессии, направлен­ной на себя

Причиняет себе ущерб в состоянии раз­дражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

0 1 2 3 4

причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

0 1 2 3 4

просит причинить ущерб в наказание

0 1 2 3 4

причиняет себе ущерб без видимых при­чин

0 1 2 3 4

13. Проявле­ние агрессии, направлен­ной на жи­вотных

Насильно ловит животных

0 1 2 3 4

причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

0 1 2 3 4

причиняет ущерб животным без видимых причин

0 1 2 3 4

убивает животных

0 1 2 3 4

14. Проявле­ния вербаль­ной агрессии

Говорит обидные слова детям

0 1 2 3 4

говорит обидные слова взрослым

0 1 2 3 4

говорит нецензурные слова детям

0 1 2 3 4

говорит нецензурные слова взрослым

0 1 2 3 4

15. Проявле­ния физичес­кой агрессии

Замахивается,

0 1 2 3 4

щипает, дергает за волосы

0 1 2 3 4

бьет рукой

0 1 2 3 4

бьет ногой

0 1 2 3 4

Обработка и интерпретация результатов

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 – не проявляется никогда,

1 – иногда наблюдается,

2 – наблюдается довольно часто,

3 – проявляется почти всегда,

4 – наблюдается постоянно.