Рекомендации родителям «Что такое задержка психического развития, её особенности, и пути преодоления»
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение развития ребёнка, не соответствующее возрастным нормам. Другими словами, ребёнок школьного возраста остаётся в кругу дошкольных интересов. Сразу стоит отметить, что такая задержка носит временный характер, не соответствующий уровню развития согласно возрасту. Важно понимать, что чем раньше будут созданы особые (специальные) условия по обучению и воспитанию таких деток, тем более эффективным будет результат. Причин развития ЗПР может быть множество. Однако, прежде всего, стоит понимать истинные проблемы в жизни и развитии таких детей.
Они, как правило, имеют трудности в развитии восприятия, концентрации внимания, логике, у них наблюдаются проблемы с пространством, самоконтролем, отставание в развитии речи, а также памятью. Такие дети не всегда принимают помощь, а даже если её принимают, то используют не продуктивно. У них замедленный темп в работе, быстрая истощаемость, сложность в переключении с задания на задание, а также эмоциональная неустойчивость, которая может проявлять в плаксивости, агрессии, или резкой смене настроения. Всё это, безусловно, влияет на нормальное развитие в соответствии с возрастом. Тем не менее, главной задачей родителей является в первую очередь установление факта такого отклонения с помощью медицинских специалистов. Второй важнейшей задачей является принятие такого ребёнка, и оказание ему всевозможной помощи, которая заключается и с медициной стороны, и с педагогической, и конечно же забота внутри семьи, поддержка и любовь близких.
В педагогике, с такими детками должны заниматься учителя дефектологи. Здесь специалисты, имеющие навык и опыт работы с детьми ЗПР будут стараться донести нужную информацию до ребёнка не традиционными способами, но доступными для его понимания. Основными рекомендациями по работе с детьми ЗПР являются:
Постоянно закреплять изученный материал, ввиду того, что у детей ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, и у них отстают в развитии мыслительные процессы.
Соблюдать дисциплину и режим дня.
При совместной деятельности постепенно приучать ребёнка к самостоятельности.
Использовать те методы обучения, которые ему доступны для понимания. В данном случае, должна быть совместная работа с учителем дефектологом, который будет давать рекомендации согласно возможностям ребёнка. Это могут быть наглядные пособия, дидактический материал и другое.
При выполнении заданий стараться исключить раздражающие и отвлекающие факторы от процесса обучения.
Соблюдать временной интервал занятия, не делать его утомительным и перенасыщенным.
Обязательно быть доброжелательным к ребёнку и терпеливым.
Обязательно хвалить, даже за малейшие успехи.
Посещать педагогов дефектологов, логопедов и психологов, а так же своевременно консультироваться и проводить лечение.
Таким образом, постепенно у ребёнка будут формироваться и развиваться проблемные зоны. Только вместе и сообща можно достигнуть максимального эффекта.
Всё этот в совокупности даст хороший результат. Ведь задержка психического развития, является временной. А при правильном подходе, где будут учитываться особенности конкретного ребёнка, и будут прорабатываться проблемные зоны его развития, в конечном итоге смогут адаптироваться и существовать самостоятельно в жизни.