ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 398 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рекомендации учителя-дефектолога педагогам
Подготовила: Учитель-дефектолог
Чумаченко Т.В.
Причины трудностей в обучении: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас; узость знаний и представлений об окружающем мире; несформированность пространственно-временных представлений; внимание: выражены трудности переключения внимания, снижены концентрация, устойчивость; мышление: низкий уровень сформированности операций классификации, сравнения, обобщения, недостаточно сформированы наглядно-образное и словесно-логическое формы мышления; восприятие слабодифферинцируемое, незначительно нарушена целостность восприятия; в деятельности: не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий, отсутствует самоконтроль; снижение обучаемости (понимает инструкцию только после разъяснения, осуществляет частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыка); несформированность обобщающей и регулирующей функций слова.
Рекомендации педагогам для работы:
1. Формирование целенаправленной деятельности: - предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию; - давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика; - учитывать индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность; - изменять тактику руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении деятельностью); - коррекция импульсивности: строгий запрет необдуманных ответов и мало результативных действий, поощрение ребенка в случае результативного ответа.
2. Выработка навыков самоконтроля:
- работа по подражанию (контролирующую функцию выполняет педагог);
- работа по образцу (ученик контролирует свою деятельность посредством образца);
- самостоятельная работа.
3. Не предъявлять для выполнения сразу более одного задания: - сложное задание предъявлять частями; - контролировать ход выполнения каждой части, внося коррективы.
4. Формирование пространственно-временных представлений:
- планирование дополнительного времени и разъяснительная работа при ориентации на листе бумаге, доске;
- использование физминуток для формирования ориентации в схеме собственного тела, пространства;
- использование на уроках математики оргмомента для уточнения временных представлений (какое сейчас время года, месяц, день недели).
5. Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению:
- сопровождение речью выполняемых действий (ребёнок повторяет образец речевого сопровождения за учителем, впоследствии даёт словесный ответ самостоятельно);
- формулирование вывода ребёнком.
6. Ограничиться минимальным количеством наглядного материала на уроке.
7. Устраивать на уроках паузы активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями на расслабление.
8. Использовать в процессе обучения игровые приёмы, элементы соревнования, дидактические игры.
9. Создавать ситуации успеха, в которых ученик мог бы проявить свои сильные стороны.
10. Поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребёнка на уроке.
11. Избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику.
12. Хвалить ребёнка, даже если он справился с небольшим заданием или его частью.
13. Воспитывать навыки учебной работы, формировать представления о социальных нормах и навыках общения.
14. Расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.
15. Опираться на жизненный опыт ребёнка.
Особенности памяти, внимания и мышления в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей в развитии ребенка. Однако иногда случается так, что ребенок плохо усваивает учебный материал, что сказывается на его успеваемости и самооценке. Очень часто это происходит не из-за лени, нежелания учиться или нарушений в интеллектуальной сфере, а из-за недостаточного развития памяти, внимания и мышления.
Часто резкое падение успеваемости наблюдается у первоклассников и пятиклассников, которым нужно адаптироваться к новым условиям и нагрузкам. Школьная адаптация и без того тяжелое испытание для ребенка и ситуация только усугубляется, если у него имеются проблемы развития. Иногда родитель может не замечать этих трудностей, или, как говорилось выше, принимать не успешность ребенка за лень. В этом случае упреки могут травмировать ребенка и отрицательно сказаться на учебной мотивации в целом.
Поэтому и важно развивать заранее не только основные школьные навыки (счет, письмо и чтение), но и познавательную сферу ребенка, ее основные процессы: память, внимание и мышление.
Внимание
Умение сосредотачивать свое внимание на предлагаемой деятельности (или предмете) длительное время – очень важный момент для школьной
успешности. Однако, многие школьники испытывают трудности с сосредоточением и удержанием внимания долгое время. Как правило их внимание легко переключается на посторонние предметы, что расценивается как неусидчивость и отвлекаемость.
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах.
Выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Таким образом, поле восприятия ребенка, захваченного сильным и ярким впечатлением сужается, и он не обращает внимание ни на что другое.
Виды внимания
Самым первым появляется непроизвольное внимание. Оно возникает в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека и, как правило, не длится долго. Уже во младенчестве человек может сосредотачивать внимание недолгое время на ярком, новым или издающим необычный звук предмете. Как только человек выясняет особенности нового явления, непроизвольное внимание угасает.
Для поддержания внимания необходима произвольность.
Произвольное внимание отличается тем, что человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо и для выполнения этой задачи подключает эмоции и волю.
В норме оно полностью формируется к 7-8 годам, часто это время приходится на конец первого класса. В шесть лет ребенок только учится управлять своим вниманием. Формирование произвольности идет постепенно, во взаимодействии со взрослым, который указывает на определенный предмет, концентрируя на нем внимание ребенка и пробуждая ребенка подключать волю. Этот процесс, особенно поначалу не дается легко, а требует больших энергетических затрат.
Свойства внимания:
Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.
Исследования показали, что внимание взрослого человека может охватить одновременно от 3 до 7 объектов. Ребенок сначала учится концентрировать внимание на одном предмете, потом постепенно, их количество растет. Однако, если незнакомых объектов в поле зрения слишком много, объем внимания может сужаться.
Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.
Длительность удержания внимания к концу дошкольного возраста возрастает примерно вдвое. Однако, чтобы ребенок активно работал и на уроке и дома, во время подготовки домашних заданий, целесообразно делать паузы каждые 20 минут.
Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Это очень важный момент для младших школьников. Очень важно, чтобы ничто не отвлекало их во время подготовки домашних заданий: ни друзья, ни телевизор, ни другие отвлекающие моменты. Также важно стараться выдерживать режим, чтобы ребенок привык сосредотачиваться в определенное время.
Переключение внимания определяется тем, как быстро ребенок может переключать его фокус с одного объекта или вида деятельности на другой. Это действие требует направленного волевого усилия, что создает нервное напряжение и требует большого расхода сил.
Распределение внимания помогает удерживать в поле своего внимания нескольких объектов или действий. В дошкольном и младшем школьном возрасте переключение и распределение внимания еще слабо развиты и требуют тренировки в пространстве с ограниченным числом объектов или в рамках одного- двух видов деятельности. В ином случае, из-за бесконтрольного и спонтанного переключения внимания страдает деятельность. При этом надо помнить, что яркие и новые впечатления перетягивают внимание школьников на себя и ребенок может стать невнимательным и рассеянным по отношению ко всем прочим стимулам.
Кроме возникновения доминантного впечатления, существуют еще несколько причин рассеянности ребенка, которые можно устранить извне.
Во-первых, причиной может стать появление аденоидов, которые мешают дышать через нос и препятствуют нормальному снабжению головного мозга кислородом. Если вы видите, что ваш ребенок быстро утомляется, задыхается, или часто дышит через рот, часто болеет респираторными заболеваниями, необходимо проконсультироваться с врачом.
Второй причиной могут быть утомление и истощение нервной системы. Дети еще недостаточно хорошо знают и умеет контролировать свой организм. Они могут сами не осознавать, что устали и. напротив, развивать дополнительную физическую активность. Так организм, притормаживая мозговую активность и включая физическую, «подстегивает» сам себя, сжигая последние ресурсы. Такое истощение может вызвать как монотонная работа, так и впечатления, связанные с сильными эмоциями.
Этого легко можно избежать соблюдением режима дня, сменой физической и интеллектуальной нагрузки, чередованием труда и отдыха. Нужно помнить, что дети разные, и если один ребенок после школы и в выходные способен посещать большое количество кружков и секций, то другой может начать переутомляться, если нагрузка будет слишком большой. Особенно это важно помнить в первый, адаптационный, школьный год.
Быстро утомлять ребенка может и отсутствие четкого режима дня, когда время занятий растягивается, а ребенку позволяется надолго отвлекаться на посторонние занятия, а так же, если у ребенка нет четких обязанностей, и многое делается родителями за него.
Сейчас достаточно часто можно встретиться с диагнозом СДВГ и очень часто в быту этот термин распространяют на всех неусидчивых и подвижных детей. Важно однако помнить, что СДВГ – это диагноз, связанный с минимальной мозговой дисфункцией, который может поставить только врач, так как лечение этого заболевания часто связано с назначением медикаментов.
Что касается других причин нарушения внимания, они вполне поддаются коррекции педагогическими методами.
Развитие внимания
Как уже было сказано выше, произвольное внимание ребенка развивается во взаимодействии со взрослыми. И развивать его лучше в игровой деятельности, которая все еще имеет большое значение в начальной школе.
Развивать внимание помогают игры по правилам, игры со сложной инструкцией, конструирование. Если внимание ребенка начинает слабеть, взрослый может «вернуть» его к заданию, подсказать следующее действие. Напоминают о необходимости закончить дело, прежде чем приступать к чему-то другому.
Полезно так же учить ребенка разбивать сложные задания на простые этапы и выполнять эти этапы последовательно.
При этом рекомендуется идти от простого к сложному, усложняя элементы, которые ребенок должен держать в поле зрения и усложняя их. При этом взрослый контролирует каждый этап работы и в случае ошибки просит ребенка самому ее отыскать.
Позже ребенок начинает сам выделять и указывать те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Он учится сам обозначать ориентиры и ставить цели, формулируя их словесно. Так внешний контроль постепенно переходит в самоконтроль.
Концентрацию внимания развивают такие упражнения, когда ребенку предлагается деятельность с небольшим количеством отвлекающих фоновых факторов (например, заучивание стихотворения под телевизор). Надо
оговориться, что это должно быть исключительно, а рамках упражнения, а не становиться постоянной практикой при подготовке уроков.
Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать разнообразные модификации корректурной пробы. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать. Можно так же раскрашивать две из фигур разными цветами.
Для развития внимания с дошкольникам и младшим школьникам можно играть в игру «увидел-запомнил». Ребенок смотрит из окна или осматривает комнату, после чего должен закрыть глаза и назвать предметы, которые видел, их цвет, количество, форму. Это же упражнение заодно развивает зрительную память.
Часто ребенок самостоятельно описывает только несколько увиденных предметов, поэтому нужно задавать наводящие вопросы (Сколько деревьев? Сколько людей? Во что они одеты? Какого цвета машины?), чтобы стимулировать его память и стремление «приглядываться» к окружению. Так же можно ввести элемент соревновательности: кто заметит и запомнит больше… (красных машин, людей в определенной одежде и пр…)
Одним из средств, хорошо развивающих внимание, является «графический диктант». Эти картинки, нарисованные по клеточкам, ребенок может как самостоятельно срисовывать, копируя образец, так и воспроизводить под диктовку взрослого. При этом некоторые дети легко срисовывают, но испытывают затруднения с воспроизведением рисунка под диктовку, а другие могут наоборот, хорошо воспроизводить узор под диктовку, но испытывать трудности с самостоятельным срисовыванием.
Так же помогают развить внимание такие известные игры как «да и нет не говорите…»; «съедобное - несъедобное» и пр.
Память
Память - способность запечатлевать и сохранять впечатления, которая присутствует уже в раннем детстве и связана с эмоциональными впечатлениями.
В детском возрасте память – это одна из основных психических функций ребенка, на которой базируются остальные функции. Этот момент часто упускается из виду, потому что у большинства детей память хорошая «сама по себе», но темнеменее, развивать её важно. Ведь мышление ребенка во многом определяется памятью, оно конкретно и опирается на виденные раньше образы. Дети мыслят образами и для того, чтобы анализировать объект и его отношения с другими объектами, образ нужно внимательно изучать и держать в голове его основные характеристики. Позже дети учатся
оперировать системой знаков (слово=знак) и на этой основе развивается словесно-логического мышление.
Виды памяти.
Выделяют несколько видов памяти. Самыми первыми, вскоре после рождения, появляются двигательная и эмоциональная память.
Двигательная память.
Двигательная память начинает накапливаться уже в младенческом возрасте, когда ребенок совершает хаотичные движении и выясняет, что одни ведут к удовольствию и их хорошо бы повторить, а другие наоборот связаны с отрицательными эмоциями, которых лучше избегать. Потом ребенок начинает тренировать простые навыки: хватание, ползание, прямохождение.
Позже усложняется деятельность и вместе с ней все сложнее становятся движения, которые нужно запомнить и довести повторением до автоматизма. Сначала это умение бегать, прыгать и простые навыки самообслуживания, потом занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах, требующие более сложных и тонких движений.
Все это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.
Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям. Маленькие дети часто запоминают не сами действия, а связанные с ними эмоции, которые пытаются повторить или избежать.
Например, если вдруг ребенок укололся иголкой или обжегся, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной.
Образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память. Зрительная память хранит образы, когда-либо увиденные ребенком.
У некоторых младших школьников встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической: ребенок «схватывает» картинку целиком и потом в состоянии подробно
описать детали и подробности. Он как бы «разворачивает картинку» с объектами перед внутренним взглядом.
Это возрастная особенность и без поддерживания она чаще всего пропадает школьном возрасте, лишь в единичных случаях сохраняясь у взрослых.
Обонятельная и вкусовая память реже являются ведущими. Они важны больше в эволюционном плане, чем непосредственно в обучении. Однако, в некоторых случаях можно подключать и их, как источник дополнительных эмоций. Ведь лучше всего запоминаются эмоционально окрашенные впечатления.
Словесная память сложнее, потому что объекты в ней опосредуется словом. Она развивается у ребёнка параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми.
Для младших школьников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои.
Обычно у ребёнка доминирует какой-то один вид памяти (чаще зрительная), на которую можно делать основной упор при запоминании материала, но для успешного решения задачи важно развивать задействовать их все. Тем более, есть дети, у которых вместо зрительной лучше развита слуховая память.
Развитие памяти.
Запоминание может быть как не произвольным, так и произвольным.
Маленький ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей чтолибо запомнить. Он непроизвольно запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно или связано с положительными эмоциями. Важно двигаться от непроизвольного запоминания к произвольному.
Произвольная память включает волевой компонент: ребенок целенаправленно заставляет себя запомнить стихотворение или иную информацию. Здесь тоже важна постепенность и помощь взрослого, который стимулирует желание ребенка вспомнить увиденное и услышанное. Это могут быть и просьбы рассказать о чем-то или пересказать рассказ, и наводящие вопросы, на которые может опираться ребенок, воспроизводя запомненную информацию. Постепенно ребенок
учится связывать воспоминания, цеплять одно за другое, запоминать логические связи, а не сами события и явления.
Использование особенностей памяти и ее развитие.
Продуктивность запоминания увеличивается, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей).
Лучше всего память, как и остальные познавательные функции, развивается в игре. Например, когда надо выучить слова, соответствующие взятой на себя роли. Двигательную память можно тренировать, повторяя за взрослыми определенные движения их последовательность. Развитие эмоциональной памяти напрямую связано с получением ярких впечатлений и возможностью о них рассказать друзьям и взрослым. Слухоречевая память тренируется запоминанием со слуха рядов цифр и слов (не больше 10). Начинать можно с 3-4 элементов, постепенно увеличивая их количество. Так же можно подключать зрительную память, зарисовывая слова, а потом вспоминая их по картинкам.
Еще одна игра «Что изменилось?» Перед ребенком выставляется ряд игрушек. Ребенок отворачивается, после чего 1-2 игрушки исчезают или добавляются. Ребенок должен сказать, что изменилось.
Мышление.
Мышление – это умение устанавливать связи между объектами окружающего мира. Оно включает в себя такие операции как: анализ, синтез, классификация, обобщение.
Во время обучения оно выдвигается на передний план из всех остальных познавательных функции. Еще до поступлении в школу должен состоятся переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а уже в начальной школе - переход от наглядно образного мышления к словестнологическому.
«С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове»
Виды мышления.
Самым первым начинает развиваться наглядно-действенное мышление, основу которого составляет метод «проб и ошибок». Задача здесь дана наглядно и решается действием, прямой манипуляцией с объектами, которым присущи определенные свойства.
Позже ребенок начинает для решения задачи опираться на образы и сравнение зрительных представлений. Так появляется наглядно-образное мышление. Ребенок решает задачу, опираясь на зрительные представления об
объектах. Теперь в поле внимания не конкретный объект со всеми присущими ему свойствами, но его образ, модель с некоторым уровнем обобщения, в которой на первый план выходят свойства объекта, непосредственно важные для решения поставленной задачи. Остальные свойства реального объекта игнорируются.
Позже, на основе наглядно-образного мышления развивается словеснологическое. Оно уже «оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами» и опирается на мыслительные операции.
Мышление развивается по пути усложнения и, обобщения и абстрагирования, однако если ребенок встречается с трудной задачей, он может возвращаться к более ранним и простым способам мышления (таким, как метод «проб и ошибок») для ее решения.
«Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у ребёнка этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название "формализм мышления". Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.»
Развитие мышления.
Все виды мышления можно и нужно развивать. Для этого, в первую очередь необходимо расширение кругозора ребенка, его представлений об объектах окружающего мира, их взаимосвязи и разнообразии. Чем больше объем таких знаний о мире, тем шире круг вопросов, которые ребенок задает себе и окружающим, в поисках ответов на которые и тренируется мышление.
На развитие наглядно-действенного мышления работают картинки-пазлы, детали конструктора "Лего", разные кубики Никитина, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.
Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности.
Так же можно использовать специальные упражнения и задания на развитие мышления:
1. Для развития анализа, синтеза и классификации удобно использовать игру «четвертый лишний»: определение лишней картинке и объединение трех остальных предметов по существенным признакам.
2. Для развития анализа и синтеза может помочь игра с угадыванием предмета по описанию.
3. Для развития анализа и сравнения можно просить ребенка сравнить две ситуации или два предмета и рассказать, чем они похожи, а чем отличаются, а так же какой предмет нравится больше и почему.
4. Для развития анализа и обобщения можно просить ребенка называть группы предметов, сходных по каким-то качествам, одним словом (ищем обобщающие понятия).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения могут: – выполняться правой, левой рукой или обеими руками одновременно; – быть статическими: удерживать пальчики в напряжении на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть руками; – быть динамическими: выполнять пальчиками движения, имитирующие движения показываемого живого или неживого предмета.
«Астра» Ладонь выставить вперед горизонтально полу. Пальцы собрать в «щепоть» – астра закрыта. Развести пальцы в стороны – астра открыта.
«Оса» Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным.
«Улитка» Указательные, средние и безымянные пальцы прижать к ладоням. Большие пальцы и мизинцы выпрямить.
«Ножницы» Ладонь поставить на ребро. Указательный и средний пальцы развести вверх – вниз. Остальные пальцы прижать к ладони.
«Собака» Ладонь поставить на ребро, большой палец
выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. «Коготки» Ладонь поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны. «Труба» Руки сжать в кулачок, оставив круглые отверстия внутри. Поставить кулачок на кулачок.
«Лодочка» Обе ладони поставить на ребро и соединить «ковшиком». Большие пальцы прижать к ладоням.
«Раки» Ладони поставить горизонтально. Указательный и средний пальцы развести в стороны. Остальные пальцы прижать к ладони.
«Ворота». Ладони поставить на ребро. Пальцы выпрямить и прижать друг к другу – «ворота закрыты». «Птенчики в гнезде». Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.
«Мышка». Средний, безымянный и большой пальцы собрать в «щепоть». Указательный и мизинец согнуть в дуги и прижать к среднему и безымянному.
«Замок». Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
«Деревья». Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы развести в стороны и напрячь.
«Гусь». Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опереть на большой. Все пальцы прижать друг к другу.
«Шарик». Все пальчики обеих рук соприкасаются друг с другом кончиками подушечек, образуя шарик.
«Ёлка». Ладони направить «от себя». Пальчики пропустить между собой (ладони под углом друг к другу) и выставить вперед.
«Щука». Ладонь выставить вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью, остальные пальцы прижать друг к другу. «Флажки». Четыре прямых пальца руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести руку в сторону. Развернуть так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.