СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на проценты

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на проценты»

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Учитель: Алибакова А.З., Мурадымовский филиал МОБУ СОШ д.Байназарово

Тема урoка: Решение задач на проценты.

1.Тип урока:. урок обобщения и систематизации знаний и умений

2.Образовательные ресурсы: Математика 5 класс. учебник для учащихся Н. Я. Виленкин, 2019 г., Интернет – ресурсы.

3.Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный.

4.Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

5. Цель урока: совершенствование практических навыков решения задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

6. Планируемые результаты:

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

7. Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

8. Структура и ход урока

Этап урока, время (в мин)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный этап

1 мин

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

Учитель -Здравствуйте, дети!

(Создаётся благоприятный психологический настрой на работу, Раздает учащимся листы самооценки)_

- Подпишите листки самооценивания. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу баллами:

"2" - справился с задачей легко,

«1" - справился с задачей, но возникали сложности,

"0" - не справился с задачей.

Включаются в деловой ритм урока.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2.Актуализация знаний

3 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

Устный счет:

43% 18% 40% 77% 112%

0,13 1,09 0,8 0,45 0,006 0,004

Задание: в первой строке проценты замените десятичными дробями, а во второй строке замените десятичные дроби процентами.

Давайте вспомним основные задачи на проценты.

а) как найти процент от числа;

Найдите: 135% от 360

Решение: 135% = 1,35

360 ∙ 1,35 = 486

б) как найти по проценту целую величину;

25% числа равны 850. Найдите число.

Решение: 25% = 0,25

850 : 0,25 = 3400

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 45 от 600?

Решение: 45 : 600  100% = 7,5%.

Повторим эти правила в общем виде:


Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4 мин

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель приводить пример на проценты. В школе 62 учащихся. Если девочек в школе 32 ? Сколько процентов составляют девочек и сколько мальчики?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока).

Сегодня вы узнаете нужно ли знать процент продавцов, высчитывающих скидку покупателю; классным руководителям и завучу школы; бухгалтеру.

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

23 мин

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1.Классный руководитель – завуч школы.

1)В классе 30 человек, из них девочек – 18. Сколько процентов мальчиков в классе?

Решение

  • 1) 30 : 100 = 0,3 - 1% процент всех детей класса;

  • 2) 30 – 18 = 12 – мальчиков в классе;

  • 3) 12 : 0,3 = 40%.

  • Ответ: в классе учится 40% мальчиков.

2) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.

Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар: скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей 14 %

Сапоги – 7 800 рублей 10%

Шапка - 2 200 рублей 8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %

Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 14 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?


Работают в парах над поставленными задачами.

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

2 мин

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) 
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) 
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) 
Головою три кивка. (Движения головой.) 
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) 
Пять - руками помахать, (Махи руками.) 
Шесть — на место сесть опять. (Присели.) 

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.



6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

4 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

2 мин

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Итак, вы сегодня решали упрощенные жизненные задачи. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются листы самооценивания и выставляются оценки за работу

Учащиеся сдают листы самооценивания учителю.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


8. Домашнее задание

1 мин

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

№ 764, 760,с.138,

п.40 прочитать.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.
















Лист оценивания

Ф.И.О учащегося


Виды деятельности

Баллы

Устный счет


Работа на уроке


Сам. Работа


Итоговая




Источники:

  1. Учебник Математика 5 класс / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд, М.:Мнемозина., 2019

  2. https://multiurok.ru/files/fizkul-minutki-na-urokakh-matiematiki.html

  3. https://mat-zadachi.ru/5-class/zadachi/procenti.php