СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к оформлению индивидуальных карт речевого развития у детей с ТНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к оформлению индивидуальных карт речевого развития у детей с ТНР»

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического объединения

учителей предметов коррекционного блока

протокол от _______ № ___

руководитель МО

_________М.С.Втюрина



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора ГБОУ

Стерлитамакская КШИ

________Т.Н.Дудник



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Стерлитамакская КШИ

_________А.О.Бацулин

Методические рекомендации к оформлению и ведению

речевых карт обследования и индивидуальных карт речевого развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.


I. Общее положение

Методические рекомендации разработаны с целью соблюдения и выполнения единых требований к оформлению и ведению речевых карт обследования и индивидуальных карт речевого развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи :

Речевая карта обследования:

  • является средством, помогающим учителю проследить динамику развития звуковой стороны речи и навыков связной речи обучающихся с начала поступления в школу до выпускного класса;

  • является основой планирования работы по развитию звуковой стороны речи и навыков связной речи ;

  • обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход в обучении.


Индивидуальная карта речевого развития:

  • Включает в себя перспективное планирование работы с обучающимся на каждую четверть и поурочное планирование.

  • является средством, позволяющим вести текущий и периодический учет состояния знаний, умений и навыков, приобретенных за определенный промежуток времени (занятие, четверть).

  • обеспечивает оптимальный учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.


Речевые карты обследования и индивидуальные карты речевого развития обучающихся являются объектами внутришкольного контроля.


II.Требования к оформлению речевых карт обследования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Для составления речевой карты обследования используется скоросшиватель формата А4, в который вкладываются таблицы обследований. Каждый вид обследования оформляется на отдельном листе и вкладывается в отдельный файл.

2.1. На странице 1 указать сведения о ребенке:

1. Ф.И.О. (полностью).

2. Дата рождения.

3. Сведения о физическом состоянии, состоянии анализаторов, интеллекте (см. мед. карту), если ЗПР, то пишется карандашом.

4. Обучение: не обучался ( д/с № 8, д/д № 6 г.Уфа и т.д.).

5.Речевой аппарат: в норме, (сигматизм (карандашом указать разновидность), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, прогения, прогнатия и т.д. (см. мед.карту)).

6.Зрение: в норме (близорукость, дальнозоркость и т.д. (см. мед.карту)) (карандашом).

Внизу страницы в центре:

Начато: дата (например, 01.09.2016 г.).

2.2. На странице 2 у вновь поступивших учащихся (0-1 класс) фиксируются результаты:

- Выявления особенностей строения артикуляторного аппарата (язык, губы, зубы, нёбо).

- Обследования подвижности артикуляторного аппарата.

- Исследования состояние просодии.

- Исследование моторного развития (общая моторика, тонкая моторика, мимика). Результаты обследования отражаются в таблице (Приложение №1).

2.3. Страницы 3 -4 - Обследование звукопроизношения.

Результаты обследования отражаются в таблице (Приложение №2).

Обследование произношения полностью проводится в начале и в конце учебного года. Во II – III четверти дополняются только отработанные звуки.

Условные обозначения дефектов гласных и согласных звуков (по Н.Ф. Слезиной):

+ звук воспроизводится точно.

+ звук не автоматизирован (указать на какой звук соскальзывает).

Условные обозначения дефектов гласных звуков.



Звуки 




Дефекты 








А 


Аы,Ы 


шир 




А 






О 


Оы,Ы 


Оа,А 


Оу,У 


О 


О 






У 



Уо,О 



У 


У 


У/ 





Э 


Эы,Ы 


Эа,А 


Эи,И 



Э 




язык на губе



И 


ИЫ,Ы 


Иэ,Э 




И 


И/ 


ЛЬ 




Ы 



Э 




Ы 





челюсть вперед 

  1. ы-образная артикуляция 

  2. расширение артикуляции 

  3. сужение артикуляции 

  4. передняя артикуляция 

  5. назализация 

  6. повышение голоса 

  7. звук И уподобляется ЛЬ 

  8. при произношении Э язык высовывается изо рта 

  9. при произношении Ы нижняя челюсть выдвигается вперед 

Условные обозначения дефектов дифтонгов. 


звуки






Я 


А 


И___А 


ГЯ, ХЯ 


+ при плохом И 


Е 


Э 


И___Э 


ГЕ, ХЕ 


+ при плохом И 


Ё 


О 


И___О 


ГЁ, ХЁ 


+ при плохом И 


Ю 


у 


И___У 


ГЮ, ХЮ 


+ при плохом И 

  1. вместо дифтонгов произносятся простые гласные; 

  2. звук И произносится слишком протяжно; 

  3. краткое И заменяется в дифтонгах согласными Г, Х; 

  4. дифтонги произносятся принципиально правильно, как двойные гласные, но звук И произносится дефектно. 

Условные обозначения дефектов глухих взрывных звуков. 


звуки 











П 


двугуб Ф 


Пъ 


БП 


Б 


П. 


МП 




импл 


Т 


th 


Тъ 


ДТ 


Д 


Т. 


НТ 


м/з

м/г 


альв 


импл 


К 


Х 


Къ 


ГК 


Г 


К. 


НК 


К 


глуб 


импл 

  1. замена взрывных согласных фрикативными; 

  2. призвук после звука; 

  3. полузвонкость; 

  4. озвончение; 

  5. согласные носят хлопающий, щелкающий характер; 

  6. носовой призвук перед согласным; 

  7. передняя артикуляция; 

  8. далекая позиция; 

  9. имплозивный звук. 

Условные обозначения дефектов звонких взрывных согласных звуков.


звуки 










Б 


П 


БП 


МБ, МП 


ъБ 






Д 


Т 


ДТ 


НД, НТ 


ъД 






Г 


К 


ГК 


НГ, НК 


ъГ 



Х 



cон 


  1. оглушение; 

  2. полузвонкость; 

  3. замена звуков Б, Д, Г сочетаниями мб/мп, нд/нт, нг/нк; 

  4. призвук перед согласными; 

  5. замена звука Г звонким фрикативным Y; 

  6. замена звука Г звуком Х; 

  7. выдох на месте звука; 

  8. сонантность. 

Условные обозначения дефектов звуков С, Ш, Х, З, Ж. 


звуки 











10 


С 


бок 


сон 


З 


С/ 


Ш/ 



призубн 





З 


бок 


сон 


С 


З/ 




призубн 





Ш 


бок 


сон 


Ж 


Ш/ 


дал 


С, Со 



щечн 




Ж 


бок 


сон 


Ш 


Ж/ 





щечн 




Х 


бок 


сон 



Х/ 


глуб 


С 




К 



  1. боковая артикуляция; 

  2. сонантность; 

  3. озвончение / оглушение; 

  4. смягчение; 

  5. далекая позиция; 

  6. замена звуков Ш и Ж звуками С или С лабилизованным; 

  7. призубность; 

  8. щечный звук; 

  9. замена звука Х звуком К; 

  10. выдох на месте звука. 

Условные обозначения дефектов звуков Ф и В.


звуки






Ф 


губ-зуб П 


В 




В 


губ-зуб Б 


Ф 


В 


губ-зуб М 


  1. замена звуков Ф и В соответственно губно-зубными П и Б; 

  2. озвончение / оглушение; 

  3. назализация; 

  4. замена звука В губно-зубным М. 

Условные обозначения дефектов смычно-щелевых звуков Ц и Ч.


Звуки 







Ц 


С 


тыс 


К/С/ 


Т 


сон 


Ч 


Ш 


тыш 


К/Ш/ 


Т/ 


сон 

  1. замена слитных Ц и Ч фрикативными С и Ш; 

  2. вместо Ц слышится тыс, вместо Ч- тыш; 

  3. вместо Ц слышится К/С/, вместо Ч- К/Ш/

  4. вместо Ц произносится Т, вместо Ч – Т/

  5. сонантность. 

Условные обозначения дефектов звуков М и Н 


Звуки






М 


МБ, МП 


Б, П 


М/ 



Н 


НД, НТ 


Д, Т 


Н/ 


Л 

  1. неполная закрытая гнусавость; 

  2. полная закрытая гнусавость; 

  3. повышение голоса; 

  4. замена звука Н звуком Л. 

Условные обозначения дефектов звука Л 


Звук 







Л 


немое 



Н 


Д, Т 


th 


    1. звук Л не слышен совсем; 

    2. назализация; 

    3. замена звука Л звуком Н; 

    4. замена звука Л звуками Д или Т; 

    5. вместо Л слышится английский th. 

Условные обозначения дефектов звука Р 


Звук 










Р 


РЬ 


р 


дорз 


грубая вибр 


бок 


горл 


Р 


тр,кр, нр, др 


  1. смягчение; 

  2. оглушение; 

  3. дорзальный звук; 

  4. очень грубая вибрация; 

  5. боковая артикуляция; 

  6. горловой Р; 

  7. мелкодробный Р; 

  8. призвук. 

2.4.Страница 5 - Определение уровня речевого развития.

Проводится в начале учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №3).


2.5.Страница 6 – Изучение слухового восприятия

Изучение слухового восприятия проводится у учащихся первого года обучения и вновь прибывших — в сентябре и в мае, а у остальных учащихся - в конце года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №4).


2.6.Страница 7 – Изучение импрессивной речи

Изучение импрессивной речи проводится у учащихся в начале и конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение №5).


2.7. Страница 8 Обследование грамматического строя речи.

Проводится в начале и в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 6).


2.8. Страница 9 Обследование связной речи

Проводится в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 7).


2.9. Страница 10 Обследование процесса чтения.

Проводится в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 8).



2.10. Страница 11 Обследование процесса письма.

Проводится в конце учебного года. Результаты фиксируются в таблице (Приложение № 9).














III.Требования к оформлению

индивидуальных карт речевого развития обучающегося с ТНР.

4.1.На странице 1 указать сведения о ребенке:

1. Ф.И.О. (полностью).

2. Дата рождения.

3. Диагноз.

4.2. На 2-5 страницах – планирование работы по четвертям.

В таблице указать сроки, раздел программы, сущность дефекта, устранение дефекта, результат (Приложение № 10).

В графе «Раздел программы» указать:

  1. Звуки.

  2. Просодика.

4.3.На 6 и последующих страницах отмечаются дата занятия, раздел программы, содержание работы, результаты, полученные на данном занятии.

В графе «Раздел программы» указать:

  1. Звуки.

  2. Просодика.

  3. Фонематические процессы.

  4. Лексико-грамматический строй речи.

  5. Связная речь.

(Приложение №11)


IV. Требования к структуре

индивидуального логопедического занятия

  1. Оргмомент.

  2. Артикуляционная зарядка.

  3. Дыхательная гимнастика.

  4. Работа над мелкой моторикой.

  5. Работа над звуком.

  6. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков, близких по артикуляции.

  7. Развитие познавательных функций, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

  8. Рефлексия. Подведение итогов.

12