СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рельеф Южной Америки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Рельеф Южной Америки" может быть полезен учителям географии при подготовке к уроку .

Просмотр содержимого документа
«Рельеф Южной Америки»

Рельеф Южной Америки

Брайт Е.Н.

Цели и задачи урока:

• Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе

и полезных ископаемых

• Определить координаты рекордных высот материка

• Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих

способностей, формирование единой картины мира.

• Познакомиться с расположением крупных форм рельефа.

• Определить размещение полезных ископаемых и их взаимосвязь

со строением земной коры.

• Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом

и полезными ископаемыми Южной Америки

• совершенствование работ с картами сравнения, установление

причинно- следственных связей.

• Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать

выводы;

• Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие

интерес к предмету, географического мышления, логики,

внимания.

Оборудование: физическая карта Южной Америки,

геологическая карта мира, мультимедийная установка, учебник, атлас,

контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки»,

видеофрагмент.

Ход урока.

7 класс.

Урок №36

Дата :18.01

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

Цели и задачи урока:

  • Изучить расположение крупных форм рельефа на территории материка, их особенности;

  • Изучить, какие процессы влияют на формирование рельефа Южной Америки;

  • Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;

  • Развивать навыки работы с картами;

Оборудование:

  • Физическая карта Южной Америки;

  • Карта «Строение земной коры»;

  • Атласы



Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Ход урока:

1.Организационный момент

Да осенит Вас южный крест,
Названия - почти как музыка.
Хибарки посередине мусора.
Да осенит Вас южный крест… 
Стада, уставшие пастись,
Голодно – царственные гаучо
И птицы – крохотнее бабочек,
И бабочки – с размахом птиц…

Природа Америки красива и своеобразна. Есть здесь и красивейшие водопады, и неприступные горы, и прекрасные реки, и непроходимая амазонская сельва, и очаровательные обезьяны-игрунки, длиной чуть больше вашей ладони и огромные анаконды. Много тайн и загадок таит Южная Америка. Разгадать их в ходе изучения материка- вот наша задача.

2. Проверка домашнего задания.

Ассоциации:

ЮА

Бразилия(кофе) Футбол



Южная Америка- страна рекордов.

«Самый, самый"

1)Самая длинная горная цепь Земли Анды, которые, словно гигантский становой хребет, проходят через всю Южную Америку длинной 9000 км. Анды на языке инков означают медь, медные горы. Анды являются родиной картофеля.

2) Самая большая по территории область влажных экваториальных лесов - Амазония.

3) Самая большая низменность мира – Амазонская, которая по площади немногим уступает Австралии.

4) Самое высокогорное из крупных озер мира – Титикака, глубиной 304 м, на высоте 3812 м. Название «Титикака» на языке индейцев –инков –«свинцовая скала или серебряная скала»

5)Здесь развивалась самая древняя цивилизация мира – государство инков.

6) Самый высокий водопад мира – Анхель. Высота водопада 1054 м, американцы называют его «восьмым чудом света». Назван по имени первооткрывателя англичанина Анхеля.

7) Самая высокая вершина Западного полушария - Аконкагуа . Находится на высоте 6960м, с которой спускается семь горных ледников длинной до шести км. Ее можно считать крышей Америки. На языке инков Аконкагуа переводится «Каменный страж»

8) Самая засушливая пустыня на берегу Тихого океана – Атакама, где по несколько лет подряд не выпадает ни единой капли дождя. 

9)Здесь протекает царица рек Амазонка – самая многоводная и длинная река земного шара7000км





- Характеристика географического положения материка



Работа с таблицами.

-Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».



Название материка

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Южная Америка

+


+



+

+



+

Африка


+


+

+



+

+




1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.





2) Проверка номенклатуры

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают объекты на физической карте Южной Америки.

Перечень объектов номенклатуры:

1.Карибское море

2.Мыс Гальинас.

3.Перуанское течение.

4.Амазонская низменность.

5.Архипелаг Огненная Земля.

6.Мыс Париньяс.

7.Река Амазонка.

8.Пролив Дрейка.

9.Фолклендские острова.

10.Магелланов пролив.

11.Бразильское плоскогорье

12.Мыс Кабу-Бранку

13.Панамский канал.

14.Большие Антильские острова.

15.Бразильское течение.



Физкультминутка.

.

3. Изучение нового материала :

Рельеф и полезные ископаемы Ю Америки

1) Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной

Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и

полезных ископаемых на территории материка

Давайте вспомним материал прошлых уроков

Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов

и морей, разнообразных по происхождению, возрасту и истории развития).

Какие основные формы рельефа вы знаете? ( горы и равнины)

На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м,

возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м)

Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки

земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее

каркас)

На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Частью, какого материка была Южная Америка? (Гондвана)



2) Анализ карты « Строение земной коры»

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и

рельеф Южной Америки нам необходимо проработать с картой. (стр. 33)

Выявите закономерность размещения рельефа на материке.

    1. какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. (Запад - горный, восток – равнинный, из-за взаимодействия литосферных плит)

    2. На какой литосферной плите располагается Южная Америка?

(Южно-Американская)

    1. С какими литосферными плитами она граничит? (Наска,

Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Карибская,Кокос, Дрейка)

4) Какие формы рельефа выделяются на материке? стр.249

(горы, низменности, плоскогорья)

5) В какой части материка располагаются равнины? Назовите их.

(Восток материка-Амазонская низменность, Ла-Платская

низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

6) Где на материке располагаются горы? Назовите их. (Запад материка, Анды)

7) Почему возникли горы Анды? (в результате столкновения литосферных плит);



Запись в тетрадь:

Рельеф Южной Америки



Горный запад Равнинный восток







Рассказ о рельефе.

Восток материка равнинный. Здесь нет действующих вулканов, землетрясения бывают редко.

Крупные равнины Южной Америки – Амазонская, Ла-Платская и Оринокская занимают большие площади. Они лежат в прогибах платформы. Т.к. Равнины низменные, на них образовались крупные речные системы. Какие?

Большие площади на материке занимают плоскогорья – Гвианское и Бразильское. Часто они состоят из нескольких плато – участков с ровной поверхностью, но ограниченных от соседних территорий отчетливыми крутыми склонами.

Запад Южной Америки – гористый. Анды – самые длинные горы Земли. Высшая точка – г. Аконкагуа, 6960 м. Анды – молодые горы. Они начали подниматься после раскола Гондваны, растут до сих пор. Вдоль глубоких разломов образовались многочисленные вулканы – действующие и потухшие. Вулканы Анд являются частью Тихоокеанского огненного кольца. Часто происходят землетрясения, они сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами.

Самое сильное землетрясение 20 века произошло именно в Южной Америке, в стране Чили. Это случилось 29 мая 1960 г. на Тихоокеанском побережье. В результате этой ужасной сейсмической катастрофы были полностью разрушены города Консепсьон, который существовал более 400 лет, превратились в развалины города Вальдивия, Пуэрто-Монт и другие. Погибло около 10 000 человек, более 2 млн. пострадали и остались без крова. Одной из отличительных особенностей этого катастрофического землетрясения было стремительное погружение основной части побережья под уровень океана.

«…Казалось непостижимым, - писал ученый Г.Тагиев, - что огромная полоса земли шириной 20-30 км и протяженностью 500 км могла внезапно опуститься и что площадь в 1,5 млн. га упала почти на 2 метра за какие-то 10 секунд…». Мощные подземные толчки вызвали рождение колоссального цунами.



Читаем стр.137

4) Беседа о полезных ископаемых Южной Америки.

-Знаете ли вы, как переводится название гор Анд? По одной из версий, в переводе с языка инков «Анды» означают медь, медные горы. Месторождения меди встречаются на всем протяжении Анд.

-В какой части материка сосредоточены магматические полезные ископаемые, а в какой – осадочные?- ответить помогут правила на стр.38.

-Посмотрите на карту, какими полезными ископаемыми еще богаты Анды? (молибденовые руды, оловянные, серебряные алюминиевые и т.д.)

-Какие полезные ископаемые есть на равнинном востоке материка? (нефть, газ, уголь – в прогибах земной коры, железные, марганцевые, никелевые руды – на плоскогорьях).



4.Закрепление изученного материала.

Показать на карте следующие объекты: Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, горы Анды, г. Аконкагуа.

Рефлексия

Географическая цепочка. На доске написаны цифры, необходимо определить их с точки зрения географии, чему они соответствуют по теме урока.

1054 9000 6960 18,1

Ключ:

(Самопроверка

  1. 1054 м-высота водопада Анхель.

  2. 9000км – длина Анд.

  3. 6960м высшая точка Анд

  4. 18,1 млнкм2 - площадь материка Южная



Заполнить таблицу

Форма рельефа

Часть материка

Тектоническая

стр-ра

Полезные ископаемые

Анды

западная

Кайнозойская скл.

медь, олово

Бразильское плоскогорье

восточная

Южно- Америк. платформа

железная, марганцевая, никелевая руды

Амазонская

низм.

восточная

Южно- Америк. платформа

нефть,

газ, уголь









5.Домашнее задание: проработать материал учебника, работать с картой, ответить на вопросы.

6.Итог урока: выставление оценок за работу на уроке.



Мы с вами вспомнили материал предыдущего урока. Сегодня мы

продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить

тему урока послушайте следующие строки:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!