СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Просмотр содержимого документа
«Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.»



Тема урока: Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Новые понятия: Реконкиста, Кортесы, идальго, Португалия, Испания, инквизиция, аутодафе.

Новые даты:

756-1031гг. – существование Кордовского (Андалусского) халифата на территории Пиренейского полуострова

1188г. – появление сословно-представительного органа Кортесов в Кастилии

1212г. – сражение у Лас Навас де Толоса

1479г. – брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского

1492г. – завоевание Испанским королевством Гранады

Персоналии:

Изабелла Кастильская – королева Кастилии с 1474 года, дочь короля Хуана II Кастильского и Изабеллы Португальской, супруга Фердинанда II Арагонского.

Фердинанд Арагонский – король Сицилии с 1468 года, Арагона с 1479 года, Кастилии (как Фердинанд V и муж королевы Изабеллы) в 1479-1504 годах; сын Хуана II Арагонского и Хуаны Энрикес. Фердинанд объединил на основе династической унии Арагон и Кастилию, что явилось началом единого испанского государства.

Томас Торквемада (ок. 1420-98) - с 80-х гг. глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492).

Оборудование: карточки, рабочие тетради, рабочие листы, карты «Распад Арабского халифата» и «Реконкиста на пиренейском полуострове», текст инсценировки, проектор, ноутбук, экран, магнитофон.

Оформление доски: тема урока, новые слова, даты, схема «Кортесы в Кастилии».


Ход урока.

  1. Организация начала урока. Создание положительного настроя на освоение нового материала.

Звучит музыка.

Слайд 1.

(На испанском, а затем на русском языке)

- Буэнос диас, керидос амигос! Ос инвито реалис(х)ар бьяхэ порэльпаис мас эрмосо де Эуропа Окс(х)иденталь.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить путешествие в одну из красивейших стран Западной Европы.

- Для меня она ассоциируется с такими понятиями, как «карнавал», «фламенко», «коррида», «кастаньеты» и «каравелла». (На экране возникают называемые понятия).

- Вы, наверное, догадались, о какой стране пойдет речь. (Варианты ответов детей).

Слайд 2.

- Конечно же, это Испания – страна замков, виноградников, оливковых рощ, морских курортов. Она занимает практически весь Пиренейский полуостров. Но я приглашаю вас заглянуть на страницы истории этой страны, которые уносят нас в VII – XV вв. нашего века.

  1. Актуализация ранее изученных знаний.

Кроссворд по ранее изученному материалу.



к

о

р

д

о

в

а


о

б

ъ

е

д

и

н

е

н

и

е



и

н

к

в

и

з

и

ц

и

я




о




ц

е

н

т

р

а

л

и

з

о

в

а

н

н

о

е



к




и




р

а

с

п

а

д



т




х

а

л

и

ф

а

т



- Вы встречались с упоминанием об этой стране при изучении темы «Арабский халифат и его распад». В кроссворде, который вы разгадаете в парах, содержатся вопросы, касающиеся именно этого периода, а также материала предыдущего урока «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».


  1. В середине VIII века на территории Пиренейского полуострова образуется самостоятельное арабское государство Кордовский эмират со столицей …..

  2. Соединение разрозненных частей государства в одно целое – это …..

  3. Специальный церковный суд.

  4. В конце XV в. во Франции и в Англии складывается ………. государство.

  5. Понятие, противоположное понятию «объединение, образование государства».

  6. Мусульманское государство во главе с халифом («заместителем» Пророка).


- Если вы правильно разгадали кроссворд, то в верхней строке должно получиться новое понятие, которое содержится в теме нашего урока.

  1. Определение темы урока, постановка целей и задач урока.

- У вас получилось слово … (Реконкиста). В переводе с испанского оно обозначает «отвоевание».

- Что жители Пиренейского полуострова могли отвоевывать и у кого? (Земли, захваченные арабами в V в.).

- После отвоевания территорий, какое государство могло сохранить свою независимость? (Сильное, единое …).

- Поэтому тема нашего урока «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове».

Слайд 3.

- Запишите тему в тетради.

- Какие цели урока мы можем поставить перед собой?

Слайд 4.

- Продолжите фразу:

Мы должны узнать …

Мы будем развивать …

(Ответы учащихся).

  1. Изучение нового материала.

1. Фронтальная работа по карте «Арабский халифат и его распад» и иллюстрациям.

- Молодцы, цели наши ясны. Мы продолжаем наше путешествие по этой стране. (Появляется карта «Арабский халифат и его распад»).

Слайд 5.

- Пиренейский полуостров находится на юго-западе Европы, отделен от нее Пиренейскими горами, омывается с запада – Атлантическим океаном, с востока – Средиземным морем. Между южной оконечностью Пиренейского п-ова и северо-западной частью Африки находится Гибралтарский пролив, он соединяет Атлантический океан и Средиземное море.

- В VII веке арабы и мавры (жители Северной Африки) захватили полуостров, образовав на его территории Кордовский эмират. В Х в. после распада Арабского халифата здесь образовалось самостоятельное мусульманское государство Кордовский халифат. Давайте посмотрим, на жизнь народа в то время.

(На экране возникают виды Испании).

Слайд 6.

- Это замок Альгамбра – один из самых известных памятников мавританской архитектуры.

- Это мавританский замок в Альхаферия в Сарагосе.

- А это Саламанкский университет - древнейший в Европе.

2. Фронтальная работа по заполнению таблицы.

- Что принесли арабы в хозяйство и культуру жителей Пиренейского полуострова?

- Прочитайте п.1 §22 абзац 2-3 (записать на доске).

Слайд 7.

- Какой вклад внесли арабы в земледелие и скотоводство на Пиренейском полуострове?

- Какие происходили изменения в жизни горожан?

- Какие ремесла развиваются при арабах?

- С какими странами вел торговлю Кордовский халифат?

- Люди какого вероисповедания жили на территории халифата?

- Как относились к иноверцам арабы?

- Оцените в целом вклад арабов в жизнь жителей Пиренейского полуострова.

- В какую сторону изменилась жизнь людей?

3. Постановка проблемы и обсуждение ее в группах.

- Почему при всех «плюсах» арабского владычества народ был недоволен, и сразу после завоевания арабами в VII веке начинается Реконкиста – «отвоевание», затянувшаяся на восемь столетий?

Обсуждение в группах. Ответы детей. Уточнить о религии.

- Реконкиста – это попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Пиренейского полуострова, места исконного их проживания. Т.е. это была освободительная борьба народа.

  1. Парная работа с текстом учебника и пазлами.

- Но каждая категория населения участвовала в Реконкисте и по своим личным причинам. Прочитайте п.2 (последний абзац стр. 183) и, работая в паре с соседом по парте, соотнесите категории населения и то, что они ждали после завершения Реконкисты.

Работа в парах с пазлами.

- Соотнесите полученные результаты с ответами на экране.

Слайд 8.

- Молодцы, вы справились с заданием.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

    1. «Оживление» карты «Реконкиста на Пиренейском полуострове».

- Но одной из задач нашего урока – это выяснить, как происходила Реконкиста на Пиренейском полуострове. Мы продолжаем путешествие, но теперь оно пройдет по карте в учебнике и на экране.

- Слайд 9.

- Найдите территории, освобожденные в ходе Реконкисты:

К концу XI в. Покажите их на экране. (выходит 1 ученик к доске).

К концу XIII в.

К концу XV в.

- Найдите дату и место решающего сражения христиан мусульманами. (Битва у Лас Навас де Толоса – 1212г.)

- Давайте продолжим наше путешествие по Пиренейскому полуострову, и вы видите:

      1. Валенсия. Башня Св. Каталины.

      2. Наварра. Эстелья. Церковь Сан-Педро-де-ла-Руа.

      3. Кафедральный собор в Барселоне.

      4. Балеарские острова. Крепость в Пальма-де-Мальорка.

      5. Каньон Рондо на юге Кастилии.

      6. Пригород Гранады.

      7. Площадь для корриды в Португалии.

      8. Кафедральный собор в Кордове.

      9. Севилья. Ла Хиральда (бывший минарет).

Слайд 10.

На экране карта Пиренейского полуострова, на которой возникают фотографии городов и названия королевств.

- Посмотрите, какая замечательная карта полуострова у нас получилась.

    1. Фронтальная работа с текстом учебника и составление опорного конспекта «Кортесы в Кастилии».

- А давайте заглянем в гости в одно из королевств – Кастилию.

- Я предлагаю самым артистичным ученикам (5 человек) разыграть перед нами одну историю. Выберите, какую роль вы бы хотели сыграть, подберите к ней атрибуты костюма. Актеры подойдите к доске, у вас есть 2-3 минуты, чтобы распределить роли, прочитать про себя текст, подумать, как обыграть действия героев.

- Кастилия – «страна замков». Здесь сформировалась такая форма правления, как сословная монархия.

- Вспомните, какое государство называется сословной монархией.

Сословная монархия (сословно-представительная монархия) – это форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.

- В каких изученных вами государствах также существовала сословная монархия? (Во Франции и в Англии).

- Как назывались органы сословного представительства во Франции и в Англии? (Во Франции – Генеральные штаты, А Англии – парламент).

- В Кастилии такие органы сословного представительства возникли в 1188г., что на 80 лет раньше, чем в Англии (1265г.), и на 120 лет раньше, чем во Франции (1302г.).

- Прочитайте текст учебника первый абзац п.4 (стр. 186-187).

- Составьте схему (опорный конспект) в тетради.

- Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии? (прикрепить к доске - КОРТЕСЫ).

- На сколько палат делились кортесы? (нарисовать 3 стрелки).

- Представители каких сословий приглашались на заседания кортесов? (прикрепить слова ЗНАТЬ, ГОРОЖАНЕ, КРЕСТЬЯНЕ).

- Чем занимались кортесы? (прикрепить на доске – НАЛОГИ, ЗАКОНЫ).

На доске аппликация.




КОРТЕСЫ




3. Театрализация исторического события.

- Я приглашаю вас заглянуть за кулисы одного события середины XV века, так сказать, своими глазами: «Женитьба Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского».

Слайд 11.

Портреты Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.

- Актеры готовы, зрители все во внимании.

- Начинаем спектакль.

Постановка учащихся.

Действующие лица:

Генрих IIкороль Кастилии, старший сводный брат Изабеллы.

Изабелла – принцесса Астурийская, сестра по отцу короля Кастилии Генриха II.

Архиепископ Карильо – священник, служит при дворе короля Генриха, духовный наставник Изабеллы.

Фердинанд – принц Арагонский.

Глашатай – объявляет № сцены, описывает обстановку и действующих лиц.


Сцена 1. Во дворце короля Генриха II Кастильского. Встреча Генриха и его сводной сестры Изабеллы.


Генрих. Изабелла!

Изабелла. Я здесь, мой король.

Генрих. Дорогая сестра, я решил тебя выдать замуж – за короля Португалии Альфонса.

Изабелла. Но он же совсем старый, ему скоро исполнится 70 лет.

Генрих. Тогда устроим твой брак с доном Педро, из рыцарского ордена.

Изабелла. Генрих, разве вы не знаете? Дон Педро умер на прошлой неделе.

Генрих. Тогда выбирай: или младший брат английского короля, или младший брат короля Франции. Даю тебе на раздумье неделю.


Сцена 2. В личных покоях Изабеллы. К ней пришел архиепископ Карильо.


Изабелла. Архиепископ, помогите мне. Брат заставляет меня выйти замуж и уехать в другую страну. А я так не хочу покидать родину. И еще больше хочу стать здесь королевой.

Архиепископ. Есть одно предложение. У наших соседей в Арагоне, у короля Иоанна есть сын Фердинанд – единственный наследник. Недавно король в разговоре сам говорил об этом союзе.

Изабелла. А какой он Фердинанд? Я его ни разу не видела.

Архиепископ. Фердинанд на год младше вас, красивый, умный, веселый.

Изабелла. Я согласна.

Архиепископ. Тогда я еду в Рим к Папе Павлу II за разрешением на брак.

Сцена 3. В саду возле королевского дворца в Сеговии. Встречаются архиепископ Карильо и Изабелла.


Архиепископ. Папа Павел II разрешение не дал, наверное, боится твоего брата. Но свадьба все же состоится. Я составил документ, а подпишу его потом.

Изабелла. А вдруг мой брат узнает?

Архиепископ. Генриху скажите, что едете проведать свою мать в монастыре.


Сцена 4. Встреча Изабеллы и Фердинанда. Венчание в селении Вальядолид.


Архиепископ. Познакомьтесь, это Изабелла из Кастилии, а это – Фердинанд из Арагона.

Изабелла. Очень рада знакомству. Но, Фердинанд, почему вы в одежде купца?

Фердинанд. Нам пришлось тайком пробираться сюда, чтобы не узнал ваш брат, король Генрих.

Изабелла. Фердинанд, я хотела до венчания подписать договор о сотрудничестве.

Фердинанд. Я не против. (Подписывают бумагу).

Архиепископ. Дети мои, объявляю вас мужем и женой.


Артисты выходят на поклон. Аплодисменты зрителей.

- Аплодисменты нашим талантливым актерам.

  1. Рассказ учителя о завершающем этапе Реконкисты.

- Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключив династическую унию (союз) в 1469г., соединили свои владения и в 1479г. на карте Европы появляется новое централизованное государство Испанское королевство. Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. Монархи проводили активную католическую политику, покровительствуя церкви, они поставили ее под свой контроль, и осуществили ряд мер по повышению престижа и морального уровня духовенства. Фердинанд и Изабелла учредили трибунал инквизиции в Кастилии, усилили гонения на мавров, которых насильственно обращали в христианство. Более подробно об инквизиции в Испании вы узнаете, прочитав текст параграфа. Война против Гранадского эмирата была победоносно завершена в 1492 году ликвидацией последнего мусульманского анклава на Пиренейском полуострове. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость. С завоеванием Гранады была завершена Реконкиста.

VI. Контроль и самооценка результата.

1. Тестирование учащихся по изученному материалу.

- Завершая наш урок, мне бы хотелось узнать, насколько вы усвоили материал. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильное продолжение фразы.

Продолжите правильно фразу:


1. На Пиренейском полуострове в середине VIII в. образовалось мусульманское государство …

А. Кордовский эмират

Б. Мавританский халифат

В. Багдадский халифат

2. Обратное отвоевание христианами захваченной мусульманами территории Пиренейского полуострова называется …

А. Реконструкция

Б. Реконкиста

В. Реставрация

3. Крестьяне, участвовавшие в войнах с маврами, мечтали получить …

А. землю и личную свободу

Б. должности и богатство

В. власть и землю

4. Решающее сражение между войсками христианских государств и мавританских войск у Лас Навас де Толоса состоялось …

А. в 1030г.

Б. в 1479г.

В. в 1212г.

5. Последним этапом в объединении Испании стало …

А. возникновение собрания представителей сословий - кортесов

Б. заключение династической унии между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским

В. учреждение специального церковного суда - инквизиции

  1. а 2. б 3. а 4. в 5. б

2. Взаимопроверка, соотнесение с образцом.

- Обменяйтесь листочками, проверьте правильность ответов.

Слайд 12.

- Если 5 правильных ответов – поставьте «5», 4 – «4» и т.д.

- Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Молодцы.

  1. Подведение итогов урока.

- Наш урок подошел к концу. Достигли ли мы поставленных целей?

Слайд 13.

- Мы прощаемся с Испанией, но ненадолго: вы встретитесь с ней на уроках географии, истории, литературы. А в следующем году даже начнете изучать замечательный испанский язык.

  1. Задание на дом.

Слайд 14.

- Запишите задание на дом в дневниках:

- § 22, в рабочей тетради №2,

- Творческое задание: составить описание экскурсии по современной Испании (листы с фотографиями лежат у вас на столах),

- Задание повышенной сложности: напишите в тетради сочинение-рассуждение «Нарушение заповедей Христа католической инквизицией».


- Нуэстра лексьен, эста тэрминада. Грас(х)иас пор воэстро травахо. Аста лависта, амигос.

- Наш урок окончен. Спасибо за работу. До свидания, друзья.

(по-русски и по-испански).


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!