Предмет: Алгебра
Класс: 9
Учитель: Коровкина Надежда Михайловна
Дата урока : 9.04.20
Тема урока: «Решение прикладных задач с помощью системы уравнений с двумя переменными.»
Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Цель урока: научиться решать задачи с процентами на сплавы и смеси с помощью составления системы уравнений, а также научиться составлять к задаче математическую модель.
Ход урока.
Сегодня мы будем учиться составлять математические модели к задачам на смеси и сплавы.
Рассмотрим 2 способа составления математической модели:
описательный и с помощью таблицы.
Работа с учебником. Решаем задачи №540, 546
Рассмотрим решение и оформление задачи № 540
1 способ (описательный). Давайте разберемся.
? О чем идет речь в задаче? (ответы учащихся)
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учащихся |
Какой жизненный процесс описан в задаче? | Это задача на «смеси» |
Какими основными величинами характеризуется этот процесс? | Масса и процентная концентрация |
Какие ситуации описаны в задаче? | 30% раствор солякой кислоты 10%раствор соляной кислоты 800г нового раствора с 15% содержанием соляной кислоты (получен при смешивании 1 и 2 растворов) |
Что известно о массах растворов? | Ничего. Принимаем за неизвестное, т.е за х и у. |
Вспомните , пожалуйста, из химии или из математики , как найти массу вещества в растворе? ( mр* %, т.е сначала мы проценты переводим в дробь и умножаем массу раствора на эту дробь)
30% = 0,3 10% = 0,1 15%=0,15
Составим математическую модель задачи
1 способ (описательный)
2 способ ( с помощью таблицы)
Задача № | | |
Целое | Название | Первый раствор | Второй раствор | Новый раствор |
Количество | х | у | Х + у =800 |
| | | | |
Часть | Название | Кислота | Кислота | Кислота |
% | 30% | 10% | 15% |
Количество | 0,3х г | 0,1у г | 0,15*800 г |
Напиши систему уравнений: х + у = 800 0,3 х + 0,1у = 0,15*800 |
| | | | | | | |
Решаем систему | | | | | | |
| | | | | | | |
Напиши ответ: |
Проводим анализ полученных результатов и записываем ответ.
Рассмотрим решение задачи №546 из учебника.
? Читаем задачу. О чем идет речь в задаче? …
В чем отличие от предыдущей задачи?
В отличии от предыдущей задачи здесь в сплаве содержатся 2 вещества- медь и цинк. Причем известно, что одного вещества больше, чем другого.
? Вспомните, пожалуйста, как найти процентное содержание вещества в сплаве? (Массу вещества поделить на общую массу раствора или сплава и умножить на 100%).
Составим математическую модель 1 способом (описательным) .
2 способ (в виде таблицы)
Задача № 546 |
Название | Первый сплав | Второй сплав |
Количество | х + х + 12 | х + х +12 + 6 |
| | |
Название | Цинк | медь | Цинк | Медь |
Количество | Х кг | (х + 12) кг | Х кг | (х + 12 +6) кг |
% | | | | |
|
Запиши уравнение | |
Проводим анализ полученных результатов и записываем ответ.
? Для чего нам нужно такое подробное описание задачи?
Объясняю: при подготовке к ОГЭ вы уже видели и знаете, что в №22 предлагается для решения именно задача прикладного характера, причем необходимо не просто ее решить в виде какого-то действия, а нужно привести полное подробное решение данной задачи. Только в этом случае она будет оценена в 2 балла. Вот для этого мы и учимся составлять математические модели задач.
Обучающая самостоятельная работа.
В качестве закрепления материала я предлагаю вам самим решить задачи №541, 547 (желательно разными способами)
Результат вашего решения прошу выслать мне на электронную почту в срок до 13.04.20
Если возникнут затруднения пишите! Желаю удачи!
Список литературы:
А.Г. Мерзляк , В.Б.Полонский и др .Учебник алгебры 9 класс п. 15
Презентация к уроку.