СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ремесло в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояянительная записка в ремеслу, ручному труду в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Ремесло в 6 классе»

Ремесло.


Рабочая учебная программа разработана в целях определения содержания данного предмета с учетом индивидуальных познавательных, речевых особенностей физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных, нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью.


За основу программы взяты:

Программно-методические материалы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией И. М. Бгажноковой – М.: Владос, 2007. – 239с.


Пояснительная записка.

Данная программа нацелена на обучение детей изготовлению творческих работ из различных пластических материалов (пластилин, глина, соленое тесто) и приемам аппликационных работ.

Цель: развитие трудовой деятельности и подготовка к производственному труду в защищенных, т. е. специально созданных условиях. Развитие творческих и практических умений в доступных видах деятельности.


Задачи:

  • Расширение знаний об окружающем мире, природе;

  • Развитие качеств эмоционально-волевой сферы: вырабатывать усидчивость, способность работать длительное время, качественно доводить дело до конца;

  • Учить делать различные игрушки и использовать их в игровой деятельности, обогащая игровой опыт детей;

  • Учить экономному разумному использованию материала;

  • Тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

  • Развивать творческое отношение к работе с аппликационными и пластическими материалами;

  • Формировать организационные умения в труде;

  • Воспитывать уважение к людям труда;

  • Создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

  • Формирование представлений и знаний минимально необходимых для овладения изучаемыми практическими работами и безопасного их выполнения;

  • Обучение приемам выполнения практических работ, содействующие коррекции развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.


Решение представленных задач происходит с учетом особенностей детей в ходе фронтальной и индивидуальной работы. В ходе проведения занятия учитываются особенности ориентировочной деятельности ребенка, действия дробятся на мельчайшие операции. При выполнении упражнений для каждого ребенка подбираются доступные виды деятельности. Учитываются индивидуальные возможности детей и осуществляются в рамках доступных для них.

Объем практической работы следует дифференцировать так, как возможности отдельных обучающихся в овладении приемами труда обычно резко отличаются. Например, при выполнении аппликационных изделий некоторым детям часть деталей аппликации может быть предложена в готовом виде. Следует учитывать также, что некоторые дети к выполнению отдельных технологических операций могут быть неподготовлены. В частности одни дети в классе уже владеют вырезанием круга, а другим еще не доступно резание ножницами даже по прямой. Все практические действия контролируются учителем. Помощь оказывается по мере необходимости.

Эти уроки занимают главное место в коррекционно-воспитательной работе, на них обучающиеся овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различе­ния предметов, включенных в трудовую деятельность, что при­водит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

В процессе труда формируются такие личностные ка­чества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальней­шей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие де­тей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.

Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного про­цесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний позна­вательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения.

В процессе урока используются различные виды деятельности, где преобладает игровая. Дидактический материал подбирается в соответствии с уровнем развития детей с умеренной умственной отсталостью.


Используют следующие методы и приемы:

  • Совместные действия детей и педагога;

  • Действия по подражанию действиям педагога;

  • Действия по образцу, по словесной инструкции.


Формирование умений обучающихся должны включать дозированную (с постоянным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных технологических карт.

На одном из последующих занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа. Подбирается вид работы средней сложности. Анализ образца, а также планирование действий осуществляется под руководством учителя. Работа выполняется с минимальной помощью педагога. Индивидуальные возможности обучающихся в такой работе рассматриваются как один из важнейших показателей индивидуальных трудовых способностей.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения, развития речи, рисования, математики.

Необходимо обратить внимание на соблюдение правил безопасности и гигиены труда при проведении практических работ.

Программа имеет два раздела:

  1. лепка.

  2. аппликация.


В ходе обучения лепке используются следующие материалы: глина, пластилин, тесто. На занятиях дети учатся лепить знакомые простые предметы, объекты окружающей действительности, предавая их форму, цвет, пространственные отношения. Готовые изделия могут быть плоскими, объемными, полихромными. В процессе работы знакомятся с различными пластическими материалами, их свойствами. Формируется умение пользоваться инструментами и приспособлениями как: клеенка, стеки, нож, скалки, формочки, штампы и др, обучаются различным приемам работы с различными пластическими материалами, основным правилам работы (готовить рабочее место, мыть руки после лепки, убирать рабочее место и т. д.).

Обучение аппликации нацелено на освоение детьми приемам изготовления аппликационных работ. По своему содержанию аппликация делится на предметную (состоит из однодетальных изображений), декоративную (орнаменты, узоры), сюжетную (отражает совокупность действий, событий). По виду выполнения аппликация делится на плоскую и объемную. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание (выкалывание, отрывание и др.) отдельных форм и приклеивание их к фону. Некоторые дети выполняют аппликацию из готовых форм с помощью учителя. В процессе обучения развивается творческое отношение к работе с аппликационными материалами.

В программу включен материал, подобранным с учетом возможностей детей. Успешность обучения детей различна. Результативность обучения определяется физическим и интеллектуальным развитием обучающихся. В обучении детей с выраженным недоразвитием интеллекта необходимо систематическое использование приемов поощрения в любых проявлениях самостоятельности.


Содержание программы.

(8часов в неделю)

  1. Лепка.

Закреплять навыки обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученных ранее.

    • Согревание пластилина в руках;

    • Разминание материала;

    • Отбивание глины;

    • Раскатывание материала скалкой.

Деление на части:

  • Отрывание кусочка;

  • Откручивание материала;

  • Отщипывание от целого куска;

  • Отрезание стекой.

Размазывание материала:

  • По шаблону;

  • Внутри рельефного контура;

  • По форме;

  • Заливание формы.

Придание формы:

  • Раскатывание вращательными движениями на доске (в ладонях);

  • Раскатывание продольными движениями ладоней (на доске);

  • Вырезание ножом формы по шаблону, контуру;

Соединение составных частей и выдавливание формы формочкой:

  • Путем плотного прижатия;

  • Путем прищипывания;

  • Путем примазывания (пальцами, стекой).

Видоизменение формы:

  • Сгибание колбасок;

  • Вдавливания углубления на поверхности;

  • Расплющивание между ладонями;

  • Вытягивание столбика;

  • Округление и заострение концов детали;

  • Защипывание края формы кончиками пальцев.

Лепка предметов:

  • Из одного куска;

  • Из двух кусков;

  • Лепка предметов сложной формы из 3-5 кусков.

Оформление изделия:

  • Нанесение на форму рисунка (пальцем, различными инструментами);

  • Дополнение изделия мелкими деталями;

  • Нанесение на изделие декоративного материала (монеток, бусинок и др.).

Сюжетная лепка:

  • Лепка нескольких предметов объединенных сюжетом.

Декоративная лепка:

  • Нанесение на плоские и объемные изделия узора.


  1. Аппликация.

    1. Представление о материалах и инструментах:

      • Знакомство с материалами и их свойствами;

      • Знакомство с инструментами;

      • Скрепляющими средствами.

    2. Навыки работы с материалами и инструментами:

  • Работа с бумагой (сгибание, разрывание, сминание);

  • Работа с клеем;

  • Работа со степлером и скотчем;

  • Работа ножницами: резание поперек, вдоль, выполнение косых срезов, резание по линии, вырезание по контуру, выполнение надреза, серии надрезов, вырезание симметричных форм из бумаги сложенной вдвое.

    1. Сборка и наклеивание:

  • Составление и приклеивание предметной аппликации из готовых вырезанных форм;

  • Составление и наклеивание декоративной аппликации из готовых или вырезанных форм, составление узора по заданной схеме или самостоятельно из геометрических или растительных форм, чередуя их по цвету, величине.

  • Составление и приклеивание сюжетной аппликации из готовых или вырезанных форм.


Требования к знаниям и умениям обучающихся:

  • Усвоить основные приемы работы с различными материалами;

  • Научиться слушать инструкцию;

  • Ориентироваться в задании по вопросам учителя;

  • Участвовать в планировании ближайшей операции, и с помощью учителя выполнять работу.




















Тематика.


Практическая работа по аппликации.


  • Консервируем овощи и фрукты;

  • Веселый цирк;

  • Елочка;

  • Снеговик;

  • Снегурочка;

  • Декоративные тарелки;

  • Автобус, грузовик;

  • Городской транспорт;

  • Матрешка;

  • Многоэтажный дом;

  • Сюжетная композиция из геометрических фигур «Птичий двор»;

  • Грибы в корзине;

  • Чайный сервиз;

  • Рукавички для Маши;

  • Аппликация из рваной бумаги «Курочка Ряба»;

  • Жар-птица;

  • Декоративный поднос;

  • Дикие звери;

  • Нарядное платье;

  • Оформление открыток к Новому году, 8 Марта, 23 февраля, дню Победы;

  • Поезд;

  • Белая лилия;

  • Кошечка;

  • Мимоза;

  • Бабочки на лугу;

  • Рыбки в аквариуме;

  • Теремок;

  • На пруду.


Практическая работа по лепке.

  • Веселые цыплята;

  • Курочки хохлатки;

  • Бравый петушок;

  • Сюжетная композиция «Кто гуляет во дворе»;

  • Красавец индюк;

  • Озорные котята;

  • Любопытная собачка;

  • Поросята замарашки;

  • Храбрые мышата;

  • Кудрявые овечки;

  • Утка с утятами;

  • Гуси с гусятами;

  • Коза;

  • Ослик;

  • Корова с теленком;

  • Лошадка с жеребенком;

  • Веселые лягушата;

  • Панорамная композиция «Кто пасется на лугу»;

  • Снеговик, снежная баба;

  • Снегурочка (кукла в длинной шубке);

  • Неваляшка;

  • Мальчик;

  • Лиса;

  • Лепка по сказке «Колобок», «Маша и медведь»;

  • Крокодил;

  • Кит;

  • Змей Горыныч;

  • Сюжетная композиция «Зима»

  • Пасхальное яйцо;

  • Лепка брошей и кулонов;

  • Аппликация из пластилина: сказочная избушка, букет цветов;

  • Рождественский венок;

  • Сувенир «Сердечко»;

  • Лукошко с фруктами;

  • Брелок для ключей;

  • Объемные фигуры животных (еж, пони);

  • Пальчиковые куклы «Курочка Ряба»;

  • Подсвечник;

  • Стакан для карандашей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!