Открытый урок по теме
"Методы решения тригонометрических уравнений"
10-й класс
Учитель Музыкантова Е.К.
Цели урока:
Образовательные : повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания о методах решения тригонометрических уравнений.
Развивающие: развивать умения учебно-познавательной деятельности, умения выделять главное, логически излагать мысли, делать выводы, расширять кругозор.
Воспитательные: воспитание ответственности, активности, побуждению интереса к математике, самостоятельности, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие. План урока
Сегодня мы проводим урок-обобщение по теме «Общие методы решения тригонометрических уравнений ».
Цель урока сегодня - рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения разными способами.
Прежде мы вспомним основные формулы тригонометрии и их применение для упрощения выражений, виды тригонометрических уравнений.
Решим тригонометрические уравнения по известным алгоритмам, однородные тригонометрические уравнения первого и второго порядка, а также неоднородные уравнения первого порядка. Проведём разно уровневую проверочную работу, задания которой вы будете выбирать самостоятельно, учитывая свои знания, умения и навыки. Проверим решения, и вы выставите себе оценку.
Затем получите домашнее задание и подведем итоги урока. Итак, приступаем.
2. Актуализация опорных знаний
1. Устный опрос(фронтально):
а) Какие простейшие тригонометрические уравнения мы знаем?
sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a
б) Как решаем эти уравнения?
в) Повторяем определения:
Арксинусом числа а называется число b, b [– ; ], sin b = a
Арккосинусом числа а называется число b, b [0; ], cos b = a
arcsin(– a) = – arcsinа; arccos (–a) = – arccosa
arctg(– a) = – arctga; arcctg(– a) = – arcctga.
(Все ответы можно пояснить на тригонометрическом круге.)
2.Решить уравнения: (задания записаны на доске, ответы закрыты “шторкой”, в конце выполнения самопроверка, критерии оценивания с.р.: 0 – 3 задания – незачёт, 4–5 заданий – зачёт )
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В I | cos = 1; | sin 3х = 0; | tg = –1 | 2cos (х – ) = 1 | 2cos (х – ) = 1 |
В II | sin = 1 | сos 3х = 0 | сtg = –1 | 2sin (х– ) = 1 | 2cos – = 0 |
Ответы:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ВI | 8рk, k Z | , n Z | + 2рn, n Z | ±+ +2рn, n Z; | (–1)nр+3рn,n Z |
ВII | 2р + 8рk, k Z | +,n Z | +2рn, n Z | (–1)n+ +рn, n Z; | + 6рn, n Z |
3. Основная часть урока
Учитель: Назовите известные вам методы решения тригонометрических уравнений.
«Методом универсальной подстановки»;
«Методом разложения на множители»;
«Методом введения вспомогательного угла»;
«Методом вспомогательных неизвестных»;
«Методом оценки обеих частей уравнения»;
«Графический способ».
Решение упражнений на известные методы, по известным алгоритмам:
1. Введение новой переменной. | 2sin2x – 5sinx + 2 = 0. | Пусть sinx = t, |t|≤1, Имеем: 2t2 – 5t + 2 = 0. |
2. Разложение на множители | 2sinx cos5x – cos5x = 0; | cos5x (2sinx – 1) = 0. |
3. Однородные тригонометрические уравнения. | I степени a sinx + b cosx = 0, (a,b ≠ 0). | Разделим на cosx ≠ 0. Получаем и решаем: a tgx + b = 0; … |
| II степени a sin2x + b sinx cosx + c cos2x = 0. | 1) если а ≠ 0, разделим на cos2x ≠0 имеем: a tg2x + b tgx + c = 0. 2) если а = 0, то имеем: b sinx cosx + c cos2x =0; разделим на cos2x ≠0 получаем и решаем b tgx + c = 0 |
4. Неоднородные тригонометрические уравнения. | Уравнения вида: asinx + bcosx = c где a, b, c – коэффициенты; x – неизвестное. | Введение вспомогательного угла |
*Задания можно выводить на экран, у меня они были подготовлены на листах формата А3 и крепились к доске на магнитах. Каждое задание выполняется по одному ученику на доске, с объяснением. Первым двоим, не рядом сидящим, при правильном решении и оформлении ставится оценка.
Задание №1.
Решить уравнение sin2 х + 5 sin х - 6 =0.
Учащиеся решают уравнение, вводят замену
sin х = z, ,
решая квадратное уравнение
z2 + 5 z - 6 = 0,
находят
z1 = 1
z2 = -6 (не удовлетворяет условию )
Решением уравнение
sin х = 1
х = π/2 +2 π k, k Z. Ответ: π/2 +2 π k, k Z.
Продолжим решать тригонометрические уравнения, применяя нужный метод.
Задание №2
Решите уравнение 2 sin x+ 3 cos x = 0.
Учащиеся решают уравнение.
2 sin x+ 3 cos x = 0 | : cos x ≠ 0
2 tg x + 3 =0
tg x = -1,5
х= arctg (-1,5) + πk, k Z
х = - arctg 1,5 + πk, k Z
Ответ: - arctg 1,5 + πk, k Z.
Задание №3
Решите уравнение 2 sin2 х - 3 sinх cos х - 5 cos2х =0
Учащиеся решают уравнение
2 sin2 х - 3 sinх cos х - 5 cos2х =0
2 sin2 х - 3 sinх cos х - 5 cos2х =0 | : cos2х ≠ 0
2 tg 2x - 3 tg x - 5 = 0
замена tg x = t
2 t2 – 3 t – 5 =0
t1 = -1; t2 = 2,5
Выполняем обратную замену и решаем уравнения
1) tg х = -1
х = -π/2 + πk , k Z.
2) tg х = 2,5
х = arctg 2,5+ πn, n Z.
Ответ: -π/2 + πk , arctg 2,5+ πn, n, k Z.
4. Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой результатов работы
Решите уравнения.
2 cosx - √2 = 0 (1б)
tg2x +1 = 0 (2б)
2cos2x – 3cosx +1 = 0 (3б)
3 sin2x + sinx cosx - 2 cos2x = 0 (4б
Решение более сложных уравнений
а)
Построим график . Рассмотрим функцию . Если , то , тогда .
Если , то , тогда
Итак,
График этой функции имеет такой вид.
А теперь изобразим оба графика в одной системе координат.
Оба графика пересекаются в двух точках, которые симметричны относительно прямой . Понятно, что абсцисса точки пересечения принадлежит интервалу ,тогда , а .
Ответ: ; .
б)
Если то
Пусть , а , тогда
Итак,
Ответ: ; где .
6.Домашнее задание
Решите уравнения разными способами:
а)cos2x +3sinx=3;
б)2sin23x – 5sin3xcos3x + 3 cos23x=0;
в) sin3x+cos3x = 0.
7.Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Каким методом лучше решать тригонометрическое уравнение?
Какое у вас настроение после проведённого урока?
Что бы вы пожелали?
Понравился ли вам урок?