СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации "Современные формы организации воспитательных мероприятий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные формы организации воспитательных мероприятий

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации "Современные формы организации воспитательных мероприятий"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА


Современные формы организации воспитательных мероприятий

У всех педагогов одна цель – учить, развивать, воспитывать, но все идут к ней разными путями. Правильное направление работы педагога вместе с индивидуальными особенностями ребенка формирует всесторонне развитую личность.

Одним из главных принципов нашего образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагог должен уделять максимум внимания индивидуальным способностям каждого ребенка, т. е. каждый учащийся вправе рассчитывать на то, что его возможности будут учтены педагогом, а, следовательно, каждая личность сможет свободно и полно реализовать свои творческие способности.

Современные формы организации воспитательного процесса основаны на совместной обобщающей деятельности педагога и учащегося, реализуют личностно-ориентированный подход в обучении,  Обеспечивающий развитие творческих способностей, социально-профессиональной составляющей образованности учащегося. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные, глубокие

Педагогу использование данных форм работы, с одной стороны, дает возможность лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальные способности, с другой – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. В ходе организации современных форм обучения и воспитания педагог повышает свой профессиональный уровень, развивает свои способности, креативность мышления.

Современные формы организации воспитательного процесса, необычные по замыслу, организации, методике проведения, вызывают живой интерес у учащихся, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируют ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.   

Задача педагога на этапе планирования своей работы выбрать только те формы обучения, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса.

Брейнсторм («мозговой штурм», «мозговая атака») – «блестящая идея»; внезапная интуитивная идея, сопровождаемая непреодолимой эмоциональной реакцией.

В брейсторме каждый имеет право высказаться, любая мысль не будет признана плохой, поощряется фантазия. Идеи, предложенные для обсуждения в брейсторме, разрешается видоизменять комбинировать, улучшать.

Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой участникам обсуждения предлагают высказывать большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Мозговая атака – способ активизации деятельности учащихся и быстрого генерирования идей при поиске ответа на конкретный вопрос или при решении проблемы.

Мозговую атаку можно применять как в качестве запланированного приема работы, так и при возникновении  спорного момента занятия или внеклассного мероприятия. Очень эффективен способ «мозговой атаки», когда учащийся решает проблему или конфликтную ситуацию, не имеющую однозначного решения, а также в случае возникновения полярно противоположных точек зрения по какому – то вопросу.

Этапы проведения мозгового штурма

         Правильно организованный «мозговой штурм» включает три обязательных этапа, каждый из которых отличается своеобразной организацией и четкими правилами их проведения:

1 этап. Постановка проблемы

В ходе этого этапа формируется проблема, поводится отбор участников, ведущего, распределяются роли. Выбирается способ поведения «мозгового штурма». Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. Создается экспертная группа, главная задача которой – отбор лучших предложений для дальнейшей доработки.

2 этап. Генерация идей

Время этого этапа 30 минут. Участники разбиваются на несколько команд по 5-7 человек, получают пустые карточки, на которых будут записывать новые идеи. Необходимо обратить  внимание участников, что нет ограничений на количество идей. Участники должны стремиться предлагать разнообразные идеи. Приветствуются необычные, фантастические, даже в какой-то мере абсурдные идеи. Полный запрет на критику и оценку идей. Обсуждение останавливает течение мыслей и сбивает с ритма.

Ведущий записывает все высказанные идеи. По окончанию отведенного  ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых идей в каждой группе. Когда идеи иссякнут, ведущему необходимо прекратить «мозговую атаку».

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей.

При обсуждении каждой идее необходимо уделить предельное внимание. Ведь каждая из них может быть правильной. Время этого этапа 30 минут. Идея может быть неплохой, хорошей, оригинальной, редкой, яркой, невозможной для реализации, интересной, полезной, блестящей, необычной.

 Дискуссия

Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы педагога в образовательном процессе по обучению общения является дискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающая активную напряженную мыслительную деятельность.  

С помощью дискуссии педагог умело включает учащихся в значимые для них разнообразные жизненные ситуации, вызывающие желание говорить, общаться, и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

Главное назначение дискуссии – размышление и обмен мнениями участников, поиск истины.

Дискуссия – это такой публичный спор,  целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Цель проведения учебных дискуссий – развитие критического мышления учащихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Самым значимым и важным правилом дискуссии является умение слушать и слышать.

                                 Требования к поведению дискуссии.

  • Вопросы дискуссии должны быть актуальными, интересно сформулированы.

  • Руководитель должен обладать широкой общественной и научно-технической эрудицией, а также способностью длительное время находиться в большой умственном напряжении.

  • Руководитель дискуссии должен отлично знать актуальные вопросы современной жизни, должен быть знаком с новейшими открытиями в науке и технике.

  • Педагог должен способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации.

Примерная тематика дискуссий для учащихся средних и старших классов:

  • Красивая жизнь – какая она?

  • Мои отношения со сверстниками.

  • Мои родители меня не понимают. А твои?

  • Твоя жизненная позиция – в чем она проявляется?

  • Реклама: «За» и «Против».

  • Как различать любовь и влюбленность?

  • Сегодня брак устарел?

  • Как стать интересным собеседником?

  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.


                         Круглый стол

«Круглый стол» - форма организации деятельности, в ходе которой учащиеся за круглым столом обсуждают важные, интересующиеся их вопросы, проблемы, придерживаясь определенных правил ведения беседы.

        За «круглым столом» обучающиеся могут и должны попробовать обоснованно поставить злободневные вопросы по теме обсуждения, серьезно аргументировать подходы к их решению, а также сообщить об удачном и неудачном опыте.

                              Методические рекомендации

  1. Подготовка к проведению

  • В роли ведущего выступает педагог. Он должен заранее определить проблему для обсуждения, продумать вопросы.

  • Педагог также составляет план обсуждения

  • В помощь участникам «круглого стола» предлагается справочный материал: статьи, справочники, словари, энциклопедии

  • Один или два учащиеся готовят доклады для выступления по данной теме для глубокого ознакомления с проблемой

  • Выбирается экспертная группа – по 2 человека на каждый обсуждаемый вопрос.

  1. Форма проведения «круглого стола»

Две формы проведения «круглого стола»: активную и пассивную.

Варианты пассивной формы:

  • тему обсуждают несколько преподавателей или специалистов, учащиеся только слушают и наблюдают

  • тему обсуждают как бы сам с собой ведущий, но «подключает» к обсуждаю обучающихся, задавая им конкретные вопросы.

Активная форма – обсуждение проблемы непосредственно учащимися. Ведущий организует разговор  «с обратной связью» и направляет его.

  1. Проведение «круглого стола»

  • Участники рассаживаются за столы. Ведущий знакомит их с темой, представляя план на обсуждения

  • Выступления докладчиков

  • Обсуждения проблемы. Организовывается обмен мнениями. Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек. Вначале вопросы предлагается обсудить в мини-группах, а затем всем вместе.

  • Ведущий помогает участником круглого стола, направляя обсуждение в нужное русло.

  • Экспертные группы фиксируют все неповторяемые мнения, затем подводят итоги по каждому отдельному вопросу.


                                              Конференция

Конференция – собираться в одном месте: собрание, совещание по определенному вопросу. Одна из наиболее сложных форм организации воспитательного процесса. Она приносит  результат лишь в том случае, если тщательно организационно-методически подготовлена.

При подготовке к конференции старшеклассники учатся работе с книгой, рецензированию, подготовке публичных выступлений, развивают навыки творческой  и научно- исследовательской деятельности.

                               Методические рекомендации

  1. Подготовка к проведению

  • Определить тему. Содержание конференций должно отражать самые актуальные проблемы современности.

  • Составить программу конференции, продумать очередность выступлений, направления обсуждения тематических докладов.

  • Проконсультировать участников конференции, оказать им помощь в подготовке докладов, определении тематики.

  • Подготовить помещение, оформить зал.

  • Пригласить гостей, участников

  1. Проведение конференции

  • Выступления докладчиков.

  • Обсуждение докладов.

  • В заключительной части конференции подводятся итоги, даются рекомендации, лучшие участники награждаются.

Пресс-конференция – вид конференции – организуется в форме ролевой игры-беседы членов определенной делегации с представителями прессы, корреспондентами газет и журналов.

                                                 Час общения

Час общения – форма организации деятельности, в которой общение является основной формирующей и корригирующей силой для развития личности ребенка.

В ходе часа общения педагог формирует особую атмосферу эмоциональной поддержки. Часы общения помогают педагогу создать ситуацию доверия и взаимной поддержки между учащимися, учат детей позитивно общаться со сверстниками и окружающими.

                                           Устный журнал

Устный журнал – разнообразная информация, организуемая для детей в виде сменяющих друг друга «прочитываемых» страниц.

Привлекательность его заключается в широком использовании наглядности. Устный журнал может быть тематическим или обзорным.

Особенностью подготовки к данному занятию является оформление книги-раскладушки, состоящей из страниц, каждая из которых имеет свое название, подтему.

Занятие в форме устного журнала начинается с объявления педагогом темы занятия и формы его поведения. Путешествуя по страницам устного журнала, учащиеся узнают много нового, выполняют различные задания, составляют схемы, обсуждают вопросы, высказываю свое мнение.

          

                                                   Ток-шоу

Ток-шоу – телевизионное или концертное выступление, представление, насыщенное зрелищными эффектами, форма дискуссии, в ходе которой обозначается различные точки зрения, но не ставится задача однозначного решения проблемы.

Ток-шоу – дискуссионная форма организации воспитательного процесса. Она привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками и педагогом, все подвергнут сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения.

                          Примерная тематика ток-шоу:

  • «Пиво: «за» и «против»

  • «Честь и достоинство нынче в моде?»

  • «Чем любовь отличается от влюбленности?»

  • «Брак и семья в современном мире»

  • «Отцы и дети» и др.

                                                     Марафон

Марафон – спортивный бег на 42 км 195 м; длительные соревнования, проходящие в несколько этапов; непрерывное многочасовое путешествие. Марафон в школе – это «стремительное» путешествие по лабиринтам знаний.

Воспитательное мероприятие, осуществляется в форме «марафона», содержит ряд этапов, которые учащимся необходимо преодолеть. Заметим, что необходимо определить длину этапов, чтобы в сумме они составили42 км 195 м, иначе марафон превратится в путешествие.

Виды марафонов:

  • экологический (экомарафон);

  • интеллектуальный;

  • семейный;

  • правовой и т. д.

При организации марафона необходимо хорошо продумать тему, определиться с этапами, продумать препятствия и задания, которые учащимся предстоит выполнить. В марафоне участвуют несколько команд по 5-8 человек.

Данная форма работы развивает у детей быстроту реакции, волевые качества, познавательный интерес. Учащиеся имеют возможность применить свои творческие способности, проявить смекалку, находчивость.

                                             Информ-дайджест

Дайджест – это подборка выдержек из различных источников на определенную тему. В формате дайджеста можно представить результат какого-либо исследования, новинки индустрии и т. д.

Информационный дайджест – форма организации деятельности, в ходе которой учащиеся готовят и лаконично излагают информацию по заданной теме

«Информ-дайджест» - «пятиминутка» со свободным выбором тем. Все учащиеся готовят мини-сообщение по заданной теме, кратко, лаконично знакомят с наиболее важными и интересными материалами.

Может проходить в форме презентации, рекламы.

                                              Гостиная

Гостиная – форма свободного общения, объединяющая людей по интересам; прием гостей для общения; одна из форм культурно-досугового общения. Гостиная – гибкая, подвижная форма работы, предполагающая свободное общение. Мотивом для проведения гостиной могут стать: встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках. Проведение гостиных позволяет расширить круг общения детей.

По тематике гостиные бывают: театральные, музыкальные, литературные, исторические, поэтические, спортивные, психологические.

                                        Путешествие

Путешествие - это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящая из разных этапов – станций, по которым участники путешествуют в определенной последовательности. Метод путешествия направлен на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников.

Методические  рекомендации, этапы проведения.

  1. Подготовительный этап

  • Продумать и продолжить маршрут путешествия.

  • Поделить маршрут на 5-7 этапов.

  • Нарисовать карту, где указывается название этапов, порядок их прохождения, оценка, и вручить ее каждому экипажу.

  • Составить задания для каждого этапа.

  • Красочно оформить этапы.

  • Определить судей-инструкторов для каждого этапа.

  • Разработать критерии оценок.

  • Подготовить награды, призы для победителей

  1. Проведения путешествия

           Путешествие начинается с общего собрания всех участников, на котором сообщается условия проведения путешествия, называются этапы, последовательность их прохождения, ручаются маршрутные листы.

           Далее экипажи отправляются в путешествие. На каждом этапе команда находится около 5 минут.

  1. Подведение итогов

         Проводится анализ путешествия. Обращается внимание на эмоциональное состояние участников. Определяются и награждаются победители.

Примерная тематика путешествий:

  • «Путешествие по заповедным местам»

  • «Путешествие на лесную опушку»

  • «Путешествие по Красной книге»

  • «Путешествие в мир театра»

  • «Путешествие в страну Здоровья»

  • «Путешествие в мир Этике»

  • «Путешествие по островам Тихого океана»

  • «Путешествие в волшебный мир музыки»

Ролевая игра

Ролевая игра - одна из форма организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними  ролями и игровым сюжетом.

Процесс ролевой игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Основу ролевой игры составляет сюжет. Он может быть полностью придуманным, основываться на каком-нибудь художественном произведении или на жизненных ситуациях.

Коллаж

Коллаж – это творческий жанр, когда произведение создается из самых разнообразных вырезанных и наклеенных на бумагу или холст изображений.

В широком значении коллаж – смесь разнообразных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

При создании коллажа учащиеся применяют свои теоретические знания, превращая их в знаково-символическую форму. В ходе работы развивается познавательный интерес, фантазия, воображение, появляется возможность выразить свои чувства и настроение, проявить оригинальность, дизайнерские способности.

Примерные темы для создания коллажей:

  • Мое обучение в школе

  • Мой любимый класс

  • Наш выходной день

  • Экскурсия в…

  • Как мы учимся и отдыхаем

  • Ура! Каникулы!

  • Наши мечты

  • На уроке

  • Свободное время школьника

  • Чтобы услышал весь мир

Аукцион

Аукцион – игровая форма состязательной деятельности, основанная на «продаже» и «покупке» предметов, закрепляющих нравственно-духовные ценности общества.

         Примерная тематика:

  • Аукцион знаний

  • Интеллектуальный аукцион

  • Аукцион доброты и милосердия

  • Аукцион творческих идей

  • Правовой аукцион

  • Спортивный аукцион

  • Математический аукцион

Ярмарка

Ярмарка (народное гуляние) – развернутое на определенной территории совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.

Как форма работы с детьми используется не так давно и является коллективной. Учащиеся представляют изготовленный продукт, готовят стенды, газеты, рекламные буклеты.

Примерная тематика:

  • Книжная ярмарка

  • Ярмарка компьютерных идей

  • Ярмарка цветов

  • Ярмарка сувениров

  • Ярмарка рисунков и т. д.

                            Тематический вечер

Тематический вечер – это комплексное художественно-публицистическое действие, в котором в  связной цепи устных выступлений, зрительских и музыкальных образов на конкретном сюжете раскрывается важная жизненная проблема.

По содержанию тематические вечера обычно разделяются на:

  • торжественные – связанные с событиями в жизни детского коллектива;

  • предметные – математические, экологические, литературные и т. д.

  • вечера-отчеты – отчет о работе детского коллектива;

  • вечера отдыха

Брейн-ринг

Брейн-ринг – интеллектуальная игра, правила которой заимствованы из одноименной игры, основанная на принципах состязательности команд.

Брейн-ринг - игра командная. Команда состоит из 4-7 знатоков, которые быстро должны и правильно ответить на вопросы ведущего. Побеждает команда, которая выиграет наибольшее количество туров, пройдя при этом все три этапа – два отборочных и финальный.        

Мастер-класс

Мастер-класс – эффективная форма передачи опыта, мастерства от мастера ученикам путем комментированного показа приемов работы.

Перед мастер-классом с учащимися целесообразно провести беседу с целью расширения знаниями по данной теме, показать необходимость показываемых практических умений и навыков. В ходе мастер-класса учащиеся приобретают практические знания, развивают внимание, память, ассоциативное мышление. 

Тренинг

Тренинг – это одна из форм обучения и передачи информации, групповое занятие по какой-либо ранее заявленной теме, на которой собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы.

От лекции тренинг отличается тем, что теоретический материал не только дается, но и прорабатывается на практике. Достигается это за счет того, ведущий на протяжении всего тренинга активно работает с мотивацией участников, стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.

        Агитбригада: сущность, принципы и формы деятельности

азвитие нашего общества, рост и расширение политической активности, духовных запросов и потребностей личности ставит перед школой задачи по совершенствованию системы воспитательной работы, что предполагает создание в школе такого воспитательного процесса, посредством которого учащиеся могут и должны развивать свои дарования, способности, склонности и знания.

Одним из путей повышения эффективности воспитательной системы является выбор наиболее действенных её форм, методов и средств, главным критерием отбора которых должны стать наличие возможности творческого самовыражения уча­щихся, их интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Деятельность агитбригады как формы общественно-политической практики, помогает реализовать большой творческий потенциал подростков, так как она органически соединяет в себе высокое идейно-нравственное содержание с яркими художественно-привлекательными формами выражения этого содержания.

Основопо­лагающие принципы агитационно-пропагандистской работы:

1) принцип научности и конкретно-исторического под­хода к явлениям и фактам общественной жизни;

2) принцип непрерывной связи с жизнью;

3)принцип планомерности и систематичности подачи материала агитбригады в обоснованной последовательности.

Из принципов вытекают требования к агитационно-массовой работе:

  1. оперативность подачи материала (своевременная полная информация способна формировать активную позицию человека);

  2. наступательныйбоевой характер излагаемой информации и форм подачи материала;

  3. убедительностьдоходчивостьясность (в выступлениях ясно выражается мысль, не просто провозглашаются лозунги, а аргументировано доказыва­ется каждое утверждение или отрицание);

  4. наглядность выступлений;

  5. единство рационального и эмоционального;

  6. дифференцированный  подход к различным группам слушателей.

Цель агитбригады - повышение общественной, гражданской активности учащихся путем распространения идеи, лозунга, побуждающих к активному действию, показ своего отношения к поднятым темам.

Функции агитбригады:

- pacпpocтраняет информацию, обогащает слушателей сведениями о фактах, событиях, явлениях политической, социально-экономической, культурной, общественной жизни;

- показывает общественно-политический смысл фактов, комментирует, разъясняет их значение, связь с другими событиями и явлениями, делами и задачами школьного коллектива;

  • информирует о жизни школы, ее достижениях и проблемах, предлагает пути искоренения недостатков, т.е. выполняет функцию призыва, побуждения;

  • становится зачинателем многих полезных инициатив в коллективе.

              Организация деятельности агитбригады

Школьная агитбригада создается как самостоятельная самоуправленческая организация или как структурное подразделение клубов общественно-политических знаний школьников, она может организовываться и в каждом классе. Предложения по созданию агитбригады могут исходить от ученического комитета, совета пионерской дружины, класса, уча­щихся школы, учителей, шефов и т.д. Создается инициативная группа.

Предложения по созданию агитбригады освещаются в стенной печати, пропагандируются по школьному радио, обсуждаются на собраниях учащихся.

В классных коллективах вопрос о выдвижении в агитбригаду решается на общем собрании, с учетом принципа добровольности.

Задачи и характер деятельности агитбригады определяют и состав её участников, в состав коллектива входят учащиесяобладающие определенными творческими способностями, энтузиасты.

В подборе состава агитбригады помогут школьные концерты художественной самодеятельности, конкурсы чтецов, поэтов, художников и др.

Состав агитбригады из учащихся, разных возрастов позволяет сохранить преемственность в работе.

Организационный период заканчивается общим собранием членов агитбригады, на котором может быть принят какой-либо документ (постановление), зафиксировавший этот момент жизни школы, класса и т.д. На этом же собрании могут быть сформированы предвари­тельные творческие группы, обеспечивающие жизнедеятельность агитбригады. Состав групп может меняться.

Это могут быть группы:

информационная (поисковая): собирают необходимый материал для программ (документы, фотографии, печатный материал и т.д.);

сценарная: готовят проект сценария выступления, который впоследствии утверждается на общем собрании (совете) агитбригады;

музыкальная: подбирает музыкальные произведения для программы, а также обеспечивает музыкальное сопровождение выступлений агитбригады;

техническая: делает слайды, фотографии, работает с техническими средствами, в неё входят осветители, радиотех­ники, звукооформители;

художественная или оформительская: готовят плакаты, реквизит, костюмы, декорации, изготавливают пригласительные билеты.

Члены тех или иных творческих групп могут участвовать в работе других групп, но несут персональную ответственность, в первую очередь, за выполнение задач своей основной группы.

Успех работы  агитбригады во многом зависит от характера взаимодействия с другими объединениями учащихся по интересам, поэтому свою работу целесообразно планировать с учетом 

План, в котором определяются содержание и основные формы работы агитбригады, может составляться на год. Можно рекомендовать следующие разделы:

  • организационные мероприятия,

  • заседания агитбригады по этапам подготовки выступлений с указанием ответственных, времени, места выступлений,

  • от­четы творческих групп и т.д.

Агитбригада имеет свое название, песню, девиз, по подбору которых можно провести конкурс.

Руководство деятельностью агитбригады

Управление агитбригадой строится на самодеятельных началах. Высшим органом самоуправления является общее собрание членов агитбригады, которое принимает основные решения, связанные с планированием работы и подготовкой конкретных программ и выступлений.

Представители всех творческих групп составляют совет агитбригады, обязанностями которого могут быть:

- составление проекта плана работы, обеспечение выпол­нения утвержденного плана,

- распределение поручений среди членов агитбригады;

- взаимодействие с другими общественными формирования­ми учащихся школы, внешкольными учреждениями;

- привлечение и организация зрителей на выступления агитбригады;

- привлечение учащихся школы в помощь агитбригаде для подготовки выступлений;

- подготовка и проведение общих собраний членов агитколлектива для решения текущих вопросов и анализа работы.

Грамотное педагогическое руководство является важнейшим и определяющим условием эффективности деятельности агитбригады. Руководителя может рекомендовать педагогический совет школы, инициативная группа, предложившая создание агитбригады, возможны и другие варианты.

Руководителю должны быть свойственны творческая направ­ленность, организаторские и режиссерские способности.

Главная задача педагога-руководителя - создание твор­ческой группы единомышленников, обеспечение четкой идейной направленности программы выступлений.

Основные функции руководителя:

1. Организационная. Работа по созданию органов самоуп­равления, актива. Привлечение учителей, шефов, родителей, методистов дворцов и домов пионеров и школьников для консуль­таций, учебы членов агитбригады.

2. Методическая. Учеба членов агитбригады. Повышение их идейно-политического, культурного уровня. Помощь в выборе темы, подборе материала, литературы. Занятия по работе с первоисточниками, умению подбирать, систематизировать, обоб­щать материалы. Например, роль педагога в процессе подготов­ки программы может быть неоднозначна и зависит от ситуации. В одном случае ему надо уделить внимание определению содержа­ния вопроса, т.е. помочь в определении проблемы, в другом  - центр тяжести перемещается на процесс работы над содержанием. В любом случае, основная работа педагога - привлечение ребят к процессу. 

Велика роль педагога в повышении уровня исполнитель­ского мастерства учащихся, т.е. работа над дикцией, сцениче­скими движениями, привитии навыков планирования и анализа своей деятельности. Особое значение имеет индивидуальная работа с членами агитбригады.

Руководитель должен помнить, что коллектив эф­фективен тогда, когда работа основывается не только на делах, но и на чувствах, поэтому роль педагога в формировании меж­личностных отношений очень ответственная. Обстановка в кол­лективе, позволяющая каждому члену агитколлектива самовыра­зиться, т.е. показать себя, иметь собственное ощущение важности работы, возможность работать самостоятельно, оценка вклада каждого, полученная от педагога товарищей - все эти факторы влияют на удовлетворенность работой, способствуют развитию творчества у ребят.

Традиции агитбригады:

  • посвящение в агитаторы,

  • творческие отчеты агитколлектива,

  • напутственное слово выпускникам школы, членам агитколлектива и т.д.

Отчеты агитбригады:

  • воспроизведение записи выступле­ний, интервью,

  • демонстрация фотомонтажей,

  • рассказ.

Практическую помощь агитбригада получает со стороны педагога-организатора, музыкального работника, учителей истории, литературы, родителей, шефов базового предприятия. Это может быть участие в подготовке программы, выступлениях, консультации, обучение членов агитбригады.

Содержание агитационно-пропагандистской работы

Содержание агитационно-пропагандистской работы опреде­ляется задачами, вытекающими из требований к деятельности общественных школьных организаций, и в соответствии с функ­циями агитбригады.

В качестве ориентира можно обратиться к памятным и знаменательным датам календаря, событиям в стране и за ру­бежом, традициям школы, шефствующих трудовых коллективов, самой агитбригады, мероприятиям пионерской организации в школе, микрорайоне. Следует обращаться к ма­териалам периодической печати по различным общественно-по­литическим и социальным вопросам жизни страны, заострять внимание учащихся на том, какая роль отводится гражданскому самосознанию человека, его активной позиции в жизни, какие задачи ставятся перед обществом.

В содержании находит отражение использование и охрана природных ресурсов, сохранение культурного наследия человечества, понимание и уважение всех народов, их культур, цивилизаций, ценностей, образа жизни.

В программе ставятся и обсуждаются морально-этические вопросы о смысле и цели жизни, о добре и зле, об отношении к учебе, труду, музыке, моде, наркомании, алкоголизму.

Агитбригада активно участвует в жизни школы, её окруже­нии, поддерживая все передовое, решительно выступая против недостатков, формирует общественное мнение по всем проблемам путем показа своего отношения к ним.

Очень важно не уходить от острых проблем, реальных противоречий в жизни.

Содержание программы публицистически страстное, целе­направленное, злободневное и в то же время дружественное, уважительное к человеку.

Содержание программы определяется сферой деятельности агитбригады. Одни ведут работу преимущественно в рамках собственной школы, другие - по месту жительства ребят, в производственных коллективах базовых предприятий, выступают перед жителями микрорайона, родителями, поздравляют лучших людей в трудовых коллективах с получением наград. В дни знаменательных дат агитбригада выступает на агитплощадках поздравляет ветеранов войны и труда, рассказывает им о важнейших общественно-политических событиях в стране, делах своего школьного коллектива.

Подготовка программы выступлений

Работа над программой способствует реализации творческих возможностей и потребностей членов агитбригады, повы­шению их общей культуры.

Первый этап при подготовке программы - правильный выбор темы и ее ведущей идеи.

Когда тема определена и в ней выделены основные состав­ные вопросы, важно умело подобрать необходимый материал для программы, в сборе которого принимают участие все творческие группы, в соответствии с их назначением. Для сбора фактиче­ского материала просматривается периодическая печать, журна­лы, сводки («Аргументы и факты», "Комсомольская жизнь", "Знамя юности", «Известия», "Ровесник", "Крыница", "Эхо планеты", "Курьер", "Агитатор" и т.д.), но наиболее интересная и действенная - первичная информация, получаемая неподкрепленные событиями из жизни школы, предприятия, кол­хоза. Например, в школе, это могут быть результаты рейдов комсомольского прожектора, итоги соревнований, коллективных творческих дел, интервью и беседы с заинтересованными людьми.

После сбора материала творческая сценарная группа приступает к составлению программы. Знакомится с фактическим и документальным материалом, художественными произведениями, впрямую или косвенно относящимися к заданной теме, определяет содержание и форму предстоящего выступления.

Можно выделить основные требования к программе:

- документальность; идейно-художественная ценность и непременная связь с актуальной, прежде всего, местной темой;

- тематическая направленность программы;

- разнообразие жанров и характера исполняемых блоков при сохранении целостности программы, ее замысла;

- краткость текстов;

- оперативность;

- синтетичность;

- эпизодное построение;

- вовлечение аудитории в действие.

         Факты и документы в выступлении агитбригады

Без опоры на факты не может формироваться убежденность личности в правомерности тех или иных общественных идей, а тем более активное восприятие действительности, деятельное отношение к ней, оценка. Факты и документы по своей природе многозначны и с точки зрения агитационно-воспитательного воздействия обладают богатейшими возможностями: яркость, конкретность и эмоциональная насыщенность факта, усиленные убежденностью в его достоверности, создают основу  для его психологического воздействия на аудиторию.

Документальные материалы разделяются на две группы:

 - собственно документы: письма, дневники, фотографии, звукозаписи;

- мемуарно-художественные: воспоминания, отрывки из литературных, кинопроизведений, теле- и радиопередач.

Приемы использования факта и документа:

  1. иллюстративный («факты жизни» вводятся для подтверждения «фактов искусства», закрепляют заключенные в них тезисы); цель приема – сделать эти тезисы более наглядными;

  2. «факты жизни» комментируют «факты искусства» (факты помогают увидеть явление в новом для аудитории свете; в привычном обнаруживается неожиданное содержание, осознание изображаемого на сцене происходит на более высоком уровне).

Принципы отбора фактов:

- соответствие выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия;

- достоверность отобранного фактического материала;

- соответствие отобранного материала особенностям аудитории;

- разнообразие средств воздействия;

- новизна материала;

- соответствие отобранного материала сюжету сценария.

Характер тем, особенности материала требуемого для ее решений, во многом предопределяют и формы подачи про­граммы. Это могут быть тематические литературно-музыкальные композиции (монтаж), инсценированный агитплакат, беседа со зрителем, политический фельетон, световая газета, доклада с живыми диаграммами, пародии, частушки, элементы кино, хо­реографии, кукольный театр пантомима, теневой театр, краткое сообщение факта, телетайпы, интервью со слушателями важнейших общественно политических событиях в стране, делах своего  школьного коллектива.

Можно воспользоваться следующими приемами для выстраи­вания программ.

"Посмотрите с нами" - этот прием очень эффективен, независимо от того, какой предмет предложен зрителям для обозрения места действия и фактов. Это и "телескоп" и "волшебный фонарь", "фотоглаз", который помогает высветить что-либо. Перевод внимания зрите­лей к новому месту осуществляется одной репликой: "переключаем", "переводим", "направляем". Переключение канала внимания сопровождается сменой заставок на ширме.

"Путешествие". Этот действенный ход ценен возможностью рассказать, например, о своей школе, районе.

На вооружении агитбригады все существующие и фантасти­ческие виды транспорта (тачанка, автомобиль, вертолет, машина времени).

"Праздник". Общее название десятка отправных сценарных мотивов: "Ярмарка", "Маевка", "Нам сегодня шестнадцать". Ход определяет форму программы. Это смена игр, припевок с танцами, загадок с подвохами и ответами, раздачей подарков, это работа коробейников с символическими сувенирами.

"Игра в профессию". Этой игре можно придать "лечебный" характер: "Агитбригадная лечебница", "Наш профилакторий", "Скорая помощь", "Шприц". Например, ход "Агитбригадной  лечебницы" позволяет играть сценки "на приеме у врачей-спе­циалистов" с вариантами: "от чего болит голова?", "слышу - не слышу", "подбор очков" тому, кто не видит нужного или видит то, чего нет. В "кабинете профилактики" - темы: лень, неорганизованность. Это и "сеанс гипнотерапии", после которого грубияны становятся вежливыми, лентяи - работящими. Прием не требует громоздкого оформления. Ширмы - стены ка­бинетов. Инструменты врачей - микроскопы, скальпель, шприц - муляжи из картона. Маски врачевателей и клиентов могут ме­няться прямо на глазах зрителей.

"Выпускной бал". Программа может состоять из трех частей: "Воспоминание" - как мы учились и мечтали; «Надежды» - представление о нашей будущей жизни (учеба, работали)  и «Будущее» - показ возможной действительности (отношение к молодым специалистам, условия для работы и какими становятся люди, если забывают о своих мечтах).

"Экскурсия" или "Наш музей" - варианты хода, обеспечи­вающего насыщенный фактами разговор о школе, предприятии, районе. Агитбригадчики в такой программе - экскурсоводы, проводники зрительского внимания ко всему, что можно сыграть и показать на сцене. Экскурсия может быть серьезной и шуточ­ной.

«Концерт – загадка», «Агит-викторина». Такие программы дают возможность работать в зале. Программу ведут агит-затейники-массовики и подготовленные к вопросам и ответам участники в зале (зрители). К этому номеру можно подготовить агитбригадные призы: цветы,  фотографии, шарики и т.д. Одним из ярких выразительных средств в агитпрограмме является музыка. В большинстве случаев для музыкального оформления используются детские, пионерские, комсомольские песни, произведения общественно-политического звучания, рас­крывающие содержание программы, популярная музыка советских и зарубежных композиторов.

                            Сценарий представления

Сценарий представления всегда имеет два аспекта – художественный и психолого-педагогический. Сценарий является программой воспитательного воздействия того или иного представления, поэтому наиболее плодотворным является такой процесс, при котором аудитория получает планируемую идею не в качестве готового вывода. А приходит к нему в результате самостоятельной деятельности, направленной на осмысление фактов и документов, соответствующим образом организованных сценаристом.

                       Оформление выступления

В оформлении агитбригадного представления, прежде всего, должна быть использована точная деталь. Дополненная фантазией зрителя, она в состоянии передать место действия и атмосферу происходящих на сцене событий гораздо полнее, чем самая подробная декорация.

В каждом выступлении агитбригады нужно стремиться к тому, чтобы оформление оставалось простым по форме, помогало создать выразительный зрительный образ. 

Как правило, в выступлении агитбригады не применяются декорации, сценические костюмы. И поскольку часто нет возможности использовать свет, сложные световые и музыкальные эффекты, то особая нагрузка ложится на плакат, транспарант, рисунок – символ.

Декоративное изобразительное оформление выступлений лаконично, выразительно. Его многофункциональность пред­полагает простоту и легкость монтировки. Это могут быть кубы, стенды, плакаты, на которых нарисована или написана необходи­мая декоративная или словесно-цифровая информация. Декоратив­ное решение может обозначать время и место действия. Оно может выполнять как вспомогательные функции, так и нести основную смысловую нагрузку в сцене, эпизоде. Или, например, ширма (на тросе и кольцах). Это легко трансформирующаяся конструкция, может служить коллективу, заменяя массу при­способлений. Это и экран для демонстрации слайдов и рисунков, и доска объявлений для смены "молний", "сигналов", поздрави­тельных текстов, всевозможных символов и эмблем.

Большую ценность для работы агитбригады представляют предметы реквизита, способные служить в нескольких игровых качествах. Так, яркая лента становится поочередно контуром карты района, рамкой портрета, экраном телевизора, она же работает и в танце. Костюмы членов агитбригады обычно одного стиля и фасона. Чтобы обеспечить задачу выполнения нескольких ролей одним и тем же участником, подчеркнуть какую-то мысль, используются выразительные, легко заменяемые детали костюма (косынка, шарф, маска и т.д.), которые также являются одновременно многозначным реквизитом - это живая ширма, флаги, сторонки букв и т.д.

Эффективность восприятия программы усиливает применение технических средств, которые можно разделить на проекционную технику (кинопроекционная аппаратура, диапроекторы, эпидиа­скопы, диапозитивы, диафильмы); звуковые средства (радио, магнитофоны, проигрыватели).

Надо помнить, что применение декоративных, технических средств на сцене не самоцель, оно подчинено раскрытию глав­ной идее выступления, сосредоточению внимания слушателей на том, что им предлагается усвоить. Например, при демонстра­ции наглядных средств целесообразно сформулировать и по­ставить вопросы, на которые ответы даст предлагаемый нагляд­ный материал.

Таким образом, выбор темы, ведущей идеи выступлений, сбор и обобщение собранного материала, составление програм­мы, выбор форм выступлений и сама подготовка программы - основные этапы работы над программой.

Применение методических рекомендаций по организации агитбригады в школе должно быть творческим, с учетом традиций, возможностей каждого коллектива.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!