СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религиозно-этические взгляды Л.Н.Толстого. Роман «Воскресение»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Религиозно-этические взгляды Л.Н.Толстого. Роман «Воскресение»»

6/5/20  03:00:10 PM Религиозно-этические взгляды Л.Н.Толстого.  Роман «Воскресение» © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.  Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности.  КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

6/5/20 03:00:10 PM

Религиозно-этические взгляды Л.Н.Толстого. Роман «Воскресение»

© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах.

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

«Воскресение» — последний роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889—1899 годах.
  • «Воскресение» — последний роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889—1899 годах.
История создания романа Изначально произведение писалось под названием « Коневская повесть », потому что в июне 1887 года Анатолий Фёдорович Кони рассказал при Толстом историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой в краже проститутке ту женщину, которую он когда-то соблазнил.

История создания романа

Изначально произведение писалось под названием « Коневская повесть », потому что в июне 1887 года Анатолий Фёдорович Кони рассказал при Толстом историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой в краже проститутке ту женщину, которую он когда-то соблазнил.

 Катюша Маслова Основой истории падения Катюши послужила судьба Розали Они, рассказанная Толстому известным русским общественным и судебным деятелем А. Ф. Кони. В романе реальная история совершенно переосмыслена. С самого начала работы над романом, Толстой «приближает» материал, делая его более «личным», а персонажи более понятными для себя.

Катюша Маслова

Основой истории падения Катюши послужила судьба Розали Они, рассказанная Толстому известным русским общественным и судебным деятелем А. Ф. Кони.

В романе реальная история совершенно переосмыслена. С самого начала работы над романом, Толстой «приближает» материал, делая его более «личным», а персонажи более понятными для себя.

Катюша Маслова   Впервые в творчестве Толстого, одним из главных героев произведения выступает человек из народа. Девушка из крестьянской семьи, Катюша Маслова, была взята горничной в барский дом. Рассказав всю историю ее тяжелой жизни, писатель замечает, что это была

Катюша Маслова

  Впервые в творчестве Толстого, одним из главных героев произведения выступает человек из народа. Девушка из крестьянской семьи, Катюша Маслова, была взята горничной в барский дом. Рассказав всю историю ее тяжелой жизни, писатель замечает, что это была "самая обыкновенная история". Точно так же, как Катюша Маслова, в старое время гибли сотни и тысячи других девушек. 

Катюша Маслова В 16 лет Катюша Маслова влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам. Играя в горелки, они нечаянно поцеловались за кустом сирени.  В пасхальные дни, оказавшись в деревне по дороге на войну, Нехлюдов соблазнил Катюшу Маслову и, сунув в последний день сторублевую бумажку, уехал.

Катюша Маслова

В 16 лет Катюша Маслова влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам. Играя в горелки, они нечаянно поцеловались за кустом сирени. 

В пасхальные дни, оказавшись в деревне по дороге на войну, Нехлюдов соблазнил Катюшу Маслову и, сунув в последний день сторублевую бумажку, уехал.

 Катюша Маслова Тетушки прогнали ее, так как родившийся ребенок, отправленный в воспитательный дом, умер, а Катюша Маслова вскоре очутилась в публичном доме, переменив даже имя. Роман начинается с того, что ее, обвиненную в отравлении купца, ведут в суд. Там и происходит ее новая встреча с Нехлюдовым, находящимся в числе присяжных заседателей. Ей было в это время 26 лет.

Катюша Маслова

Тетушки прогнали ее, так как родившийся ребенок, отправленный в воспитательный дом, умер, а Катюша Маслова вскоре очутилась в публичном доме, переменив даже имя.

Роман начинается с того, что ее, обвиненную в отравлении купца, ведут в суд. Там и происходит ее новая встреча с Нехлюдовым, находящимся в числе присяжных заседателей. Ей было в это время 26 лет.

Дмитрий Нехлюдов Дмитрий Иванович Нехлюдов — князь, человек из высшего общества. Молодого Нехлюдова Толстой характеризует честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело и считавшим своим «настоящим я» свое духовное существо. В юности Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований . 

Дмитрий Нехлюдов

Дмитрий Иванович Нехлюдов — князь, человек из высшего общества.

Молодого Нехлюдова Толстой характеризует честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело и считавшим своим «настоящим я» свое духовное существо.

В юности Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований . 

Дмитрий Нехлюдов Катюша Маслова не виновата, но её признают виновной. Поразившая Нехлюдова несправедливость в суде и отношение к этому чиновников вызывают в нём чувство гадливости и отвращения ко всем людям. Он думает уехать за границу. И вот, рассуждая над этим, Нехлюдов вспоминает Маслову: сперва арестанткой — какой он её видел на суде, а затем, в его воображении, одна за другой, начинают возникать минуты, пережитые с нею.

Дмитрий Нехлюдов

Катюша Маслова не виновата,

но её признают виновной. Поразившая Нехлюдова несправедливость в суде и отношение к этому чиновников вызывают в нём чувство гадливости и отвращения ко всем людям. Он думает уехать за границу. И вот, рассуждая над этим, Нехлюдов вспоминает Маслову: сперва арестанткой — какой он её видел на суде, а затем, в его воображении, одна за другой, начинают возникать минуты, пережитые с нею.

Дмитрий Нехлюдов Вспоминая свою жизнь, Нехлюдов чувствует себя мерзавцем и негодяем. Он  начинает осознавать, что всё то отвращение к людям, которое он испытывал весь этот день, по сути было отвращением к самому себе. Желая во что бы-то ни стало порвать с этой жизнью, Нехлюдов больше не думает о загранице, которая была бы обычным бегством. Он решает покаяться перед Катюшей, сделать всё, чтобы облегчить её судьбу, просить прощения  «как дети просят» , и если нужно будет, тогда жениться на ней.

Дмитрий Нехлюдов

Вспоминая свою жизнь, Нехлюдов чувствует себя мерзавцем и негодяем. Он  начинает осознавать, что всё то отвращение к людям, которое он испытывал весь этот день, по сути было отвращением к самому себе. Желая во что бы-то ни стало порвать с этой жизнью, Нехлюдов больше не думает о загранице, которая была бы обычным бегством. Он решает покаяться перед Катюшей, сделать всё, чтобы облегчить её судьбу, просить прощения  «как дети просят» , и если нужно будет, тогда жениться на ней.

Дмитрий Нехлюдов Нехлюдов приходит в острог на свидание с Катюшей Масловой, но, к удивлению и ужасу своему, видит, что та Катюша, которую он знал и любил, давно умерла.  «Ведь это мертвая женщина» — думает Нехлюдов, глядя на Маслову. Но Нехлюдов остался твердым в своих намерениях. Наняв адвоката, Нехлюдов составляет кассационное прошение в сенат и уезжает в Петербург, чтобы самому присутствовать при рассмотрении дела. Но, несмотря на все его усилия, кассация отклоняется и приговор суда остаётся без изменения .

Дмитрий Нехлюдов

Нехлюдов приходит в острог на свидание с Катюшей Масловой, но, к удивлению и ужасу своему, видит, что та Катюша, которую он знал и любил, давно умерла.

«Ведь это мертвая женщина» — думает Нехлюдов, глядя на Маслову. Но Нехлюдов остался твердым в своих намерениях. Наняв адвоката, Нехлюдов составляет кассационное прошение в сенат и уезжает в Петербург, чтобы самому присутствовать при рассмотрении дела. Но, несмотря на все его усилия, кассация отклоняется и приговор суда остаётся без изменения .

Сюжетная линия На время продвижения по этапам, Нехлюдову удается выхлопотать перевод Масловой из отделения уголовных заключенных к политическим. Этот перевод улучшает её положение во всех отношениях. Благодаря своей подруге Марье Павловне Катюша осознаёт, что благотворение - это необходимая человеку «привычка», «усилие», которое должно составлять «дело жизни».

Сюжетная линия

На время продвижения по этапам, Нехлюдову удается выхлопотать перевод Масловой из отделения уголовных заключенных к политическим.

Этот перевод улучшает её положение во всех отношениях. Благодаря своей подруге Марье Павловне Катюша осознаёт, что благотворение - это необходимая человеку «привычка», «усилие», которое должно составлять «дело жизни».

Сюжетная линия В конце романа партия заключенных, пройдя около 5 тысяч верст, прибывает в сибирский город с большой пересыльной тюрьмой. В этом городе Нехлюдова ждет письмо от Селина, в котором есть копия официальной бумаги о помиловании. С известием о помиловании Нехлюдов приходит на свидание к Масловой. На этом свидании он говорит ей, что как только придет официальная бумага, они смогут решить, где поселиться. Но Маслова отказывает Нехлюдову. За время своего пребывания с политическими заключёнными она близко познакомилась с Владимиром Симонсоном, который влюбился в неё. И хотя Нехлюдов был и оставался единственным мужчиной, которого она по-настоящему любила, Маслова, не желая более жертвы Нехлюдова и боясь, что она испортит ему жизнь, выбирает Симонсона.

Сюжетная линия

В конце романа партия заключенных, пройдя около 5 тысяч верст, прибывает в сибирский город с большой пересыльной тюрьмой. В этом городе Нехлюдова ждет письмо от Селина, в котором есть копия официальной бумаги о помиловании. С известием о помиловании Нехлюдов приходит на свидание к Масловой. На этом свидании он говорит ей, что как только придет официальная бумага, они смогут решить, где поселиться. Но Маслова отказывает Нехлюдову. За время своего пребывания с политическими заключёнными она близко познакомилась с Владимиром Симонсоном, который влюбился в неё. И хотя Нехлюдов был и оставался единственным мужчиной, которого она по-настоящему любила, Маслова, не желая более жертвы Нехлюдова и боясь, что она испортит ему жизнь, выбирает Симонсона.

Выводы Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображён Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов (жизнь столичной знати, сановников), то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разорённые нищие деревни. 

Выводы

Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображён Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов (жизнь столичной знати, сановников), то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разорённые нищие деревни. 

Выводы Это противопоставление, являясь основным принципом развертывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетённых. Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию. Так возникла третья сюжетная линия. Однако в споре о путях грядущего обновления Толстой отвечал революционерам решительным «нет!»

Выводы

Это противопоставление, являясь основным принципом развертывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетённых.

Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию. Так возникла третья сюжетная линия. Однако в споре о путях грядущего обновления Толстой отвечал революционерам решительным «нет!»

В финале романа утверждается мечта Толстого о бескровной и ненасильственной «революции» на путях нравственного воскресения нации, духовного её прозрения.

В финале романа утверждается мечта Толстого о бескровной и ненасильственной «революции» на путях нравственного воскресения нации, духовного её прозрения.

ДЗ Стр. 215-229 Посмотреть экранизацию одноимённого романа Л. Н. Толстого, снятого в 1960 году режиссером М.Швейцером (длительность 2:40)

ДЗ

  • Стр. 215-229
  • Посмотреть экранизацию одноимённого романа Л. Н. Толстого, снятого в 1960 году режиссером М.Швейцером (длительность 2:40)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!