СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение конфликтных ситуаций в классном коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение конфликтных ситуаций в классном коллективе»

Крупко Ирина Сергеевна

Учитель английского языка

МБОУ «Ермаковская СОШ»


Решение конфликтных ситуации в классном коллективе как одно из направлений программы духовно-нравственного воспитания.


Говоря о духовно-нравственном воспитании, мы чаще всего имеем в виду воспитание гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Но формирование духовных ценностей ученика связано с взаимодействием со сверстниками, с толерантностью. Я бы хотела свою статью посвятить теме решению конфликтных ситуации в классном коллективе как одному из направлений программы духовно-нравственного воспитания школьников. Конфликты между детьми в пределах класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликты между учениками отрицательно влияют не только на самих конфликтующих, но и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, чаще подвержены стрессу, простая обида может привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

В своем небольшом опыте классного руководителя я столкнулась именно с этой проблемой. При возникновении конфликтной ситуацией, для эффективности ее решения, в первую очередь необходимо выяснить причины, спровоцировавшие ее. Что я и сделала. В 5 классе наш классный коллектив пополнили новые ученики, и это привело к разделению его на два. Чтобы избежать недовольства родителей, деление классного коллектива произошло на основе групп английского языка. По результатам проведенной психологом социометрии стало ясно, что в моем классе не осталось явных лидеров, они ушли в параллельный класс, зато остались отвергнутые. А как известно из обзора школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства. В ходе этого конфликта могут возникнуть противостояния трех – четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса.

Еще одна из причин развития конфликта – это изменение социальной среды пятиклассника, по-другому говоря, адаптация. В пятом классе ребенок знакомится с новой системой обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. У каждого ученика период адаптации протекает по-разному. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко становятся робкими или, наоборот, развязными и агрессивными. Наличие в классе агрессивных учеников может еще сильнее «подогреть» конфликтную ситуацию.

В ходе наблюдения за поведением класса я стала все чаще замечать конфликт «новенькой» ученицы и класса. Ситуацию усугубляла неграмотность родителей в отношении помощи ребенку. Дома ее окружали чрезмерной заботой и опекой, растили как тепличное растение. И их помощь привела к большому количеству пропусков. Родители считали, что тем самым помогают своему ребенку, ограждая ее от негатива, но, к сожалению, их вмешательство привело к еще большим разногласиям. В этом возрасте дети очень резко реагируют на нарушение общепринятых норм, пропуски и нередкое отсутствие подтверждения причин непосещения школы все больше и больше усиливали противостояние.

При решение конфликта важно правильно действовать. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в конфликтных ситуациях. Так как у меня маленький опыт классного руководителя я обратилась за помощью к социальному педагогу и опытным учителям. Совместно с соцпедагогом мы разработали серию классных часов на сплочение коллектива. Я решила отойти от привычного деления класса на сектора. Для меня было важно, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость и важность выполняемой им работы. Так в нашем классе появился премьер-министр и министерства. Вместе с классом мы провели выборы и распределили обязанности при помощи командной игры. Еще одним помощником в урегулировании ситуации стала тетрадка Дружбы, в которой мы записывали свои пожелания и предложения о своей жизни в классе. Были проведены родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями на тему адаптации пятиклассников и поведению родителей в конфликтных ситуациях. А 15 марта был проведен общешкольное родительское собрание, посвященное теме конфликтов в школе и путей их разрешения.

Во всей этой неприятной для меня и классного коллектива ситуации у меня был еще один помощник – классный руководитель параллельного класса. Как и у меня у него малый опыт классного руководителя, мы работали в тандеме, подставляли друг другу плечо. Совместные классные часы и мероприятия, игры постепенно «склеивали» наш коллектив.

Я надеюсь, мой небольшой опыт в решении конфликтов в классе станет полезен для других педагогов. Моя главная рекомендация в разрешении данной ситуации это не оставаться наедине с собою. Не бойтесь работать совместно с социальным педагогом, психологом и другими классными руководителями. Важно разобраться что стало причиной конфликта, а не просто устранить инцидент. Терпение и объективность должны быть главными вашими помощниками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!