«Решение геометрических задач при подготовке к ГВЭ».
Учитель математики:
Телепнева Е. В.
..
Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения.
Дьёрдь Пойа
(венгерский, швейцарский и
американский математик,
популяризатор науки)
Цель урока:
повторить знания по теории геометрии, продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ГВЭ.
1. Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники ………..….
равны
2. Угол, смежный с каким-нибудь углом данного треугольника, называется……………. углом треугольника.
Смежным
3. Сумма смежных углов равна ……………
180 градусов
4. Вертикальные углы …………………..…..
равны
5. В равнобедренном треугольнике углы………………равны.
при основании
6. Прямая, имеющая с окружностью только одну общую точку, называется…………к окружности.
касательной
7. Касательная к окружности перпендикулярна к ………….., проведенному в точку касания.
радиусу
8. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов …………. .
катетов
№ 1. Мальчик прошел от дома по направлению на запад 800 м. Затем повернул на север и прошел 600 м. На каком расстоянии (в метрах) от дома оказался мальчик?
№ 2. Девочка прошла от дома по направлению на запад 500 м. Затем повернула на север и прошла 300 м. После этого она прошла на восток еще 100 м. На каком расстоянии (в метрах) от дома оказалась девочка?
№ 3. Колесо имеет 10 спиц. Найдите величину угла (в градусах), который образуют две соседние спицы
360° : 10 = 36°
№ 4. Какой угол (в градусах) образуют минутная и часовая стрелки часов в 5 ч?
360⁰:12·5=150⁰
5. Диагонали прямоугольника KMNP пересекаются в точке С. Найдите угол MNC, если угол MCN равен 46°
№ 6. Через точку А окружности с центром О проведена касательная АВ. Найдите радиус окружности, если ОВ=8, угол АОВ равен 60°
Рассмотрим треугольник АОВ – он прямоугольный (радиус ОА – перпендикуляр к касательной АВ). В этом треугольнике по условию известны гипотенуза ОВ = 8, и угол АОВ = 60°. Второй острый угол равен: ∠ОВА = 90° - ∠ АОВ = 90° - 60° = 30°. Катет ОА, он же радиус окружности лежит напротив угла в 30°, значит, равен: ОА = 1/2 * ОВ = 4. Ответ: радиус окружности равен 4.
30°
№ 7. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 140°. Найдите угол между боковыми сторонами этого треугольника.
№ 8. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений всегда верны.
а) все углы ромба острые;
б) все высоты ромба равны;
в) диагонали ромба взаимно перпендикулярны;
г) радиус окружности, вписанной в ромб равен стороне этого ромба;
д) в ромбе с углом 60 градусов одна из его диагоналей равна стороне.
в)
д)
№ 9. Задача. Имеется лист фанеры прямоугольной формы, длина и ширина которого соответственно равны 10 дм и 5 дм. Из него, как показано на рисунке, вырезаны две одинаковые части в форме равнобедренных треугольников. Сколько кг краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если длина отрезка АВ = 6 дм, а на 1 〖 дм 〗 ^2 поверхности расходуется 0,012 кг краски?
Самостоятельная работа
Задание 1 группы.
В треугольнике АВС АС = ВС, АД - высота, ВАD = 14°. Найдите С. Ответ дайте в градусах.
Задание 2 группы.
Угол А параллелограмма ABCD в 4 раза больше D. Найдите С.
Задание 3 группы.
В прямоугольном треугольнике АВС с прямым углом С известны катеты: АС = 6; ВС=8. Найдите медиану этого треугольника, проведенную к гипотенузе АВ.
Задание 4 группы.
В равнобедренной трапеции угол при основании равен 45°, высота 5 см, меньшее основание 6 см. Найдите большее основание трапеции.
1 группа
180 - 90- 14 = 76
Угол В равен углу С
( как углы при основании).
Отсюда мы можем найти угол С:
180-76-76=180-152=28 Ответ 28
14
2 группа
х + 4х = 180;
5х = 180;
х = 36° - величина угла D.
Найдем угол А: 4 · 36 = 144°.
По свойству параллелограмма ∠А = ∠С = 144°.
Ответ: 144.
3 группа
4 группа
Лист контроля.
Ф.И.
№ 1
1.
№ 2
2.
3.
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10
отметка
Рефлексия урока
- Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (удовл., хорошо, отлично)