Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителю начальных классов по предупреждению дисграфии у обучающихся.»
Рекомендации учителю по предупреждению ошибок на уровне слова
Материал подготовила Таскаева Мария Игоревна, учитель-логопед.
Ошибки на уровне слова
Пропуски букв говорят о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например: “снки”- санки, “кичат”- кричат .
Перестановки букв и слогов говорят о трудностях анализа последовательности звуков в слове, например : “плюшегово”- плюшевого, “корвом”- ковром, “зи дома”- из дома, “довр”- двор.
Вставки могут появиться при медленном проговаривании слов в ходе письма: “ш е кола”- школа, “нояб а рь”- ноябрь, “яр е че”- ярче, “на реч у ку”- на речку . Механическое закрепление навыков написания букв при выполнении упражнений в прописях, где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде ”Аа, Вв, Сс, Ээ…”, приводит к таким ошибкам: “Р р учей, С с коро” .
Рекомендации учителю
Для предотвращения пропусков , вставок и перестановок букв и слогов следует включать в уроки упражнения, направленные на звуковой анализ слов, вычленение в составе слова всех его звуковых компонентов, и их последовательности
Игра « Тайное слово » 1
Детям предлагается отгадать слово, первая буква которого такая же, какая первая в слове « свет », вторая буква которого такая же, какая первая в слове « окунь », третья буква которого такая же, какая первая в слове « море ». Буквы можно записывать или выкладывать из разрезной азбуки. Последовательность выделяемых букв:
первая, последняя, вторая, третья, в разных позициях;
- сначала гласные ударные, согласные щелевые (протяжные – с, м, н, ж, в );
- затем гласные а, и, у, ы в безударной позиции, согласные взрывные (короткие – к, т, п );
- для “тайного слова” сначала предлагаются слова, написание которых не расходится с произношением, затем, по мере изучения орфографических тем, слова, их иллюстрирующие.
Игра «тайное слово» 2
Для предупреждения пропусков, вставок и перестановок слогов возможно использование этого же упражнения, но вместо букв предлагается вычленять и объединять в слова слоги: сначала открытые ( С+Г ), затем вводить закрытые ( Г+С и С+Г+С ), рекомендуется начинать с 2-сложных слов, постепенно довести их количество до 5.
Упражнения
- учитель называет слово, дети по цепочке называют звуки или слоги, его составляющие.
- разгадайте анаграмму с нарушенной последовательностью букв и слогов: ”ындя”- дыня, “ранба”- баран .
- подбери к предметной картинке карточку со слого-звуковой схемой (схема соответствует букварной, при отсутствии схем в букваре рекомендуется использование схем Горецкого) или начерти слого-звуковую схему слов, предложенных учителем;
упражнения
- подбери к предметной картинке карточку со слого-звуковой схемой (схема соответствует букварной, при отсутствии схем в букваре рекомендуется использование схем Горецкого) или начерти слого-звуковую схему слов, предложенных учителем;
- подбери слова с изучаемым звуком к предложенной слого-звуковой схеме;
- дополни слог с изучаемым звуком до слова, например: “ с а – с анки, л о – л ошадь, ш и – мы ш и”;
- найди картинку, к которой относится определенная слого-звуковая схема, определи наличие, место изучаемого звука, звуки –“соседи”, например: урок на тему “Звук и буква С” – картинки: “чашка”, “санки”, “маска”; схемы: СКССК и СКСЗК; задания: В каком слове есть звук и буква С? Где он стоит? Какой звук стоит перед ним, какой после него? Какое слово зашифровано с помощью первой схемы? Второй?
Упражнения
- назови слово, изменяя звук в исходном слове, например: придумай слова с заданным количеством звуков;
- подбери слова на каждую букву данного слова, например: “ танк : т руба, а прель, н ога, к рыша”;
- выдели общий звук в 2-4 предложенных словах, например: “Мо с ква, с ыр, но с , колба с а – с ”;
- измени слово, добавляя звук\ букву, например: “ очки – д очки, б очки, к очки ”,
- измени слово, переставляя звук\ букву, например: “ кот –ток, сон – нос ”,
- измени слово, заменяя звук\ букву, например: “ д ень, п ень , л ень ” или “ д о м –д ы м –д а м” или “ д ом – т ом – с ом – л ом ”;
- измени слово, убавляя звук\ букву, например: “ вол к – вол”, “с т он, с л он - сон” .
вывод
Вводя в урок подобные игры и упражнения, учитель может скорректировать начинающие появляться ошибки на уровне слова и предупредить возникновение дисграфии