СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации учителю начальных классов по предупреждению дисграфии у обучающихся.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации учителю начальных классов по предупреждению ошибок на уровне слов.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителю начальных классов по предупреждению дисграфии у обучающихся.»

Рекомендации учителю по предупреждению ошибок на уровне слова Материал подготовила Таскаева Мария Игоревна, учитель-логопед.

Рекомендации учителю по предупреждению ошибок на уровне слова

Материал подготовила Таскаева Мария Игоревна, учитель-логопед.

Ошибки на уровне слова Пропуски букв говорят о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например: “снки”- санки, “кичат”- кричат . Перестановки букв и слогов говорят о трудностях анализа последовательности звуков в слове, например : “плюшегово”- плюшевого, “корвом”- ковром, “зи дома”- из дома, “довр”- двор. Вставки  могут появиться при медленном проговаривании слов в ходе письма: “ш е кола”- школа, “нояб а рь”- ноябрь,  “яр е че”- ярче, “на реч у ку”- на  речку . Механическое закрепление навыков написания букв при выполнении упражнений в прописях, где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде ”Аа, Вв, Сс, Ээ…”, приводит к таким ошибкам: “Р р учей, С с коро” .

Ошибки на уровне слова

Пропуски букв говорят о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например: “снки”- санки, “кичат”- кричат .

Перестановки букв и слогов говорят о трудностях анализа последовательности звуков в слове, например : “плюшегово”- плюшевого, “корвом”- ковром, “зи дома”- из дома, “довр”- двор.

Вставки могут появиться при медленном проговаривании слов в ходе письма: “ш е кола”- школа, “нояб а рь”- ноябрь, “яр е че”- ярче, “на реч у ку”- на речку . Механическое закрепление навыков написания букв при выполнении упражнений в прописях, где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде ”Аа, Вв, Сс, Ээ…”, приводит к таким ошибкам: “Р р учей, С с коро” .

Рекомендации учителю Для предотвращения пропусков , вставок  и перестановок букв и слогов следует включать в уроки упражнения, направленные на звуковой анализ слов, вычленение в составе слова всех его звуковых компонентов, и их последовательности

Рекомендации учителю

Для предотвращения пропусков , вставок и перестановок букв и слогов следует включать в уроки упражнения, направленные на звуковой анализ слов, вычленение в составе слова всех его звуковых компонентов, и их последовательности

Игра « Тайное слово » 1 Детям предлагается отгадать слово, первая буква которого такая же, какая первая в слове « свет », вторая буква которого такая же, какая первая в слове « окунь », третья буква которого такая же, какая первая в слове « море ». Буквы можно записывать или выкладывать из разрезной азбуки. Последовательность выделяемых букв: первая, последняя, вторая, третья, в разных позициях; сначала гласные ударные, согласные щелевые (протяжные – с, м, н, ж, в ); затем гласные а, и, у, ы в безударной позиции, согласные взрывные (короткие – к, т, п ); для “тайного слова” сначала предлагаются слова, написание которых не расходится с произношением, затем, по мере изучения орфографических тем, слова, их иллюстрирующие.

Игра « Тайное слово » 1

Детям предлагается отгадать слово, первая буква которого такая же, какая первая в слове « свет », вторая буква которого такая же, какая первая в слове « окунь », третья буква которого такая же, какая первая в слове « море ». Буквы можно записывать или выкладывать из разрезной азбуки. Последовательность выделяемых букв:

первая, последняя, вторая, третья, в разных позициях;

  • сначала гласные ударные, согласные щелевые (протяжные – с, м, н, ж, в );
  • затем гласные а, и, у, ы в безударной позиции, согласные взрывные (короткие – к, т, п );
  • для “тайного слова” сначала предлагаются слова, написание которых не расходится с произношением, затем, по мере изучения орфографических тем, слова, их иллюстрирующие.
Игра «тайное слово» 2 Для предупреждения пропусков, вставок и перестановок слогов возможно использование этого же упражнения, но вместо букв предлагается вычленять и объединять в слова слоги: сначала открытые ( С+Г ), затем вводить закрытые ( Г+С  и С+Г+С ), рекомендуется начинать с 2-сложных слов, постепенно довести их количество до 5.

Игра «тайное слово» 2

Для предупреждения пропусков, вставок и перестановок слогов возможно использование этого же упражнения, но вместо букв предлагается вычленять и объединять в слова слоги: сначала открытые ( С+Г ), затем вводить закрытые ( Г+С и С+Г+С ), рекомендуется начинать с 2-сложных слов, постепенно довести их количество до 5.

Упражнения учитель называет слово, дети по цепочке называют звуки или слоги, его составляющие. разгадайте анаграмму с нарушенной последовательностью букв и слогов: ”ындя”- дыня, “ранба”- баран . подбери к предметной картинке карточку со слого-звуковой схемой (схема соответствует букварной, при отсутствии схем в букваре рекомендуется использование схем Горецкого) или начерти слого-звуковую схему слов, предложенных учителем;

Упражнения

  • учитель называет слово, дети по цепочке называют звуки или слоги, его составляющие.
  • разгадайте анаграмму с нарушенной последовательностью букв и слогов: ”ындя”- дыня, “ранба”- баран .
  • подбери к предметной картинке карточку со слого-звуковой схемой (схема соответствует букварной, при отсутствии схем в букваре рекомендуется использование схем Горецкого) или начерти слого-звуковую схему слов, предложенных учителем;
упражнения подбери к предметной картинке карточку со слого-звуковой схемой (схема соответствует букварной, при отсутствии схем в букваре рекомендуется использование схем Горецкого) или начерти слого-звуковую схему слов, предложенных учителем; подбери слова с изучаемым звуком к предложенной слого-звуковой схеме; дополни слог с изучаемым звуком до слова, например: “ с а – с анки, л о – л ошадь, ш и – мы ш и”; найди картинку, к которой относится определенная слого-звуковая схема, определи наличие, место изучаемого звука, звуки –“соседи”, например: урок на тему “Звук и буква С” – картинки: “чашка”, “санки”, “маска”; схемы: СКССК и СКСЗК; задания: В каком слове есть звук и буква С? Где он стоит? Какой звук стоит перед ним, какой после него? Какое слово зашифровано с помощью первой схемы? Второй?

упражнения

  • подбери к предметной картинке карточку со слого-звуковой схемой (схема соответствует букварной, при отсутствии схем в букваре рекомендуется использование схем Горецкого) или начерти слого-звуковую схему слов, предложенных учителем;
  • подбери слова с изучаемым звуком к предложенной слого-звуковой схеме;
  • дополни слог с изучаемым звуком до слова, например: с а – с анки, л о – л ошадь, ш и – мы ш и”;
  • найди картинку, к которой относится определенная слого-звуковая схема, определи наличие, место изучаемого звука, звуки –“соседи”, например: урок на тему “Звук и буква С” – картинки: “чашка”, “санки”, “маска”; схемы: СКССК и СКСЗК; задания: В каком слове есть звук и буква С? Где он стоит? Какой звук стоит перед ним, какой после него? Какое слово зашифровано с помощью первой схемы? Второй?
Упражнения назови слово, изменяя звук в исходном слове, например: придумай слова с заданным количеством звуков; подбери слова на каждую букву данного слова, например: “ танк : т руба, а прель, н ога, к рыша”; выдели общий звук в 2-4 предложенных словах, например: “Мо с ква, с ыр, но с , колба с а – с ”; измени слово, добавляя звук\ букву, например: “ очки – д очки, б очки, к очки ”, измени слово, переставляя звук\ букву, например: “ кот –ток, сон – нос ”, измени слово, заменяя звук\ букву, например: “ д ень, п ень ,  л ень ” или “ д о м –д ы м –д а м” или “ д ом – т ом – с ом – л ом ”; измени слово, убавляя звук\ букву, например: “ вол к – вол”, “с т он, с л он - сон” .

Упражнения

  • назови слово, изменяя звук в исходном слове, например: придумай слова с заданным количеством звуков;
  • подбери слова на каждую букву данного слова, например: танк : т руба, а прель, н ога, к рыша”;
  • выдели общий звук в 2-4 предложенных словах, например: “Мо с ква, с ыр, но с , колба с а – с ”;
  • измени слово, добавляя звук\ букву, например: “ очки – д очки, б очки, к очки ”,
  • измени слово, переставляя звук\ букву, например: “ кот –ток, сон – нос ”,
  • измени слово, заменяя звук\ букву, например: “ д ень, п ень , л ень ” или “ д о м –д ы м –д а м” или “ д ом – т ом – с ом – л ом ”;
  • измени слово, убавляя звук\ букву, например: “ вол к – вол”, “с т он, с л он - сон” .
вывод Вводя в урок подобные игры и упражнения, учитель может скорректировать начинающие появляться ошибки на уровне слова и предупредить возникновение дисграфии

вывод

Вводя в урок подобные игры и упражнения, учитель может скорректировать начинающие появляться ошибки на уровне слова и предупредить возникновение дисграфии