ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Решение цветочной композиции в заданной форме с выявлением центра.
Краткие теоретические сведения:
Со времен своего возникновения и до нашего времени орнамент остается важным средством оформления художественных произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из дерева и металла, из глины и стекла, разнообразного текстиля.
Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), сооружений архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный.
Характерной особенностью любого орнамента является его неразрывная связь с материалом, с общим направлением развития искусства в определенный промежуток времени. Его специфика выражается не только в единстве изображения с проектируемым изделием, его назначением, но и находит свое отображение в композиционном построении орнамента.
Рассуждая об основах орнаментации изделий декоративного искусства, вначале необходимо обращать внимание на эстетику изображения, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. сотроsitio) — это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция — это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символы, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание. К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.
Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство - композиционная пауза.
Варианты организации доминанты:
1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.
3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.
4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.
5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.
6. Возможны и два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой - подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появилось ощущение неопределенности.
Творческий метод создания орнаментальной композиции.
Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-либо отдельных его особенностей, которые по какой-то причине стали для мастера главными, решающими (стилизация).
В процесс создания орнамента входят и такие элементы, как ассоциация и ассоциативное мышление, поэтическое осмысление предметов и явлений реального мира природы, воображение и фантазия. Главными в ряду этих составляющих являются ассоциация и ассоциативное мышление, поскольку любое произведение искусства — это всегда результат ассоциации. Вследствие восприятия какого-то объекта часто возникает другой ассоциативный образ по принципу сходства или, наоборот, различия с ним.
Источником возникновения ассоциативного орнаментального образа всегда бывает явление или предмет объективного внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти.
Художественную сущность орнамента составляет такая система мотивов, изобразительных или отвлеченных, которая не требует от зрителя вхождения в другую пространственную, временную и духовную среду — в мир изображения. Поэтому орнаментальному творчеству присуще явное преобладание так называемых «формальных» «математизированных» принципов ритмической организации над собственно изобразительными, и тенденция к обобщению, декоративной переработке, стилизации натурных мотивов.
Если в станковой композиции обязательны четыре единства- места, времени, действия и масштаба, то в декоративной композиции главными характерными чертами являются множественность места и перспективы; множественность времени и действия, плоскостность, локальность цвета, отсутствие или условность освещения. Существует два основных источника творчества художника-орнаменталиста. Первый — внешний мир природы, мир, существующий вне человеческого сознания. Второй источник — народное творчество.
Конструктивные элементы орнамента (раппорт, мотив).
Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.).
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п.
Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции — штучная замкнутая композиция или монокомпозиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего одинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, платки, шарфы, палантины, панно и т. п.
Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (простой мотив) или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Монокомпозиция.
Основные законы построения декоративной композиции:
1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
3. Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число» три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.
Монокомпозиция – художественное произведение, заключенное в рамки формата, заданного автором или ситуацией.
Монокомпозиция всегда строится на плоскости, ограниченной заданными размерами, поэтому располагать все элементы нужно так, чтобы создавалось впечатление замкнутости:
А) близость мотивов к границам плоскости мешает созданию замкнутой структуры, поэтому необходимо определить минимальное расстояние от краев плоскости;
Б) большую роль играет общий характер силуэта – для четкого восприятия он должен иметь форму, близкую к простым геометрическим фигурам.
Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует сгруппировать так, чтобы внимание акцентировалось на центральной части плоскости (например, по кругу в нужном направлении).
Все элементы художественного произведения, независимо от сложности композиции, должны быть в равновесии.
Монораппортная композиция.
Замкнутая монораппортная композиция может быть построена по принципу симметрии или асимметрии.
Зеркальная осевая симметрия применяется в рисунках платков, скатертей, шарфов, полотенец, некоторых штучных трикотажных изделий. В изделиях круглой формы чаще всего используется центральная симметрия.
Асимметричны рисунки большинства сувенирных штучных изделий, панно, трикотажных изделий, купонов детской и женской одежды.
В симметричном рисунке могут быть одна или несколько осей симметрии. Варианты расположения одной оси симметрии показаны на рис. 21, а – г.
Две взаимно перпендикулярные оси симметрии используются в изделиях квадратной, прямоугольной или круглой формы (см. рис. 21, д).
Могут быть орнаментальные композиции штучных изделий, имеющие четыре, а в круглых формах — даже восемь осей симметрии (см. рис. 21, е). С возрастанием числа осей симметрии композиция становится все более статичной, замкнутой.
Более динамична композиция с одной осью симметрии, а еще большей динамикой обладают композиции, построенные по принципу асимметрии (рис. 21, к - м).
Целостность асимметричной композиции достигается равновесием, но равновесием не статичным, как в симметричном построении, а динамичным.
Существует несколько способов построения асимметричной замкнутой композиции. Об одном из них – окружении изображения каймой уже говорилось ранее.
Другой способ построения асимметричной замкнутой композиции – выделение композиционного центра, объединяющего разрозненные элементы композиции.
Композиционный центр монораппортного рисунка может быть выделен группировкой форм (рис. 21, к), контрастом в масштабе форм, движением, организованным вокруг центра независимо от того, есть ли какая форма в этом центре ( рис. 21, м), разработкой форм, светлотным или цветовым контрастом (рис. 21, л).
Иногда в композиционном решении используют сразу несколько приемов акцентирования.
Доминанта - композиционный центр — должна увязываться со всей композицией по всем характеристикам. Если активность композиционного центра преувеличена, то он не объединяет, а разрушает композицию, выпадая из нее.
В большинстве случаев в композиции на плоскости, которая не изменяет свою форму при практическом использовании, доминанта располагается близко от геометрического центра плоскости. Любой сдвиг этой точки в сторону требует уравновешивания доминанты в одной или нескольких противоположных точках.
Правила ритмической и пластической организации текстильных мотивов в композиции штучного изделия играют важнейшую роль. Образное решение монораппортной композиции во многом зависит от того, какой ритм главенствует в рисунке, какова пластическая характеристика основных и дополнительных движений, абрисов форм.
В сложных композиционных построениях важно придерживаться правил трехкомпонентности и масштабной согласованности.
Необходимо учитывать и такой момент, когда в асимметричную композицию включаются элементы неполной формы со срезом части ее каймой. Нужно иметь в виду, что большая часть такой формы, основные ее детали должны находиться в плоскости рисунка и не выходить за границы каймы.
1. Особенность монораппортной композиции состоит в том, что она должна быть замкнутой. Это достигается соответствующим членением композиции на поле и кайму и организацией мотивов в плоскости по принципу симметрии и асимметрии.
2. Пропорциональные отношения между частями композиции можно решать по принципу равенства или заметного неравенства. При использовании принципа неравенства необходимо найти наилучшее соотношение в какой-либо читаемой визуальной закономерности.
З. Симметричные построения композиции приводят к статичности рисунка, асимметричные — к динамичности.
4. В асимметричной композиции замкнутость, организованность мотивов может быть достигнута как ограничением плоскости рисунка каймой, так и выделением композиционного центра.
5. Композиционный центр должен располагаться в активной зоне рисунка, различной для изделий разного назначения. Он должен соответствовать по размеру, своей активности, разработке остальным частям рисунка.
6. Вся разработка композиции текстильного рисунка для штучных изделий должна выполняться с учетом практического использования этих изделий, а также структуры, фактуры текстильного полотна и способа воспроизведения рисунка на печатном оборудовании.
Вопросы для самоконтроля:
-
Дайте определение слову раппорт.
-
Дайте определение слову монокомпозиция.
-
Назовите конструктивные элементы орнмента.
Цели:
-
Использование разнообразных композиционных схем для создания монокомпозиции в квадрате и прямоугольнике.
-
Развитие умения обобщать и систематизировать знания. Развитие самостоятельности, мышления, воображения, наблюдательности, глазомера, развитие речи.
-
Формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала обучающихся.
Ход выполнения:
1. Начертить квадрат (20х20 см) на листе А4. (6 листов А4);
2. Выполнить схемы (6 разных схем) построения композиции (в графике) из представленных элементов с выделением композиционного центра.
Материалы и оборудование:
Маркер, карандаш, ластик, гелевая ручка или тушь, линейка, кисти, перо, бумага формата А-4;
Отчет о выполнении практического задания:
Необходимо загрузить файл (фото) для оценивания полностью законченных схем построения композиции с выделением доминанты на формате А-4.
Отчет о выполнении практического задания:
Необходимо сдать для оценивания полностью законченные композиции, выполненные на основе творческого источника и собранного материала: 6 шт. на формате А-4.
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена аккуратно, правильно закомпонована на листе; нет нарушения законов композиции; гармонично подобраны цвета; работа выполнена на высоком профессиональном уровне.
«4» - работа выполнена достаточно аккуратно, правильно закомпонована на листе; нет нарушений базовых законов композиции; допущены небольшие неточности при разработке мотивов; достаточно грамотно подобраны цвета;
«3» - работа имеет неопрятный вид, не соблюдены базовые законы компоновки на листе изображения. Присутствуют нарушения основных законов композиции.
«2» - работа не сдана.