Тема урока: Решение текстовых задач на нахождение части от числа и числа по его части.
Класс: 5
Тип урока: урок – путешествие. (закрепление пройденного)
Цель урока:
- продолжить работу по формированию у учащихся умений решать текстовые задачи на дроби, основные задачи на дроби;
- развивать умение анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу задач;
- развивать интерес и уважение к предмету: расширять кругозор учащихся;
- развитие математической речи обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
Закреплять умение пользоваться алгоритмом при решения текстовых задач, содержащих обыкновенные дроби и умение применить его на практике, умение определять тип задач по опорным словам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности самостоятельно.
Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска решения задач, систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию.
Коммуникативные УУД: самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме, умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; уважительное отношение к чужому мнению, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
Формирование внимания при выполнении задания, требовательное отношение к себе и своей работе, позитивная самооценка результата учебной деятельности, познавательный интерес к изучению предмета.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный эвристический, деятельностный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
-
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности: Здравствуйте. Тихо сели. Записали число, классная работа. У нас сегодня необычный урок, мы отправимся в путешествие вот на этом корабле, который находится в Слайд Баренцевом море – это окраинное море Северного Ледовитого океана.
-
Актуализация знаний.
Чтобы отправиться в плавание надо проверить исправность корабля.
Устный опрос:
Какие действия с дробями мы умеем выполнять?
Что значит сократить дробь?
Как выполнить деление дробей?
Корабль исправен. Отправляемся в путь.
-
Слайд Мы подплываем к острову Новая Земля.
Задание от белого медведя. Устный счёт. Разминка для ума. Слайд
1) Записать дроби в порядке убывания: 1\17, 1\2, 1\3, 1\5, 1\41, 1\20, 1\10
(чем больше знаменатель, тем меньше значение дроби: 1\2, 1\3, 1\5, 1\10, 1\17, 1\20, 1\41)
2) Сокращение дробей:
;
;
3)Назвать 1\2 часа в минутах. (Находим долю от числа произведением 60 и 1\2=30 мин)
4)3\4 дорожки составляют 12 метров. Узнать длину всей дорожки (находим число по его доле частного чисел 12 и 3\4= 16 метров)
-
Слайд ПРОДОЛЖАЕМ путь перед нами Карское море.
Д
авайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока.
Какую ставим цель на урок: закрепление решения задач, содержащих дроби.
-
Изучение нового материала. (Закрепление пройденного)
Установите закономерность и заполните пустые ячейки
(25:5*3 =15; 24:3*8 =64)
доля от числа число по его доле
Какие типы задач на дроби вы умеете решать?
(Нахождение дроби от числа и числа по его дроби, какую часть одно число составляет от другого).
Обратим внимание на первые два типа задач.
- Как связаны между собой эти задачи? Как бы вы назвали эти задачи относительно друг друга?
[Взаимно обратные задачи]
- Из предложенного списка задач, определите, к какому типу относится каждая задача. Прямо на листочке, около каждой задачи поставьте цифру I , II или III .
Каждая пара получает листочек с задачами.
-
От дома Настеньки до избушки Бабы-Яги 1 км. Чтобы найти братца Иванушку, Настенька добежала сначала до печки, что составило ¼ всего пути. Сколько метров пробежала Настенька до печки? (I)
-
Гетафикс сварил 6 литров волшебного зелья. А ему нужно сварить 18 литров этого зелья. Какую часть зелья сварил Гетафикс? (III)
-
Крокодил Гена прочитал ¾ книги о строительстве домов. Сколько страниц прочитал Гена, если в книге всего 136 страниц? (I)
-
После прогулки Карлсон довёз Малыша до его дома, пролетев 2/5 пути от парка до своего дома, а это составляет 10 км. Сколько км должен пролететь Карлсон от парка до своего дома? (II)
Мы приплыли к острову Северная Земля.
-
Решаем задачи
В компьютерной игре разыгрывается 20 очков. Ира набрала 3/10 всех возможных очков, а Федя в 2 раза больше. Сколько очков набрал Федя?
20*3/10 = 6 – Ира
6*2=12 - Федя
Длина прямоугольника равна 10 см, что составляет 5/2 его ширины. Чему равна площадь прямоугольника?
10:5/2=4 – ширина
10*4=40 - площадь
-
Мы приплыли в море Лаптевых.
Перед нами полуостров Таймыр. На нём олени резвятся и мы давайте отдохнём
Физкульминутка
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
-
Самостоятельная работа.
Вариант 1
1) В лесу 600 сосен, что составляет
всех деревьев. Сколько всего деревьев в лесу?
(2 тип: слова: что составляет, значит 600 :3\4 =800 деревьев)
2) В лесу 800 деревьев.
всех деревьев сосны. Сколько сосен в лесу?
(1 тип: 3\4 от 800. Т.е 800* 3\4 =600 сосен)
3) В лесу 800 деревьев. Из них 200 деревьев сосны. Какую часть деревьев составляют сосны?
(3 тип: отношение одного числа к другому 200:800=200\800 = 1\4 часть)
Вариант 2
1) В лесу 800 берёз, что составляет
всех деревьев. Сколько всего деревьев в лесу?
(2 тип: слова: что составляет, значит 800 :2\3 =1200 деревьев)
2) В лесу 1200 деревьев. Из них 200 деревьев берёзы. Какую часть деревьев составляют берёзы?
(3 тип: отношение одного числа к другому 200:1200=200\1200 = 1\6 часть)
3) В лесу 600 деревьев.
всех деревьев берёзы. Сколько берёз в лесу?
(1 тип: 2\3 от 600. Т.е 600* 2\3 =400 берёз)
ВЗАИМОПРОВЕРКА со слайда ОЦЕНИЛИ СЕБЯ
-
Рефлексия.
Ну вот и всё, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.
- Какая была тема урока? (Решение задач, содержащих дроби)
-Какую ставили цель? (закрепление решения задач, на нахождение доли от числа и нахождение числа по его доли и задачи на отношение чисел)
- Цели достигли? (да)
- Сколько типов задач повторили? (3)
- Какие типы задач знаете? (1.нахождение доли от числа- умножением ; 2. Нахождение числа по его доле- делением ; 3. Задачи на отношение чисел- делением )
Давайте подведем итог в листах оценивания.
Ф.И. ________________________________________________ Дата _____
№ п/п | Задание | Самооценка |
1 | «Задания от белого медведя» | |
2 | Ребусы | |
3 | «Человечки» | |
4 | Типы задач | |
5 | Самостоятельная работа | |
Общая оценка: | |
Критерии оценивания:
Если 14 – 16 +, то оценка «5»
Если 11 – 13 +, то оценка «4»
Если 8 – 10, то оценка «3»
Покажите зеленую карточку , кто оценил работу на уроке на 5
Покажите оранжевую карточку , кто оценил работу на уроке на 4
Покажите красную карточку , кто оценил работу на уроке на 3
-
Д/З: подготовиться к контрольной работе.