Тема: «Г.П. и рельеф Южной Америки»
Дата:
Цель: сформировать представление об особенностях рельефа, тектонического строения и полезных ископаемых Южной Америки, продолжить формировать умения сопоставлять различные по содержанию карты атласа, развивать любознательность и интерес к географии.
Задачи урока:
Познавательные:
Развивающие:
продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
учиться работать с контурной картой, атласом;
Воспитательные:
воспитание любознательности, формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя.
Оборудование: физ.карта мира, атласы, опорные листы, презентация.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Опрос учащихся
-Особенности Г.П. Антарктиды?
- Рельеф под ледниковым панцирем?
-Что такое стоковые ветры?
-Органический мир Антарктиды?
Южную Америку сегодня посетим,
Дебри Амазонии, конечно, навестим,
По проливам разным поплывем,
Материк неспешно обогнем,
Анды покорим без лишних слов,
Повидаем цепи островов
И контраст природы ощутим,
Если очень сильно захотим.
С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя Южную Америку. III. Тема нашего урока – "Географическое положение и рельеф Южной Америки”.
I.Географическое положение Южной Америки.
Учитель: Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды,с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира –Амазонка.Природа Южной Америки довольно разнообразна.
– Какие же факторы определяют различие в природе любого материка?
Это история развития и формирования материка, рельеф,климат.Сегодня на уроке мы расмотрим только 2 фактора.(Г.П. и рельеф)
Давайте остановимся на размерах Южной Америки.
Работаем с учебником стр.6 рис. 3
– Какова площадь материка?
– Какое место по площади занимает Южная Америка среди других материков Земли. Площадь-18,28 млн кв. км.
Учитель: Задание № 1:
А теперь попробуем определить географическое положение материка и сделать выводы. Вы уже умеете это делать. У каждого из вас на партах лежат опорные листы. В них вы найдете план характеристики Г.П.
– Какие карты необходимы нам будут для работы? (Физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира.)
Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
Задание № 2:
Найдите крайние точки?
м.Гальина–12°с.ш.;72°з.д.;
м.Фроуард-54°ю.ш.;71°,з.д.;
м.Париньяс–5°ю.ш.;81°з.д.;
м. Каабу–Бранку –7°ю.ш.;35° з.д.
Протяженность:с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км;
с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км.
Выводы.Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
Задание № 3:
Определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему.
Выводы: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.
Задание № 4:
Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
Выводы: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света "Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот "холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.
Опережающее задание ( Габараева Элина).Сообщение о Х.Колумбе
Зарядка для глаз
II.Рельеф и полезные ископаемые.
Посмотрим на физическую карту Южной Америки. Рельеф отличается большим разнообразием и контрастами высот. Если самая высокая точка г.Аконкагау 6960 м, самая низкая 40 м на полуострове Вальдес. По характеру поверхности материк можно разделить на 2 части: Скажите на какие? Восточную - равнинную и западную-горную. Как же он сформировался? Смотрим на тектоническую карту стр 18 атласа. Равнинно-плоскогорный рельеф сформировался на древней устойчивой платформе. На какой? Южно-Американской. Приподнятым участкам платформы (щитам, а это выходы кристаллических пород) соответствуют бразильское плоскогорье и Гвианское. Они оформились в результате разрушения платформы .Наиболее крупные низменные равнины-Амазонская, Оринокская, Лаплатская образовались в прогибах платформы. Сложены озерно-речными отложениями. Равнины материка и участки плоскогорий удобны для земледелия, прокладки дорог, строительства дорог.
Западная часть материка - результат взаимодействия плит литосферы,
Американская и Тихоокеанская. Океанская плита подвигается под континентальную и погружается под мантию, образуя желоба. Какие? (Перуанский и Чилийский) Край континентальной плиты сминается в складки. Формирование Анд продолжается и поныне:частые землетрясения, извержения вулканов. А почему? (граница литосферных плит. Анды образуют самые длинные по протяженности горы9000 км.здесь много вулканов потухших и действующих. Высшая точка мы уже говорили? г. Аконкагуа 6960м.
Полезные ископаемые. Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых .На равнинах с выходами кристаллических пород связаны месторождения железных руд, марганцевых, урана, боксты. Во впадинах нефть , газ, уголь. Велики запасы цветных металлов в Андах. Крупнейшие месторождения медных руд. На побережье Тихого океана добывают селитру и йод.
IV.Закрепление .
Практическая работа
Краткая характеристика отдельных форм рельефа
План | Анды |
Бразильское плоскогорье |
|
1.В какой части материка расположена форма рельефа | В западной части | |
2.В каком направлении тянется | С севера на юг | |
3. Тектоническая структура | Область кайназойской складчатости | |
4. Средняя и максимальная высота | 5000м. и макс. 6960 м. | |
5.Какие страны расположены | Колумбия, Перу | |
Подведение итогов урока.
«Что я узнал» Дополните предложения.
Большая часть Ю.А. лежит__________ полушарии. Омывается водами________океанов. Береговая линия сильно изрезана на юго-западе вследствии _______. В основании лежит _________. Самая высокая часть Ю.А.__________. Анды это область__________ складчатости. Здесь находится самая большая низменность________. Вывод. Рельеф Ю.А. можно разделить на 2 части: запад:________? восток____________?
«Что я научился делать». ___________________?
V.Задание на дом § 34 зад №7
Опорный лист
Тема открытого урока: Географическое положение и рельеф Южной Америки
Новая тема
Географическое положение Ю.А.
План характеристики:
1.Где находится по отношению к экватору, нач. меридиану?
2.Найдите крайние точки?
3.В каких климатических поясах расположена?
4.Какие океаны и моря омывают материк?
5.Как расположен материк относительно других материков?
Рельеф Ю.А.
1.Общая характеристика
2.Тектоническая структура (платформы и складчатости)
3.Практическая работа
Подведение итогов урока.
«Что я узнал» Дополните предложения.
Большая часть Ю.А. лежит__________ полушарии. Омывается водами________океанов. Береговая линия сильно изрезана на юго-западе вследствии _______. В основании лежит _________. Самая высокая часть Ю.А.__________. Анды это область__________ складчатости. Здесь находится самая большая низменность________. Вывод. Рельеф Ю.А. можно разделить на 2 части: запад:________? восток____________?
«Что я научился делать». ___________________?