СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение педагогического кейса по финансовой грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легенда педагогического кейса: проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности  для СОШ, находящейся в малом городе N по тематике «Деньги и операции с ними: иностранная валюта» для учащихся 9 класса, в котором учатся 22 ребёнка. Особенностями класса является то, что в нём есть дети с ОВЗ, дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны.

Просмотр содержимого документа
«Решение педагогического кейса по финансовой грамотности»


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»






Решение педагогического кейса по финансовой грамотности


Разработчики: слушатели ДПП ПК

«Содержание и методика преподавания финансовой грамотности различным категориям обучающихся»




Жиленкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР,

МБОУ «Гимназия №25» г. Курска

Балашова Наталья Ивановна, учитель математики,

МБОУ «Гимназия №25» г. Курска

Смирнова Светлана Юрьевна, учитель математики,

МБОУ «Гимназия №25» г. Курска

Набойченко Ирина Александровна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №44» г. Курска





Курск

2024



Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса


Легенда педагогического кейса: проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе N по тематике «Деньги и операции с ними: иностранная валюта» для учащихся 9 класса, в котором учатся 22 ребёнка. Особенностями класса является то, что в нём есть дети с ОВЗ, дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны.


Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям)

Характеристики

Возможности

Ограничения и риски

Решения/

рекомендации

1.Малый город N

-все друг друга знают, проще коммуникация



-нестабильный интернет

-недостаточное количество финансовых экспертов по узким финансовым вопросам

-небольшое количество финансовых организаций для экскурсий

-использование технических возможностей

2.Тематика «Деньги и операции с ними: иностранная валюта»

-наглядная демонстрация денежных знаков иностранных государств в онлайн-музее

-доступ к международным платежным системам ограничен для россиян

-обратить внимание обучающихся и родителей на виды мошеннических схем, профилактика мошенничества

3.Учащиеся 9 класса

-имеют карманные деньги;

-участвуют в управлении семейного бюджета

-склонны принимать рискованные и импульсивные решения при поиске заработка в интернете

-обратить внимание обучающихся и родителей на виды мошеннических схем, профилактика мошенничества

4.22 ученика

-групповая и индивидуальная работа;

-знают возможности друг друга

-слабая мотивация для работы в группах

-продумывать групповую работу, состав команд

5.Есть дети с ОВЗ

-организация наставнической деятельности среди учеников;

-индивидуальные образовательные маршруты

-отсутствие ТСО для детей с ОВЗ

-использовать интернет технологии, ресурсы

6. Дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны

-рассмотрение жизненных ситуаций понятных для всех учащихся

- могут возникнуть сложности с оценкой риска при операциях с валютой

-использовать практикоориентированные задания

Планируемые образовательные результаты


Знания


Установки

(что есть «грамотно» и как надо поступать)

Умения

Что такое валюта, валютный курс.

Правила обмена валют в России. Перевод валют из России. Вывоз из России и ввоз в Россию наличной иностранной валюты.

Знать, что курсы обмена валют могут изменяться во времени. Понимать, что существует разница между курсом покупки валюты и курсом продажи валюты. Понимать, что есть курс Банка России и курс в банках и обменных пунктах и эти курсы отличаются.

-быть готовым переводить цены, указанные в иностранной валюте в соответствующие суммы в иностранной валюты;

- проявлять уверенность при принятии решений о конвертации денег из одной валюты в другую

- различать российскую и иностранную валюту;

- рассчитывать количество приобретаемой валюты на определенную сумму в другой валюте и стоимость покупки;

-находить возможности для наиболее выгодного обмена валюты;

- оценивать валютный риск.




Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название цифрового образовательного ресурса (ЦОР), мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) и дидактические раздаточные материалы (при необходимости)


  1. Примерная программа учебного курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» (для 5-9 классов образовательных организаций).

Уровень образования: основное общее образование

Текущий статус: одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 года №3/22

Номер в реестре: 2-3-0:0-0-0-1.0

Учебный предмет: курсы

  1. Липсиц И.В. Финансовая грамотность. 8-9 классы: учебник для образоват. орг /И.В.Липсиц, О.А.Рязанова. – М.:ВАКО,2023. -352стр.

  2. Якласс «Что такое валютный рынок и как он устроен», «Операции на валютном рынке: риски и возможности»

  3. Анимированные презентации: «Что такое валюта», «Валютный рынок», «Обмен валют»

  4. Художественные фильмы: «Сказка о деньгах». Серия «Обмен валюты».

  5. Приложения: Банк России, Банки.ру, калькулятор доходности

  6. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»: деловая онлайн-игра «Семейный бюджет»

  7. Образовательные проекты «ПАКК»: Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалу по подготовке к ГИА


Методический инструментарий

(образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы)

Мотивационно-целевой компонент:

-видео-контент ( художественные фильмы «Сказка о деньгах». Серия «Обмен валюты», образовательные проекты «ПАКК»)

Операционно-действенный компонент:

-курсы валют на сайте ЦБ РФ

Рефлексивно-оценочный компонент:

-прием «Светофор» (обучающимся раздаются кружочки цветов светофора, и они демонстрируют:

- «зеленый кружок» - все понял, все хорошо;

- «желтый кружок» - так себе, надо подумать;

«красный кружок» - ничего не пригодится, не понял


Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания)

Финансовая и математическая грамотность

Финансовая и читательская грамотность

Финансовая и естественно-научная грамотность

Финансовая грамотность и глобальные компетенции

Финансовая грамотность и креативное мышление

Финансовая и цифровая грамотность

Интегративное задание:

В банке А цена покупки доллара составляет 61,5 руб.

В банке Б цена покупки доллара составляет 61,24 руб.

В банке В цена покупки доллара составляет 60,17 руб.

В каком банке семье Казаковых выгоднее обменять оставшиеся после поездки за рубеж 437 долларов?

(Ответ укажи на русской раскладке клавиатуры.)

Ответ: в банке  .

 

Какую сумму в рублях семья получит после обмена?

(Ответ округли до сотых.)


Что проверяет:

Знания: действия с десятичными дробями (математическая грамотность), знать что такое валюта, валютный курс, правила обмена валюты в России (финансовая грамотность)


Умения: работа с числами (математическая грамотность), понимание и анализ текста (читательская грамотность), цифровые медиа-ресурсы (Якласс, цифровая грамотность), изучение достопримечательностей разных стран по изображениям на денежных купюрах (глобальная компетенция), анализ ситуации и прогнозирование будущих событий (естественно-научная грамотность)


Установки: быть готовым переводить цены указанные в иностранной валюте в соответствующие суммы в национальной валюте.


Ответ: банк В; 53856,48 руб.





План проведения образовательных активностей

Форма проведения активности: Урочная деятельность /Внеурочная деятельность / Программа воспитания

Этап 0. Подготовительный


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)


Необходимо подготовить раздаточные материалы, ведущих, аудиторию для проведения кейса

Этап 1. Мотивационно-целевой (10 минут)


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

1.1

Формулирует тему занятия

Слушают учителя


1.2.

Просмотр анимированной презентации: «Что такое валюта», «Валютный рынок», «Обмен валют»

Смотрят презентации

Формирование положительного отношения, живого интереса к занятию. Учащиеся включаются в диалог учителя. Учащиеся узнали, что есть риски при обмене валют: мошенничество, изменение обменного курса, котировок.

1.3.

Формулируют проблемную ситуацию «Как обменять валюту без рисков»

Участвуют в дискуссии

Учащиеся учатся анализировать информацию, представленную в разных формах

Этап 2. Операционно-действенный(75 минут)


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

2.1

Делит класс на 4 группы. Объясняет правила работы с кейсом. Раздает каждой группе кейс. Формулирует учебную задачу: «Спланировать бюджет семейного путешествия в указанную страну». Проверяет составленный бюджет поездки.

Рассаживаются по группам. Решают предложенный кейс (условия проживания, поездки, достопримечательности. В кейсах предложена не вся информация. Дополнительную информацию обучающиеся могут найти в Интернете, например, курс обмена валют разных стран)

Учащиеся учатся планировать бюджет поездки, верно реагировать на различные стрессовые ситуации и корректировать бюджет.


Узнают, как выгодно обменивать валюты.

2.2.

Отслеживает ход занятия, поддерживает дисциплину.

Решают кейс, ищут дополнительную информацию, выполняют логические, математические задания.

Понимают, какие риски при обмене валют и заграничных путешествиях могут возникнуть и как их избежать.

Участники работают в микрогруппах, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в команде.

Этап 3. Рефлексивно-оценочный (5 минут)


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

3.1

Предлагает учащимся представить результат решения своего кейса.

На доске через документ-камеру обучающиеся демонстрируют расчеты своей поездки


Учащиеся осознают, что могут оказать помощь родителям и знакомым в планировании бюджета путешествий, и обмене валюты.

3.2.

Предлагает учащимся оценить полученный опыт путем применения приема «Представим, что...»


Педагог в конце урока говорит обучающимся что-то вроде: «Представим, что вы выиграли и получили сегодня 350 т.руб. Каким бы было ваше путешествие завтра?». Дети озвучивают свои версии ответов, аргументируя понятиями рассмотренными на занятии.