Урок Решение биологических задач, подготовка к егэ
Цель урока – повторить основные понятия генетики, выявить общие методические рекомендации по решению генетических задач, понять алгоритм решения генетических задач, усвоить требования к оформлению задач;
-в образовательном аспекте: обобщить знания о генетике;
-в развивающем аспекте: развивать навыки использования генетической символики при решении генетических задач, анализировать полученную информацию, развивать эмоциональную сферу, настрой на творческую деятельность;
-в воспитательном аспекте: воспитывать трудолюбие, добросовестность, ответственность.
Универсальные учебные действия в ходе урока:
А) регулятивные: определение темы и цели деятельности учениками с помощью учителя; самостоятельный анализ своих действия; выделение и осознание усвоенного, прогноз;
Б) познавательные : выделение основной и второстепенной информации, построение логических цепей рассуждений, использование знако – символических средств для написания схем задач;
В) коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, осуществлять контроль, корректировка своих и окружающих действия, приведение к общему решению при совместной деятельности.
Тип урока – урок-практикум
Методы обучения:
А) методы организации учебной деятельности: словесные (диалогическое изложение, эвристическая беседа, межпредметная беседа, объяснение); наглядные (демонстрация символико-графических средств наглядности).
Б) методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия, актуализация имеющихся знаний и применение полученных знаний на практике.
В) методы контроля: устный, текущий.
Структура урока:
1.Организационный момент – настрой на работу
2.Стадия вызова – создание проблемной ситуации;
- определение темы и цели урока
3.Стадия осмысления
- работа по составлению и закреплению алгоритма действий;
- первичное закрепление материала;
4.Стадия Рефлексии
-собственно рефлексия (+ и -)
-выставление оценок
Оборудование к уроку:
мультимедийные пособия, инструктивная карточка, карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент: отметить отсутствующих, объяснить цели урока
Предлагаю вместе готовиться к ЕГЭ по биологии.
`Это невозможно` — сказала Причина.
`Это безрассудство!` — ответил Рассудок.
`Это бесполезно!` — отрезала Гордость.
`Попробую!` — шепнула Мечта.
«Я убеждена: все аспекты генетики по-своему
восхитительны, и многие из них подводят нас
прямо к основным проблемам жизни, связанные
с вопросами здоровья и счастья человека." Шарлотта Ауэрбах
2. Стадия вызова.
Когда речь заходит об этом, все начинают удивленно переспрашивать: «А разве бывают биологические задачи?» Когда ЕГЭ только внедрялось, в первые годы, эти задания почти не выполнялись. Но, впоследствии, это стало более-менее привычным делом. О чем это переспрашивают?! Да, сегодня, мы будем выполнять, т.е. решать задачи. И это не только генетические задачи, но и задачи на генетический код, на митоз и мейоз.
3. Стадия осмысления.
Решение задач (тексты задач приводятся на слайдах, решаются задачи учениками, комментарии учителя - на что обратить внимание!)
на знание генетического кода:
Задача №1
Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?
Решение. Генетический код триплетен, т.е.1 аминокислота кодируется 1 триплетом нуклеотидов. Следовательно, 51 аминокислота кодируется 51 триплетом. В триплете 3 нуклеотида, следовательно количество их в одной цепочке : 51 х 3 =153. Так как молекула ДНК двуцепочечная, то общее количество нуклеотидов: 153 х 2 = 306.
2) по молекулярной биологии:
Задача№2 . В молекуле ДНК цитозиновый нуклеотид составляет 24% от общего количества нуклеотидов. Определите, сколько остальных типов нуклеотидов в этой молекуле.
Решение. По принципу комплементарности цитозину соответствует гуанин, поэтому цитозина тоже 24%. Вместе они составляют 48%. На другую пару - аденин и тимин - приходится: 100 – 48 = 52%. Аденина и тимина в этой молекуле по 26% (52 : 2 = 26).
на правило экологической пирамиды
Задача№3. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Решение. По правилу экологической пирамиды на следующий трофический уровень переходит всего 10% энергии. Исходя из этого: хищных рыб – 300 х 10 = 3.000 кг, нехищных рыб – 3000 х 10 = 30.000кг, планктона – 30000 х 10 = 300.000кг
на знание процессов деления клеток - митоз, мейоз
Задача №4. В соматических клетках дрозофилы 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК?
Решение. Перед началом мейозаI хромосом – 8, число молекул ДНК -16, так как перед началом мейоза I ДНК реплицируются, и каждая хромосома состоит из двух хроматид, но число хромосом не меняется. Перед началом мейозаII хромосом – 4, число молекул ДНК - 8, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и число молекул ДНК уменьшается в 2 раза.
Ну, а теперь перейдем к решению генетических задач. Для этого вспомним вначале основной материал.
Повторение основного материала
Генетическая символика
Символика — перечень и объяснение условных названий и терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.
Основы генетической символики были заложены Грегором Менделем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные — малыми буквами — а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгебраическая форма выражения законов наследования признаков.
Для обозначения скрещивания принята следующая символика.
Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents — родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают символом ♀ (зеркало Венеры), мужской —♂ (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской - на втором.
Первое поколение обозначается F1 (Filli — дети), второе поколение — F2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.
Словарь основных терминов и понятий
Аллели (аллельные гены) — разные формы одного гена, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом.
Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки.
Гаметы (от греч. «гаметес» – супруг) – половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы всегда несут гены в «чистом» виде, т.к. образуются путем мейотического деления клеток и содержат одну из пары гомологичных хромосом.
Ген (от греч. «генос» – рождение) – участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного конкретного белка.
Гены аллельные – парные гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом.
Генотип — совокупность наследственных задатков (генов) организма.
Гетерозигота (от греч. «гетерос» – другой и зигота) – зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену (Аа, Вb).
Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены.Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку.
Гомозигота (от греч. «гомос» – одинаковый и зигота) – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена (оба доминантные или оба рецессивные).
Гомозиготными называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку. Гомозиготная особь в потомстве не дает расщепления.
Гомологичные хромосомы (от греч. «гомос» – одинаковый) – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов. В диплоидной клетке набор хромосом всегда парный: одна хромосома из пары материнского происхождения, вторая – отцовская.
Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Таким образом, по генотипу особи могут быть гомозиготными (АА или аа) или гетерозиготными (Аа).
Доминантный признак (ген) – преобладающий, проявляющийся – обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.
Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак – обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, b с и т. д
Скрещивание анализирующее – скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.
Скрещивание дигибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.
Скрещивание моногибридное – скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.
Чистые линии – организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам и не дающие в потомстве проявления альтернативного признака.
Фен – признак.
Фенотип — совокупность всех внешних признаков и свойств организма, доступных наблюдению и анализу.
Общие методические рекомендации по решению генетических задач
Алгоритм решения генетических задач
Внимательно прочтите условие задачи.
Сделайте краткую запись условия задачи.
Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
Запишите ответ на вопрос задачи.
(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)
Оформление задач
Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись -♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа).
Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв).
Под генотипом всегда пишут фенотип.
Гаметы записывают, обводя их кружком (А).
У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество
верная запись неверная запись
♀ АА ♀ АА
А А А
8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.
10. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы по материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.
♀ ♂
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
ААВВ
ААВв
АаВВ
АаВв
Ав
ААВв
ААвв
АаВв
Аавв
аВ
АаВВ
АаВв
ааВВ
ааВв
ав
АаВв
Аавв
ааВв
аавв
11. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или ½. Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1 :1).
Пример решения и оформления задач
Задача. У арбуза зелёная окраска (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов.
Дано:
А – зелёная окраска
а – полосатая окраска
Р ♀АА х ♂аа
Решение:
1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа
F1 и F2 - ?_
2. Записываем схему скрещивания.
Р ♀АА х ♂аа
зел пол
G
F1 Аа
100%
Зел.
Р ♀Аа х ♂Аа
зел зел
G
F2 АА Аа Аа аа
зел зел зел пол
25% 25% 25% 25%
по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1
Ответ: F1 -Аа 100% зел; F2 АА , Аа, аа
Закрепление
Решить задачу.
Какие типы гамет будет образовывать организм с генотипом а) АА; б) аа; в) Аа
( ответ а) А, б) а, в) А, а)
2. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготных серых мышей, если серая окраска является доминантным признаком, чёрная окраска – рецессивным?
Решение. . Записываем схему скрещивания.
Р ♀АА х ♂АА
сер сер
G
F1 АА
100%
сер
Решение задач.
1. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеп-лены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
2. При скрещивании растения флокса с белой окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 — кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
3. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, нормальными глазами и самцов с закрученными крыльями, маленькими глазами всё потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в F1 самок скрестили с исходной родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой из этого скрещивания? Укажите их генотипы.
4. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением, дающим морщинистые неокрашенные зёрна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зёрна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.
Домашнее задание.
Прорешить возможно большее количество задач, определить область затруднений при решении задач.