Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Содержание и методика преподавания финансовой грамотности различным категориям обучающихся»
МБОУ «Гимназия №25» г. Курска
МБОУ «Гимназия №25» г. Курска
МБОУ «Гимназия №25» г. Курска
МБОУ «Гимназия №44» г. Курска
Легенда педагогического кейса: проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе N по тематике «Деньги и операции с ними: иностранная валюта» для учащихся 9 класса, в котором учатся 22 ребёнка. Особенностями класса является то, что в нём есть дети с ОВЗ, дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны. |
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски | Решения/ рекомендации |
1.Малый город N | -все друг друга знают, проще коммуникация | -нестабильный интернет -недостаточное количество финансовых экспертов по узким финансовым вопросам -небольшое количество финансовых организаций для экскурсий | -использование технических возможностей |
2.Тематика «Деньги и операции с ними: иностранная валюта» | -наглядная демонстрация денежных знаков иностранных государств в онлайн-музее | -доступ к международным платежным системам ограничен для россиян | -обратить внимание обучающихся и родителей на виды мошеннических схем, профилактика мошенничества |
3.Учащиеся 9 класса | -имеют карманные деньги; -участвуют в управлении семейного бюджета | -склонны принимать рискованные и импульсивные решения при поиске заработка в интернете | -обратить внимание обучающихся и родителей на виды мошеннических схем, профилактика мошенничества |
4.22 ученика | -групповая и индивидуальная работа; -знают возможности друг друга | -слабая мотивация для работы в группах | -продумывать групповую работу, состав команд |
5.Есть дети с ОВЗ | -организация наставнической деятельности среди учеников; -индивидуальные образовательные маршруты | -отсутствие ТСО для детей с ОВЗ | -использовать интернет технологии, ресурсы |
6. Дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны | -рассмотрение жизненных ситуаций понятных для всех учащихся | - могут возникнуть сложности с оценкой риска при операциях с валютой | -использовать практикоориентированные задания |
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки (что есть «грамотно» и как надо поступать) | Умения |
Что такое валюта, валютный курс. Правила обмена валют в России. Перевод валют из России. Вывоз из России и ввоз в Россию наличной иностранной валюты. Знать, что курсы обмена валют могут изменяться во времени. Понимать, что существует разница между курсом покупки валюты и курсом продажи валюты. Понимать, что есть курс Банка России и курс в банках и обменных пунктах и эти курсы отличаются. | -быть готовым переводить цены, указанные в иностранной валюте в соответствующие суммы в иностранной валюты; - проявлять уверенность при принятии решений о конвертации денег из одной валюты в другую | - различать российскую и иностранную валюту; - рассчитывать количество приобретаемой валюты на определенную сумму в другой валюте и стоимость покупки; -находить возможности для наиболее выгодного обмена валюты; - оценивать валютный риск. |
| | |
Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название цифрового образовательного ресурса (ЦОР), мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы) и дидактические раздаточные материалы (при необходимости) | Примерная программа учебного курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» (для 5-9 классов образовательных организаций). Уровень образования: основное общее образование Текущий статус: одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 года №3/22 Номер в реестре: 2-3-0:0-0-0-1.0 Учебный предмет: курсы Липсиц И.В. Финансовая грамотность. 8-9 классы: учебник для образоват. орг /И.В.Липсиц, О.А.Рязанова. – М.:ВАКО,2023. -352стр. Якласс «Что такое валютный рынок и как он устроен», «Операции на валютном рынке: риски и возможности» Анимированные презентации: «Что такое валюта», «Валютный рынок», «Обмен валют» Художественные фильмы: «Сказка о деньгах». Серия «Обмен валюты». Приложения: Банк России, Банки.ру, калькулятор доходности Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»: деловая онлайн-игра «Семейный бюджет» Образовательные проекты «ПАКК»: Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалу по подготовке к ГИА |
Методический инструментарий (образовательные технологии; методы обучения; педагогические приемы) | Мотивационно-целевой компонент: -видео-контент ( художественные фильмы «Сказка о деньгах». Серия «Обмен валюты», образовательные проекты «ПАКК») Операционно-действенный компонент: -курсы валют на сайте ЦБ РФ Рефлексивно-оценочный компонент: -прием «Светофор» (обучающимся раздаются кружочки цветов светофора, и они демонстрируют: - «зеленый кружок» - все понял, все хорошо; - «желтый кружок» - так себе, надо подумать; «красный кружок» - ничего не пригодится, не понял |
Интеграция с другими видами функциональной грамотности (интегративные задания) | Финансовая и математическая грамотность Финансовая и читательская грамотность Финансовая и естественно-научная грамотность Финансовая грамотность и глобальные компетенции Финансовая грамотность и креативное мышление Финансовая и цифровая грамотность |
Интегративное задание: В банке А цена покупки доллара составляет 61,5 руб. В банке Б цена покупки доллара составляет 61,24 руб. В банке В цена покупки доллара составляет 60,17 руб. В каком банке семье Казаковых выгоднее обменять оставшиеся после поездки за рубеж 437 долларов? (Ответ укажи на русской раскладке клавиатуры.) Ответ: в банке . Какую сумму в рублях семья получит после обмена? (Ответ округли до сотых.) |
Что проверяет: Знания: действия с десятичными дробями (математическая грамотность), знать что такое валюта, валютный курс, правила обмена валюты в России (финансовая грамотность) Умения: работа с числами (математическая грамотность), понимание и анализ текста (читательская грамотность), цифровые медиа-ресурсы (Якласс, цифровая грамотность), изучение достопримечательностей разных стран по изображениям на денежных купюрах (глобальная компетенция), анализ ситуации и прогнозирование будущих событий (естественно-научная грамотность) Установки: быть готовым переводить цены указанные в иностранной валюте в соответствующие суммы в национальной валюте. |
Ответ: банк В; 53856,48 руб. |
|
Форма проведения активности: Урочная деятельность /Внеурочная деятельность / Программа воспитания |
Этап 0. Подготовительный |
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
| Необходимо подготовить раздаточные материалы, ведущих, аудиторию для проведения кейса |
Этап 1. Мотивационно-целевой (10 минут) |
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
1.1 | Формулирует тему занятия | Слушают учителя | |
1.2. | Просмотр анимированной презентации: «Что такое валюта», «Валютный рынок», «Обмен валют» | Смотрят презентации | Формирование положительного отношения, живого интереса к занятию. Учащиеся включаются в диалог учителя. Учащиеся узнали, что есть риски при обмене валют: мошенничество, изменение обменного курса, котировок. |
1.3. | Формулируют проблемную ситуацию «Как обменять валюту без рисков» | Участвуют в дискуссии | Учащиеся учатся анализировать информацию, представленную в разных формах |
Этап 2. Операционно-действенный(75 минут) |
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
2.1 | Делит класс на 4 группы. Объясняет правила работы с кейсом. Раздает каждой группе кейс. Формулирует учебную задачу: «Спланировать бюджет семейного путешествия в указанную страну». Проверяет составленный бюджет поездки. | Рассаживаются по группам. Решают предложенный кейс (условия проживания, поездки, достопримечательности. В кейсах предложена не вся информация. Дополнительную информацию обучающиеся могут найти в Интернете, например, курс обмена валют разных стран) | Учащиеся учатся планировать бюджет поездки, верно реагировать на различные стрессовые ситуации и корректировать бюджет. Узнают, как выгодно обменивать валюты. |
2.2. | Отслеживает ход занятия, поддерживает дисциплину. | Решают кейс, ищут дополнительную информацию, выполняют логические, математические задания. | Понимают, какие риски при обмене валют и заграничных путешествиях могут возникнуть и как их избежать. Участники работают в микрогруппах, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в команде. |
Этап 3. Рефлексивно-оценочный (5 минут) |
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
3.1 | Предлагает учащимся представить результат решения своего кейса. | На доске через документ-камеру обучающиеся демонстрируют расчеты своей поездки | Учащиеся осознают, что могут оказать помощь родителям и знакомым в планировании бюджета путешествий, и обмене валюты. |
3.2. | Предлагает учащимся оценить полученный опыт путем применения приема «Представим, что...» | Педагог в конце урока говорит обучающимся что-то вроде: «Представим, что вы выиграли и получили сегодня 350 т.руб. Каким бы было ваше путешествие завтра?». Дети озвучивают свои версии ответов, аргументируя понятиями рассмотренными на занятии. | |