СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение сложных заданий ЕГЭ по экологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение сложных заданий ЕГЭ по экологии»

Решение сложных заданий ЕГЭ по экологии

  1. Почему массовое уничтожение воробьев в Китае в 1958 году закончилась гибелью от 10 до 30 млн человек? Ответ поясните.


1) Уничтожение и снижение численности воробьев привело к массовому размножению вредителей сельскохозяйственных растений (гусениц, саранчи)
2) В результате роста численности вредителей сельскохозяйственных растений снизился урожай, наступил массовый голод

  1. Почему в естественной природе у популяций животных, долгое время проживающих на одном месте не возникает проблемы накопления отходов, в отличие от человека?



  1. Животные участвуют в сбалансированном круговороте веществ;

  2. Отходы животных состоят из биоразлагаемых органических веществ, расщепляемых редуцентами;

  3. Человек, в отличие от животных, производит большое количество не биоразлагаемых материалов, которые не перерабатываются редуцентами.

  1. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?



1) Уничтожение хищников приведет сначала к увеличению численности растительноядных рыб.

2) Из-за этого между ними усиливается конкуренция.

3) Быстро распространяются заболевания, что приводит к сокращению их численности.

  1. Как и почему разрушение озона в тропосфере влияет на парниковый эффект?


1) Парниковый эффект снижается вследствие разрушения озона тропосферы
2) Озон - парниковый газ: чем меньше его в атмосфере, тем меньше парниковый эффект

  1. Известно, что длительное выращивание одной и той же культуры на полях приводит к истощению почвы. Объясните, каким способом можно восстановить плодородность почвы без использования удобрений.


  1. Можно засеять поле бобовыми культурами;

  2. Бобовые культуры имеют клубеньки, в которых живут азотфиксирующие бактерии-симбионты;

  3. Эти бактерии фиксируют атмосферный азот и насыщают им почву.

  1. Среди обитающих в пустыне ящериц часто встречаются партеногенетические виды. При этом численность популяций партеногенетических видов обычно в несколько раз превышает численность обычных двуполых видов. Объясните, в чём особенность размножения партеногенезом и почему в результате него возникает такое соотношение между численностями популяций партеногенетических и обычных видов. Почему такой способ полового размножения встречается крайне редко?


  1. Партеногенез – половое размножение, происходящее без оплодотворения;

  2. При партеногенезе размножение может происходить чаще и эффективнее, чем без партеногенеза (быстрее происходит увеличение численности популяции);

  3. Однако при партеногенезе не происходит обмен генетической информацией между особями в популяции, что приводит к понижению способности популяции адаптироваться к изменениям в окружающей среде.

  1. В странах с мягким климатом можно увидеть зимой и весной деревья без листьев, на ветвях которых растёт омела - растение, похожее на зелёный шар. Предложите способ, которым можно установить паразитический тип взаимоотношений между омелой и соответствующим деревом.


1) Метод эксперимента - необходимо срезать ветку с дерева с омелой и на некоторое время оставить
2) Если омела является паразитом (полностью зависит от организма-хозяина), то через некоторое время она завянет, так как самостоятельно жить не сможет

  1. Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?

1) Действуют факторы — ограничители, которые не позволяют восстановить их численность.

2) Хозяйственная деятельность человека ставит под угрозу существование многих видов.

3) Изменение среды обитания.

  1. Зная правило 10 процентов (правило экологической пирамиды), рассчитайте сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один кит весом 150тонн? (пищевая цепь: фитопланктон---зоопланктон---кит)


    1. 150 000 х 10 х 10= 15 000 000 кг (15 000 тонн)

  1. Почему в полевых агроценозах не рекомендуется из года в год использовать одну и ту же культуру?



  1. Растения избирательно поглощают вещества из почвы, поэтому при выращивании одной и той же культуры почва истощается
    2) Возрастает численность паразитов и вредителей этой культуры растений (увеличивается устойчивость вредителей к пестицидам)

  1. Лесные пожары – чрезвычайно распространённое явление. Пожарная опасность зависит от характера леса. В каких лесах опасность возгорания и передача открытого огня будет выше – в лиственных или в хвойных? Дайте аргументированный ответ. Приведите три-четыре аргумента.


1) Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха, а лиственные леса характеризуются большей влажностью ввиду большей площадью испарения воды с поверхности листьев;
2) Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, более характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных;
3) Поражённые жуком-короедом хвойные деревья засыхают и образуют сухостой, который легко воспламеняется;
4) Сухая лесная подстилка из опавшей хвои лучше горит, чем перегной из опавшей листвы

  1. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?


1) Исходя из закона пирамиды биомасс,

2) Самыми тяжелыми будут растения,

3) Самыми легкими — хищные позвоночные (т. е. те кто находится на последних звеньях цепей питания).

  1. Структуры биогеоценоза можно характеризовать с точки зрения различных факторов. Назовите факторы, определяющие и характеризующие каждую из структур.


1) Видовая структура биоценоза — это совокупность составляющих его видов, его видовое разнообразие, соотношение видов по численности и плотности популяции;
2) Пространственная структура – распределение организмов в пространстве в соответствии с их потребностями и условиями местообитания (мозаичность, распределение по надземным и подземным ярусам для максимального использования веществ и энергии);
3) Трофическая, или пищевая, структура – пищевые цепи (сети), состоящие из организмов, находящихся в трофических связях друг с другом;
4) Экологическая структура – соотношение экологических групп организмов, составляющих сообщество (характеризуется соотношением видов, которые имеют разные адаптации к факторам среды)

  1. Какие ресурсы относятся к исчерпаемым и невозобновимым? Почему?


      1. К невозобновимым ресурсам относится: полезные ископаемые, топливо, металлическое минеральное сырье, неметаллическое минеральное сырье: нефть, природный газ,уголь, разные виды руд (железные, медные, полиметаллические и другое).

      2. Невозобновимыми числятся ресурсы земных недр. Строго говоря, многие из них могут возобновляться в ходе геологических циклов, но длительность этих циклов, определяемая сотнями миллионов лет, несоизмерима с этапами развития общества и скоростью расходования минеральных ресурсов.

  1. Опишите механизм экологического видообразования в природе.


1) Популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего неразделённого ареала;
2) Особи с полезными для жизни мутациями в определённых экологических нишах сохраняются естественным отбором и распространяются в популяции;
3) Постепенно изменяется генофонд популяции, особи разных популяций перестают скрещиваться между собой, возникает репродуктивная изоляция, что приводит к формированию нового вида.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!