Просмотр содержимого документа
«Решение задач на уроках обществознания, как средство развития математической грамотности.»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г.Бирюсинска
- Тема: «Решение задач на уроках обществознания как средство развития математической грамотности»
Подготовила: Вахрушева О.В,учитель истории и обществознания
Целесообразность применения математических приемов
- Данные приемы способствуют:
- 1) упорядочению и систематизации имеющихся и вновь приобретаемых знаний по предмету;
- 2) развитию логического мышления учащихся;
- 3) развитию их творческих способностей: в ходе выполнения заданий создается новый «продукт» – новое структурированное знание;
- 4) формированию и поддержанию интереса к предмету. Интерес – один из важнейших мотивов любой деятельности, а использование математических приемов на уроке, далеком от математики, создает ситуацию познавательного парадокса , что стимулирует интерес к предмету;
- 5) повышению эффективности обучения;
- 6) улучшению успеваемости учащихся.
Направления функциональной грамотности
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Математическая грамотность
- Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики .
Понятие сюжетной задачи
- Под сюжетными задачами понимаются задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс) с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений.
- Под задачей с экономическим содержанием понимается задача, содержание которой связано с экономическими объектами и процессами, а ее исследование с помощью математического аппарата способствует осознанному применению математических знаний. В таких задачах отражаются связи математики с экономикой и финансами, раскрываются прикладные аспекты математической науки
Математические задачи с экономическим содержанием можно разбить в соответствии с темами школьного курса математики
Например, задачи по темам:
- Действия с дробями. Нахождение части целого (5 класс), Действия с дробями. Нахождение целого по его части (5 класс), Действия с натуральными числами (5 класс), Проценты и дроби (6 класс), Действия с десятичными дробями (6 класс) и т.д.
Также, задачи могут быть разделены на следующие виды:
- задачи на личный и семейный бюджет, задачи на потребности и расходы, задачи на скидки, задачи на доходы и расходы, задачи на потребительский выбор, задачи на кредиты, задачи на страхование, задачи на сбережение и инвестиции и др.
Примеры сюжетных задач
- Обществознание 7класс. Семейный бюджет. Потребление: доходы и расходы.
- Задача 1. ( Действия с дробями. Нахождение части целого)
- Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают. Я старший и пока я ученик 8 класса. Наш семейный доход состоит из заработной платы родителей. Зарплата папы равна 46000 рублей, а мамина зарплата составляет 4/5 папиной. Чему равен доход нашей семьи?
- Задача 2. ( Проценты и дроби)
- В магазине ДНС идет акция: телефон стоимостью 8999 рублей продается по цене 7999 рублей. Сколько процентов скидки предоставляет магазин?
- Задача 3. ( Степень с натуральным показателем.)
- Мой дедушка открыл мне вклад в банке «Открытие» на сумму 50000 рублей по ставке 8% годовых. Какую сумму я получу при закрытии вклада через 4 года (после окончания 11 класса) при условии ежегодной капитализации процентов?
Задача4.1(Проценты и дроби)
№
Название магазинов
1
«Пятёрочка»
Батон
2
+5% скидка
«Магнит»
Буханка черного хлеба
3
30 рублей
+ 10 %
4
«Ледяной городок»0 %
27 рублей
Пакт кефира
33 рублей
28 рублей
Пачка пельменей
5
33 рубля
27 рублей
6
30 рублей
130 рублей
Упаковка сосисок
39 рублей
127 рублей
Пряники
29 рублей
283 рублей
56 рублей
275 рублей
132 рубля
59 рублей
26 рублей
45 рублей
- Мама Катя готовила ужин и отправила папу Игоря с дочерью Машей в четверг за покупками в магазин. Мама знала, что в этот день в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 рублей и список продуктов. Им необходимо было купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине папа Игорь и дочь Маша сделают выгодную покупку?
Задача 4.2
- Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:
- 1) Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.?
- 2) Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов?
Задания на уроках обществознания тема «Семейный бюджет», «Банк и банковская система», «Потребление: сбережения и кредиты»
- Задача1.
- Вы накопили немного денег (подарки на день рождение от родителей и родственников) и решили открыть депозит в банке, чтобы накопить на новенький смартфон. Россельхозбанк начисляет на срочный вклад (на 3 года) 4,95% годовых. Вы положили на счет 5000 рублей. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет? Какую сумму денег вы накопите за 3 года?
Задания на уроках обществознания и экономики тема «Семейный бюджет», «Банк и банковская система», «Потребление: сбережения и кредиты»
- Задача2.
- Вам предстоит долгий учебный день, и решаете перекусить в школьной столовой у вас с собой 90 рублей. Вберите обед из трех блюд (первое, второе и напиток), который можете купить. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда. Достаточно указать один вариант обеда. Рассмотрите другие варианты и обсудите их в паре.
- Школьное меню:
Применение математических подсчетов по формуле (11 класс.Экономический рост и развитие.))
Построение и анализ графиков в разделе «Экономика» 11 класс.Тема «Спрос и предложение» Построить графики, определить равновесную цену.
Цена (Р) (долл.)
10
Объем спроса (Qd) (шт.)
12
Объем предложения (Qs) (шт.)
10
14
2
9
16
3
8
18
4
7
5
6
20
6
5
7
Выводы:
- Решение задач является важной частью экономического образования, с помощью которых школьник может видеть практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни
- Говоря об использовании математических приемов на уроках обществознания, нужно обратить внимание на следующие особенности:
- 1) нельзя их абсолютизировать, как, впрочем, и никакой другой прием;
- 2) различные приемы целесообразно использовать в соответствии с темой, целью и задачами урока;
- 3) игровые математические приемы лучше использовать преимущественно на уроках 5–9-х классов, когда идет первоначальное формирование представлений, чтобы облегчить усвоение огромного материала, систематизировать его и сформировать представление о некоторых закономерностях, усвоение сущности и специфики проявления которых будут предметом изучения в старшей школе.