Урок № 25 Дата: 05. 10. 2022г.
Учитель: Ягьяева Евгения Игоревна
Класс: 5-А, 5-Б, 5-В, 5-Г.
Тема урока: Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель урока: Закрепить навыки использования сложения и вычитания при решении задач; активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся; повышать заинтересованность в изучении предмета математики; продолжать формирование универсальных учебных действий.
Оборудование: классная доска, учебник.
Виды деятельности учащихся: Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Повторение законов сложения, вычитания. Самостоятельная работа, самооценивание.
Планируемые результаты.
Предметные: Решение практических задач, встречающихся в повседневной деятельности с использованием действий с числами. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта.
Личностные: Приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные: (Р) – определяют цель учения; работают по составленному плану. (П)- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. (К) -Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
№ 136 (5 учащихся на доске пишут по 1 примеру).
Актуализация опорных знаний.
На предыдущих уроках мы изучили с вами такие темы, как «Натуральные числа и нуль», «Сложение. Законы сложения» и «Вычитание». Для того, чтобы вспомнить пройденный материал, я предлагаю поиграть в игру «Верно-неверно».
Игра «Верно-неверно»
Утверждения:
Числа, которые используют при подсчёте называют натуральными (верно).
Нуль – это натуральное число (неверно).
Из двух натуральных чисел больше то, которое в ряду натуральных чисел стоит правее (верно).
Сочетательный закон сложения звучит так: «От перестановки слагаемых сумма всегда меняется» (неверно).
Переместительный закон сложения звучит так: «В сумме нескольких слагаемых можно менять слагаемые местами и заключать их в скобки любым образом» (верно).
Устное решение № 45 стр. 15, № 53 стр. 17.
Изучение нового материала. Работа на стр. 19.
С помощью сложения и вычитания решают задачи, в которых требуется найти число, большее или меньшее данного на несколько единиц, ответить на вопросы «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «сколько всего?», сколько осталось?» и т.п.
Решение таких задач можно оформить с помощью вопросов и ответов на них. Давайте рассмотрим примеры.
Задача 1.
У покупателя было 50 р. Из них он отдал 30 р. за купленный товар и получил 2 р. сдачи. Сколько денег осталось у покупателя?
Решение:
Найдём сколько стоил купленный товар
30-2=28 (р) - стоит товар;
Теперь найдём сколько денег осталось у покупателя
50-28=22 (р) – осталось.
Ответ: у покупателя осталось 22 р.
К выбору действия сложения или вычитания для решения задачи надо подходить очень внимательно, так как, например, слова «на 10 больше» не всегда требуют сложения. Поэтому в решении задачи необходимо рассуждение, показывающее, какое действие надо применить.
Задача 2 (рассмотреть решение в учебнике)
Решение задач у доски по учебнику.
№ 67 (б), стр. 19
От Санкт-Петербурга до Петрозаводска 401 км, а от Петрозаводска до Мурманска на 643 км больше. Сколько километров от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск?
Решение:
Делаем краткую запись.
От С-П до П – 401 км всего?
От П до М – на 643 км больше
Найдём расстояние от Петрозаводска до Мурманска
401+643=1044 (км) – от Петрозаводска до Мурманска
Найдём расстояние от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск
2) 1044+401=1445 (км) - от Санкт-Петербурга до Мурманска через Петрозаводск
Ответ: 1445 км.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№ 68 (б), стр. 19
Мальчик прочитал 42 страницы книги, и ему осталось прочитать на 8 страниц больше, чем он уже прочитал. Сколько страниц в книге?
Решение:
Делаем краткую запись.
Прочитал – 42 стр. всего?
Осталось – на 8 стр. больше
Найдём сколько осталось мальчику прочесть страниц
42+8=50 (стр) – осталось прочесть
Найдём сколько всего страниц в книге
2) 50+42=92 (стр) - всего страниц в книге
Ответ: 92 стр.
№ 70 (в), стр. 19
За сентябрь и октябрь завод выпустил 193 стакана, причём за сентябрь 98 стаканов. В какой из этих месяцев было выпущено стаканов больше и на сколько?
Решение:
Всего выпущено – 193 ст.
За сентябрь – 98 ст.
За октябрь - ?
В какой месяц больше ст.-?
На сколько больше ст. - ?
Найдём сколько стаканов выпустили за октябрь
193-98=95 (ст.) – выпустили за октябрь
95 93 – в сентябре стаканов выпустили больше
Найдём на сколько стаканов в сентябре выпустили больше
2) 98-95=3 (стр) - больше
Ответ: за сентябрь выпустили на 3 стакана больше.
№71 (а)
№ 72(а, б, в)
Самостоятельная работа.
Задача №67(а)
Ученик токаря обточил 120 деталей за смену, а токарь на 36 деталей больше. Сколько деталей обточили токарь и его ученик вместе?
Решение:
Делаем краткую запись.
Ученик – 120 дет. всего?
Токарь – на 36 дет. больше
120+36=156 (дет.) – обточил токарь
2) 120+156=276 (дет.) – обточили вместе
Ответ: 276 дет.
Задача №68(а)
Общая тетрадь стоит 20 р., а блокнот на 4 р. больше. Сколько стоят общая тетрадь и блокнот вместе?
Решение:
Делаем краткую запись.
Тетрадь – 20 р. всего?
Блокнот – на 4 р. больше
1) 20+4=24 (р.) – стоит блокнот
2) 20+24=44 (р.) – стоят общая тетрадь и блокнот
Ответ: 44 р.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Сегодня я:
Выставление оценок.
Домашнее задание. § 1.6 стр. 19(читать); № 70 (б), № 71 (б) .
5