СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение экспериментальных задач по физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезна учителям физики, работающим в 8 классе в общеобразовательном учреждении. 

Просмотр содержимого документа
«"Решение экспериментальных задач по физики"»


Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №96»



РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом директор МБОУ «СОШ № 96»

МБОУ «СОШ № 96» __________/________________

протокол от «__»__________2019 № приказ от «___»________2019№___






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«Решение экспериментальных задач»

среднего общего образования

для общеобразовательного 8 класса

2019 -2020 учебный год




Разработчик: Маслиенко Л.А.

Учитель физики





Барнаул

2019

Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса « Решение экспериментальных задач » для 8 класса разработана на основе :

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • авторской программы внеурочной деятельности по физике для общеобразовательных школ «Фейерверк опытов» (Автор- составитель А.В.Лукьянова )

  • Основной общеобразовательной программы (начального, основного, или среднего) общего образования МБОУ «СОШ №96»


Место курса в учебном плане:

Согласно учебного плана школы для изучения курса в 8 классе отводится в неделю – 0,5 час. Программа автором рассчитана на 35 часов (35 учебные недели) Для прохождения курса из программы выбраны темы, изучаемые в курсе физики 8 класса , в объеме 17 часов. Планируемых практических работ – 9


Целью программы является формирование компетентной и инициативной личности, владеющей системой физических знаний и учений, навыков интеллектуальной деятельности, идейно- нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе образовательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.


Задачи:

  • формирование базовых компетенций по планированию, проведению и анализу физического эксперимента;

  • закрепление метапредметных знаний в области физики, математики, географии, информатики;

  • формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, навыков умственной деятельности;

  • развитие творческих способностей обучающихся: оригинальности мышления; умений найти нестандартное решение, отойти от шаблона, необычно выразить свои мысли и идеи, видеть необычное в привычном;

  • развитие личностных качеств, таких как: внимание, воля, дисциплина и самодисциплина, ответственность за результаты своего труда, способность к рефлексии.


Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, творческая деятельность детей под руководством педагога.


Формы контроля: творческий отчет, доклад, сообщение с использованием ИКТ

Виды организации учебного процесса: Самостоятельная работа, работа в группе, эссе.


Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. Личностные.

У обучающихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи;

  • способность к эмоциональному восприятию экспериментальных задач, их решений, рас- суждений;

-умение контролировать процесс и результат практической деятельности.


У обучающихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в творче­ской, экспериментальной и других видах деятельности;

  • критичность мышления;

  • креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при выполнении опыт­ных работ.


  1. Метапредметиые.

а) Регулятивные.

Обучающиеся научатся: ^

  • формулировать задачу; .

  • выбирать ресурсы и действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали­зации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

  • составлять план и последовательность действий;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения эксперимента, его объек­тивную трудность и собственные возможности выполнения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении эксперимента;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу дей­ствия;

  • выделять и формулировать то, что усвоено, и то, что еще нужно усвоить; определять каче­ство и уровень усвоения.


б) Познавательные.

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приемы решения задач;

  • применять правила, пользоваться инструкциями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для физических заданий;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предло­женным алгоритмом;

  • понимать и использовать некоторые средства наглядности (рисунки, схемы и т. п.) для ил­люстрации, интерпретации, аргументации;

  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических задач.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения и делать выводы;

  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при осуществлении опытов и понимать необходимость их проверки;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения;

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).


в) Коммуникативные.

Обучающиеся научатся:

  • организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников);

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.


3. Предметные.

В результате обучающиеся научатся:

  • соблюдать правила техники безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабора­торным оборудованием;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без ис­пользования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного экспери­мента;

  • собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия приборов и технических устройств, условия их без­опасного использования в повседневной жизни.


Учебно-методические материалы:

1.Маковецкий П.В. Смотри в корень! Сборник любопытных задач и вопросов. Москва. Наука : Главная редакция физико- математической литературы. 1976г.

2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты . М. Детгиз 1959

3.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе . М. Просвещение 1972.

4. Физика. Программа внеурочной деятельности «Фейерверк опытов.)

4.Lesson Magis/ Уроки волшебства: опыты и фокусы. (http//www/Imagic/info/)

Содержание программы:


Раздел 1 «Физические величины»- 3 час

Физические явления: их признаки и способы описания. Физические величины: план описания физической величины. Измерение физических величин: прямое и опосредованное. Наблюдение и эксперимент.


Раздел 2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»- 7 час

Давление жидкостей и газов. Поверхностное натяжение. Закон Архимеда. Плавание тел.


Практические работы:

  1. Давление воздуха.

  2. Наблюдение конвекции воды и воздуха.

  3. Плавание в пресной и соленой воде.

  4. Корона царя Гиерона.

  5. Как работает фонтан.

  6. Поверхностное натяжение жидкости.


Раздел 3 «Оптические явления»- 5 час

Свет. Прямолинейное распространение света. Явления отражения, преломления и дисперсии света .


Практические работы:

  1. Оптические иллюзии.

  2. Отражение света.

  3. Преломление света: призмы и линзы.


Итоговое занятие-1 час

Конкурс эссе.


Резервное время-1 час



Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п


Разделы


Количество часов

Из них

Теория

Практика

1

Физические величины

3

3


2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

7

1

6

3

Оптические явления

5

2

3

4

Итоговое занятие

1

1


Календарно-тематическое планирование



Сроки изучения

№п/п уока


Тема урок

Из них:



Примечание

Лабораторные ,

практические, творческие.

Контрольные




1

«Физические величины»- 3 час

Физические явления: их признаки и способы описания. Физические величины: план описания физической величины.





2

Измерение физических величин: прямое и опосредованное.





3

Наблюдение и эксперимент.





4

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»- 7 час

Давление жидкостей и газов. Поверхностное натяжение. Закон Архимеда. Плавание тел.

6




5

Практическая работа№1 « Давление воздуха.»





6

Практическая работа№2«Наблюдение конвекции воды и воздуха»





7

Практическая работа№3 «Плавание в пресной и соленой воде»





8

Практическая работа№4 «Корона царя Гиерона.»





9

Практическая работа№5 «Как работает фонтан.»





10

Практическая работа№6 «Поверхностное натяжение жидкости.»





11

«Оптические явления»- 5 час

Свет. Прямолинейное распространение света.

3




12

Явления отражения, преломления и дисперсии света .





13

Практическая работа№7 «Оптические иллюзии.»





14

Практическая работа№8 «Отражение света.»





15

Практическая работа№9 «Преломление света: призмы и линзы»





16

Итоговое занятие-1 час

Конкурс эссе.





17

Резервное время – 1 час










Планируемые результаты.


п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование

1

Физические величины

3

Участвуют в беседе, высказывают свое мнение.

Демонстрируют уровень знаний о физических явлениях, описывают известные физические величины.

Знакомство с ТБ при работе с физическими приборами. Систематизируют учебный материал.

Раздаточный материал

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

7

Составляют алгоритм решения. Выполняют практические работы. Решают задачи традиционные и с помощью ТРИЗ.

Наблюдают за демонстрациями учителя.

Анализируют демонстрационный эксперимент.

Анализируют проблемную ситуацию.

Объясняют наблюдаемые явления.

Выдвигают и проверяют гипотезы.

Лабораторное оборудование.

3

Оптические явления

5

Наблюдают за демонстрациями учителя.

Анализируют демонстрационный эксперимент.

Анализируют проблемную ситуацию.

Объясняют наблюдаемые явления.

Планируют и проводят эксперимент, анализируют его результат.

Лабораторное оборудование.

4


Итоговое занятие


1


Обсуждают и оценивают работы эссе.


Компьютер, проектор






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!