Мастер класс по теме: «Решение текстовых задач на движение» в 5 классе
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.
Формирование познавательных универсальных учебных действий будет осуществлено с помощью следующих видов заданий:
- недостаточность условия;
- работа с разными видами схем;
- работа с текстом.
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
· производить анализ и преобразование информации;
· проводить основные мыслительные операции:
анализ, классификация, сравнение, аналогия, обобщение.
Что будет способствовать достижению высоких познавательных результатов у одаренных учеников.
Решение текстовых задач, в частности задач на движение, является для учащихся одним из трудных моментов в усвоении математики. Но этим задачам придается большое значение в учебном курсе, так как они способствуют формированию познавательных учебных действий т.е. способствуют развитию логического мышления, грамотной речи, учат проводить основные мыслительные операции: анализ синтез обобщение, сравнение, аналогию. Однако, как показывает практика, если учащиеся в 4 классе усвоили понятия «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними, то в 5 классе они легко решают задачи на движение.
Девиз занятия слова известного математика Д.Пойа: «Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
Для более успешной работы поиграем.
-Я называю прилагательные, а вы отвечайте, к какой величине они относятся.
Быстрее – медленнее (скорость)
Длиннее – короче (путь)
Раньше – позже (время)
Кто догадался, с какими величинами будем работать?
- скорость;
- время;
- расстояние.
Таким образом, будем решать задачи на движение. Напомним связь между этими величинами и выразим их формулами (ученик выходит и записывает, а кто-то с места формулирует словами правила нахождения)
Рассмотрим задачу: Из двух городов А и В, расстояние между которыми 156 км, выехали одновременно два велосипедиста. Скорость одного 13,6 км/ч, а скорость другого – 10,4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
-Все ли вам понятно по содержанию задачи?
- В каком направлении могут двигаться велосипедисты?
(Покажем это с помощью направления рук)
-Ваше предположение, одинаковое ли будет решение и ответ в задаче, если условие будет одинаковое, но поменяется направление движения?
Выдвинем предположение, что произойдет с расстоянием между велосипедистами при каждом движении?
Навстречу друг другу (уменьшится) (скорость сближения увеличивается).
В противоположных направлениях (увеличится)
В одном направлении – идут вдогонку (уменьшится)
В одном направлении, но с отставанием (увеличится)
Проверим наше предположение, решением задач.
У каждого на столе выданы схемы. Расставьте условие задачи на каждой схеме. Проверим
Встречное движение
Движение вдогонку
156 км
156 км
10,4 км/ч
10,4 км/ч
13,6 км/ч
13,6 км/ч
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
А
А
В
В
1
3
Движение в противоположных направлениях
13,6 км/ч
156 км
156 км
10,4 км/ч
10,4 км/ч
13,6 км/ч
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
А
А
В
В
2
4
Приступим к решению задач. Те, кто работают в 5 классе, решаем задачи №3 и 4, все остальные №1, 2.
Решили. Проверяем по готовым решениям:
1)
13,6 + 10,4 = 24 (км/ч) – скорость сближения.
24 * 3 = 72 (км) – сблизились велосипедисты.
156 – 72 = 84 (км)
Ответ: 84 км стало расстояние между велосипедистами через 3 часа.
2)
13,6 + 10,4 = 24 (км/ч) – скорость удаления.
24 * 3 = 72 (км) – удалились велосипедисты.
156 + 72 = 228 (км)
Ответ: 228 км стало расстояние между велосипедистами через 3 часа.
3)
13,6 * 3 = 40,8 (км) – проехал первый велосипедист за 3 часа.
10,4 * 3 = 31,2 (км) – проехал второй велосипедист за 3 часа.
156 + 31,2 = 187,2 (км) – удалится второй велосипедист от первого.
187,2 – 40,8 = 146,4 (км)
Ответ: 146,4 км стало расстояние между велосипедистами через 3 часа.
4)
13,6 * 3 = 40,8 (км) – проехал первый велосипедист за 3 часа.
10,4 * 3 = 31,2 (км) – проехал второй велосипедист за 3 часа.
156 + 40,8 = 196,8 (км) – удалится первый велосипедист от второго.
196,8 – 31,2 = 165,6 (км)
Ответ: 165,6 км стало расстояние между велосипедистами через 3 часа.
Проверим наши предположения по поводу данного расстояния при каждом движении.
С помощью направления рук покажите, решение задачи на какое движение вызывает у вас трудность.
Спасибо за занятие.