СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач ЕГЭ №21 по теме «Анализ программ с циклами и подпрограммами»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и раздаточный материал для расмотрения темы: решение задачи ЕГЭ №21  «Анализ программ с циклами и подпрограммами». Рассмотрены типы задач, которые встречаются в этом задании, предложен общий алгоритм решения, обсуждаются возможные ловушки и сложные моменты. Можно использовать для факультативов по подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Раздатка»

  1. Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:

Var a, b, t, M, R : integer;

Function F(x:integer) : integer;

begin

F:=(x*x-9)*(x*x-9)+4;

end;

BEGIN

a:=-10; b:=10;

M:=a; R:=F(a);

for t:=a to b do begin

if (F(t)

M:=t;

R:=F(t);

end;

end;

write(M+6);

END.

  1. Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:

Var a,b,t,M,R:integer;

Function F(x:integer):integer;

begin

F:= abs( abs(x-5) + abs(x+5) - 3) + 12;

end;

BEGIN

a:=20; b:=-20;

M:=a; R:=F(a);

for t:=a downto b do begin

if (F(t)

M:=t;

R:=F(t);

end;

end;

write(M+R);

END.

  1. Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:

Var a,b,t,M,R:integer;

Function F(x:integer):integer;

begin

F:=(5-x)*(x+3);

end;

BEGIN

a:=-20; b:=20;

M:=a; R:=F(a);

for t:=a to b do begin

if (F(t)R)then begin

M:=t;

R:=F(t);

end;

end;

write(R);

END.

  1. Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k = 25. Значение k = 25 также включается в подсчёт количества различных значений k.

var k, i : longint;

function f(n: longint) : longint;

begin

f := n * n * n;

end;

begin

readln(k);

i := 1;

while f(i)

i := i+1;

if f(i)-k

writeln(i)

else writeln(i-1)

end.





  1. Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k = 10. Значение k = 10 также включается в подсчётразличных значений k.

var k, i : longint;

function f(n: longint) : longint;

begin

f := n * n * n;

end;

begin

readln(k);

i := 1;

while f(i)

i:= i+1;

if f(i)-k

writeln(i)

else writeln(i-1);

end.

  1. Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:

var a,b,t,M,R:integer;

Function F(x:integer):integer;

begin

F := abs(abs(x-4)+abs(x+4)-12) + 1

end;

begin

a := -20; b := 20;

M := a; R:= F(a);

for t := a to b do begin

if (F(t)

M := t;

R:= F(t)

end

end;

write(M);

end.

  1. Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k=9. Значение k=9 также включается в подсчёт различных значений k.

var k, i : longint;

function f(n: longint) : longint;

begin

f := n*n*n + 2*n;

end;

begin

readln(k);

i := 1;

while f(i)

i:= i+1;

if f(i)-k

writeln(i)

else writeln(i- 1);

end.


Просмотр содержимого презентации
«EGE2019_21_Shakhova»

Подготовка к ГИА по информатике. Решение задач по теме «Анализ программ с циклами и подпрограммами» Учитель информатики  Шахова Е. А. ГБОУ «Гимназия №1 имени А. С. Пушкина» Севастополь, 2019

Подготовка к ГИА по информатике. Решение задач по теме «Анализ программ с циклами и подпрограммами»

Учитель информатики

Шахова Е. А.

ГБОУ «Гимназия №1 имени А. С. Пушкина»

Севастополь, 2019

Спецификация задания №21 согласно КИМ в 2019 ( «ФИПИ») Характеристика Значение Что проверяется Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции Требования к проверяемым элементам содержания Основные конструкции языка программирования. Система программирования Проверяемые требования к уровню подготовки Читать и отлаживать программы на языке программирования Уровень сложности Повышенный Максимальный балл 1 Примерное время выполнения 6 мин

Спецификация задания №21

согласно КИМ в 2019 ( «ФИПИ»)

Характеристика

Значение

Что проверяется

Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции

Требования к проверяемым элементам содержания

Основные конструкции языка программирования. Система программирования

Проверяемые требования к уровню подготовки

Читать и отлаживать программы на языке программирования

Уровень сложности

Повышенный

Максимальный балл

1

Примерное время выполнения

6 мин

Необходимые знания и умения

Необходимые знания и умения

  • Понятие функции в программировании;
  • Цикл с параметром for;
  • Особенности работы цикла с предусловием while;
  • Поиск максимума и минимума в последовательности;
  • Оператор ветвления.
Математический базис

Математический базис

  • Поиск максимумов и минимумов с помощью производной или по свойствам функций;
  • Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на интервале;
  • Параметры параболы;
  • Функции с модулем: графики;
  • Уверенный аппарат решения систем неравенств, объединения решений;
  • Умение отбирать целые корни на интервале, подсчет их количества.
Варианты формулировки задания Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма… Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k (наименьшее значение, наибольшее значение), при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k = …. Определите, какое значение H нужно ввести, чтобы число, напечатанное в результате выполнения следующего алгоритма, было наименьшим.

Варианты формулировки задания

Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма…

Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k (наименьшее значение, наибольшее значение), при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k = ….

Определите, какое значение H нужно ввести, чтобы число, напечатанное в результате выполнения следующего алгоритма, было наименьшим.

Поиск максимального и минимального значения функции Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма : Var a, b, t, M, R : integer; Function F(x:integer) : integer; begin  F:=(x*x-9)*(x*x-9)+4; end; BEGIN  a:=-10; b:=10;  M:=a; R:=F(a);  for t:=a to b do begin  if (F(t)  M:=t;  R:=F(t);  end;  end;  write(M+6); END.

Поиск максимального и минимального значения функции

Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма :

Var a, b, t, M, R : integer;

Function F(x:integer) : integer;

begin

F:=(x*x-9)*(x*x-9)+4;

end;

BEGIN

a:=-10; b:=10;

M:=a; R:=F(a);

for t:=a to b do begin

if (F(t)

M:=t;

R:=F(t);

end;

end;

write(M+6);

END.

Анализ программы M:=a; R:=F(a); for t:=a to b do begin  if (F(t)  M:=t;  R:=F(t);  end; end;   Function F(x:integer):integer; begin  F:=(x*x-9)*(x*x-9)+4; end;  Можно записать  M – значение аргумента функции, в котором достигается минимум на интервале [a, b], R- значение минимума

Анализ программы

M:=a; R:=F(a);

for t:=a to b do

begin

if (F(t)

M:=t;

R:=F(t);

end;

end;

  •  

Function F(x:integer):integer;

begin

F:=(x*x-9)*(x*x-9)+4;

end;

Можно записать

M – значение аргумента функции, в котором достигается минимум на интервале [a, b],

R- значение минимума

Анализ функции   Поиск минимума с помощью производной:  =0 Критические точки       Fmin=F(-3)=4 M=4 Ответ: 10 - - + + 0 -   3 M=-3 Ответ: -3+6=3 ! Знание свойств функций позволяет быстрее найти точки минимума.

Анализ функции

 

Поиск минимума с помощью производной:

=0

Критические точки

Fmin=F(-3)=4

M=4

Ответ: 10

-

-

+

+

0

-

 

3

M=-3

Ответ: -3+6=3

!

Знание свойств функций позволяет быстрее найти точки минимума.

Условие задачи Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма: Var a,b,t,M,R:integer; Function F(x:integer):integer; begin  F:=  abs( abs(x-5) + abs(x+5) - 3) + 12; end; BEGIN  a:=20; b:=-20;  M:=a; R:=F(a);  for t:=a downto b do begin  if (F(t)  M:=t;  R:=F(t);  end;  end;  write(M+R); END. f ( x ) = | | x – 5 | + | x + 5 | – 3 | + 12 G(x) = | x – 5 | + | x + 5 | – 3 M=5 R=19 Ответ: 24

Условие задачи

Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:

Var a,b,t,M,R:integer;

Function F(x:integer):integer;

begin

F:= abs( abs(x-5) + abs(x+5) - 3) + 12;

end;

BEGIN

a:=20; b:=-20;

M:=a; R:=F(a);

for t:=a downto b do begin

if (F(t)

M:=t;

R:=F(t);

end;

end;

write(M+R);

END.

f ( x ) = | | x – 5 | + | x + 5 | – 3 | + 12

G(x) = | x – 5 | + | x + 5 | – 3

M=5 R=19

Ответ: 24

Общий алгоритм решения Анализ алгоритма поиска: поиск максимума или минимума? Поиск минимума или максимума аналитическим методом, нахождение точек и значения в них Выбор одной точки решения в зависимости от: направления поиска (цикл возрастания или убывания) строгого или нестрого неравенства при сравнении значений 4) Вычисление выражения, выводимого на экран

Общий алгоритм решения

  • Анализ алгоритма поиска: поиск максимума или минимума?
  • Поиск минимума или максимума аналитическим методом, нахождение точек и значения в них
  • Выбор одной точки решения в зависимости от:
  • направления поиска (цикл возрастания или убывания)
  • строгого или нестрого неравенства при сравнении значений

4) Вычисление выражения, выводимого на экран

R)then begin M:=t; R:=F(t); end; end; write(R); END. Ответ: 16" width="640"

Закрепление

Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:

Var a,b,t,M,R:integer;

Function F(x:integer):integer;

begin

F:=(5-x)*(x+3);

end;

BEGIN

a:=-20; b:=20;

M:=a; R:=F(a);

for t:=a to b do begin

if (F(t)R)then begin

M:=t;

R:=F(t);

end;

end;

write(R);

END.

Ответ: 16

Условие задачи Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k = 25. Значение k = 25 также включается в подсчёт количества различных значений k.      var k, i : longint; function f(n: longint) : longint; begin  f := n * n * n; end; begin  readln(k);  i := 1;  while f(i)   i := i+1;  if f(i)-k   writeln(i)  else writeln(i-1) end.

Условие задачи

Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k = 25. Значение k = 25 также включается в подсчёт количества различных значений k.

var k, i : longint;

function f(n: longint) : longint;

begin

f := n * n * n;

end;

begin

readln(k);

i := 1;

while f(i)

i := i+1;

if f(i)-k

writeln(i)

else writeln(i-1)

end.

Что выведет программа?   Первый цикл i := 1; while f(i)  i := i+1; i=3   Проверка условия if f(i)-k  writeln(i)  else writeln(i-1);   )= истина Программа выведет 3

Что выведет программа?

  •  

Первый цикл

i := 1;

while f(i)

i := i+1;

i=3

 

Проверка условия

if f(i)-k

writeln(i)

else writeln(i-1);

)= истина

Программа выведет

3

Поиск других значений k Программа выводит значение 3 в двух ситуациях:     Чтобы i принимало заданное значение, для цикла должны выполнятся условия     Итоговые системы     Ответ: 28

Поиск других значений k

Программа выводит значение 3 в двух ситуациях:

 

 

Чтобы i принимало заданное значение, для цикла должны выполнятся условия

 

 

Итоговые системы

 

 

Ответ: 28

Закрепление Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k = 10. Значение k = 10 также включается в подсчёт различных значений k.    var k, i : longint; function f(n: longint) : longint; begin  f := n * n * n; end; begin  readln(k);  i := 1;  while f(i)   i:= i+1;  if f(i)-k   writeln(i)  else writeln(i-1); end. Ответ: 13

Закрепление

Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной

переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же

ответ, что и при входном значении k = 10. Значение

k = 10 также включается

в подсчёт различных значений k.

var k, i : longint;

function f(n: longint) : longint;

begin

f := n * n * n;

end;

begin

readln(k);

i := 1;

while f(i)

i:= i+1;

if f(i)-k

writeln(i)

else writeln(i-1);

end.

Ответ: 13

Задачи Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма: var a,b,t,M,R:integer; Function F(x:integer):integer; begin  F := abs(abs(x-4)+abs(x+4)-12) + 1 end; begin  a := -20; b := 20;  M := a; R:= F(a);  for t := a to b do begin  if (F(t)  M := t;  R:= F(t)  end  end;  write(M); end. Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k=9. Значение k=9 также включается в подсчёт различных значений k. var k, i : longint; function f(n: longint) : longint; begin  f := n*n*n + 2*n; end; begin  readln(k);  i := 1;  while f(i)   i:= i+1;  if f(i)-k   writeln(i)  else writeln(i- 1); end.

Задачи

Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:

var a,b,t,M,R:integer;

Function F(x:integer):integer;

begin

F := abs(abs(x-4)+abs(x+4)-12) + 1

end;

begin

a := -20; b := 20;

M := a; R:= F(a);

for t := a to b do begin

if (F(t)

M := t;

R:= F(t)

end

end;

write(M);

end.

Напишите в ответе число, равное количеству различных значений входной переменной k, при которых приведённая ниже программа выводит тот же ответ, что и при входном значении k=9. Значение k=9 также включается в подсчёт различных значений k.

var k, i : longint;

function f(n: longint) : longint;

begin

f := n*n*n + 2*n;

end;

begin

readln(k);

i := 1;

while f(i)

i:= i+1;

if f(i)-k

writeln(i)

else writeln(i- 1);

end.

Список использованных источников

Список использованных источников

  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Н. Евич, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015.
  • Презентация Лимаренко Андрея Ивановича, учителя информатики гимназии 446 на тему «Мастер класс: Логические задачи. Подготовка к ЕГЭ, В15»
  • Презентация Мирончик Ел. А., Мирончик Ек. А. на тему «Системы логических уравнений. Метод отображения.» г. Новокузнецк, 2012.
  • Презентация Вишневской М.П., МАОУ «Гимназия №3» на тему «Решение задания В15 (системы логических уравнений)» 2013 г., г. Саратов .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!