Тема урока: Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Новые понятия: Реконкиста, Кортесы, идальго, Португалия, Испания, инквизиция, аутодафе.
Новые даты:
756-1031гг. – существование Кордовского (Андалусского) халифата на территории Пиренейского полуострова
1188г. – появление сословно-представительного органа Кортесов в Кастилии
1212г. – сражение у Лас Навас де Толоса
1479г. – брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского
1492г. – завоевание Испанским королевством Гранады
Персоналии:
Изабелла Кастильская – королева Кастилии с 1474 года, дочь короля Хуана II Кастильского и Изабеллы Португальской, супруга Фердинанда II Арагонского.
Фердинанд Арагонский – король Сицилии с 1468 года, Арагона с 1479 года, Кастилии (как Фердинанд V и муж королевы Изабеллы) в 1479-1504 годах; сын Хуана II Арагонского и Хуаны Энрикес. Фердинанд объединил на основе династической унии Арагон и Кастилию, что явилось началом единого испанского государства.
Томас Торквемада (ок. 1420-98) - с 80-х гг. глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492).
Оборудование: карточки, рабочие тетради, рабочие листы, карты «Распад Арабского халифата» и «Реконкиста на пиренейском полуострове», текст инсценировки, проектор, ноутбук, экран, магнитофон.
Оформление доски: тема урока, новые слова, даты, схема «Кортесы в Кастилии».
Ход урока.
-
Организация начала урока. Создание положительного настроя на освоение нового материала.
Звучит музыка.
Слайд 1.
(На испанском, а затем на русском языке)
- Буэнос диас, керидос амигос! Ос инвито реалис(х)ар бьяхэ порэльпаис мас эрмосо де Эуропа Окс(х)иденталь.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить путешествие в одну из красивейших стран Западной Европы.
- Для меня она ассоциируется с такими понятиями, как «карнавал», «фламенко», «коррида», «кастаньеты» и «каравелла». (На экране возникают называемые понятия).
- Вы, наверное, догадались, о какой стране пойдет речь. (Варианты ответов детей).
Слайд 2.
- Конечно же, это Испания – страна замков, виноградников, оливковых рощ, морских курортов. Она занимает практически весь Пиренейский полуостров. Но я приглашаю вас заглянуть на страницы истории этой страны, которые уносят нас в VII – XV вв. нашего века.
-
Актуализация ранее изученных знаний.
Кроссворд по ранее изученному материалу.
| к | о | р | д | о | в | а | |
о | б | ъ | е | д | и | н | е | н | и | е | |
| и | н | к | в | и | з | и | ц | и | я | |
| | о | | |
| ц | е | н | т | р | а | л | и | з | о | в | а | н | н | о | е | |
| к | | |
| и | | |
| р | а | с | п | а | д | |
| т | | |
| х | а | л | и | ф | а | т |
- Вы встречались с упоминанием об этой стране при изучении темы «Арабский халифат и его распад». В кроссворде, который вы разгадаете в парах, содержатся вопросы, касающиеся именно этого периода, а также материала предыдущего урока «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».
-
В середине VIII века на территории Пиренейского полуострова образуется самостоятельное арабское государство Кордовский эмират со столицей …..
-
Соединение разрозненных частей государства в одно целое – это …..
-
Специальный церковный суд.
-
В конце XV в. во Франции и в Англии складывается ………. государство.
-
Понятие, противоположное понятию «объединение, образование государства».
-
Мусульманское государство во главе с халифом («заместителем» Пророка).
- Если вы правильно разгадали кроссворд, то в верхней строке должно получиться новое понятие, которое содержится в теме нашего урока.
-
Определение темы урока, постановка целей и задач урока.
- У вас получилось слово … (Реконкиста). В переводе с испанского оно обозначает «отвоевание».
- Что жители Пиренейского полуострова могли отвоевывать и у кого? (Земли, захваченные арабами в V в.).
- После отвоевания территорий, какое государство могло сохранить свою независимость? (Сильное, единое …).
- Поэтому тема нашего урока «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове».
Слайд 3.
- Запишите тему в тетради.
- Какие цели урока мы можем поставить перед собой?
Слайд 4.
- Продолжите фразу:
Мы должны узнать …
Мы будем развивать …
(Ответы учащихся).
-
Изучение нового материала.
1. Фронтальная работа по карте «Арабский халифат и его распад» и иллюстрациям.
- Молодцы, цели наши ясны. Мы продолжаем наше путешествие по этой стране. (Появляется карта «Арабский халифат и его распад»).
Слайд 5.
- Пиренейский полуостров находится на юго-западе Европы, отделен от нее Пиренейскими горами, омывается с запада – Атлантическим океаном, с востока – Средиземным морем. Между южной оконечностью Пиренейского п-ова и северо-западной частью Африки находится Гибралтарский пролив, он соединяет Атлантический океан и Средиземное море.
- В VII веке арабы и мавры (жители Северной Африки) захватили полуостров, образовав на его территории Кордовский эмират. В Х в. после распада Арабского халифата здесь образовалось самостоятельное мусульманское государство Кордовский халифат. Давайте посмотрим, на жизнь народа в то время.
(На экране возникают виды Испании).
Слайд 6.
- Это замок Альгамбра – один из самых известных памятников мавританской архитектуры.
- Это мавританский замок в Альхаферия в Сарагосе.
- А это Саламанкский университет - древнейший в Европе.
2. Фронтальная работа по заполнению таблицы.
- Что принесли арабы в хозяйство и культуру жителей Пиренейского полуострова?
- Прочитайте п.1 §22 абзац 2-3 (записать на доске).
Слайд 7.
- Какой вклад внесли арабы в земледелие и скотоводство на Пиренейском полуострове?
- Какие происходили изменения в жизни горожан?
- Какие ремесла развиваются при арабах?
- С какими странами вел торговлю Кордовский халифат?
- Люди какого вероисповедания жили на территории халифата?
- Как относились к иноверцам арабы?
- Оцените в целом вклад арабов в жизнь жителей Пиренейского полуострова.
- В какую сторону изменилась жизнь людей?
3. Постановка проблемы и обсуждение ее в группах.
- Почему при всех «плюсах» арабского владычества народ был недоволен, и сразу после завоевания арабами в VII веке начинается Реконкиста – «отвоевание», затянувшаяся на восемь столетий?
Обсуждение в группах. Ответы детей. Уточнить о религии.
- Реконкиста – это попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Пиренейского полуострова, места исконного их проживания. Т.е. это была освободительная борьба народа.
-
Парная работа с текстом учебника и пазлами.
- Но каждая категория населения участвовала в Реконкисте и по своим личным причинам. Прочитайте п.2 (последний абзац стр. 183) и, работая в паре с соседом по парте, соотнесите категории населения и то, что они ждали после завершения Реконкисты.
Работа в парах с пазлами.
- Соотнесите полученные результаты с ответами на экране.
Слайд 8.
- Молодцы, вы справились с заданием.
-
Первичное закрепление изученного материала.
-
«Оживление» карты «Реконкиста на Пиренейском полуострове».
- Но одной из задач нашего урока – это выяснить, как происходила Реконкиста на Пиренейском полуострове. Мы продолжаем путешествие, но теперь оно пройдет по карте в учебнике и на экране.
- Слайд 9.
- Найдите территории, освобожденные в ходе Реконкисты:
К концу XI в. Покажите их на экране. (выходит 1 ученик к доске).
К концу XIII в.
К концу XV в.
- Найдите дату и место решающего сражения христиан мусульманами. (Битва у Лас Навас де Толоса – 1212г.)
- Давайте продолжим наше путешествие по Пиренейскому полуострову, и вы видите:
-
Валенсия. Башня Св. Каталины.
-
Наварра. Эстелья. Церковь Сан-Педро-де-ла-Руа.
-
Кафедральный собор в Барселоне.
-
Балеарские острова. Крепость в Пальма-де-Мальорка.
-
Каньон Рондо на юге Кастилии.
-
Пригород Гранады.
-
Площадь для корриды в Португалии.
-
Кафедральный собор в Кордове.
-
Севилья. Ла Хиральда (бывший минарет).
Слайд 10.
На экране карта Пиренейского полуострова, на которой возникают фотографии городов и названия королевств.
- Посмотрите, какая замечательная карта полуострова у нас получилась.
-
Фронтальная работа с текстом учебника и составление опорного конспекта «Кортесы в Кастилии».
- А давайте заглянем в гости в одно из королевств – Кастилию.
- Я предлагаю самым артистичным ученикам (5 человек) разыграть перед нами одну историю. Выберите, какую роль вы бы хотели сыграть, подберите к ней атрибуты костюма. Актеры подойдите к доске, у вас есть 2-3 минуты, чтобы распределить роли, прочитать про себя текст, подумать, как обыграть действия героев.
- Кастилия – «страна замков». Здесь сформировалась такая форма правления, как сословная монархия.
- Вспомните, какое государство называется сословной монархией.
Сословная монархия (сословно-представительная монархия) – это форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.
- В каких изученных вами государствах также существовала сословная монархия? (Во Франции и в Англии).
- Как назывались органы сословного представительства во Франции и в Англии? (Во Франции – Генеральные штаты, А Англии – парламент).
- В Кастилии такие органы сословного представительства возникли в 1188г., что на 80 лет раньше, чем в Англии (1265г.), и на 120 лет раньше, чем во Франции (1302г.).
- Прочитайте текст учебника первый абзац п.4 (стр. 186-187).
- Составьте схему (опорный конспект) в тетради.
- Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии? (прикрепить к доске - КОРТЕСЫ).
- На сколько палат делились кортесы? (нарисовать 3 стрелки).
- Представители каких сословий приглашались на заседания кортесов? (прикрепить слова ЗНАТЬ, ГОРОЖАНЕ, КРЕСТЬЯНЕ).
- Чем занимались кортесы? (прикрепить на доске – НАЛОГИ, ЗАКОНЫ).
На доске аппликация.
КОРТЕСЫ
3. Театрализация исторического события.
- Я приглашаю вас заглянуть за кулисы одного события середины XV века, так сказать, своими глазами: «Женитьба Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского».
Слайд 11.
Портреты Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.
- Актеры готовы, зрители все во внимании.
- Начинаем спектакль.
Постановка учащихся.
Действующие лица:
Генрих II – король Кастилии, старший сводный брат Изабеллы.
Изабелла – принцесса Астурийская, сестра по отцу короля Кастилии Генриха II.
Архиепископ Карильо – священник, служит при дворе короля Генриха, духовный наставник Изабеллы.
Фердинанд – принц Арагонский.
Глашатай – объявляет № сцены, описывает обстановку и действующих лиц.
Сцена 1. Во дворце короля Генриха II Кастильского. Встреча Генриха и его сводной сестры Изабеллы.
Генрих. Изабелла!
Изабелла. Я здесь, мой король.
Генрих. Дорогая сестра, я решил тебя выдать замуж – за короля Португалии Альфонса.
Изабелла. Но он же совсем старый, ему скоро исполнится 70 лет.
Генрих. Тогда устроим твой брак с доном Педро, из рыцарского ордена.
Изабелла. Генрих, разве вы не знаете? Дон Педро умер на прошлой неделе.
Генрих. Тогда выбирай: или младший брат английского короля, или младший брат короля Франции. Даю тебе на раздумье неделю.
Сцена 2. В личных покоях Изабеллы. К ней пришел архиепископ Карильо.
Изабелла. Архиепископ, помогите мне. Брат заставляет меня выйти замуж и уехать в другую страну. А я так не хочу покидать родину. И еще больше хочу стать здесь королевой.
Архиепископ. Есть одно предложение. У наших соседей в Арагоне, у короля Иоанна есть сын Фердинанд – единственный наследник. Недавно король в разговоре сам говорил об этом союзе.
Изабелла. А какой он Фердинанд? Я его ни разу не видела.
Архиепископ. Фердинанд на год младше вас, красивый, умный, веселый.
Изабелла. Я согласна.
Архиепископ. Тогда я еду в Рим к Папе Павлу II за разрешением на брак.
Сцена 3. В саду возле королевского дворца в Сеговии. Встречаются архиепископ Карильо и Изабелла.
Архиепископ. Папа Павел II разрешение не дал, наверное, боится твоего брата. Но свадьба все же состоится. Я составил документ, а подпишу его потом.
Изабелла. А вдруг мой брат узнает?
Архиепископ. Генриху скажите, что едете проведать свою мать в монастыре.
Сцена 4. Встреча Изабеллы и Фердинанда. Венчание в селении Вальядолид.
Архиепископ. Познакомьтесь, это Изабелла из Кастилии, а это – Фердинанд из Арагона.
Изабелла. Очень рада знакомству. Но, Фердинанд, почему вы в одежде купца?
Фердинанд. Нам пришлось тайком пробираться сюда, чтобы не узнал ваш брат, король Генрих.
Изабелла. Фердинанд, я хотела до венчания подписать договор о сотрудничестве.
Фердинанд. Я не против. (Подписывают бумагу).
Архиепископ. Дети мои, объявляю вас мужем и женой.
Артисты выходят на поклон. Аплодисменты зрителей.
- Аплодисменты нашим талантливым актерам.
-
Рассказ учителя о завершающем этапе Реконкисты.
- Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключив династическую унию (союз) в 1469г., соединили свои владения и в 1479г. на карте Европы появляется новое централизованное государство Испанское королевство. Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. Монархи проводили активную католическую политику, покровительствуя церкви, они поставили ее под свой контроль, и осуществили ряд мер по повышению престижа и морального уровня духовенства. Фердинанд и Изабелла учредили трибунал инквизиции в Кастилии, усилили гонения на мавров, которых насильственно обращали в христианство. Более подробно об инквизиции в Испании вы узнаете, прочитав текст параграфа. Война против Гранадского эмирата была победоносно завершена в 1492 году ликвидацией последнего мусульманского анклава на Пиренейском полуострове. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость. С завоеванием Гранады была завершена Реконкиста.
VI. Контроль и самооценка результата.
1. Тестирование учащихся по изученному материалу.
- Завершая наш урок, мне бы хотелось узнать, насколько вы усвоили материал. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильное продолжение фразы.
Продолжите правильно фразу:
1. На Пиренейском полуострове в середине VIII в. образовалось мусульманское государство … | А. Кордовский эмират |
Б. Мавританский халифат |
В. Багдадский халифат |
2. Обратное отвоевание христианами захваченной мусульманами территории Пиренейского полуострова называется … | А. Реконструкция |
Б. Реконкиста |
В. Реставрация |
3. Крестьяне, участвовавшие в войнах с маврами, мечтали получить … | А. землю и личную свободу |
Б. должности и богатство |
В. власть и землю |
4. Решающее сражение между войсками христианских государств и мавританских войск у Лас Навас де Толоса состоялось … | А. в 1030г. |
Б. в 1479г. |
В. в 1212г. |
5. Последним этапом в объединении Испании стало … | А. возникновение собрания представителей сословий - кортесов |
Б. заключение династической унии между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским |
В. учреждение специального церковного суда - инквизиции |
-
а 2. б 3. а 4. в 5. б
2. Взаимопроверка, соотнесение с образцом.
- Обменяйтесь листочками, проверьте правильность ответов.
Слайд 12.
- Если 5 правильных ответов – поставьте «5», 4 – «4» и т.д.
- Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Молодцы.
-
Подведение итогов урока.
- Наш урок подошел к концу. Достигли ли мы поставленных целей?
Слайд 13.
- Мы прощаемся с Испанией, но ненадолго: вы встретитесь с ней на уроках географии, истории, литературы. А в следующем году даже начнете изучать замечательный испанский язык.
-
Задание на дом.
Слайд 14.
- Запишите задание на дом в дневниках:
- § 22, в рабочей тетради №2,
- Творческое задание: составить описание экскурсии по современной Испании (листы с фотографиями лежат у вас на столах),
- Задание повышенной сложности: напишите в тетради сочинение-рассуждение «Нарушение заповедей Христа католической инквизицией».
- Нуэстра лексьен, эста тэрминада. Грас(х)иас пор воэстро травахо. Аста лависта, амигос.
- Наш урок окончен. Спасибо за работу. До свидания, друзья.
(по-русски и по-испански).
9