5 класс
МАТЕМАТИКА
Урок №16
Тема: Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.
Цель: повторить способ решения текстовых задач по действиям; упражняться в решении
текстовых задач на сложение и вычитание по действиям; развивать умение
логически рассуждать и работы в коллективе.
Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.
II. Анонс оценок за самостоятельную работу
Учитель оглашает оценки за самостоятельную работу (урок №15).
III. Постановка темы и целей урока
Ежедневно нам приходится решать различные задачи, хотя мы сами не замечаем этого. Например, сколько составляет сдача в магазине после покупки, сколько времени займёт поездка в какое-нибудь место и т. д. Но мы даже не задумываемся об этом. Как же нам помогают действия сложения и вычитания в повседневной жизни? Сегодня мы с этим разберёмся.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания».
IV. Изучение нового материала
Как мы уже знаем, с помощью сложения и вычитания решают задачи, в которых требуется найти число, большее или меньшее заданного на несколько единиц, ответить на вопросы «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «сколько всего?», «сколько осталось?» и т. д. Всем этим вы уже занимались при изучении математики в начальной школе. Сейчас мы рассмотрим несколько задач, для того чтобы вспомнить, каков порядок их решения.
Задача 1.
У Лёши было 55 рублей, из них он решил купить пирожок. Из них он отдал 20 рублей продавцу и получил 2 рубля сдачи. Сколько денег осталось у Лёши?
Решение.
Попробуем составить краткую запись:
Было | Цена товара | Осталось денег |
55 руб. | 20 – 2 руб. | ? руб. |
1) Ответим на вопрос: сколько стоил пирожок?
20 – 2 = 18 (руб.)
2) Теперь у нас есть все данные, чтобы ответить на главный вопрос задачи: сколько денег осталось у Лёши?
55 – 18 = 37 (руб.)
Ответ: У Лёши осталось 37 рублей.
Задача 2.
У Кати 25 карандашей, а у Нины – на 3 карандаша меньше. Сколько карандашей у Кати и Нины вместе?
Решение.
Составляем краткую запись:
У Кати | У Нины | Всего |
25 к. | 25 – 3 к. | ? к. |
1) Ответим на вопрос: сколько карандашей у Нины?
25 – 3 = 22 (к.)
2) Теперь у нас есть все данные, чтобы ответить на главный вопрос задачи: сколько карандашей у девочек вместе?
25 + 22 = 47 (к.)
Ответ: У Кати и Нины 47 карандашей.
Ребята, запомните, что при решении задач на сложение и вычитание надо придерживаться плана рассуждений:
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи или нам что-то неизвестно?
Что нужно узнать сначала? Почему и как это узнать?
Что будем узнавать после и с помощью какого действия?
Нашли ли мы ответ на вопрос задачи?
Также хочу отметить то, что к выбору действия сложения или вычитания для решения задачи надо подходить очень внимательно, так как, например, слова «на 100 меньше» не всегда требуют вычитания. Поэтому в решении задачи необходимо рассуждение, показывающее, какое действие надо применить.
V. Решение упражнений
№ 67(а) – решает один ученик возле доски, а остальные в тетрадях. В то время, как ученик решает № 67(а), второй – решает № 67(б).
№69 – решается устно всем классом;
Краткое решение №69:
1) 8 – 7 = 1 (р.) – прибыль от первой продажи;
2) 10 – 9 = 1 (р.) – прибыль от второй продажи;
3) 1 + 1 = 2 (р.) – общая прибыль.
Ответ: 2 р.
№ 71(а) – решает один ученик возле доски, а остальные в тетрадях. В то время, как ученик решает № 67(а), второй – решает №71(б).
VI. Закрепление изученного материала
Решение № 70 осуществляется в группах:
1 группа - № 70(а);
2 группа - № 70(б);
3 группа - № 70 (в).
VII. Подведение итогов урока
– Сегодня на уроке вы решали задачи, которые очень часто будут вам встречаться в быту. На следующем уроке мы продолжим заниматься решением подобных задач.
VIII. Анонс домашнего задания
Прочитать §1.6;
Решить № 68.