СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Решение уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля
МБОУ покровская средняя общеобразовательная школа № 1 с УИОП Иванова Саргылана Семеновна учитель математики МБОУ «ПСОШ № 1 с УИОП» Стаж работы: 15 лет Категория: высокая
решение уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля
способы решения уравнений
ознакомление учащихся с теоретическими основами решения уравнений с модулем, рекомендациями к решению, алгоритмирование процесса решения уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля
ВВЕДЕНИЕ
Решение уравнений.
1.1.Определение модуля. Решение по определению
1.2. Решение уравнений по правилам
1.3. Задачи с несколькими модулями. Последовательное и параллельное раскрытие модулей
1.4. Метод интервалов в задачах с модулями
1.5. Вложенные модули
1.6. Модули и квадраты
1.7. Модули неотрицательных выражений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Решение уравнений по правилам
1-е правило: | f ( x )| = g ( x )
2-е правило: | f ( x )| = g ( x )
2 способ:
1 способ:
Пример. Решить уравнение | x 2 – 7 x + 11| = x + 1. Решение. Избавимся от модуля двумя описанными выше способами:
Как видим, в обоих случаях приходится решать те же самые два квадратных уравнения , но в первом случае их сопровождают квадратные неравенства , а во втором – линейное. Поэтому второй способ для данного уравнения проще. Решая квадратные уравнения, находим корни первого , оба корня удовлетворяют неравенству . Дискриминант второго уравнения отрицателен, следовательно, уравнение корней не имеет.
Ответ : .
Способ освобождения от модуля –
замена переменной
Пример . Решить уравнение:
Решение. Заметим, что , тогда уравнение примет вид:
Пусть , тогда решим квадратное уравнение:
Его корни , условию удовлетворяет первый корень.
Возвращаясь к переменной х , получаем уравнение
решая которое находим:
Ответ : .
Задачи с несколькими модулями.
Два основных подхода к решению.
«последовательное»
раскрытие модулей
«параллельное» раскрытие модулей
Сначала один из модулей изолируется в одной части уравнения (или неравенства) и раскрывается одним из описанных ранее методов. Затем то же самое повторяется с каждым из получившихся в результате уравнений с модулями и так продолжается, пока мы не избавимся ото всех модулей.
Можно снять сразу все модули в уравнении или неравенстве и выписать все возможные сочетания знаков подмодульных выражений. При снятии модуля может получить один из двух знаков – плюс или минус. Эти области определяются знаками выражений под модулями.
Пример . Решить уравнение:
Решение.
Уединим второй модуль и раскроем его, пользуясь первым способом , то есть просто определением абсолютной величины :
К полученным двум уравнениям применяем второй способ освобождения от модуля:
Наконец, решаем получившиеся четыре линейных уравнения и отбираем те их корни, которые удовлетворяют соответствующим неравенствам :
Ответ: -1;
Пример . Решить уравнение:
Решение.
Рассмотрим 4 возможных набора знаков выражений под модулями.
Лишь первый и третий из этих корней удовлетворяют соответствующим неравенствам, а значит, и исходному уравнению.
Ответ: -1;
Метод интервалов в задачах с модулями.
Пусть имеется уравнение, в которое входят три модуля от линейных выражений; например: | x – a | + | x – b | + | x – c | = m .
Первый модуль равен x – a при x ³ a и a – x при x a . Второй равен x – b или b – x при x ³ b и x b соответственно. Аналогично раскрывается и третий модуль. Нарисуем эти области и возьмем их пересечения.
В частности , если все выражения под модулями рациональны, то достаточно отметить на оси их корни, а также точки, где они не определены, то есть корни их знаменателей. Отмеченные точки и задают искомые промежутки знакопостоянства.
Пример . Решить уравнение:
Решение.
Найдем нули функции x+2=0 или x+3=0 , откуда x=-2 , x=-3 . Рассмотрим 3 возможных набора знаков выражений под модулями.
.
Решаем задачу на каждом интервале:
Ответ:
Итак, данное уравнение не имеет решений.
Вложенные модули
Последовательное раскрытие модулей наиболее эффективно в "задачах-матрешках", где внутри одного модуля находится другой, а то и несколько.
Пример . Решить уравнение:
Решение.
Освободимся от внешнего модуля, получим:
Второе уравнение совокупности решений не имеет, так как модуль всегда положителен, а первое уравнение
равносильно совокупности:
Ответ: 0; 2.
Модули неотрицательных выражений.
Пример 1 . Решить уравнение:
Решение.
Нетрудно догадаться, что все выражения, стоящие под знаком второго, третьего и т.д. модулей положительны. И поскольку модуль положительного выражения равен самому этому выражению, получим
Ответ: 0
Пример 2 . Решить уравнение:
Решение.
Воспользуемся тождеством , и получим уравнение , решая которое методом интервалов получим ответ
Ответ:
В процессе работы над темой «Решение уравнений содержащих неизвестную под знаком модуля» :
и пришли к выводу:
В ряде случаев при решении уравнений с модулем, возможно, решать уравнения по правилам.
Геометрия 9 класс ФГОС
Геометрия 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по алгебре 10 класс...
Алгебра 11 класс ФГОС
Электронная тетрадь по математике 6...
Электронная тетрадь по алгебре 11 класс...
Электронная тетрадь по алгебре 8 класс...
Математика 6 класс ФГОС
© 2018, Иванова Саргылана Семеновна 2527 18
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы