СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям и педагогам по организации мозжечковой стимуляции

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации родителям и педагогам по организации мозжечковой стимуляции

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям и педагогам по организации мозжечковой стимуляции»

Упражнения для развития речи, посредством мозжечковой стимуляции

Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.

Упражнения для освоения балансировочной доски


Упражнение 1. «Вот какой я ловкий».

Залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с обеих сторон (5 -10 раз)

Упражнение 2. «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу»

Ребенок сидит по-турецки, взрослый раскачивает доску. Ребенок удерживает равновесие (2-3 мин)

Упражнение 3. «Пловец».

Имитация плавания (в положении стоя)

Упражнение 4. «Ножницы».

Ребенок сидит, вытягивает руки перед собой, одновременно обе поворачивает влево, а голову вправо и тянется. А затем – наоборот: голову влево, руки вправо и тянется. Необходимо удерживать равновесие.

Упражнение 5. «Весы».

Руки как у балерины внизу и вкруг, изображают чашу весов. Ладошки вверх, пальчики соприкасаются. Правая рука вверх, ладонь тянется туда, левая опущена вниз, ладонь смотрит в пол. Возвращается в ИП. Затем меняем местами. ( от 5 до 20 раз)

Упражнение 6.

В положении сидя на корточках, покачивающие движения из стороны в сторону головой, круговые движения головой.

Упражнение 7.

Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад (под музыку)

Упражнение 8.

Ребенок принимает любое положение (стоя, сидя), обе руки – на грудь, затем вверх, в стороны перед грудью.

Усложненные упражнения


1. Упражнения с мешочками.

1) ловить мешочки с разной крупой от ведущего (одной рукой, двумя).

2) кидать и овить мешочки одновременно двумя руками.

3) подкидывать вверх двумя руками, одной.

4) использовать мишень на полу, на стене.

Все эти упражнения универсальны, и в логопедической работе возможно их выполнение с использованием речевого материала. Во время упражнений применяется дополнительное оборудование: кинезиологические мешочки, сенсорные шарики, мишени с цифрами и т.п.

Учитель-логопед, олигофренопедагог высшей квалификационной категории И.А.Журова приводит примеры таких упражнений.

Упражнения на доске для развития звуковой стороны речи.


«Пропевание» гласных звуков, стоя на балансировочной доске. Все гласные «пропеваем» на выдохе.

1. «Цветок распускается»

ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны вверх – вдох, руки через стороны вниз, «поем» : АААА ( на выдохе)

2. «Рубим дрова»

ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые руки вверх- вдох , наклон, «поем»: УУУУ( на выдохе)

3. «Обнимаем солнышко»

ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки вверх, кисти складываются, изображая «О», поем: ОООО(на выдохе).

4. «Держим шарик»

ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки пред грудью - выдох: ЭЭЭЭ.

5. «Медвежонок»

ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводим назад – выдох: ЫЫЫЫ.

6. «Бабочка»

ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх – ИИИИ(выдох) Упражнения для развитие фонематических процессов.


1. Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,

2. Определить первый ( последний) звук в слове, место звука в слове, количество звуков в слове и т.д.

Игры с доской для отбивания.

1. Найти предмет в правом верхнем углу, назвать его, определить первый звук в слове, и ударить по нему мячом, поймать мяч.


Упражнения и игры для обогащения словарного запаса.


1.Отгадывание загадки.

Педагог бросает мяч- ребенок ловит и возвращает мяч с отгадкой.

2. «Животные и детеныши» - закрепление названий, отработка навыка словообразования

Логопед бросает мяч или мешочек, называя животного. Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя детеныша.

Усложнение: бросание мяча с ударом об пол, из-за головы.

3. «Скажи наоборот» - расширение словаря антонимов

Логопед бросает мяч или мешочек, называя слово. Ребенок, стоя на доске и удерживая равновесие, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя слово, противоположное по значению.

4. «Ассоциации» - расширения словаря, развитие ассоциативного мышления

Логопед бросает мяч или мешочек, называя признак предмета. Например, «красный». Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя предмет, обладающий данным признаком. Например, мяч.

5. «Разноцветная фантазия»

Педагог предлагает ребенку найти на напольной доске белый квадрат, ударить по нему мячом и назвать сущ., обозначающие предметы белого цвета: снег, мел, сахар, заяц, халат и т.п.


Игры для развития грамматического строя речи

1. «Один-много».

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Игра проводится с мячом или мешочком с песком. Ребенок стоит на балансировочной доске. Педагог бросает ему мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок ловит мяч, возвращает его логопеду, называя слово во множественном числе.

2. «Посчитай».

Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав предмет, ребенок возвращает мяч, назвав, как будет звучать 1, 2 или 5 предметов. При этом можно подобрать слова на автоматизируемый звук, решая при этом несколько коррекционных задач.

3. «Назови ласково»

Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав предмет, ребенок возвращает мяч, назвав слово с уменьшительно-ласкательным значением.

В эту игру также можно играть с цветной планкой, отбивая ею мяч.

4. «Из чего - какой»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных.

Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав материал, из которого сделан предмет, ребенок возвращает мяч, называя прилагательное от этого слова.

Стол из дерева – деревянный стол

5. «Чей, чья, чье»

Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, задает вопрос ( например: хвост чей?), ребенок возвращает мяч логопеду и отвечает, используя притяжательное прилагательное (собачий, заячий и т.д.)

6. Упражнение на отработку предложно - падежных конструкций.

В этом случае используем напольную доску.

Ребенок стоит на балансировочной доске. Задание: найти предмет и рассказать, под чем (над чем, около чего) он находится. Ребенок ударяет мячом в искомый предмет и отвечает на вопрос.


Игры и упражнения для развития связной речи.


1. «Отгадай-ка»

Цель: описание предмета по существенным признакам.

Ребенок, стоя на балансировочной доске, загадывает загадку, описывая предмет, называя его существенные признаки. Бросает мяч логопеду, педагог отгадывает загадку.


2. Составление рассказа по серии картин.

Цель: развитие умения определять последовательность, развитие логического мышления, связной речи.

Ребенок на балансировочной доске, перед ним находится напольная мишень, т.е. доска для отбивания, на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку предлагается определить первую картинку, ударить в нее мячом и составить рассказ по первому эпизоду. Затем вторую картинку и так далее.


3. «Опиши игрушку»

Цель: упражнение в составлении рассказа-описания.

Ребенок на балансировочной доске, перед ним находится напольная мишень, на которой картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку.


4. «Придумаем рекламу книге (платью, ….)»

Цель: развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику

Логопед называет слово, бросает мяч ребенку, ребенок рассказывает о предмете коротко и ясно, обращая внимание на характерные детали. Затем возвращает мяч логопеду.


5. «Если бы….»

Цель: развитие речи, воображения, мышления и прогнозирования

Ребенок на балансировочной доске, удерживает равновесие. Логопед предлагает пофантазировать на определенные темы, бросает мяч ребенку. Например, тема «Если бы я был волшебником…»

6. «Потому что…»

Цель: упражнение в употреблении сложносочиненных предложений, развитие мышления.

Ребенок на балансировочной доске, логопед задает вопрос, бросает мяч. Ребенок должен ответить полным предложением и вернуть мяч. Например: «Почему ты моешь руки?»