Записываем тему урока: Решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел».
Тип урока: урок решения задач
Формы работы: работа по алгоритму, индивидуальная работа, работа в парах и группах, фронтальная работа.
Ход урока
I.Организационный момент.(2 мин)
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. ( 5-7 минут)
(раздать листы самооценки (Приложение 1)
1. Вижу какие вы взрослые, а самостоятельные ли? Например, сможете себе несложный обед приготовить? А вы любите пельмени? Как определить, что пельмени сварились? (ответы учащихся)
Почему пельмени всплывают? (гипотезы учащихся). Изобразите положение пельменя в начале варки и в конце, укажите силы которые действуют на него. (работа в парах на доске:
Обсуждение, записывают формулы силы тяжести и Архимедовой силы, условия плавания тел, всплывания, погружения).
2.Фронтальный опрос
-1.Определение силы Архимеда ( тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом).
-2. От чего она зависит: (от объема тела и плотности жидкости)
-3. От чего она не зависит: (от плотности и формы тела, глубины погружения(если полностью в воде)
-4. Где еще проявляется сила Архимеда? (Плавание катеров и лодок, морских животных, рыб , водолазы, птицы…).
Например, решили мы с вами построить плот. Что для этого нужно? (обсуждение), не достаточно данных и как их применить. Вывод: Чтобы построить воздушное или морское судно, подводную лодку, плот и многое другое нужно сделать расчеты, измерения.
И сегодня мы займемся…(учащиеся выводят тему урока) (решением задач на тему «Сила Архимеда и плавание тел» и целью урока … учащиеся выводят цель урока) Научиться решать задачи по теме « Архимедова сила.Плавание тел», записывать формулы, оформлять решение задач в тетради.
-
Этап целеполагания, выявленния затруднений, решение выявленных проблем
1. Повторение формул для решения задач (Метод «Ромашка Блума» на знание формул)
- Как найти силу Архимеда, указать единицу измерения: по формуле FA = ρЖgVпчт; опытным путем FА = Рв возд – Рв жидк
- Как найти объем тела указать единицу измерения:
- Как найти плотность жидкости указать единицу измерения:
- При каком условии тело тонет: Fт FА или ρт ρж
- Чему равна сила тяжести указать единицу измерения: Fт = mg
- При каком условии тело всплыает: Fт А или ρт ж
- При каком условии тело плавает: Fт = FА или ρт = ρж
Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.
2. Решение качественных задач (3-5 минут).
Для того, чтобы понимать природу, мы должны правильно объяснять ее явления. Итак, посмотрим на следующие опыты и попытаемся их объяснить. Почему это происходит так, а не иначе.
- работа с классом:
1. Первоклассник и старшеклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? (1 кл-ка – он легче)
2. Один раз мальчик нырнул на глубину 2м, а второй раз – на 3м. В каком случае вода его выталкивает сильнее? (одинаково, т.к. не зависит от глубины погружения)
3. Картофелина тонет в воде. Что можно сделать, чтобы она всплыла? (подсолить воду – увеличится плотность воды)
- Работа в группах:
Г
руппа №1. В сосуд погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики? (Плотность жидкости вследствие ничтожно малой сжимаемости на любой глубине примерно одинаковой).
Г
руппа №2. На поверхности воды плавают бруски из дерева, пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, т.е. пробковый, а какой изо льда? Какая существует зависимость между плотностью тела и объемом этого тела над водой?
Вывод:
-
архимедова сила зависит от объема погруженной части тела и плотности жидкости;
-
чем больше объем погруженной части тела, тем больше архимедова сила;
-
чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
-
Решение расчетных задач
Вспомним, какие действия мы должны выполнить, чтобы решить физическую задачу?
-(Обсуждение общего алгоритма решения задач:
1) внимательно прочитать, понять текст,
2) записать дано,
3) перевести величины в СИ,
4) записать формулу,
5) подставить числовые значения величин,
6) рассчитать,
7) записать ответ.
№1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в машинное масло (рм = 900 кг/м3) тело, объемом 0,002 м3
Решение: FA = ρЖgV = 900х 10х 0,002 = 18 Н
№2. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила, если вес кирпича в воздухе = 20 Н, а в воде = 10 Н ?
Решение:
№ 3. Определить, что произойдет с телом: всплывет, утонет или будет плавать внутри жидкости, если масса тела 35г. И объем вытесненной им нефти равен 35 см3? Плотность нефти 820 кг/м3
Решение:
№ 4. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.
V.Физкультминутка
VI. Этап актуализации знаний необходимых для усвоения повторения материала.
1.ТЕСТ по теме «Архимедова сила, плавание тел» с взаимопроверкой (Приложение 2)
VII. Домашнее задание
1.Составить задачу– рисунок по теме. 2.Решить задачу на карточке.
3.Выполнить подборку пословиц и поговорок объясняющих применение силы Архимеда
-
Рефлексия.
-
Итог урока.
Мы повторили тему “Архимедова сила и плавание тел”, проверили свои знания по данной теме, выполнив тест, вспомнив алгоритм решения задач, формулы, решили качественные и расчетные задачи.
Ребята, всех благодарю за творческую и плодотворную работу на уроке. Большое спасибо, за совместную работу. Надеюсь на то, что мы с вами на последних уроках совершим еще много открытий и не раз прокричим подобное Архимеду«Эврика!»
№1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в машинное масло (рм = 900 кг/м3) тело, объемом 0,002 м3
№2. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила, если вес кирпича в воздухе = 20 Н, а в воде =10 Н?
№3. Определить, что произойдет с телом: всплывет, утонет или будет плавать внутри жидкости, если масса тела 35г. И объем вытесненной им нефти равен 35 см3? Плотность нефти 820 кг/м3
№ 4. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.
№5. Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.
№6. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м3.
№1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в машинное масло (рм = 900 кг/м3) тело, объемом 0,002 м3
№2. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила, если вес кирпича в воздухе = 20 Н, а в воде =10 Н?
№3. Определить, что произойдет с телом: всплывет, утонет или будет плавать внутри жидкости, если масса тела 35г. И объем вытесненной им нефти равен 35 см3? Плотность нефти 820 кг/м3
№ 4. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.
№5. Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.
№6. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м3.
№1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в машинное масло (рм = 900 кг/м3) тело, объемом 0,002 м3
№2. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила, если вес кирпича в воздухе = 20 Н, а в воде =10 Н?
№3. Определить, что произойдет с телом: всплывет, утонет или будет плавать внутри жидкости, если масса тела 35г. И объем вытесненной им нефти равен 35 см3? Плотность нефти 820 кг/м3
№ 4. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.
№5. Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.
№6. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м3.