РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей предметов коррекционного блока протокол от _______ № ___ руководитель МО _________М.С.Втюрина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ГБОУ Стерлитамакская КШИ ________Т.Н.Дудник | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Стерлитамакская КШИ _________А.О.Бацулин |
Методические рекомендации к оформлению и ведению
речевых карт обследования и индивидуальных карт речевого развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
I. Общее положение
Методические рекомендации разработаны с целью соблюдения и выполнения единых требований к оформлению и ведению речевых карт обследования и индивидуальных карт речевого развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи :
Речевая карта обследования:
является средством, помогающим учителю проследить динамику развития звуковой стороны речи и навыков связной речи обучающихся с начала поступления в школу до выпускного класса;
является основой планирования работы по развитию звуковой стороны речи и навыков связной речи ;
обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход в обучении.
Индивидуальная карта речевого развития:
Включает в себя перспективное планирование работы с обучающимся на каждую четверть и поурочное планирование.
является средством, позволяющим вести текущий и периодический учет состояния знаний, умений и навыков, приобретенных за определенный промежуток времени (занятие, четверть).
обеспечивает оптимальный учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Речевые карты обследования и индивидуальные карты речевого развития обучающихся являются объектами внутришкольного контроля.
II.Требования к оформлению речевых карт обследования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Для составления речевой карты обследования используется скоросшиватель формата А4, в который вкладываются таблицы обследований. Каждый вид обследования оформляется на отдельном листе и вкладывается в отдельный файл.
2.1. На странице 1 указать сведения о ребенке:
1. Ф.И.О. (полностью).
2. Дата рождения.
3. Сведения о физическом состоянии, состоянии анализаторов, интеллекте (см. мед. карту), если ЗПР, то пишется карандашом.
4. Обучение: не обучался ( д/с № 8, д/д № 6 г.Уфа и т.д.).
5.Речевой аппарат: в норме, (сигматизм (карандашом указать разновидность), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, прогения, прогнатия и т.д. (см. мед.карту)).
6.Зрение: в норме (близорукость, дальнозоркость и т.д. (см. мед.карту)) (карандашом).
Внизу страницы в центре:
Начато: дата (например, 01.09.2016 г.).
2.2. На странице 2 у вновь поступивших учащихся (0-1 класс) фиксируются результаты:
- Выявления особенностей строения артикуляторного аппарата (язык, губы, зубы, нёбо).
- Обследования подвижности артикуляторного аппарата.
- Исследования состояние просодии.
- Исследование моторного развития (общая моторика, тонкая моторика, мимика). Результаты обследования отражаются в таблице (Приложение №1).
2.3. Страницы 3 -4 - Обследование звукопроизношения.
Результаты обследования отражаются в таблице (Приложение №2).
Обследование произношения полностью проводится в начале и в конце учебного года. Во II – III четверти дополняются только отработанные звуки.
Условные обозначения дефектов гласных и согласных звуков (по Н.Ф. Слезиной):
+ звук воспроизводится точно.
+ звук не автоматизирован (указать на какой звук соскальзывает).
Условные обозначения дефектов гласных звуков.
Звуки | |
1 | 2 | Дефекты 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | Аы,Ы | шир | - | - | А | - | - | - | - |
О | Оы,Ы | Оа,А | Оу,У | О | О | - | - | - | - |
У | - | Уо,О | W | У | У | У/ | - | - | - |
Э | Эы,Ы | Эа,А | Эи,И | - | Э | - | - | язык на губе | - |
И | ИЫ,Ы | Иэ,Э | i | - | И | И/ | ЛЬ | - | - |
Ы | - | Э | - | - | Ы | - | - | - | челюсть вперед |
ы-образная артикуляция
расширение артикуляции
сужение артикуляции
передняя артикуляция
назализация
повышение голоса
звук И уподобляется ЛЬ
при произношении Э язык высовывается изо рта
при произношении Ы нижняя челюсть выдвигается вперед
Условные обозначения дефектов дифтонгов.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я | А | И___А | ГЯ, ХЯ | + при плохом И |
Е | Э | И___Э | ГЕ, ХЕ | + при плохом И |
Ё | О | И___О | ГЁ, ХЁ | + при плохом И |
Ю | у | И___У | ГЮ, ХЮ | + при плохом И |
вместо дифтонгов произносятся простые гласные;
звук И произносится слишком протяжно;
краткое И заменяется в дифтонгах согласными Г, Х;
дифтонги произносятся принципиально правильно, как двойные гласные, но звук И произносится дефектно.
Условные обозначения дефектов глухих взрывных звуков.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
П | двугуб Ф | Пъ | БП | Б | П. | МП | - | - | импл |
Т | th | Тъ | ДТ | Д | Т. | НТ | м/з м/г | альв | импл |
К | Х | Къ | ГК | Г | К. | НК | К | глуб | импл |
замена взрывных согласных фрикативными;
призвук после звука;
полузвонкость;
озвончение;
согласные носят хлопающий, щелкающий характер;
носовой призвук перед согласным;
передняя артикуляция;
далекая позиция;
имплозивный звук.
Условные обозначения дефектов звонких взрывных согласных звуков.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б | П | БП | МБ, МП | ъБ | - | - | - | - |
Д | Т | ДТ | НД, НТ | ъД | - | - | - | - |
Г | К | ГК | НГ, НК | ъГ | Y | Х | h | cон |
оглушение;
полузвонкость;
замена звуков Б, Д, Г сочетаниями мб/мп, нд/нт, нг/нк;
призвук перед согласными;
замена звука Г звонким фрикативным Y;
замена звука Г звуком Х;
выдох на месте звука;
сонантность.
Условные обозначения дефектов звуков С, Ш, Х, З, Ж.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
С | бок | сон | З | С/ | Ш/ | - | призубн | - | - | h |
З | бок | сон | С | З/ | - | - | призубн | - | - | h |
Ш | бок | сон | Ж | Ш/ | дал | С, Со | - | щечн | - | h |
Ж | бок | сон | Ш | Ж/ | - | - | - | щечн | - | h |
Х | бок | сон | Y | Х/ | глуб | С | - | - | К | h |
боковая артикуляция;
сонантность;
озвончение / оглушение;
смягчение;
далекая позиция;
замена звуков Ш и Ж звуками С или С лабилизованным;
призубность;
щечный звук;
замена звука Х звуком К;
выдох на месте звука.
Условные обозначения дефектов звуков Ф и В.
звуки | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ф | губ-зуб П | В | - | - |
В | губ-зуб Б | Ф | В | губ-зуб М |
замена звуков Ф и В соответственно губно-зубными П и Б;
озвончение / оглушение;
назализация;
замена звука В губно-зубным М.
Условные обозначения дефектов смычно-щелевых звуков Ц и Ч. Звуки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ц | С | тыс | К/С/ | Т | сон |
Ч | Ш | тыш | К/Ш/ | Т/ | сон |
замена слитных Ц и Ч фрикативными С и Ш;
вместо Ц слышится тыс, вместо Ч- тыш;
вместо Ц слышится К/С/, вместо Ч- К/Ш/;
вместо Ц произносится Т, вместо Ч – Т/;
сонантность.
Условные обозначения дефектов звуков М и Н
Звуки | 1 | 2 | 3 | 4 |
М | МБ, МП | Б, П | М/ | - |
Н | НД, НТ | Д, Т | Н/ | Л |
неполная закрытая гнусавость;
полная закрытая гнусавость;
повышение голоса;
замена звука Н звуком Л.
Условные обозначения дефектов звука Л
Звук | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Л | немое | l | Н | Д, Т | th |
Условные обозначения дефектов звука Р
Звук | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Р | РЬ | р | дорз | грубая вибр | бок | горл | Р | тр,кр, нр, др |
смягчение;
оглушение;
дорзальный звук;
очень грубая вибрация;
боковая артикуляция;
горловой Р;
мелкодробный Р;
призвук.
2.4.Страница 5 - Определение уровня речевого развития.
Проводится в начале учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №3).
2.5.Страница 6 – Изучение слухового восприятия
Изучение слухового восприятия проводится у учащихся первого года обучения и вновь прибывших — в сентябре и в мае, а у остальных учащихся - в конце года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №4).
2.6.Страница 7 – Изучение импрессивной речи
Изучение импрессивной речи проводится у учащихся в начале и конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №5).
2.7. Страница 8 – Обследование грамматического строя речи.
Проводится в начале и в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 6).
2.8. Страница 9 – Обследование связной речи
Проводится в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 7).
2.9. Страница 10 – Обследование процесса чтения.
Проводится в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 8).
2.10. Страница 11 – Обследование процесса письма.
Проводится в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 9).
III.Требования к оформлению
индивидуальных карт речевого развития обучающегося с ТНР.
4.1.На странице 1 указать сведения о ребенке:
1. Ф.И.О. (полностью).
2. Дата рождения.
3. Диагноз.
4.2. На 2-5 страницах – планирование работы по четвертям.
В таблице указать сроки, раздел программы, сущность дефекта, устранение дефекта, результат (Приложение № 10).
В графе «Раздел программы» указать:
Звуки.
Просодика.
4.3.На 6 и последующих страницах отмечаются дата занятия, раздел программы, содержание работы, результаты, полученные на данном занятии.
В графе «Раздел программы» указать:
Звуки.
Просодика.
Фонематические процессы.
Лексико-грамматический строй речи.
Связная речь.
(Приложение №11)
IV. Требования к структуре
индивидуального логопедического занятия
Оргмомент.
Артикуляционная зарядка.
Дыхательная гимнастика.
Работа над мелкой моторикой.
Работа над звуком.
Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков, близких по артикуляции.
Развитие познавательных функций, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Рефлексия. Подведение итогов.
12