Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №96»
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом директор МБОУ «СОШ № 96»
МБОУ «СОШ № 96» __________/________________
протокол от «__»__________2019 № приказ от «___»________2019№___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Решение экспериментальных задач»
среднего общего образования
для общеобразовательного 8 класса
2019 -2020 учебный год
Разработчик: Маслиенко Л.А.
Учитель физики
Барнаул
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса « Решение экспериментальных задач » для 8 класса разработана на основе :
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
авторской программы внеурочной деятельности по физике для общеобразовательных школ «Фейерверк опытов» (Автор- составитель А.В.Лукьянова )
Основной общеобразовательной программы (начального, основного, или среднего) общего образования МБОУ «СОШ №96»
Место курса в учебном плане:
Согласно учебного плана школы для изучения курса в 8 классе отводится в неделю – 0,5 час. Программа автором рассчитана на 35 часов (35 учебные недели) Для прохождения курса из программы выбраны темы, изучаемые в курсе физики 8 класса , в объеме 17 часов. Планируемых практических работ – 9
Целью программы является формирование компетентной и инициативной личности, владеющей системой физических знаний и учений, навыков интеллектуальной деятельности, идейно- нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе образовательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Задачи:
формирование базовых компетенций по планированию, проведению и анализу физического эксперимента;
закрепление метапредметных знаний в области физики, математики, географии, информатики;
формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, навыков умственной деятельности;
развитие творческих способностей обучающихся: оригинальности мышления; умений найти нестандартное решение, отойти от шаблона, необычно выразить свои мысли и идеи, видеть необычное в привычном;
развитие личностных качеств, таких как: внимание, воля, дисциплина и самодисциплина, ответственность за результаты своего труда, способность к рефлексии.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, творческая деятельность детей под руководством педагога.
Формы контроля: творческий отчет, доклад, сообщение с использованием ИКТ
Виды организации учебного процесса: Самостоятельная работа, работа в группе, эссе.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные.
У обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи;
способность к эмоциональному восприятию экспериментальных задач, их решений, рас- суждений;
-умение контролировать процесс и результат практической деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческой, экспериментальной и других видах деятельности;
критичность мышления;
креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при выполнении опытных работ.
Метапредметиые.
а) Регулятивные.
Обучающиеся научатся: ^
формулировать задачу; .
выбирать ресурсы и действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
составлять план и последовательность действий;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения эксперимента, его объективную трудность и собственные возможности выполнения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении эксперимента;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено, и то, что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения.
б) Познавательные.
Обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приемы решения задач;
применять правила, пользоваться инструкциями;
осуществлять смысловое чтение;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для физических заданий;
понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать некоторые средства наглядности (рисунки, схемы и т. п.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения и делать выводы;
видеть физическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при осуществлении опытов и понимать необходимость их проверки;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
в) Коммуникативные.
Обучающиеся научатся:
организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников);
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
3. Предметные.
В результате обучающиеся научатся:
соблюдать правила техники безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента;
собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни.
Учебно-методические материалы:
1.Маковецкий П.В. Смотри в корень! Сборник любопытных задач и вопросов. Москва. Наука : Главная редакция физико- математической литературы. 1976г.
2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты . М. Детгиз 1959
3.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе . М. Просвещение 1972.
4. Физика. Программа внеурочной деятельности «Фейерверк опытов.)
4.Lesson Magis/ Уроки волшебства: опыты и фокусы. (http//www/Imagic/info/)
Содержание программы:
Раздел 1 «Физические величины»- 3 час
Физические явления: их признаки и способы описания. Физические величины: план описания физической величины. Измерение физических величин: прямое и опосредованное. Наблюдение и эксперимент.
Раздел 2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»- 7 час
Давление жидкостей и газов. Поверхностное натяжение. Закон Архимеда. Плавание тел.
Практические работы:
Давление воздуха.
Наблюдение конвекции воды и воздуха.
Плавание в пресной и соленой воде.
Корона царя Гиерона.
Как работает фонтан.
Поверхностное натяжение жидкости.
Раздел 3 «Оптические явления»- 5 час
Свет. Прямолинейное распространение света. Явления отражения, преломления и дисперсии света .
Практические работы:
Оптические иллюзии.
Отражение света.
Преломление света: призмы и линзы.
Итоговое занятие-1 час
Конкурс эссе.
Резервное время-1 час
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Разделы | Количество часов | Из них |
Теория | Практика |
1 | Физические величины | 3 | 3 | |
2 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 7 | 1 | 6 |
3 | Оптические явления | 5 | 2 | 3 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
Сроки изучения | №п/п уока | Тема урок | Из них: | Примечание |
Лабораторные , практические, творческие. | Контрольные |
| 1 | «Физические величины»- 3 час Физические явления: их признаки и способы описания. Физические величины: план описания физической величины. | | | |
| 2 | Измерение физических величин: прямое и опосредованное. | | | |
| 3 | Наблюдение и эксперимент. | | | |
| 4 | «Давление твердых тел, жидкостей и газов»- 7 час Давление жидкостей и газов. Поверхностное натяжение. Закон Архимеда. Плавание тел. | 6 | | |
| 5 | Практическая работа№1 « Давление воздуха.» | | | |
| 6 | Практическая работа№2«Наблюдение конвекции воды и воздуха» | | | |
| 7 | Практическая работа№3 «Плавание в пресной и соленой воде» | | | |
| 8 | Практическая работа№4 «Корона царя Гиерона.» | | | |
| 9 | Практическая работа№5 «Как работает фонтан.» | | | |
| 10 | Практическая работа№6 «Поверхностное натяжение жидкости.» | | | |
| 11 | «Оптические явления»- 5 час Свет. Прямолинейное распространение света. | 3 | | |
| 12 | Явления отражения, преломления и дисперсии света . | | | |
| 13 | Практическая работа№7 «Оптические иллюзии.» | | | |
| 14 | Практическая работа№8 «Отражение света.» | | | |
| 15 | Практическая работа№9 «Преломление света: призмы и линзы» | | | |
| 16 | Итоговое занятие-1 час Конкурс эссе. | | | |
| 17 | Резервное время – 1 час | | | |
Планируемые результаты.
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование |
1 | Физические величины | 3 | Участвуют в беседе, высказывают свое мнение. Демонстрируют уровень знаний о физических явлениях, описывают известные физические величины. Знакомство с ТБ при работе с физическими приборами. Систематизируют учебный материал. | Раздаточный материал |
2 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 7 | Составляют алгоритм решения. Выполняют практические работы. Решают задачи традиционные и с помощью ТРИЗ. Наблюдают за демонстрациями учителя. Анализируют демонстрационный эксперимент. Анализируют проблемную ситуацию. Объясняют наблюдаемые явления. Выдвигают и проверяют гипотезы. | Лабораторное оборудование. |
3 | Оптические явления | 5 | Наблюдают за демонстрациями учителя. Анализируют демонстрационный эксперимент. Анализируют проблемную ситуацию. Объясняют наблюдаемые явления. Планируют и проводят эксперимент, анализируют его результат. | Лабораторное оборудование. |
4 | Итоговое занятие | 1 | Обсуждают и оценивают работы эссе. | Компьютер, проектор |