Яровикова В.Р.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ (ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ, АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ, ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ).
Воспитание детей с определенными трудностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество воспринимает таких детей как зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение таких детей в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. «Тревожные дети».
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Портрет тревожного ребенка:
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка?
Опытный воспитатель, впервые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Рекомендации для родителей детей с повышенной тревожностью.
В современном обществе проблема тревожности у детей становится всё более важной, и актуальной, поэтому ведущими отечественными психологами и педагогами была разработана система профилактики коррекции тревожности, которая включает в себя 3 направления:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Родителям в работе с такими детьми необходимы игры-драматизации (в "страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
Как играть с тревожными детьми. (Рекомендации воспитателям).
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".
3. Если воспитатель вводит новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
2. «Агрессивные дети».
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина:
«Агрессия — это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. Одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.
Портрет агрессивного ребенка:
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Как выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности.
Причины детской агрессивности:
непринятие детей родителями;
безразличие или враждебность со стороны родителей;
чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека);
избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
запрет на физическую активность;
повышенная раздражительность;
также к повышенной агрессивности ребенка может привести неблагоприятная эмоциональная связь между родителями.
Работа с родителями агрессивного ребенка.
Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.
Выделяет четыре способа контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.). Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.
Как играть с агрессивными детьми.
(Рекомендации воспитателям).
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева. Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность. Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «Посчитал до десяти я и решил».
- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение (герои сказок)
- обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам.
3. «Гиперактивные дети». (СДВГ)
Гиперактивность обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности.
Портрет гиперактивного ребенка:
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.
Причины гиперактивности:
Генетические (наследственная предрасположенность);
Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Рекомендации для воспитателя по работе с ребенком с СДВГ:
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию. От физических наказаний вообще надо отказаться.
- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект.
- Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
-Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей.
- Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.
Игры для гиперактивных детей
-игры на развитие внимания;
-игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
-игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"
-игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.
«Ожившие игрушки», «сороконожка», «испорченный телефон».
Работа с родителями агрессивного ребенка.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, таки педагогов и психологов. В связи с этим, работая с родителями гиперактивных детей родителям нужно предложить следующие советы:
•Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.
•Строить взаимоотношения на доверии и взаимопонимании.
•Контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил.
•Выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
•Уделять ребёнку достаточно внимания.
•Не допускать ссор в присутствии ребёнка.
•Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
•Не прибегать к физическому наказанию.
•Приучать ребёнка к последовательности, целеустремлённости.
•Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
•Избегать больших скоплений людей.
•Оградить от длительного просмотра телевизора, занятий на компьютере.
•Говорить всё сдержанно, спокойно и мягко.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что создание психологической, нравственной атмосферы, помогает особому ребенку не ощущать себя не таким как все, и, он приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Примерная схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка (по Н.М. Платоновой)
Ф.и.о. ребенка_____________________________________________________
Возраст________ дата заполнения____________ период наблюдения_______
Ф.и.о. заполнившего протокол (родитель, педагог, психолог)______________
Таблица
Показатели проявления агрессивности | Поведенческие акты | Частота проявления |
1.Вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности | Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева | 0 1 2 3 4 |
кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева | 0 1 2 3 4 |
сжимает кулаки в состоянии обиды | 0 1 2 3 4 |
сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева | 0 1 2 3 4 |
2.Длительность выхода из состояния раздражения, гнева | После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут | 0 1 2 3 4 |
после агрессивной реакции успокаивается в течение 30 минут | 0 1 2 3 4 |
после агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа | 0 1 2 3 4 |
после агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня | 0 1 2 3 4 |
3.Чувствительность к помощи взрослого | Не может успокоиться без помощи взрослого | 0 1 2 3 4 |
замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии | 0 1 2 3 4 |
замечания в устной форме не тормозят физической агрессии | 0 1 2 3 4 |
чувство неприязни к другим не корректируется извне | 0 1 2 3 4 |
4. Отношение к собственным проявлениям агрессии | Сам признает негативность своего поведения и прекращает его | 0 1 2 3 4 |
признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия | 0 1 2 3 4 |
признает негативность, но продолжает агрессивные появления | 0 1 2 3 4 |
не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные | 0 1 2 3 4 |
5.Недостаточность в проявлении гуманных чувств | Делает что-то назло другим | 0 1 2 3 4 |
проявляет безразличие к страданиям других | 0 1 2 3 4 |
стремится причинить другому страдания | 0 1 2 3 4 |
отсутствие чувства вины после агрессивных реакций | 0 1 2 3 4 |
6. Реакция на новую обстановку и на ограничения | Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии | 0 1 2 3 4 |
непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии | 0 1 2 3 4 |
в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность | 0 1 2 3 4 |
оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия | 0 1 2 3 4 |
7. Реактивность, чувствительность к агрессии других | Реагирует агрессией на агрессивные проявления других | 0 1 2 3 4 |
проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других | 0 1 2 3 4 |
проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других | 0 1 2 3 4 |
провоцирует проявление агрессии | 0 1 2 3 4 | |
8. Проявление агрессии в присутствии других | Проявляет агрессию один на один | 0 1 2 3 4 |
проявляет агрессию в присутствии других сверстников | 0 1 2 3 4 |
проявляет агрессию в присутствии взрослых | 0 1 2 3 4 |
ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии | 0 1 2 3 4 |
9. Проявление физической агрессии, направленной на предмет | Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры | 0 1 2 3 4 |
портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева | 0 1 2 3 4 |
в состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку | 0 1 2 3 4 |
портит вещи независимо от состояния и ситуации | 0 1 2 3 4 |
10. Проявление агрессии, направленной на других детей | Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева | 0 1 2 3 4 |
проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.) | 0 1 2 3 4 |
проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины | 0 1 2 3 4 |
задирается, провоцирует проявление агрессии | 0 1 2 3 4 |
11. Проявление агрессии, направленной на взрослых | Проявляет агрессию по отношению к родителям | 0 1 2 3 4 |
проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым | 0 1 2 3 4 |
проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева | 0 1 2 3 4 |
проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.) | 0 1 2 3 4 |
проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины | 0 1 2 3 4 |
12. Проявление агрессии, направленной на себя | Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой) | 0 1 2 3 4 |
причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим | 0 1 2 3 4 |
просит причинить ущерб в наказание | 0 1 2 3 4 |
причиняет себе ущерб без видимых причин | 0 1 2 3 4 |
13. Проявление агрессии, направленной на животных | Насильно ловит животных | 0 1 2 3 4 |
причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева | 0 1 2 3 4 |
причиняет ущерб животным без видимых причин | 0 1 2 3 4 |
убивает животных | 0 1 2 3 4 |
14. Проявления вербальной агрессии | Говорит обидные слова детям | 0 1 2 3 4 |
говорит обидные слова взрослым | 0 1 2 3 4 |
говорит нецензурные слова детям | 0 1 2 3 4 |
говорит нецензурные слова взрослым | 0 1 2 3 4 |
15. Проявления физической агрессии | Замахивается, | 0 1 2 3 4 |
щипает, дергает за волосы | 0 1 2 3 4 |
бьет рукой | 0 1 2 3 4 |
бьет ногой | 0 1 2 3 4 |
Обработка и интерпретация результатов
По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:
0 – не проявляется никогда,
1 – иногда наблюдается,
2 – наблюдается довольно часто,
3 – проявляется почти всегда,
4 – наблюдается постоянно.