СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации учителям по обучению детей с  ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ»

Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №29 г.Химки



















РЕКОМЕНДАЦИИ

«учителям по обучению детей с ОВЗ»



















Подготовила учитель начальных классов

Демиденко С.В.





Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ


Дляучащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых

условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося.

Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.


В процессе обучения учителю следует:

-использовать четкие указания;

-поэтапно разъяснять задания;

-учить последовательно выполнять задания;

-повторять инструкции к выполнению задания;

-демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);

-чередовать занятий и физкультурные паузы;

-предоставлять дополнительное время для завершения задания;

-предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

-использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

-использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

-обеспечивать школьника копией конспекта.


Способыоценки достижений и знаний учащихся:

-использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

-ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

-оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.

-акцентировать внимание на хороших оценках;

-разрешать переделать задание, с которымученик не справился;

-проводить оценку переделанных работ;

-использовать систему оценок достижений учащихся.


В организации учебного процесса необходимо:

-использовать вербальные поощрения;

-свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

-составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

-предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

-разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

-игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.


Рекомендации учителям при работе с аутичным ребенком


  1. Логика эффективного развития аутичного ребенка в силу тех патологических условий, в которых оно проходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность), отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающих его психический тонус и заглушающих постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. Поскольку линия механической аутостимуляции выражена сильнее, взрослому необходимо подключаться к ней и постепенно, уже изнутри, наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.

  2. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями

  3. Основная психическая нагрузка в воспитании ребенка ложится на его мать. Поэтому нужна регулярная помощь в виде конкретных коррекционных приемов в работе с ребенком, наметить закономерные этапы психологической коррекции и обучения.

  4. Говоря о помощисемье аутичного ребенкав его обучении и воспитании, крайне важно понять, как складываются отношения близких с таким ребенком в таких непростых условиях, какой положительныйи отрицательный опыт они уже приобрели в контактах с ним, как они сами оценивают свой опыт, каким им представляется динамика психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы.


Рекомендации учителямпри работе со слабовидящим школьником


  1. Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой -на осязание, третий -на осязание и зрение.

  2. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь,его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

  3. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.

  4. Учителюследует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10-20 минут.

  5. Учителюследует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже.В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.

  6. На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны -прибор прямого чтения.

  7. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.

  8. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.

  9. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранѐнные и нарушенные анализаторы.


Рекомендации учителям по созданию оптимальных условийорганизации учебного процесса при работе с детьми, имеющими нарушения вследствие церебрального паралича


На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:

фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;

применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например, чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);

обязательный перерыв в занятии на физкультминутку.


В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).


Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.


На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.


Необходима адаптация объѐма и характера учебного материала кпознавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.


Для успешного усвоения учебного материала необходима педагогическая коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая должна осуществляться на уроках по любому предмету.


Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщѐнные приѐмы умственной работы.


В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуально-групповых занятиях.


Скачать

© 2019 323 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!