-пополнить здоровьесберегающую и развивающую среду в группе, обеспечивающую комфортное пребывание ребёнка в ДОУ;
-совершенствовать образовательный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
-развивать физическую активность детей в процессе интегрированного сотрудничества участников образовательного процесса;
-обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизических особенностей;
- закрепить и расширить фонд основных жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств, обучить начальным знаниям в области физической культуры.
Критерии | Содержание работы |
I младшая группа Цель: создать среду способствующую удовлетворению потребностей малыша в движении и приобщении к ЗОЖ |
Мячи резиновые | d=22-24 см – 15 шт. для катания, бросания d=10-12, метания d=6-8 – по 10 шт. ОРУ |
Обручи | d= 55 см – 15 шт. для п/и, |
Мешочки с песком | вес=100гр.- 8 шт. для метания |
Шнур | Шнур длинный 15-20 м для прыжков |
Атрибуты к подвижным играм | Мяч, 2 длинных шнура, гимнастическая палка 75-80 см, руль, кубики, кегли – набор, погремушка, колокольчик, флажок, зонтик, обручи d= 55 см, маски-шапочки – птиц, обезьянок, зайцев, Примечание: маски-шапочки на всех детей. |
Картотека подвижных игр | Наполнение ППС по образовательной области «Физическое развитие» |
Иллюстративный материал, альбомы по ознакомлению с ЗОЖ | Вохринцева С.В. — Овощи-М.,2008, Вохринцева С.В. — Фрукты- М., 2008 Игровой дидактический материал Бурдина С.В. Малыши-крепыши.- Киров: Весна-Дизайн, 2013 Наглядность «Если хочешь быть здоров» Картотека сюжетных картинок с детьми раннего возраста. – М: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 |
Дидактические игры на закрепление представлений о ЗОЖ | Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры «Оденем куклу на прогулку», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Где живет витаминка?», «Полезное – вредное» «Вымоем куклу», «Таня простудилась», «Запомни движение», «Сложи картинку», «Кто я такой? «Тело человека», Назови, что это?»( предметы гигиены) |
Уголок здоровья | Цель: формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ -Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении -набор лиц человека, изображенных радости, грусти (для фланелеграфа) --пластмассовые фигурки –пупсы для изучения основных частей тела -д/игры -плоскостные игрушки для дыхания и коррекции зрения -иллюстрации –простые сюжеты «Дети в разных ситуациях» -книжки-малышки |
II младшая группа Цель: создание развивающей предметной среды для решения задач физического развития детей 4-го г.ж., по привитию основ ЗОЖ |
Мячи резиновые | d=22-24 см для катания, d=10 см для бросания по 10-15 шт., мяч-попрыгунчик d=50 см для прыжков, мяч-массажный d=8-10 см – на подгруппу |
Обручи | d=90-100 см для бросания, d=50-55 см для прыжков 5-10 шт. |
Мешочки с песком | Для метания масса 150гр. – 8 шт., для упражнений в равновесии – масса 200гр. – 2шт. |
Кегли | 2 набора для катания мяча, ходьбы змейкой |
Шнуры | Короткий шнур 75-80см, длинный – 15-20 м для игры, прыжков, ходьбы |
Движущие игрушки | Заводные движущиеся машинки, коляски для кукол, крупные игрушки на колесиках, игрушки-прыгуны |
Атрибуты к подвижным играм | Маски-шапочки: птиц, мышей, кота, собаки, воробушек, курицы, цыплят, кроликов, флажок, обруч d=90-100 см, веревка, цветные ленточки 4-х основных цветов, 2 длинных шнура, комар-игрушка, кружки d=50-55 см, мешочки150гр, кегли –набор. Примечание: маски-шапочки на всех детей, по необходимости и спортоборудование на всех детей |
Картотека подвижных игр | Наполнение ППС по образовательной области «Физическое развитие» |
Иллюстративный материал, альбомы по ознакомлению с ЗОЖ | Вольская В.Беседа по картинам: демонстрационный материал «Здоровье ребенка. Беседы и игры с детьми 3-7 лет». Нищев В.М., Нищева Н.В. Веселая анатомия.- М: Издательство «Детство-Пресс», 2016 «Дерево здоровья», Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Овощи (Грамматика в играх и картинках).- М., 2004 К.Чуковский «Мойдодыр», В.Маяковский «Что такое хорошо?» Гусева Т.А., Иванова Т.О. Мы спортсмены. Настольно-печатные игры для младших дошкольников 3-5лет.- М: Издательство «Детство-Пресс», 2011 Наглядно-методическое пособие «Распорядок дня» (рассказы по картинкам).- М: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009 Нищев В.М. Картотека сюжетных картинок «Формирование представлений о себе и своем теле».- М: Издательство «Детство-Пресс», 2015 Модель-схема «Правила мытья рук», «Как правильно держать ложку» |
Дидактические игры на закрепление представлений о ЗОЖ | Цель: формирование навыков здорового образа жизни детей «Часы здоровья» (продукты питания), «Подбери картинки» (личная гигиена), «Отгадай загадку по картинке», «Ты – моя частичка» (части тела), «На прогулке» (ОБЖ), «Полезная и вредная еда», «Говорящее тело», «Зеркало» (координация движений), «Правда-неправда», Назови, что это?» (предметы гигиены), «Помоги ежику» (зубы), |
Уголок здоровья | Цель: Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ -Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении -набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа) -сюжетные картинки с изображением действий ребенка -шаблоны фигурок детей, взрослого человека -наборы иллюстраций: о девочке — девушке — женщине — бабушке; о мальчике — юноше — мужчине — дедушке -пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела -альбом фотографий каждого ребенка от новорожденного до 3-4-летнего возраста -ростомер, «Стена здоровья» -самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке) -пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках) д/и |
Средняя группа Цель: формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего двигательного поведения через создание развивающей ППС |
Мячи | d=22-24 см – 10 шт., d=10-12 см – 10 шт. для катания, упражнений, ловли, бросания |
Обручи | Обруч большой d=100 см для бросания, обруч малый d=55-65 см для ОРУ, катания, - 5 шт., обруч плоский d=40 см для прыжков – 5-6 шт. |
Мешочки с песком | Для метания масса 150-200 гр. – 8 шт., для упражнений в равновесии – масса 300гр. – 2шт. |
Гимнастические палки | Палка гимнастическая короткая длина =75-80 см для прыжков – 2 шт. |
Скакалка короткая | Длина 120-150 см для прыжков – 5 шт. |
Серсо, кольцеброс, кегли | 2 набора для бросания, ловли, катания мячей, ходьба, бег, ползание между кеглями |
Велосипеды трехколесные | 2 шт. по возможности |
Атрибуты к подвижным играм | Маски-шапочки – медведя, птичек, кота, лошадок, зайцев, волка, лисы, котят, щенят, шляпа для пастуха, мячи, кегли – набор, погремушка, цветные варежки по 2 пары каждого цвета, обручи d=55-65 см, Примечание: маски-шапочки на всех детей, по необходимости и спортоборудование. |
Картотека подвижных игр | Наполнение ППС по образовательной области «Физическое развитие» |
Иллюстративный материал, альбомы по ознакомлению с ЗОЖ | Беседа по картинам: демонстрационный материал «Здоровье ребенка. Беседы и игры с детьми 3-7 лет» Развивающая игра-лото «Будь активным и здоровым» для детей 4-7 лет.- М: Издательство: "ИП Бурдина С. В.",2016 Учебно-дидактический комплект «Игры с разрезными картами» Баранова С.В. Веселые движения.- М: Издательство: ЦПФС «Единение», 2008 Сундуков А.Х. Волшебный мир здоровья.- М: Издательство: "ДРОФА" ,2010 Гусева Т.А., Иванова Т.О. Мы спортсмены. Настольно-печатные игры для младших дошкольников 3-5лет.- М: Издательство: "Детство-Пресс",2011 Зверева М.В. Будь здоров. Самоучитель по ЗОЖ для детей среднего д/возраста. –М: ХХI ВЕК, 2018 Наглядность «Веселые уроки здоровья для умных мальчиков и девочек».- К: Издательство: Кристалл-Бук, 2015 Схема «Как правильно есть вилкой» |
Дидактические игры на закрепление представлений о ЗОЖ | Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры «Запомни движение» (части тела), «Утро начинается…» (режим дня), «Дерево здоровья» (продукты питания), «К нам пришел Незнайка» (гигиена), «Игра - дело серьёзное» (ОБЖ), «Если сделаю так», «Кому это принадлежит?» (виды спорта), «Путешествие в страну здоровья», «Узнай предмет по контуру», «Что необходимо для укрепления здоровья», «Что лишнее?», . |
Уголок здоровья | Цель: Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ. -Книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам», К.А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия) -ширма «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливание для здоровья) -схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы»; «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему» -альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.) -ростомер, «Стена здоровья» --самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке и др.) -пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках и др.) |
Старшая группа Цель: создание ППС формирующую устойчивый интерес к физкультурной деятельности через игровые упражнения, воспитание культуры здоровья |
|
Мячи | Мяч большой d=18-20 см для катания – 5 шт., бросания, ловли, мяч средний d=10-12 см для ОРУ – 15 шт., мяч для мини-баскетбола 0,5 кг, футбольный мяч |
Обручи | Обруч малый d=55-65 см для прыжков – 6 шт., обруч большой d=100см для бросания |
Мешочки с песком | Для метания масса 200гр. – 8 шт., для упражнений в равновесии – масса 400гр. – 2шт. |
Скакалки | Скакалка короткая 100-120 см для прыжков, длинная – 3 м для п/и и прыжков (неподвижную и качающуюся) |
Палка гимнастическая | Палка гимнастическая короткая 80 см для упражнений |
Серсо, кольцеброс, кегли | По 2 набора, |
Ракетки и воланы для игры в бадминтон | 2 комплекта |
Велосипеды двухколесные, самокаты | 2 шт. по возможности 2 шт. по возможности |
Атрибуты к подвижным играм | Шапочки-маски – мышей, гусей, карасей, щуки, лисы, зайцев, медведя, пчел, мешочков для метания, кегли – набор, серсо- 2 набора, обручи d=55-65 см, длинная скакалка, флажки, городки- набор, бадминтон, футбольный и баскетбольный мяч, шайба, клюшки – 2 шт. Примечание: маски-шапочки на всех детей, по необходимости и спортоборудование. |
Картотека подвижных игр | Наполнение ППС по образовательной области «Физическое развитие» |
Иллюстративный материал, альбомы по ознакомлению с ЗОЖ | Беседа по картинам: демонстрационный материал «Здоровье ребенка. Беседы и игры с детьми 3-7 лет». Зайцев Г. Уроки Мойдодыра.- Сан.-П., 1997 Зайцев Г. Уроки Айболита, -М: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999 Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое Я. –М: «Издательство ГНОМ», 2000 Предметно-наглядный комплекс «Страна здоровья».- ООО «Питерский Учебный Комплект», 2012 Дидактические игры «Первые уроки здоровья» Гуменюк Е.И., Списенко Н.А.- М: Издательство «Детство-Пресс», 2013 Козлова С.А. Тематический словарь в картинках «Внутренние органы человека», «Я и моя безопасность».-М: Школьная пресса, 2005 Обучающая игра-лото в картинках «Валеология или здоровый малыш».- М: Издательство: Весна-Дизайн, 2004 Развивающая игра-лото «Будь активным и здоровым» для детей 4-7 лет.- М: Издательство: "ИП Бурдина С. В.",2016 Развивающее учебное пособие Лазарев Л.М.«Музыкальная радуга здоровья. Книга сказок». - Издательство: Мнемозина, 2017 Предметно-наглядный комплекс «Береги здоровье смолоду».- Издательство: Планетариум, 20015 Ковалева А.Игровые задания «Хочу быть здоровым». –М: Сфера, 2015 Иллюстрация «Как правильно есть вилкой и ножом»; кубики: «движения», «гигиены», «строения тела»; Иллюстративно-графический материал «Части тела: строение ухо, глаз, зубы, скелет, стопа, сердце, головной мозг» Схемы «Признаки болезни». |
Дидактические игры на закрепление представлений о ЗОЖ | Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры «Разложи картинки по порядку», «Будь здоров», «Наши помощники – растения», «Подбери предметы», «Подбери пару» (самообслуживание), «Умею - не умею», «Почини спортивную форму», «Что сначала, что потом», «Если малыш поранился», «Найди и назови!» (виды спорта), «Что необходимо для укрепления здоровья», |
Уголок здоровья | Цель: развитие у ребенка готовности самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих -Игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился» -книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др. -индивидуальные мини-тетради: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж» -папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах» -ширмы по темам: «Можно — нельзя»; «Полезно — вредное» -пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи» -папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости» -предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскостопия, нарушения осанки -дневник настроений -ростомер, «Стена здоровья» -пособия для развития дыхания -плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни -«дорожки здоровья» -д/игры |
Подготовительная группа Цель: создать благоприятные условия для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях физкультурно-спортивной направленности, для развития у детей потребности в ЗОЖ |
Мячи | d=22-24 см для ОРУ – 15 шт., d=9,5 для большого тенниса – 10 шт., d=12 для сухого бассейна – 15 шт., футбольный, баскетбольный, волейбольный, фитбол с рожками для эстафет для укрепления отдельных групп мышц и увеличения их гибкости– 2шт, массажные мячи используют для профилактики плоскостопия и самомассажа.- 8 шт |
Обручи | d=55-60 см -7 шт., d=100 см – 5 шт. |
Мешочки с песком | Для метания масса 200гр. – 8 шт., для упражнений в равновесии – масса 400гр. – 2шт. |
Городки, серсо, кольцеброс, кегли | 1-2 набора по 2 набора |
Ракетки и воланы для игры в бадминтон | 4 комплекта |
Скакалки | Короткая скакалка для прыжков – 5 шт. – 7 шт., длинная скакалка 3 м |
Веревка | Диаметр 1,5-3 см |
Велосипеды двухколесные, самокаты | 3 шт. по возможности 3 шт. по возможности |
Атрибуты к подвижным играм | Шапочки-маски – совы, коршуна, курицы, лягушек, цапли, волк, лесных зверей, птиц, обезьян, кубики - 7 шт, ленты цветные, обручи d=55-60 см, флажки, красный и синий нос, 2 длинных шнура, мешочки –вес 200гр., мячи, кегли, кубики – 2 набора, 2 флажка, корзина для бросания мячей Примечание: маски-шапочки на всех детей, по необходимости и спортоборудование. |
Картотека подвижных игр | Наполнение ППС по образовательной области «Физическое развитие» |
Иллюстративный материал, альбомы по ознакомлению с ЗОЖ | Дидактические игры «Будь здоров! Формирование основ ЗОЖ. Правильное питание» Гуменюк Е.И., Списанко Е.А. Товпинец И.П. Уроки здоровья.-М.2017 Сон С.Л., Шипошина Т.В., Иванова Н.В. Сказки-подсказки «Сказки Страны здоровья».-М, 2015 Беседа по картинам: демонстрационный материал «Здоровье ребенка. Беседы и игры с детьми 3-7 лет». Зайцев Г. Уроки Мойдодыра.- Сан.-П., 1997 Зайцев Г. Уроки Айболита, -М: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999 Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое Я. –М: «Издательство ГНОМ», 2000 Козлова С.А. Тематический словарь в картинках «Мир человека. Гигиена и здоровье», «Я и моя безопасность», «Я и мои чувства, настроение, эмоции». - М: Школьная пресса, 2005 Развивающая игра-лото «Будь активным и здоровым» для детей 4-7 лет. .- М: Издательство: "ИП Бурдина С. В.", 2016 Наглядность «Дневник твоего здоровья», «Восемь принципов здоровья», 2018 Пособие «Витаминные ладошки», «Злые микробы», тренажеры для дыхательной гимнастики, лото «Спорт». Книги и репродукции картин о физкультуре и спорте. Картинный материал «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Распорядок дня», «Анализаторы».-М: Издательство СИНТЕЗ, 2018 Иллюстративно-графический материал «Части тела: строение ухо, глаз, зубы, скелет, стопа, сердце, головной мозг» Схемы «Признаки болезни». |
Дидактические игры на закрепление представлений о ЗОЖ | Цель: Закрепить у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры «Кто что умеет» (части тела), «Мой день», «Азбука здоровья», «Что любит сердце?», «Здоровье и цвет» (настроение), «Путешествие в страну здоровья», «Как вырасти здоровым», «Пищевое лото», «Правила гигиены», «Что изменилось?», «Лабиринты», «Сто бед» (ОБЖ), «Спорт - наш друг», «Спортивная мозаика» «Назови зимний вид спорта», «Собери рюкзак в поход», ребус на валеологическую тематику, «Подбери правильно» -витамины |
Уголок здоровья | Цель: Повысить здоровье детей старшего дошкольного возраста через организацию физического воспитания и увеличения объема двигательной активности, совершенствовать практические навыки здорового образа жизни. -Книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П.Абрахаме; «Главное чудо света», Г.Юдин; «Расти здоровым», Р.Ротенберг; «Скелет», С.Паркер; «Анатомический атлас», Т.Уэстон -Папка с иллюстрациями «Человек и его организм» -д/игры по темам -книги о здоровье и ЗОЖ -схемы, иллюстрации по темам -микроскопы, песочные часы для опытов -конверты-советы: «Дыхательная гимнастика, «Зуб, не болей-ка», «Витамины – это всегда полезно», «Правила ухода за больным», «Тренируем память», «Как можно закаляться», «Окажи первую помощь» -папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снятия утомления», «Безопасная дорога в школу», «Первая помощь» -дневник настроения -тетрадь «Хочу все уметь и знать» -блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.; для самостоятельного чтения -«дорожки здоровья» -д/игры |
Старший воспитатель МДОУ «Ясли-сад №316 г. Донецка» Е.А. Цветкова