Тема. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Цель. Формирование умений и навыков решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Какие числа называются натуральными?
-
Назовите наименьшее натуральное число. Существует ли наибольшее натуральное число?
-
Как сравнить многозначные натуральные числа, если они содержат разное количество разрядов? А одинаковое?
-
Как называются компоненты при сложении?
-
Как найти неизвестное слагаемое?
-
Какие законы сложения вы знаете?
-
Как называются компоненты при вычитании?
-
Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
-
Чему равна разность равных чисел? Чему равна разность а – 0?
-
Решение упражнений.
1. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х:
а) х + 31 = 50, б) 87 – х = 45, в) х – 13 = 33,
х = 50 – 31, х = 87 – 45, х = 33 + 13,
х = 19. х = 42. х = 46.
Ответ: 19. Ответ: 42. Ответ: 46.
-
Решение задач.
У
ч.с.19 № 68(б). Мальчик прочитал 42 страницы книги, и ему осталось прочитать на 8 страниц больше, чем он уже прочитал. Сколько страниц в книге?
П
рочитал – 42 станицы
? страниц
О
сталось – ? станиц, на 8 страниц б
Решение.
1) 42 + 8 = 50 (стр) – осталось;
2) 42 + 50 = 92 (стр) в книге. Ответ: 92 стр.
У
ч.с.20 № 70(в). За сентябрь и октябрь завод выпустил 193 станка, при-чём за сентябрь 98 станков. В какой из этих месяцев было выпущено больше станков и на сколько?
С
ентябрь – 98 ст.
193 ст. на сколько ст. б
Октябрь – ? ст.
Р
ешение.
1) 193 – 98 = 95 (ст.) – выпустили за октябрь;
2) 98 – 95 = 3 (ст.) – больше выпустили в сентябре.
Ответ: за сентябрь выпустили на 3 ст. больше.
Уч.с.21 № 75(б). За первый день старшеклассники собрали 312 ящиков огурцов, а за второй — на 120 ящиков больше. За третий день они собрали на 218 ящиков меньше, чем за первые два дня вместе. Сколько ящиков огурцов собрали старшеклассники за три дня?
с
колько?
I
день – 312 ящиков
? ящ. ? ящиков
I
I день – ? ящ., на 120 ящ. б
I
II день – ? ящ., на 218 ящ. м
Решение.
1) 312 + 120 = 432 (ящ.) – собрали за II день;
2) (312 + 432) – 218 = 744 – 218 = 526 (ящ.) – собрали за III день;
3) (312 + 432) + 526 = 744 + 526 = 1270 (ящ.) – собрали за три дня.
Ответ: 1270 ящиков.
Уч.с.21 № 76. В трёх классах 44 девочки — это на 8 меньше, чем мальчи-ков. Сколько мальчиков в трёх классах?
Д
евочки – 44 чел., что на 8 чел. м
М
альчики – ? чел.
Решение.
44 + 8 = 52 (чел.) – мальчики. Ответ: 52 мальчика.
Уч.с.21 № 77(б). Мама на 23 года старше сына, а папа на 2 года старше мамы. Сколько лет сыну, если папе 34 года?
С
ын – ? лет
М
ама – ? лет, на 23 года старше
П
апа – 34 года, на 2 года старше
Решение.
1) 34 – 2 = 32 (года) – возраст мамы;
2) 32 – 23 = 9 (лет) – возраст сына. Ответ: 9 лет.
Уч.с.21 № 78(б). Доярки надоили за июль 300 тыс. литров молока. Это на 4 тыс. литров больше, чем в июне, и на 6 тыс. литров меньше, чем в августе. Сколько литров молока надоили доярки за летние месяцы?
И
юль – 300 тыс.л., на 4тыс.л. б на 6 тыс.л. м
И
юнь – ? тыс.л. ? тыс.л.
А
вгуст – ? тыс.л.
Решение.
1) 300 – 4 = 296 (тыс.л.) – надоили за июнь;
2) 300 + 6 = 306 (тыс.л.) – надоили за август;
3) 296 + 300 + 306 = 902 (тыс.л.) – надоили за летние месяцы.
Ответ: 902 тыс.л.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание. § 1.6 (повторить теорию). № 68(а), 75(а), 77(а), 78(а).