СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание, что такое «уравнение», «корень уравнения»; умение решать уравнения; умение решать уравнения новым способом, построение логических цепочек рассуждений.

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнений»

Технологическая карта урока по теме «Решение уравнений»

Математика 6 класс УМК Н. Я. Виленкина и др.

Раздел

Решение уравнений.

Тема

Решение уравнений

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель


Ознакомление со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений, применение нового способа решения уравнений в практической деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: понимание, что такое «уравнение», «корень уравнения»; умение решать уравнения; умение решать уравнения новым способом, построение логических цепочек рассуждений.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умение выполнять свою часть работы при работе, в паре.

Метапредметные:

Р. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; развивать умение планировать учебную деятельность на уроке;высказывать своё предположение;оценивать степень успешности своей работы.

П. Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей.

К. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Основные понятия

  • Уравнение.

  • Что значит « решить уравнение».

  • Корень уравнения.

  • Свойство корня уравнения.

  • Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.

  • Умножение обеих частей уравнения на число не равное нулю.

  • Основное свойство пропорции.

Технологии


  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

  • информационно-коммуникативный;

  • ИКТ - технология (презентация).

  • контроля и самоконтроля

Методы

  • частично - поисковый;

  • проблемный;

  • практический;

  • активные методы обучения (АМО).

Формы организации познавательной деятельности

  • фронтальная,

  • парная.

  • индивидуальная

Виды деятельности


  • Сравнение способов решения уравнения: 1) по правилу отыскания неизвестных компонентов и с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую; 2)решение уравнений с использованием основного свойства пропорции и с помощью умножения обеих частей уравнения на одно и тоже число; выявление общего, формулирование предположительного вывода, проверка вывода на конкретных примерах.

  • Использование полученных выводов для решения уравнений.

Оборудование

  • учебник для общеобразовательныхучереждений «Математика 6 класс», Москва: Издательство «Мнемозина», 2013 (Виленкин Н.Я. , Жохов В. И., Чесноков А. С.,Шварцбурд С. И.)

  • рабочая тетрадь по математике 6 класс к учебнику Н.Я. Виленкина и др. « Математика: 6 класс» (М. : Мнемозина)

  • оценочный лист (для учащихся)

  • сигнальные карточки (для учащихся)

  • презентация

Функция учителя

организатор сотрудничества, консультант - управляющий поисковой работой.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

2мин

Включение в деловой ритм

- Прозвенел звонок, начинаем урок математики. Садитесь. Улыбнитесь, пожелайте удачи друг другу

- Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Будьте все внимательны, активны и старательны.

Эмоциональная минутка помогает детям доброжелательно настроиться на урок.


Личностные: самоопределение

2. Актуализация знаний. Определение темы, постановка цели и задач урока.


3мин



















Включает учащихся в обсуждение и определение темы урока

-Какое задание вы можете предложитьк данным записям?

5∙(х−3)=20

37−х=−5


(х−3)∕6=7∕3

7∕9х+3=2∕3х+5


- Какие уравнения вы можете решить?

- Каким свойством,правилом можем воспользоваться?

- Сформулируйте это свойство, правило.


Задаёт вопросы:

- Что интересного вы заметили в некоторых уравнениях?

- Что мы будем изучать сегодня?

Попробуйте сформулировать тему урока.

- Какова цель урока?




- Определим задачи урока

- Прочитайте опорные слова

- Соедини 2 карточки так, чтоб получилась законченная мысль:

1. Познакомиться с

Новые способы решения уравнений

2. Выяснить

Новыми способами решения уравнений

3. Применять

Новый способ решения уравнений


-
Из поставленных задач сформировался план урока,
по которому мы будем с вами работать.






Определение границ знания.Дети попадают в ситуацию практического затруднения, т.е. создается проблемная ситуация.Предлагают задание:

-Решить уравнения


Выбирают уравнения, называют правило, свойство с помощью которого могут решить уравнение:

- правило отыскания неизвестных компонентов.(найти неизвестный множитель…,уменьшаемое…)

- распределительное свойство умножения
-отрицательные и дробные коэффициенты перед неизвестной величиной.

- Решение уравнений.

Цель: Познакомиться с новыми способами решения уравнений, учиться применять их при решении уравнений.


Дети определяют задачи урока

Познавательные:

проводить аналогии

между

изучаемым материалом

и собственным

опытом;

строить сообщения

в устной форме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками;внимательно выслушивать ответы одноклассников,

допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: формировать целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.

Личностные: проявлять интерес к учебному материалу, к познанию математики.

3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.


10 мин





Активизирует знания учащихся.Парная работа направлена на доказательство гипотезы и формулирование правила переноса слагаемого из одной части уравнения в другую и правила умножения обеих частей уравнения на число не равное нулю.
-Какое равенство называют уравнением?

-Что значит решить уравнение?

- Что называют корнем уравнения?

-Будем работать в парах (карточка - посередине парты)и узнаем новые способы решения уравнений посредством сравнения решений уравнений.

- Решите уравнения двумя способами. Проверьте, является ли найденное значение неизвестной величины корнем уравнения(т.е. выполните проверку).

Как из
5∙(х−3)=20 получить х−3=4?Выдвинете свою гипотезу.(с помощью опорных слов).


-Прочитайте правило на слайде.

- Покажите зеленый сигнал, если вы сделали такой же вывод.

-Сформулируйте вывод.

-Решите уравнения(задание №2 на карточке):х+8=−15; х−3=−20; 37−х=−5

- Эти уравнения вы решили с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.
- Чему равна сумма противоположных чисел?(0)
- Как получить в левой части уравнений только слагаемое х?









-Задание №3(на карточке).
- Как решить уравнение: 6х=3х+9?

- Сравните с решением на слайде и оцените работу.
6х−3х=3х+9−3х; 6х−3х=9; 3х=9; х=3

-Сформулируйте вывод.

Читают это правило на слайде.

Выполняют задание 1:
1способ:
распределительное свойство умножения

5∙(х−3)=20; 5х−15=20; 5х=35; х=7
2 способ:правило отыскания неизвестных компонентов
5∙(х−3)=20; х−3=20:5;
х−3=4; х=4+3; х=7
Проверка: является ли число7корнем уравнений5∙(х−3)=20 и х−3=4
7-3=4 и 5∙(7-3)=20
7является корнем этих уравнений.


дети, работая в парах, подтверждают выдвинутую гипотезу
-второе уравнение можно получить, разделив обе части первого уравнения на 5 или умножив на
1∕5.
Корни уравнения не меняются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже не равное нулю число. В листе самооценки оценивают задание №1 по принципу «Светофор».


Работа в парах, выполняют задания поискового характера
х=−23; х=−17; х=42
- 0.
- Прибавить или отнять числа, противоположные числам из левой части уравнения.

х+8−8=−15−8; х=−23

х−3+3=−20+3; х=−17

37−х−37=−5−37; х=42

Нужно к обеим частям уравнения прибавить −3х.
Контролируют результат работы товарища.
В листе самооценки задание №2 оценивают по принципу «Светофор»



В листе самооценки задание №3 оценивают по принципу «Светофор»

Формулируют вывод(с помощью опрорных слов): Корни уравнения не меняются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

Коммуникативные: общение и

взаимодействие с партнерами по совместной деятельности

и обмен информацией; участие в обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Познавательные: освоение способов решения проблем поискового характера, построение логической цепи рассуждений, обоснование гипотез.

Личностные:ценностно– смысловая ориентация учащихся в межличностных отношениях.

Регулятивные:коррекция, самооценка

4. Первичное закрепление материала, проверка знаний по эталону

15 мин





















5.Физминутка

1 мин.



Индивидуальная работа направлена на усвоение гипотезы и правила переноса слагаемого из одной части уравнения в другую и правила умножения обеих частей уравнения на число не равное нулю.

1.стр 191 №4 (г,д,)

- Какое свойство уравнений вы применили?
- Проверьте решения друг друга.

2.стр. 191 №4(а,б,)
- Какое свойство уравнений вы применили?
- Проверьте решения друг друга.

3.стр.191 №4(ж,з,)
- Какое свойство уравнений вы применили?
- Проверьте решения друг друга.

4.Устно опишите ход решения уравнения на стр. 192 №5

5.стр192 №6(а,б). Какой наименьший знаменатель у дробей 7∕9 и 2∕3(Вадим) и 1∕2 и 1∕6(Мария)? На какое число нужно умножить обе части уравнения?



6.Устно разберем решение уравнения на стр.193№7(а).

-Как называются числа в пропорции?

- Сформулируйте основное свойство пропорции.

-Давайте решим в тетрадях это же уравнение, другим способом: с помощью умножения обеих частей уравнения на одно и тоже число.

- Сравните способы решения. Какой способ для вас удобнее?


Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем.
И урок мы продолжаем.


На основе полученных выводов, учащиеся, работая индивидуально, записывают решение уравнений в рабочей тетради.

Исаев Вадим №4(д,б,ж) ,№6(а)

Ефремова Мария№4(г,а,з),№6(б)

  1. Применили свойство переноса слагаемого из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

  2. Свойство деления обеих частей уравнения на число не равное нулю.

  3. Перенос слагаемого с противоположным знаком.

  4. Устно проговаривают ход решения уравнения.

  5. 9 и 6.





  1. Решают ,умножая обе части уравнения на общий знаменатель ,равный 6. Сравнивают эти два способа решения. Определяют удобный способ.

Оценивают свою работу в листе самооценки.


По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний разрядка позволила детям в игровой форме снять напряжение.



Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое письменное и устное высказывания

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

6.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков с самопроверкой по эталону.

11 мин

Организует деятельность по применению новых знаний в самостоятельной деятельности с самопроверкой по эталону.


Ты можешь решить любое задание,1,2 или 3 уровня сложности (задания по уровням – на бумаге разного цвета)
1)5х−10=45; 6у−12=5у+4; 5∕12у−3∕4=1∕2

2)−3х−2=5х+6; 5∕(х−3)=−6∕13; 12−2∙(у+3)=26

3)3∙(4х−8)=3х−6; (2,8−0,1х)∙3,7=7,4; 4,6∕(х+4,4)=8,4∕(3х+5,1)

- При проверке решения на обратной стороне цветной карточки ученик читаетслова:

Ученику – удача, учителю – радость

- Как понимаете эти слова?


Выполняют самостоятельную работу(Дифференцированная работа (по уровням) на закрепление нового способа действия с применением изученного свойства)

Осуществляют самопроверку.


Оценивают свою работу в листе самооценки Задание8

Познавательные: выбор способов решения задач,

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Контроль и оценка

Личностные: самоопределение

.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 мни

1.Обязательно из рабочей тетради стр. 190 №1, стр.191 №4(в,е,и); из учебника п.42 стр. 229-230 выучить правила, №1341(в), №1320(в).

2. Рекомендовано: составить и решить уравнения с использованием изученных свойств.

3. Попробовать решить старинную задачу: учебник стр.234 №1340.

Выполнение дифференцированного домашнего задания на закрепление изученных свойств.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные:

рефлексия; личностные:смыслообразование.

8. Рефлексия деятельности

(итог)

1 мин

Достигли ли задач урока?





Оценивают всю свою работу на уроке (в листе самооценки).Отрабатывается умение соотносить цели и результат собственной деятельности.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, оценка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!