Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента
Цель: научиться определять свободные и экономические блага; изучить понятия – альтернативная стоимость экономических благ, кривая производственных возможностей; изучить и научиться применять на практикезакон возрастающих альтернативных затрат.
Результат обучения: вычисление альтернативной стоимости и недополученной выгоду в условных ситуациях, полной цены ресурсов, используя альтернативную стоимость; примение альтернативной стоимости при принятии решений в условных примерах и простых жизненных ситуациях; вычисление вмененных затрат; построение, анализ и примение кривой производственных возможностей в решении задач; примение закона возрастающих альтернативных затрат в решении задач.
Теоретический материал
I. Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия - от рабочего до директора.
Управление предприятием осуществляется посредством того, что руководители всех уровней в своей деятельности придерживаются некоторых общих положений и правил, которые определяют исходные требования к системе, структуре, организации процесса управления. Эти правила в управленческой литературе обобщены до уровня универсальности (то есть общеприменимости), что составляет суть принципа управления.
Принципы менеджмента представляют основополагающую идею, закономерность или правило поведения руководителя при осуществлении управленческих функций (планирования, организации, мотивации, контроля).
Принципы управления универсальны, то есть, применимы для воздействия на любую организацию (промышленное предприятие, учреждение образования, государственный комитет и пр.), на любой социум (коллектив, общество, семья, группа). Совокупность принципов управления – это своеобразный фундамент искусства управления, основа знаний руководителя.
Принципы управления определяют закономерности формирования и функционирования управляемой системы: ее внутренние переменные, комбинацию методов воздействия на коллектив, формируют организационную культуру, формы власти и влияния руководителя и пр. Искусство управления не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Оно основывается на богатом теоретическом наследии, накопленном в процессе развития человеческой цивилизации и науки менеджмента.
Существует множество подходов к систематизации основных принципов менеджмента. Например, свои системы принципов менеджмента предложили Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон и др. классики менеджмента.
К основным принципам менеджмента можно отнести:
1. Принцип обеспечения целевой ориентации в деятельности – то есть все управленческие воздействия должны ориентироваться на достижение целей организации.
2. Корректировка методов воздействия во времени, в зависимости от ситуации, уровня развития объекта управления, постоянное обогащение и гармонизацию средств и методов управления.
3. Нравственность и этика в управлении.
4. Принцип научной обоснованности и оптимизации управления – в процессе развития управляемой системы, как правило, нарастает ее сложность. Оптимизация управления помогает снизить сложность управляемой системы, повысить ее эффективность.
5. Принцип правовой защищенности управленческого решения – требует от руководителей знания действующего законодательства, международных правовых норм и принятия решений, соответствующих и не противоречащих действующим правовым актам.
6. Принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении – предполагает, что руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки (централизация) и делегировать часть своих полномочий заместителям, специалистам и т.д. (децентрализация), при этом не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем.
7. Принцип соответствия – означает необходимость определения и поддержания соответствия между полномочиями работника и его ответственностью; между спецификацией рабочего места и квалификацией работника, его занимающего; между объемом выполненных работ и вознаграждением; между правами работника и его обязанностями и пр.
8. Принцип «обучение через всю жизнь».
9. Принцип эффективности. Принцип эффективности требует от руководителей постоянного контроля за уровнем затрат в организации, соизмерения достигнутого или ожидаемого эффекта принимаемого решения с уровнем затрат на его осуществление.
Метод менеджмента – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Одна и та же функция менеджмента или реализация принципа менеджмента может предполагать использование различных методов управления.
Для методов менеджмента характерны следующие признаки:
1. Их применение связано ориентирами деятельности организации и образует единую систему;
2. Их использование определяется не столько организационно-правовым статусом, сколько спецификой решаемых задач, особенностями ее внутренней и внешней среды, характеристиками субъектов и объектов управления.
По механизму воздействия выделяют прямые и косвенные методы управления. Использование методов прямого воздействия предлагает непосредственный результат воздействия. Косвенные методы создают условия для достижения результатов.
Правомерно выделение формальных и неформальных методов управления, что отражает характерные черты стиля руководства и лидерства.
По совокупности используемых инструментов воздействия выделяют организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.
Объективной основой использования организационно-административных методов менеджмента выступают организационные (формальные) отношения. К формальным взаимоотношениям в менеджменте относят отношения между людьми, возникающие по воле руководства. Они противопоставляются неформальным взаимоотношениям – возникающим между людьми спонтанно, по их собственному желанию. Инструментами реализации организационно-административных методов в менеджменте являются регламент, норматив, инструкция, приказ, распоряжение, устав, организационное требование и пр. Руководитель в этом случае выступает как администратор – его главной задачей является построение эффективных формальных взаимоотношений в организации. Он непосредственно воздействует на своих подчиненных через приказы, распоряжения, инструкции, административные средства поддержания дисциплины и опирается на правовые акты и хозяйственное законодательство. Организационно-административные методы отличаются четкостью директив и предписаний руководителя, обязательностью их выполнения, адресностью обращения к исполнителю. Организационно-административные методы управления основаны на взаимоотношении «власть – подчинение». Причем это взаимоотношение может быть трех видов: вынужденное подчинение (внешне навязанное), пассивное (традиционное) и осознанное подчинение (внутренне обоснованное). Руководителю следует стремиться к установлению осознанного подчинения.
Экономические методы менеджмента основаны на воздействии на экономические интересы сотрудников и через них. Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых создаются экономические условия, заинтересовывающие исполнителей действовать на достижение целей организации. В отличие от организационно-административных методов управления, основанных на непосредственном и прямом обращении к исполнителю, экономические методы в большей степени ориентированы на создание обстановки, среды, которая побуждает исполнителя действовать нужным для организации образом, поскольку это совпадает с его личными экономическими интересами и приведет к удовлетворению личных материальных потребностей. Соответственно, наказание в рамках этих методов связано с неудовлетворением личных потребностей. Инструментами их применения являются заработная плата, система премирования и депремирования работников, различные экономические санкции, штрафы, пени, неустойки, налоги, цены, дотации, субсидии, кредиты, страхование и пр. Они эффективны в условиях экономической самостоятельности объекта управления. Экономические методы управления могут применяться к отдельному исполнителю, к подразделениям предприятия и всему предприятию в целом.
Социально-психологические методы управления основаны на воздействии на межличностные, неформальные взаимоотношения в коллективе. Это совокупность приемов и способов воздействия на межличностные взаимоотношения и связи в организации, на протекающие в них социальные процессы. Их инструментами являются социальные установки, психологическая атмосфера в коллективе, традиции, нормы, моральные стимулы, стиль общения, социально-бытовая инфраструктура организации, неформальные взаимоотношения, стиль лидерства и авторитет руководителя. Социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, и на 85% - от умения работать с людьми. Эффективность руководителя во многом зависит от его психологической грамотности, знания психологии управления и этики делового общения, умения выслушать и убедить человека, поддержать его, привлечь к управлению организацией путем совместного обсуждения проблем и принятия решений. Значимость социально-психологических методов управления в современной организации постоянно возрастает.
Вместе с тем, для эффективного менеджмента важно умение использовать все методы управления, сочетать и комбинировать их в зависимости от управленческой ситуации.
Практические задания
Задание № 1
Текст задания: выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных
1. Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:
1) организация
2) действие
3) координация
4) мотиваций
2. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
1) планирование
2) организация
3) мотивация
4) контроль
5) руководство
3. Процессуальные теории мотивации основываются на том, как:
1) как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания
2) как ведут себя менеджеры с учетом их восприятия и познания
3) как ведут себя подчиненные с учетом их самооценки и познания
4. В чём основное отличие предварительного, текущего, заключительного контроля?
1) в объеме
2) во времени проведения
3) в методах
5. Планирование, организация, мотивация и контроль – это….
1) функции менеджмента
2) задачи менеджмента
3) аспекты менеджмента
6. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?
1) планирование
2) организация
3) контроль
4) мотивация
5) все ответы верны
7. В соответствии с концепцией Мескона основные (общие) функции управления реализуются в следующем порядке:
1) Планирование, организация, мотивация, контроль;
2) Организация, планирование, контроль, мотивация;
3) Планирование, организация, контроль, мотивация;
4) Мотивация, контроль, планирование, организация;
5) Стратегия, планирование, организация, контроль.
8.Целью планирования деятельности организации является?
1) обоснование затрат
2) обоснование сроков
3) определение целей, сил и средств
4) обоснование численности работников
9. Система контроля в организации обычно состоит из:
1) предварительного, текущего, заключительного
2) текущего и заключительного
3) предварительного и заключительного
4) только из текущего
10. Какие функции обеспечивают взаимосвязи и взаимодействие между элементами системы управления организацией?
1) планирование
2) организация
3) мотивация
4) коммуникационные
Вариант 2
1. Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:
1) мотиваций
2) действие
3) координация
4) организация
2. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
1) планирование
2) организация
3) контроль
4) мотивация
5) руководство
3. Процессуальные теории мотивации основываются на том, как:
1) как ведут себя менеджеры с учетом их восприятия и познания
2) как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания
3) как ведут себя подчиненные с учетом их самооценки и познания
4. В чём основное отличие предварительного, текущего, заключительного контроля?
1) в методах
2) во времени проведения
3) в объеме
5. Планирование, организация, мотивация и контроль – это….
1) задачи менеджмента
2) функции менеджмента
3) аспекты менеджмента
6. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?
1) планирование
2) организация
3) контроль
4) мотивация
5) все ответы верны
7. В соответствии с концепцией Мескона основные (общие) функции управления реализуются в следующем порядке:
1) Планирование, организация, контроль, мотивация;
2) Организация, планирование, контроль, мотивация;
3) Планирование, организация, мотивация, контроль;
4) Мотивация, контроль, планирование, организация;
5) Стратегия, планирование, организация, контроль.
8.Целью планирования деятельности организации является?
1) обоснование затрат
2) определение целей, сил и средств
3) обоснование сроков
4) обоснование численности работников
9. Система контроля в организации обычно состоит из:
1) только из текущего
2) текущего и заключительного
3) предварительного и заключительного
4) предварительного, текущего, заключительного
10. Какие функции обеспечивают взаимосвязи и взаимодействие между элементами системы управления организацией?
1) планирование
2) организация
3) коммуникационные
4) мотивация
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 5 | 1 | 3 | 1 | 1,2,4 |
1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 5 | 3 | 2 | 4 | 1,2,3 |
Задание № 2
Текст задания:
Когда-то некий господин Петр Иванович Омлетов управлял рестораном. Это был большой ресторан на главной торговой улице большого города, например Москвы. Ресторан был подразделением сети ресторанов, охватывающей всю Россию. П. И. Омлетов не был владельцем ресторана, просто владельцы поставили его во главе штата сотрудников и присвоили ему звание «менеджер», что символизировало его ответственность за работу ресторана.
Поначалу П. И. Омлетов думал, что его работа заключалась в том, чтобы продавать продукцию ресторана, но вскоре понял, что продажа блюд была просто средством для достижения цели, а целью являлось извлечение прибыли. Он говорил, что его работа точно такая же, как у ведущих менеджеров крупнейших фирм, единственное различие состояло в масштабах бизнеса и количестве помощников в распоряжении менеджера.
В распоряжении у П. И. Омлетова были только официанты и помощник менеджера, в то время как ведущий менеджер крупной фирмы имел возможность нанять разных работников для выполнения задач, которыми непосредственно занимался П. И. Омлетов. Он отзывался о себе как об очень занятом человеке, который обеспечивал прибыльность ресторана, да еще так, что она росла с каждым годом. Однажды его друг Александр Сергеевич Бизнесов сказал ему: «Ну, хорошо, вот ты говоришь, что твоя работа — обеспечивать получение прибыли, но это ничего не говорит мне о том, что же ты в действительности делаешь весь день в ресторане. Как же ты добиваешься того, чтобы ресторан приносил деньги?».
П. И. Омлетов охарактеризовал свою работу так: «Каждый день я слежу за тем, чтобы ресторан вовремя открывался, содержался в полном порядке и чистоте, имел опрятный вид, чтобы в него хотелось зайти и было приятно находиться. Я также должен обеспечить, чтобы весь штат сотрудников выглядел опрятно и имел хорошее настроение. Я отвечаю на телефонные звонки и улаживаю вопросы, связанные с жалобами посетителей. Я обязан согласовывать время отпусков и обедов и составлять соответствующие графики, с тем чтобы посетителей в ресторане обслуживала полноценная смена официантов. Каждый день я везу выручку в банк и проверяю сумму по общим цифрам в сводных отчетах. Мой помощник заполняет все приходящие из главного офиса бланки под моим руководством. Еженедельно я проверяю оформление витрин и слежу за тем, чтобы все ремонтные и профилактические работы проводили быстро и надлежащим образом. Если я хочу осуществить большие перестройки и переделки в ресторане, я должен получить согласие на это со стороны главного офиса, а для этого я должен хорошо аргументировать свою точку зрения, что требует подготовки. То же касается и приема на работу дополнительных сотрудников или даже увольнения кого бы то ни было. Я также обязан принимать решения о том, какие продукты заказывать на общем складе и какое меню следует разрабатывать. Наконец, я должен просматривать все приходящие бумаги, ведь многие из них поступают из главного офиса с указаниями, что мне делать, а чего не делать. Некоторые из этих документов действительно важны, как, например, еженедельный бухгалтерский отчет, показывающий объем нашего оборота и нашей прибыли. Этот документ показывает мне, как у нас идут дела, и ориентирует всех нас».
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Что входит в обязанности П.И.Омлетова и позволяет назвать его менеджером?
2. Далее перечислены задачи, которые решает П. И. Омлетов:
открывать ресторан вовремя;
следить за тем, чтобы ресторан был чистым и привлекательным;
следить за тем, чтобы персонал хорошо выглядел;
поддерживать высокий моральный дух в коллективе;
отвечать на телефонные звонки;
разбираться с жалобами покупателей;
определять рабочее время сотрудников;
проверять соответствие сданной выручки кассовым отчетам;
сдавать деньги в банк;
руководить помощником менеджера;
держать под контролем оформление витрин;
осуществлять надзор над ремонтными и профилактическими работами;
вырабатывать идеи по усовершенствованию;
принимать решения о приеме на работу и увольнении сотрудников;
делать заказы на пополнение запасов;
принимать решения о количестве продуктов и разработке меню;
читать корреспонденцию;
отвечать на корреспонденцию и выполнять содержащиеся в ней указания;
изучать еженедельный отчет о прибылях;
предпринимать что-нибудь, если отчет о прибылях показывает неблагоприятное состояние дел.
Отметьте среди перечисленных те виды работы, которые, на ваш взгляд, являются элементами менеджмента. В качестве ориентира скажем, что работа, которую может выполнить любой, не является работой менеджера.
Ключ:
если отметить все эти задачи, как относящиеся к менеджерской работе, то это будет правильно только в том смысле, что П. И.Омлетов несет ответственность за то, чтобы все эти задачи были выполнены;
однако многие из этих задач могли бы выполнять любые другие сотрудники ресторана, П.И.Омлетову нужно было только возложить на них соответствующие обязанности (т.е. делегировать эти обязанности);
с другой стороны, в этом списке есть работы, которые мог выполнять только он. Это внешний вид сотрудников и их моральное состояние, финансовые обязанности, руководить своим помощником, вырабатывать идеи по усовершенствованию, принимать на работу и увольнять, принимать решения о заказах и меры для повышения прибылей;
некоторые виды работы попадают в категорию «не хочется делать, но нужно» — отвечать на телефонные звонки, работать с корреспонденцией, изучать еженедельный отчет о прибылях;
другие входят в категорию «не обязан делать, но нравится» — рассматривать жалобы покупателей и держать под контролем оформление витрины;
остальные задачи мог бы выполнять любой сотрудник, потому что для этого не требуется принятия решения.
Например, для открытия ресторана вовремя менеджер, несущий ответственность за это, может назначить исполнителя, так как от него не требуется принятия решения. С другой стороны, задача заказа продуктов со склада и разработка меню требует принятия решения, которое серьезно влияет на прибыльность бизнеса. Это — сфера ответственности самого менеджера. Аналогично кадровые вопросы менеджер должен решать сам: П.И.Омлетову платили заработную плату за то, чтобы персонал работал эффективно и с энтузиазмом.
Если в магазине работают угрюмые и неприветливые сотрудники, то ответственность за это несет менеджер.
Многие люди фактически являются менеджерами, хотя их должности называют по-другому: «должностное лицо», «ответственный работник», «администратор», «директор», «официальный представитель».
Являются ли менеджерами индивидуальный торговец, премьер-министр, армейский полковник, архимандрит, старший таможенник?
9