ТЕМА УРОКА: Рельеф: тектоническая основа
ПР №4. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
· раскрыть понятия «платформа» и «геосинклиналь»;
· установить особенности рельефа России;
· формировать умение давать характеристику рельефа по карте;
· формировать умение работать с тектонической картой;
· выявлять причинно-следственные связи рельефа и тектонического строения.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и знаний об основных типах тектонических структур - платформах и геосинклиналях, о рельефе России и его связи с тектоническим строением территории.
Метапредметные: формирование умений: 1) формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей; 2) составлять схемы; 3) анализировать таблицы.
Личностные: развитие навыков самостоятельной работы с тектонической картой.
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Используя геохронологическую таблицу, установите, какие периоды более древние: девонский или пермский, ордовикский или меловой, юрский или неогеновый?
2. Какая из эр более древняя: протерозойская или мезозойская, кайнозойская или палеозойская?
3. Какая эпоха складчатости самая древняя на территории России?
4. В какую эру и какой период мы живём?
5. Составьте краткую характеристику каждой эры, указав её продолжительность, главнейшие геологические события.
6. Пользуясь легендой геологической карты, определите, в какие эпохи складчатости возникли горы Урал, Кавказ и Алтай.
II. Изучение нового материала
На данном уроке ученикам предстоит познакомиться с достаточно сложным для них материалом, при изучении которого они должны использовать таблицы, рисунки, вычерчивать схемы.
Одна из таких схем должна появиться после рассказа учителя об основных тектонических структурах земной коры — платформах и геосинклиналях.
Основные тектонические структуры земной коры
Платформы Геосинклинали
Используя рисунок 27 на с. 68 учебника, обучающиеся выясняют, как происходит развитие геосинклиналей. Затем школьники определяют особенности платформ - относительно устойчивых участков земной коры. В соответствии с возрастом фундамента различают древние и молодые платформы. С помощью рисунка 28 на с. 69 учебника они знакомятся со строением платформы. Учитель обращает внимание на то, что в пределах платформы выделяются щиты и плиты, и предлагает на рисунке 29 учебника найти их.
Далее обучающиеся работают с рубрикой «Читаем карту» (с. 70—71 учебника). По физической карте России (см.Приложение, с. 244—245 учебника) устанавливают особенности рельефа России. Сопоставляя физическую и тектоническую карты, ученики могут сделать вывод о связи рельефа со строением земной коры.
Выявленные особенности рельефа России обучающиеся могут отразить в виде таблицы.
Таблица
Особенности рельефа Чем обусловлены
Большое разнообразие форм
Различное тектоническое строение и сложная история развития земной коры территории
Преобладание равнин
В основании большей части территории России расположены платформы
Равнины окаймлены горами
По окраинам платформ проходят подвижные участки, т. е. участки, переживающие горообразование
Общий уклон территории к северу
Общий уклон фундамента платформ и краевые прогибы
На востоке страны поверхность выше, чем на западе
Тихоокеанская плита сползает под Евразийскую
Обучающиеся должны научиться описывать рельеф по карте. С этим видом деятельности их знакомит рубрика «Шаг за шагом» на с. 71 учебника.
Закрепление.
Чтобы закрепить данное умение, учитель может предложить школьникам описать по карте рельеф Западной Сибири, Дальнего Востока (по выбору), выполнить задания 6 и 8 рубрики «Это я могу» на с. 71 учебника
Затем учащиеся выполняют Практическую работу № 4.
Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание: 1) изучить § 17; 2) выполнить задания 1—5; 7 — по желанию обучающихся; 3
Практическая работа № 4 НАНЕСЕНИЕ НА КОНТУРНУЮ КАРТУ ОСНОВНЫХ ФОРМ РЕЛЬЕФА СТРАНЫ
Цель работы: закрепить знания о расположении крупнейших форм рельефа России; научиться обозначать на контурной карте объекты географической номенклатуры.
Оборудование: учебник, физическая карта России, контурная карта России.
Ход работы
1. Закончи предложения.
Рельеф – это _________________________________________________________________
Горы – это __________________________________________________________________
Равнины – это _______________________________________________________________
Вулканы – это _______________________________________________________________
2. Обозначьте и подпишите на контурной карте крупные формы рельефа России.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Саяны, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, Крымские, Кавказ (Эльбрус, 5642м), Урал, Хибины.
Вулканы: Ключевская Сопка, Казбек, Эльбрус.