Уважаемые родители ребёнка-третьеклассника!
О проблемах третьеклассников (а все начинается с 1 класса)
1 КЛАСС – в наше информационное время первоклассники, в своём подавляющем большинстве, уже умеют читать, писать (печатными буквами), считать. Отметки первоклассникам учителям ставить не разрешают. Домашних заданий официально давать нельзя, но все опытные учителя за домашние задания в 1 классе..
Ходит малыш в школу с полной уверенностью, что школа – это очень легко и просто. Он всё знает, домашних заданий нет, отметок нет. Из устных оцениваний учительницы, типа молодец или постарайся – ребёнок искренно помнит исключительно то, что он молодец. Родители счастливы – ребёнок с удовольствием учится в школе.
2 КЛАСС – во втором классе начинаются первые тревожные звоночки. Появляется всё больше и больше новых тем по русскому и математике, увеличивается объём письма на уроках, больше приходится читать (а учебники для второклассников пишутся для детей, читающих словами, а не по слогам, как многие второклассники, особенно сразу после лета). Со второй половины года появляется не только домашняя работа, но и первые официальные отметки в дневниках… И вот, почти сразу после январских праздников родители видят, что их второклассник – почему-то как-то не блещет знаниями. Для многих наступает суровая правда жизни – в дневнике и журнале стоят преимущественно тройки и четверки.
В 3 классе начинается совсем уже настоящая школьная жизнь. Школьная жизнь – с настоящими отметками, ежедневными домашними заданиями, проектами (они были и раньше, в 1-2 классах, но сейчас всё вместе успевать стало намного тяжелее). Школьная жизнь наступает и с новыми темами по русскому, математике, окружающему миру, и с углублениями ранее пройденных тем; с ещё большим увеличением объёма письма на уроках и дома. Чтения от третьеклассника ждут уже практически беглого, поэтому тексты в учебниках по литературе (чтению) и окружающему миру – тоже всё длиннее и насыщеннее информацией.Если выразиться образно, то в школу ваш ребёнок идёт по-настоящему именно в третьем классе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
РОДИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА
1) Повторяйте с ребёнком школьную программу по русскому хотя бы по
15 минут в день – все пройденные правила и орфограммы.
Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Имена собственные: город Москва, пёс Шарик.
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
Разделительный мягкий знак: деревья
Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса - лес, пятно – пятна
Написание предлогов со словами: у моря, к городу.
Словарные слова: корова.
Орфограммы, которые проходят в 3 классе (кроме них нужно грамотно писать слова с орфограммами, пройденными в 1-2 классах. Это знаки в конце предложения, написание предлогов со словами, имена собственные, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, сочетания чк, чн, нч,нщ.
Итак, орфограммы 3 класса:
Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход - ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел - тяжесть. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелестный - прелесть
Сочетания СН – ЗН: чудесно - чудеса, алмазный - алмаз
Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.: по моркови, по морковке.
Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
НЕ с глаголами: не видел, негодовал.
2) Сравните, уважаемые взрослые, список орфограмм, пройденных за 1 и 2 класс, с количеством орфограмм, которые Ваш ребёнок должен узнать в 3-ем классе. Это пример увеличения школьной нагрузки к 3-ему классу на примере русского языка. По математике, по литературе (чтению), по окружающему миру – в третьем классе тоже не только много нового, но и во многих случаях усложнение уже пройденного в 1-2-ых классах.
3) Летом по математике повторите все правила за 3 -ой класс, обязательно таблицу умножения, разные типы и виды задач.
4)Чтение книг летом обязательно каждый день. Скорость чтения для комфортной учебы Вашего ребёнка должна быть не менее 50-60 слов в минуту.
Таким обрзом, за 3-ий класс Ваш ребёнок должен на школьных уроках узнать, усвоить и уметь применять много нового. Не обижайтесь на свою учительницу из-за того, что она, по Вашему мнению, много задаёт на дом. Просто у Вас и у Вашего ребёнка началась серьёзная школьная жизнь.
Сохраняйте мир в семье. Не ругайте своего малыша. Помогайте ему преодолевать все трудности школьной жизни.
В третьем классе очень насыщенная программа. Соблюдайте режим дня. Учитесь ценить время, оно у Вас на вес золота.
Цените время
Вот и Ваш ребёнок перешёл в третий класс. Как незаметно пролетело 2 года школы. Поверьте, оглянуться не успеете – промелькнёт ещё через пару лет прощальным звонком начальная школа, стремительно промчатся годы средней школы… Поэтому к каждому школьному дню относитесь с уважением и ответственностью. Вдумайтесь. Этот день, когда по этим 5 предметам учителя объясняют (повторяют, контролируют) именно эти темы Вашему ребёнку – пройдёт и не вернётся. Зато потом, особенно в 9 и 11 классах, читая вопросы ГИА, ЕГЭ, Ваш ребёнок вспомнит: «О! Вопрос по фонетике! А это же мы проходили ещё в 3-ем классе!». Правильно, проходили. А если ребёнок не был мотивирован на учёбу и её ценность взрослыми, прослушал, не вник, не понял, то…, поймите, уважаемые родители, эти 5 часов этого дня ПРОХОДИТЬ С РЕБЁНКОМ ЛИЧНО ВАМ или через лет пять РЕПЕТИТОРУ за ВАШИ ДЕНЬГИ. Поэтому цените каждый школьный день. Чтобы потом не догонять каждый из тех учебных дней, который прошёл без должного внимания и почтения.
А можно мы придём в школу не 1 сентября,
а 12 (любого, не первого) сентября?
Дорогие родители, сами понимаете, что это вопрос риторический по содержанию, но обязательный по форме. Ну ЧТО Вам ответит учительница? Конечно, отпустит. Вздохнёт грустно. В крайнем случае, расскажет Вам языком человеческим про Вашу безответственность. И про то, что догонять материал придётся. Давайте с вами, с людьми уже понимают такой термин, как КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, переведу Ваши периодические задержки с каникул с человеческого языка на простой язык математики. Разбираем минимально. Только основные предметы. Допустим:
«Догоним! Пропущена 1 неделя!». 1 неделя = 4 часа математики + 5 часов русского языка + 3 часа чтения+ 2 час окружающего мира.
Итого часов: 4 +5+3+2 = 14 сумма пропущенных часов с БЕСПЛАТНЫМ репетитором в лице учителя.
К каждому уроку даётся домашняя работа, это ещё плюс по 1 часу к каждому предмету. Поэтому умножаем сумму попущенных часов на 2.
Итого: 14х2 = 28 пропущенных часов, из которых, повторюсь, 14 часов – с БЕСПЛАТНЫМ РЕПЕТИТОРОМ.
Это 28 пропущенных часов, в течение которых, одноклассники Вашего ребёнка получили ЗНАНИЯ, нужные и Вашему ребёнку. Теперь уже лично Вам надо найти ВРЕМЯ – а это целых 28 ЧАСОВ, чтобы узнать и выучить с ребёнком то, что пропустил. Третьеклассник на такой подвиг ещё не способен. Только вместе со взрослым.
А ДВЕ НЕДЕЛИ – ЭТО 56 ЧАСОВ……. И так далее…
Не получится
1) Далеко не факт, что Вы сумеете объяснить ребёнку, даже, что 2х2=4. ЗНАТЬ, что 2х2=4 и УМЕТЬ это объяснить – ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА. Причем, под словом «объяснить» подразумеваем не ту ситуацию, когда Вы проговорили объяснение ребёнку, спросили, понял ли он, а он в ответ кивнул и убежал играть. Хотите узнать – понял ли? Напишите 4-5 схожих заданий, выйдите из комнаты на
3 минуты, вернитесь, проверьте.
2) Учитель потом спросит теми же словами, какими всё объяснялось всему классу.
3) Если на тему дано 4 часа – за 1 час можно с ней познакомиться, но не отработать.
Всё пригодится
1) Весь учебный план строится на преемственности от 1 класса до 4 класса, от 4-5 классов до 9 класса (грядёт ОГЭ), от 9 класса до 11 класса (грядёт ЕГЭ). Вы не знаете всей этой цепочки – так не судите сплеча, что ЭТО НЕ НАДО. Если учитель подаёт этот материал на уроке – значит НАДО. Смиритесь.
2) Про жизнь. Ваш ребёнок много лет будет погружен в школьную жизнь. В которой эти знания ему необходимы для комфортной жизни.
3) Если не догонять пропущенный материал, тогда целая цепочка последующих знаний по каждому предмету не сможет быть усвоена Вашим ребёнком на 100%. Образуется снежный ком, который становится все больше и больше. Ребёнок в средней школе отказывается учиться, не хочет ходить в школу, грубит, на уроках ему не интересно – потому что не понятно. А впереди ОГЭ. Родители бросаются к психологам. Но психолог тут не поможет. Поможет только репетитор.
4) Помните про 14 БЕСПЛАТНЫХ пропущенных ЧАСОВ в третьем классе? Беда не только в том, что 14 часов уже не помогут, так как накопилось много пробелов. Теперь эти часы еще и ПЛАТНЫЕ. В среднем, оплата 14 часов репетитора это примерно половина средней зарплаты одного из родителей.
«Как же догнать 28 часов, пропущенные в 3-ем классе?!». Непросто. Конечно,
28 часов вы не потратите. Не сможете. Обычно, наиболее ответственные – тратят часов 10-12 на всё. Совет: не поленитесь, потратьте на изучение пропущенного в учебные дни по часу + по 2-3 часа в выходные.
ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ ПРОПУСКАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ, а если пропустили или не поняли, то обязательно догонять!
Чтение и отличное учение
Уважаемые родители
Ребенок в большинстве забывает информацию, если не будет ничего повторять, если не будет давать своему мозгу ежедневную тренировку (не обязательно, повторяя русский и математику. Вы можете решать шарады, кроссворды, логические задачи и пр) Конечно, ребёнок имеет право на отдых. Только сидение часами перед телевизором и компьютером – это не отдых, а дикая нагрузка на нервную систему ребёнка. По медицинским нормам – это
1 час-1,5 часа детского художественного или познавательного фильма + через 4 часа минимум –
часовая компьютерная игра.
Калькулятор времени
Давайте вместе посчитаем и подумаем, как протекает большинство дней:
В сутках 24 часа.
Закладываем 10 часов на ночной и дневной детский сон.
Закладываем 4 часа на еду, гигиенические процедуры, утреннюю зарядку.
Вычитаем: 24 - (10+4) = 10 часов.
Из этих оставшихся 10 часов: на гуляние, хобби, спорт – 6 часов +, ОК, даже
3 часа на фильмы и компьютерные игры (БОЛЬШЕ – НЕЛЬЗЯ!). То есть 9 часов ребёнок отдыхает, никак не напрягая, не тренируя, не поддерживая в форме свой мозг. Ребёнок получает лёгкую информацию, когда весь информационный поток льётся на него извне, а Ваш малыш просто его поглощает.
Снова вычитаем: 10 – (6+3) = 1 час. Вот этот Золотой Час, то есть всего лишь 1/10свободного времени ребёнка, дорогие родители, а также, бабушки и дедушки, мы рекомендуем использовать, чтобы дать зарядку мозгу. Не целый 1 час подряд. Ребёнок устанет. С 1-2 перерывами по 5-10 минут. Очень важна СИСТЕМНОСТЬ. Не 7 часов подряд в воскресенье, за всю неделю, а именно:
ВЫДЕЛЯТЬ НА ЗАРЯДКУ МОЗГА КАЖДЫЙ ДЕНЬ по 1 часу.
Золотой час – что нам делать?
Можете повторять пройденное за год (особенно, если уже появились первые сложности). Можете решать головоломки, кроссворды, шарады, ребусы.
Одна из лучших зарядок для мозга – чтение книг. Хотя бы 20-минутное чтение ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КНИГ пусть даже про себя, не вслух, нужно обязательно заложить в Золотой Час каждого дня.
В каком случае ребёнку надо читать каждый день по часу обязательно
Проведите самостоятельно тестирование Вашего ребёнка. Вам потребуются:
Объясните малышу, что сейчас Вы хотите ещё раз убедиться, насколько хорошо он читает. Подчеркните, что займете только 1 минуту его времени. Читать Ваш малыш должен вслух, достаточно выразительно, правильно прочитывая слова (в случае ошибки надо аккуратно вернуть ребёнка к неверно прочитанному слову, чтобы он его прочитал грамотно), не отвлекаться, а после прочтения текста он должен суметь ответить на 2-3 вопроса по тексту. Так как чтением мы называем только осмысленное чтение.
Итак, Вы открываете книгу, засекаете время и по Вашей команде: «Читай! (Начали!)» – ребёнок начинает читать вслух. Вы одновременно и следите за временем, и за правильностью читаемого текста. Через 1 минуту Вы говорите: «Стоп» и начинаете подсчитывать количество ПРОЧИТАННЫХ СЛОВ ЗА ЭТУ МИНУТУ. Считаются ВСЕ слова. Даже предлоги (это такие маленькие слова! )))! Например – к, по, у, над, про, за и прочие). Любое слово с переносом считается за
2 слова. Как расшифровать тест:
Если слов меньше 30 – то читать надо обязательно каждый день по часу, чередуя чтение вслух и про себя.
Если слов от 30 до 40 – то читать надо по часу хотя бы через день, чередуя чтение вслух и про себя.
Если слов от 40 до 50 – то это уже неплохо, можно уделять чтению по полчаса в день. ЭТО ХОРОШАЯ НОРМА.
Если слов от 50 до 60 – вы почти герои, и, скорее всего, Ваш ребёнок уже приучен к процессу чтения. Можно контролировать, чтобы он обязательно читал 2-3 раза в неделю, но тогда уже по часу.
Если слов больше 60 – значит, Ваш ребёнок уже перешел от слогового чтения к чтению целыми словами. Читать ему уже намного приятнее и легче. Обычно дети с такой скоростью чтения читают сами, но всё равно контролируйте этот процесс. Надо, чтобы он читал хотя бы по полчаса-часу через день.
Не забудьте задать вопросы по тексту, чтобы убедиться, что ребёнок понял то, что прочитал. Если не понял – советуете ему быть более внимательным, может, замедлить темп чтения и сделать ещё попытку. Снова задать вопросы по тексту. Потому что оттарабаненный второклассником текст со скоростью 200 слов в минуту, но им не понятый – не нужен никому. Чтение всегда должно быть ОСМЫСЛЕННЫМ.
Зачем нужно замерять скорость чтения
и как эта скорость чтения влияет на ВСЮ УЧЁБУ ребёнка в школе
На уроках математики плохо (по слогам) читающие дети начинают уже со второго класса резко отставать от своих одноклассников. Любую задачу ребёнок должен ПРОЧИТАТЬ. Если у ребенка слоговое чтение, то текст задачи он может понять не сразу, а только прочитав второй-третий раз. То есть пока он читает – большинство хорошо читающих детей уже и краткую запись оформили, и решение с ответом написали. А ваш плохо читающий малыш только понял, что ему с этой задачей делать.
На уроках русского языка часто уже от учителя звучит задание: «Прочитайте задание упражнения и выполните». Пока ребёнок со слоговым чтением разбирается в слогах, складывая их в слова, слова в предложения, предложения в текст задания, хорошо читающие дети уже всё выполнили. Ваш ребёнок при этом себя чувствует очень некомфортно.
На уроках чтения, окружающего мира и прочих предметов, где надо не только прочитывать достаточно большие тексты, но ещё и отвечать на вопросы, и пересказывать, и анализировать, и находить подтверждения в тексте, ребёнок со слоговым чтением просто тонет в этом море так быстро для него меняющейся информации.
Причем на этом мучения ребёнка не заканчиваются. Впереди – домашняя работа. Поэтому Ваши мучения тоже не заканчиваются. ))! Поверьте, хорошо читающие дети в разы легче проходят все этапы домашней работы.
Как ребёнок научится читать в 3 классе, так он будет читать всю жизнь
УДАЧИ ВАМ И ПРЕКРАСНОГО ЛЕТА!
Список книг, которые помогут Вам и Вашему второкласснику
с пользой провести лето
Чтение
Тексты по проверке техники чтения. Учимся читать быстро. 1-4 классы.
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Учебные тексты с вопросами и заданиями для контрольных и проверочных работ по технике чтения. 1 класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Новый дневник юного читателя со списком полн. обязательной литературы. 1-4 классы Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению. 1-2 классы.Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Быстрое обучение чтению. 1 класс. Времена года: рассказы, стихи, приметы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Математика+русский
Комплект "Все для 1 класса" (5 книг). Издательство Клевер. (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Русский язык
Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 1 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 1-й класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Русский язык. 1-4 класс. Большой сборник диктантов Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Абсолютная грамотность за 15 минут. 1 класс. Шпаргалка для родителей. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все словарные слова. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации. 1 класс.Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений
1 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
500 контрольных диктантов по русскому языку 1-4 класс (1-4) 1-3 класс (1-3). Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Математика
Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1-2 класс.
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Учим таблицу умножения легко и быстро. Поймай кота за хвост!
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 1 - 2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все основные вопросы по математике для итоговой аттестации. 1 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Полный курс математики: все типы заданий, все виды задач, примеров. 1 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 1 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику
Математика+русский
Комплект "Все для 2 класса" (комплект книг). Издательство Клевер. (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Русский язык
Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2-й класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Русский язык. 1-4 класс. Большой сборник диктантов Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Абсолютная грамотность за 15 минут. 2 класс. Шпаргалка для родителей. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все словарные слова. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
500 контрольных диктантов по русскому языку 1-4 класс (1-4) 1-3 класс (1-3). Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Математика
Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1-2 класс.
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Учим таблицу умножения легко и быстро. Поймай кота за хвост!
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 1 - 2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Все основные вопросы по математике для итоговой аттестации. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Полный курс математики: все типы заданий, все виды задач, примеров 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс . Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Чтение
Тексты по проверке техники чтения. Учимся читать быстро. 1-4 классы.
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Учебные тексты с вопросами и заданиями для контрольных и проверочных работ по технике чтения. 2 класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Новый дневник юного читателя со списком полн. обязательной литературы. 1-4 классы Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению. 1-2 классы.Узорова О.В., Нефедова Е.А.