Технологическая карта урока математики
Предмет: математика
Класс: 3
УМК: «Школа России» (Автор учебника М. И. Моро)
Тема урока: Решение уравнений.
Место урока в изучаемой теме: второй урок по теме уравнения, где неизвестный компонент находится действием деления или умножения.
Тип урока: закрепление изученного материала
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по закреплению изученного материала, создать условия для отработки умения находить неизвестный компонент уравнения делением или умножением.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Соотносить поставленные учебные задачи в начале урока с конечным результатом; Определять границы своего знания и незнания; Понимать и строить модели математических понятий Работать в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения. | |
Ресурсы урока: учебник «Математика» ч.2 стр.21, презентация к уроку, раздаточный материал, тетрадь «Проверочные работы» стр.52-53
Ход урока.
Этапы урока | Время | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. Мотивация к познавательной деятельности. | 1 мин | Личностные УУД: смыслообразование. Регулятивные УУД: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевые высказывания, вести совместную деятельность. | Проверяет готовность к уроку. Предлагает записать дату.(Слайд 1.) Подводит к теме урока через выполнения задания: организует работу в парах по карточкам. -Решите примеры.(Слайд 2. ) - Впишите соответствующую ответу букву. Просит объяснить решение некоторых примеров: 33:3, 14 * 4, 35 : 35, 14 * 0, 8 * 7, 64 : 4. Просит сформулировать тему урока, цель, определить какие знания и умения понадобятся на уроке для достижения цели. (Слайд 3.) Предлагает оценить свои возможности с помощью «Линейки успеха». (Слайд 4.) | Проверяют свою готовность к уроку. Записывают дату урока. Работают в парах: решают примеры (Карточка 1.), расшифровывают слово. Дают объяснения способа решения. Формулируют тему, цель урока Под руководством учителя определяют круг знаний и умений, необходимых на данном уроке. Знать таблицу умножения. Уметь выполнять деление на двузначное и однозначное число. Уметь находить неизвестный компонент в уравнении. Уметь выполнять проверку уравнения. |
2. Актуализация необходимых знаний. | мин | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов. Познавательные: общеучебные :рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор, слушать одноклассников Предметные: умение увеличивать число в несколько раз и на несколько единиц | Предлагает выполнить задание на увеличение в несколько раз и на несколько единиц устно с комментированием (ответы записать в тетрадь). Задает вопросы: -Что значит увеличить в 8 раз? - Что значит увеличить на 8? (Слайд 5.) Предлагает закончить выводы. 1) Чтобы найти неизвестный множитель, надо … 2) Чтобы найти неизвестное делимое, надо … 3) Чтобы найти неизвестный делитель, надо … (Слайд 6.) | Выполняют «по цепочке» и комментируют устно задание на увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц (записывают в тетрадь только ответы) Работают в парах, дают ответы и проверяют. (Карточка 2.) |
3.Организация познавательной деятельности. | мин | Личностные: смыслообра- зование – формирование познавательного мотива к изучению темы. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия. Коммуникативные: учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения. Предметные: умение пользоваться кухонными весами. | Организует работу в группах по карточкам, следит за работой учащихся, оказывает необходимую помощь. Предлагает группам проверить и оценить свою работу. (Слайд 7.) Задаёт дополнительные вопросы: - Что значит решить уравнение? -Как выполнить проверку? - Чем необычно последнее уравнение? Предлагает найти среди уравнений те, которые решаются делением. Предлагает решить их группой на карточке и проверить правильность выполнения. Следит за работой в группах, работает с презентацией. (Слайд 8.) | Дети работают в группе, находят среди математических записей и подчёркивают только уравнения. (Карточка 3.) Дают оценку своей работы. Отвечают на вопросы учителя Отмечают уравнения (на слайде), которые решаются делением. Решают уравнения в группе. Проверяют по слайду. |
4. Физкультпауза | мин | Личностные: мотивация учебной деятельности, мотивация к сохранению здорового образа жизни как личностно-значимой. | (Слайд 9.) | |
3.Организация познавательной деятельности (продолжение). | | | Предлагает прочитать задачу 6 стр. 21 , сделать к ней чертёж простым карандашом и решить задачу устно. Помогает выполнить чертёж, объясняет ошибки. (Слайд 10.) Задаёт дополнительные вопросы: -Почему мальчик мог затратить разное время на дорогу? - Какие ещё вопросы можно поставить к условию этой задачи? | Выполняют задание, делают краткую запись к задаче в виде чертежа. Дают ответы, ставят другие вопросы: На сколько минут меньше мальчик шел от дома до магазина? Сколько времени он затратил на весь путь от дома до аптеки и обратно? |
Физ. пауза. | 1 мин | Личностные: ориентация на сохранение здорового образа жизни. | | |
5. Проверка и оценка своих достижений. | 10 мин. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция. Познавательные логические: Анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий; знаково-символические: использование знаково-символических средств; общеучебные: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего способа решения. Предметные: умение сравнивать единицы массы, раскладывать многозначные числа на сумму нескольких слагаемых, умение решать задачи с новой единицей массы – грамм. | Организует проверку достижений, используя тест к уроку. Раздает карточки для самопроверки теста. Дает дополнительные задания тем, кто уже справился с работой. № 3,4 стр.21 | Выполняют задания, проводят самопроверку. |
6. Самопроверка знаний | 5 мин. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные логические- анализ, синтез, сравнение. Предметные: сравнение единиц массы, решение задачи на нахождение суммы с единицей массы – грамм. | | |
7. Итог. Рефлексия | 2 мин. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. | Предлагает оценить свою работу, используя «Линейку успеха» | Оценивают свою работу, успех и неуспех. Называют причины успеха и неуспеха. |
Домашнее задание | 1 мин. | Личностные: смыслообразование. | Организует обсуждение домашнего задания, № 8 или 9 стр. 21 Р.т. стр. | Записывают домашнее задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Карточка №1.

Карточка №2.
Работа в парах.
Закончите выводы.
1) Чтобы найти неизвестный множитель, надо ______________________________________________________________
2) Чтобы найти неизвестное делимое, надо ______________________________________________________________
3) Чтобы найти неизвестный делитель, надо ______________________________________________________________
Работа в парах.
Закончите выводы.
1) Чтобы найти неизвестный множитель, надо ______________________________________________________________
2) Чтобы найти неизвестное делимое, надо ______________________________________________________________
3) Чтобы найти неизвестный делитель, надо ______________________________________________________________
Работа в парах.
Закончите выводы.
1) Чтобы найти неизвестный множитель, надо ______________________________________________________________
2) Чтобы найти неизвестное делимое, надо ______________________________________________________________
3) Чтобы найти неизвестный делитель, надо ______________________________________________________________
Работа в парах.
Закончите выводы.
1) Чтобы найти неизвестный множитель, надо ______________________________________________________________
2) Чтобы найти неизвестное делимое, надо ______________________________________________________________
3) Чтобы найти неизвестный делитель, надо ______________________________________________________________
Карточка №3.
Работа в группе № ___
Задание:
Найти среди математических записей только уравнения. Подчеркнуть их.
19 · 4 96 : х = 16 8 · х х : 15 = 6
с · 11 = 55 84 : 7 = 12 у · 4 80 15 · y = 75
52 : х = 8 + 5 с + х 25 : 5 = 5 · 1
Работа в группе №____
Задание:
Найти среди математических записей только уравнения. Подчеркнуть их.
19 · 4 96 : х = 16 8 · х х : 15 = 6
с · 11 = 55 84 : 7 = 12 у · 4 80 15 · y = 75
52 : х = 8 + 5 с + х 25 : 5 = 5 · 1
Работа в группе № _____
Задание:
Найти среди математических записей только уравнения. Подчеркнуть их.
19 · 4 96 : х = 16 8 · х х : 15 = 6
с · 11 = 55 84 : 7 = 12 у · 4 80 15 · y = 75
52 : х = 8 + 5 с + х 25 : 5 = 5 · 1
Карточки для самопроверки.
Самопроверка.
Вариант 1.
1. 60 +18
2. 51
3. 16
4. 7 раз
5. х = 80
6. 4 раза
7. 24 и 2; 4 и 12
8. 14
9. y =11
10. 77 дм²
Самопроверка.
Вариант 2.
1. 30 + 15
2. 84
3. 4
4. 14 раз
5. х = 96
6. 5 раз
7. 8 и 8; 4 и 16
8. 18
9. y = 11
10. 78 дм²
Тест для самопроверки – рефлексия урока
Проверь себя! Тест по теме « Решение уравнений» Вариант 1.
Фамилия Имя_________________________
В каждом задании найди и подчеркни правильный ответ.
Задание | Варианты ответа |
1. Укажи, как можно представить число 78 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 6. | 70 + 8 60 + 18 69 + 9 |
2. Укажи произведение чисел 17 и 3. | 20 14 51 |
3. Укажи частное чисел 64 и 4. | 60 16 68 |
4. Во сколько раз число 12 меньше, чем 84 ? | В: 6 раз 7 раз 8 раз |
5. Укажи значение х, которое получится при решении уравнения х : 16 = 5 | х = 11 х = 80 х = 21 |
6. Во сколько раз увеличили число 17, если получили 68? | В: 3 раза 4 раза 6 раз |
7. Укажи все пары чисел, произведение которых равно 48. | 24 и 2 18 и 3 4 и 12 |
8. Делимое 56, делитель 4. Укажи частное. | 60 14 52 |
9. Укажи значение y, которое получится при решении уравнения 66 : y = 6 | y = 11 y = 22 y = 16 |
10. Укажи площадь прямоугольника со сторонами 11 дм и 7 дм. | 77 дм² 18 дм² 36 дм² |
Проверь себя! Тест по теме « Решение уравнений» Вариант 2.
Фамилия Имя_________________________
В каждом задании найди и подчеркни правильный ответ.
Задание | Варианты ответа |
1. Укажи, как можно представить число 45 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 3. | 39 + 6 40 + 5 30 + 15 |
2. Укажи произведение чисел 14 и 6. | 84 20 64 |
3. Укажи частное чисел 52 и 13. | 65 4 6 |
4. Во сколько раз число 98 больше, чем 7 ? | В: 4 раза 14 раз 91 раз |
5. Укажи значение х, которое получится при решении уравнения х : 24 = 4 | х = 28 х = 6 х = 96 |
6. Во сколько раз увеличили число 16, если получили 80? | В: 64 раза 5 раз 96 раз |
7. Укажи все пары чисел, произведение которых равно 64. | 31 и 2 8 и 8 4 и 16 |
8. Делимое 54, делитель 3. Укажи частное. | 18 57 51 |
9. Укажи значение y, которое получится при решении уравнения 44 : y = 4 | y = 40 y = 11 y = 48 |
10. Укажи площадь прямоугольника со сторонами 13 дм и 6 дм. | 19 дм² 78 дм² 38 дм² |