СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на уроках обществознания, как средство развития математической грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации приводятся примеры задач,  с помощью которых можно развивать математическую грамотность на уроках обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на уроках обществознания, как средство развития математической грамотности.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г.Бирюсинска Тема: «Решение задач на уроках обществознания как средство развития математической грамотности»   Подготовила: Вахрушева О.В,учитель истории и обществознания

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г.Бирюсинска

  • Тема: «Решение задач на уроках обществознания как средство развития математической грамотности»

Подготовила: Вахрушева О.В,учитель истории и обществознания

Целесообразность применения математических приемов Данные приемы способствуют: 1) упорядочению и систематизации имеющихся и вновь приобретаемых знаний по предмету; 2) развитию логического мышления учащихся; 3) развитию их творческих способностей: в ходе выполнения заданий создается новый «продукт» – новое структурированное знание; 4) формированию и поддержанию интереса к предмету. Интерес – один из важнейших мотивов любой деятельности, а использование математических приемов на уроке, далеком от математики, создает ситуацию познавательного парадокса , что стимулирует интерес к предмету; 5) повышению эффективности обучения; 6) улучшению успеваемости учащихся.

Целесообразность применения математических приемов

  • Данные приемы способствуют:
  • 1) упорядочению и систематизации имеющихся и вновь приобретаемых знаний по предмету;
  • 2) развитию логического мышления учащихся;
  • 3) развитию их творческих способностей: в ходе выполнения заданий создается новый «продукт» – новое структурированное знание;
  • 4) формированию и поддержанию интереса к предмету. Интерес – один из важнейших мотивов любой деятельности, а использование математических приемов на уроке, далеком от математики, создает ситуацию познавательного парадокса , что стимулирует интерес к предмету;
  • 5) повышению эффективности обучения;
  • 6) улучшению успеваемости учащихся.
Направления функциональной грамотности Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление

Направления функциональной грамотности

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
Математическая грамотность Математическая грамотность  является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики .

Математическая грамотность

  • Математическая грамотность  является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики .
Понятие сюжетной задачи Под сюжетными задачами понимаются задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс) с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений. Под задачей с экономическим содержанием понимается задача, содержание которой связано с экономическими объектами и процессами, а ее исследование с помощью математического аппарата способствует осознанному применению математических знаний. В таких задачах отражаются связи математики с экономикой и финансами, раскрываются прикладные аспекты математической науки

Понятие сюжетной задачи

  • Под сюжетными задачами понимаются задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс) с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений.
  • Под задачей с экономическим содержанием понимается задача, содержание которой связано с экономическими объектами и процессами, а ее исследование с помощью математического аппарата способствует осознанному применению математических знаний. В таких задачах отражаются связи математики с экономикой и финансами, раскрываются прикладные аспекты математической науки
Математические задачи с экономическим содержанием можно разбить в соответствии с темами школьного курса математики Например, задачи по темам:  Действия с дробями. Нахождение части целого (5 класс), Действия с дробями. Нахождение целого по его части (5 класс), Действия с натуральными числами (5 класс), Проценты и дроби (6 класс), Действия с десятичными дробями (6 класс) и т.д. Также, задачи могут быть разделены на следующие виды: задачи на личный и семейный бюджет, задачи на потребности и расходы, задачи на скидки, задачи на доходы и расходы, задачи на потребительский выбор, задачи на кредиты, задачи на страхование, задачи на сбережение и инвестиции и др.

Математические задачи с экономическим содержанием можно разбить в соответствии с темами школьного курса математики

Например, задачи по темам:

  • Действия с дробями. Нахождение части целого (5 класс), Действия с дробями. Нахождение целого по его части (5 класс), Действия с натуральными числами (5 класс), Проценты и дроби (6 класс), Действия с десятичными дробями (6 класс) и т.д.

Также, задачи могут быть разделены на следующие виды:

  • задачи на личный и семейный бюджет, задачи на потребности и расходы, задачи на скидки, задачи на доходы и расходы, задачи на потребительский выбор, задачи на кредиты, задачи на страхование, задачи на сбережение и инвестиции и др.
Примеры сюжетных задач Обществознание 7класс. Семейный бюджет. Потребление: доходы и расходы. Задача 1.  ( Действия с дробями. Нахождение части целого)  Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают. Я старший и пока я ученик 8 класса. Наш семейный доход состоит из заработной платы родителей. Зарплата папы равна 46000 рублей, а мамина зарплата составляет 4/5 папиной. Чему равен доход нашей семьи? Задача 2.  ( Проценты и дроби) В магазине ДНС идет акция: телефон стоимостью 8999 рублей продается по цене 7999 рублей. Сколько процентов скидки предоставляет магазин? Задача 3.  ( Степень с натуральным показателем.) Мой дедушка открыл мне вклад в банке «Открытие» на сумму 50000 рублей по ставке 8% годовых. Какую сумму я получу при закрытии вклада через 4 года (после окончания 11 класса) при условии ежегодной капитализации процентов?

Примеры сюжетных задач

  • Обществознание 7класс. Семейный бюджет. Потребление: доходы и расходы.
  • Задача 1.  ( Действия с дробями. Нахождение части целого)
  • Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают. Я старший и пока я ученик 8 класса. Наш семейный доход состоит из заработной платы родителей. Зарплата папы равна 46000 рублей, а мамина зарплата составляет 4/5 папиной. Чему равен доход нашей семьи?
  • Задача 2.  ( Проценты и дроби)
  • В магазине ДНС идет акция: телефон стоимостью 8999 рублей продается по цене 7999 рублей. Сколько процентов скидки предоставляет магазин?
  • Задача 3.  ( Степень с натуральным показателем.)
  • Мой дедушка открыл мне вклад в банке «Открытие» на сумму 50000 рублей по ставке 8% годовых. Какую сумму я получу при закрытии вклада через 4 года (после окончания 11 класса) при условии ежегодной капитализации процентов?
Задача4.1(Проценты и дроби) № Название магазинов 1 «Пятёрочка» Батон 2 +5% скидка «Магнит» Буханка черного хлеба 3 30 рублей + 10 % 4 «Ледяной городок»0 % 27 рублей Пакт кефира 33 рублей 28 рублей Пачка пельменей 5 33 рубля 27 рублей 6 30 рублей 130 рублей Упаковка сосисок 39 рублей 127 рублей Пряники 29 рублей 283 рублей 56 рублей   275 рублей 132 рубля   59 рублей 26 рублей 45 рублей Мама Катя готовила ужин и отправила  папу Игоря с дочерью Машей в четверг за покупками в магазин. Мама знала, что в этот день в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 рублей и список продуктов. Им необходимо было купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине папа Игорь и дочь Маша сделают выгодную покупку?

Задача4.1(Проценты и дроби)

Название магазинов

1

«Пятёрочка»

Батон

2

+5% скидка

«Магнит»

Буханка черного хлеба

3

30 рублей

+ 10 %

4

«Ледяной городок»0 %

27 рублей

Пакт кефира

33 рублей

28 рублей

Пачка пельменей

5

33 рубля

27 рублей

6

30 рублей

130 рублей

Упаковка сосисок

39 рублей

127 рублей

Пряники

29 рублей

283 рублей

56 рублей

  275 рублей

132 рубля

  59 рублей

26 рублей

45 рублей

  • Мама Катя готовила ужин и отправила  папу Игоря с дочерью Машей в четверг за покупками в магазин. Мама знала, что в этот день в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 рублей и список продуктов. Им необходимо было купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине папа Игорь и дочь Маша сделают выгодную покупку?
Задача 4.2 Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы: 1) Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.? 2) Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов?

Задача 4.2

  • Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:
  • 1) Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.?
  • 2) Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов?
Задания на уроках обществознания тема «Семейный бюджет», «Банк и банковская система», «Потребление: сбережения и кредиты»   Задача1. Вы накопили немного денег (подарки на день рождение от родителей и родственников) и решили открыть депозит в банке, чтобы накопить на новенький смартфон. Россельхозбанк начисляет на срочный вклад (на 3 года) 4,95% годовых. Вы положили на счет 5000 рублей. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет? Какую сумму денег вы накопите за 3 года?

Задания на уроках обществознания тема «Семейный бюджет», «Банк и банковская система», «Потребление: сбережения и кредиты»

  • Задача1.
  • Вы накопили немного денег (подарки на день рождение от родителей и родственников) и решили открыть депозит в банке, чтобы накопить на новенький смартфон. Россельхозбанк начисляет на срочный вклад (на 3 года) 4,95% годовых. Вы положили на счет 5000 рублей. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет? Какую сумму денег вы накопите за 3 года?
Задания на уроках обществознания и экономики тема «Семейный бюджет», «Банк и банковская система», «Потребление: сбережения и кредиты»   Задача2. Вам предстоит долгий учебный день, и решаете перекусить в школьной столовой у вас с собой 90 рублей. Вберите обед из трех блюд (первое, второе и напиток), который можете купить. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда. Достаточно указать один вариант обеда. Рассмотрите другие варианты и обсудите их в паре. Школьное меню:

Задания на уроках обществознания и экономики тема «Семейный бюджет», «Банк и банковская система», «Потребление: сбережения и кредиты»

  • Задача2.
  • Вам предстоит долгий учебный день, и решаете перекусить в школьной столовой у вас с собой 90 рублей. Вберите обед из трех блюд (первое, второе и напиток), который можете купить. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда. Достаточно указать один вариант обеда. Рассмотрите другие варианты и обсудите их в паре.
  • Школьное меню:
Применение математических подсчетов по формуле (11 класс.Экономический рост и развитие.))

Применение математических подсчетов по формуле (11 класс.Экономический рост и развитие.))

Построение и анализ графиков в разделе «Экономика» 11 класс.Тема «Спрос и предложение» Построить графики, определить равновесную цену.    Цена (Р) (долл.) 10 Объем спроса (Qd) (шт.) 12 Объем предложения (Qs) (шт.) 10 14 2 9 16 3 8 18 4 7 5 6 20 6 5 7

Построение и анализ графиков в разделе «Экономика» 11 класс.Тема «Спрос и предложение» Построить графики, определить равновесную цену.

Цена (Р) (долл.)

10

Объем спроса (Qd) (шт.)

12

Объем предложения (Qs) (шт.)

10

14

2

9

16

3

8

18

4

7

5

6

20

6

5

7

Выводы: Решение задач является важной частью экономического образования, с помощью которых школьник может видеть практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни Говоря об использовании математических приемов на уроках обществознания, нужно обратить внимание на следующие особенности: 1) нельзя их абсолютизировать, как, впрочем, и никакой другой прием; 2) различные приемы целесообразно использовать в соответствии с темой, целью и задачами урока; 3) игровые математические приемы лучше использовать преимущественно на уроках 5–9-х классов, когда идет первоначальное формирование представлений, чтобы облегчить усвоение огромного материала, систематизировать его и сформировать представление о некоторых закономерностях, усвоение сущности и специфики проявления которых будут предметом изучения в старшей школе.

Выводы:

  • Решение задач является важной частью экономического образования, с помощью которых школьник может видеть практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни
  • Говоря об использовании математических приемов на уроках обществознания, нужно обратить внимание на следующие особенности:
  • 1) нельзя их абсолютизировать, как, впрочем, и никакой другой прием;
  • 2) различные приемы целесообразно использовать в соответствии с темой, целью и задачами урока;
  • 3) игровые математические приемы лучше использовать преимущественно на уроках 5–9-х классов, когда идет первоначальное формирование представлений, чтобы облегчить усвоение огромного материала, систематизировать его и сформировать представление о некоторых закономерностях, усвоение сущности и специфики проявления которых будут предметом изучения в старшей школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!