СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на вычисление вероятности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок по теории вероятностей в 11 классе. Целью является уровень подготовки учащихся к решению задач на вероятность на экзамене, учитывается базовый и профильный уровни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока, технологическая карта»

Паспорт урока математики в 11 А классе


Тема урока:

Решение задач на вычисление вероятности


Учитель

Синельникова Марина Васильевна

Цель

Закрепление и при необходимости коррекция алгоритмов и способов решения задач на вычисление вероятности.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

Способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на выполнение заданий; продолжать формирование культуры учебного труда, навыков самоконтроля и экономного расходования времени; развивать коммуникативные навыки.

Планируемые

образовательные результаты

Личностные результаты:

обучающийся получит возможность развития целеустремленности, интереса к учению, самовоспитанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающиеся научатся контролировать и корректировать свои действия при решении заданий; прилагать волевые усилия в преодолении трудностей;

Познавательные: обучающиеся получат возможность выбирать наиболее эффективные способы решения.

Коммуникативные: обучающиеся научатся осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обучающиеся получат возможность развития целеустремленности, интереса к учению, самовоспитанию.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся применять теоретические знания для решения задач на вычисление вероятности

Обучающиеся получат возможность научиться планировать деятельность, направленную на решение заданий повышенной трудности.


Основные понятия

Стохастический опыт, события, виды событий - достоверные, невозможные, равновозможные, несовместные, противоположные, полная группа событий, классическая вероятность, произведение событий, сумма событий.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока

Фронтальная работа, работа в группах.

Образовательная технология

Технология учебно-группового сотрудничества.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Оснащение урока

Доска, проектор, экран, презентация, раздаточные дидактические материалы.

Домашнее задание

Повторить теорию по конспектам, дифференцированные карточки







Технологическая карта хода урока


Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

1.Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной учебной деятельности.

Организует фронтальную беседу о теме, целях и плане урока.

Слайды ( 1-2 )

Листы самоконтроля.



Обдумать важность этого урока для дальнейшего успешного обучения и подготовки к ЕГЭ.



Сформировать осознанный интерес к теме урока.

Учащиеся получат возможность научиться целостно представить изучение темы.

Научатся обдумывать цель; осознать практическую и личностную значимость учебного материала.

Учащиеся получат возможность научиться высказывать мнение.

II. Актуализация знаний учащихся (15 мин.)

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений при решении заданий по теме урока.



Фронтальная работа с классом – повторение теоретического материала:

(Слайды 3-10)

– Привести примеры опыта и события. Слайд 3

– Привести примеры событий

достоверных; Слайд3

невозможных; Слайд 3

равновозможных и имеющих больше шансов Слайд 4

несовместных, Слайд 5

противоположных. Слайд 6

– Привести примеры полной группы событий. Слайд 6

– Вспоминаем определения

классической вероятности, Слайд 7

произведения событий, Слайд 8

суммы событий, Слайд 9,

суммы совместных событий Слайд 10

При решении задачах мы с вами вспомним дерево вариантов, и все правила нахождения вероятностей в комбинаторике.

Организует решение задач у доски.

(Приложение 1)













Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры, аргументируют их.

Решают задания у доски, классифицируют задачи, комментируют выбор теории и способа решения.

Учащиеся получат возможность научиться формировать навыки успешно, точно, безошибочно и быстро выполнять решение заданий.

Учащиеся, не допустившие ошибок, получат возможность научиться правильно выражать свои мысли в устной форме, развить творческие способности.

Научатся анализировать и сопоставлять результаты своей деятельности; ставить перед собой коррекционные цели.

Учащиеся получат возможность научиться выступать перед аудиторией; преодолевать трудности.

Учащиеся получат возможность научиться активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

III. Разбор задач на использование правил вычисления вероятностей. (13 мин.)

Цель: осознание учащимися места и причины собственных затруднений в выполнении изученных ранее способов решения задач; постановка цели и способов коррекционной деятельности; закрепление способов решения заданий, вызвавших затруднения.



(Группы взаимопомощи).


Выдает условия задач. Организует процесс решения задач.

Организует работу по решению задач, оказывает помощь по запросу учащихся;

организует самопроверку учащимися своих работ по ответам с фиксацией полученных результатов (c исправлением ошибок).


Приложение 2


Слайды (19-24).





Анализируют свои решения и определяют место ошибок; выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила), в которых допущены ошибки.

Учащиеся объясняют способы решения этих заданий.

Исправляют свои ошибки с помощью эталона.


Научатся контролировать степень усвоения материала.

Научатся анализировать свои ошибки в решении заданий, формулировать, какие понятия и способы решения им надо научиться применять.

Научатся анализировать и сопоставлять результаты своей деятельности; ставить перед собой коррекционные цели.


IV. Этап включения в систему знаний. Решение заданий из открытого банка задач.

(13 мин.)

Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха; закрепление знания способов решения задач


Работа в дифференцированных группах.

Организация работы по решению заданий повышенного уровня.

Оказывает помощь по запросу учащихся;

Организует самопроверку учащимися своих работ по эталону.

Приложение 3, (Слайды 27-31)

Приложение 4, (Слайды 33-38)



Выявить качество и уровень овладения знаниями.

Получение достоверной информации о достижении всеми и способами деятельности.

Развитие у учащихся способность к оценочным действиям

V. Подведение итогов урока (2 мин.)


Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности на уроке; подведение итогов урока.


Предлагает учащимся проанализировать результаты работы на уроке; заполнить таблицу рефлексии; выбрать домашнее задание в соответствии с выбором база-профиль (домашнее задание дифференцированное).

Выставление отметок (самооценка).

При выходе из кабинета каждый ученик оставляет лист самооценки.

Рефлексия (на листах самооценки) !, !?, ?


Домашнее задание:

1. Повторить теорию по конспектам,

2. Решить задачи.

Приложение 5 (база), 6 (профиль).


Анализируют свои успехи и деятельность на уроке.

Отвечают на вопрос рефлексии.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Научатся анализировать степень усвоения знаний, умений и навыков; в соответствии с результатами этого анализа научатся планировать свою учебную работу дома.

Учащиеся получат возможность научится анализировать, прогнозировать и обобщать выводы о результатах своей работы.

Учащиеся получат возможность развить способность мыслить критически; осуществлять самооценку и само коррекцию учебной деятельности.


Приложение 1-6. Раздаточные дидактические материалы.

Приложение 7. Лист самооценки

Приложение 8. Слайдовая презентация




УМК. О. В. Муравина. Рабочая программа к линии учебников Г. К. Муравина, О. В. Муравиной. Алгебра и начала математического анализа. Углубленный уровень. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2017.

Г. К. Муравин, О. В. Муравина. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. Базовый уровень.11 класс - М.: Дрофа, 2018.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1. Инд. работа»

Приложение 1.

1. На борту самолёта 12 мест рядом с запасными выходами и 18 мест за перегородками, разделяющими салоны. Остальные места неудобны для пассажира высокого роста. Пассажир В. высокого роста. Найдите вероятность того, что на регистрации при случайном выборе места пассажиру В. достанется удобное место, если всего в самолёте 300 мест.

2. В группе туристов 5 человек. С помощью жребия они выбирают двух человек, которые должны идти в село за продуктами. Турист А. хотел бы сходить в магазин, но он подчиняется жребию. Какова вероятность того, что А. пойдёт в магазин?

3. При изготовлении подшипников диаметром 67 мм вероятность того, что диаметр будет отличаться от заданного меньше, чем на 0,01 мм, равна 0,965. Найдите вероятность того, что случайный подшипник будет иметь диаметр меньше чем 66,99 мм или больше чем 67,01 мм.

4. Чтобы пройти в следующий круг соревнований, футбольной команде нужно набрать хотя бы 4 очка в двух играх. Если команда выигрывает, она получает 3 очка, в случае ничьей — 1 очко, если проигрывает — 0 очков. Найдите вероятность того, что команде удастся выйти в следующий круг соревнований. Считайте, что в каждой игре вероятности выигрыша и проигрыша одинаковы и равны 0,4.

5. На экзамене по геометрии школьнику достаётся один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос на тему «Вписанная окружность», равна 0,2. Вероятность того, что это вопрос на тему «Параллелограмм», равна 0,15. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.

6. Перед началом футбольного матча судья бросает монетку, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Физик» играет три матча с разными командами. Найдите вероятность того, что в этих играх «Физик» выиграет жребий ровно два раза.





Просмотр содержимого документа
«Приложение 2. группы взаимопомощи.»

Приложение 2.

Работа в группах взаимопомощи.

Состав группы __________________________________________________


1. Перед началом волейбольного матча капитаны команд тянут честный жребий, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Статор» по очереди играет с командами «Ротор», «Мотор» и «Стартер». Найдите вероятность того, что «Статор» будет начинать только первую и последнюю игры.







2. Помещение освещается фонарём с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года равна 0,3. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит.







3. Всем пациентам с подозрением на гепатит делают анализ крови. Если анализ выявляет гепатит, то результат анализа называется положительным. У больных гепатитом пациентов анализ даёт положительный результат с вероятностью 0,9. Если пациент не болен гепатитом, то анализ может дать ложный положительный результат с вероятностью 0,01. Известно, что 5% пациентов, поступающих с подозрением на гепатит, действительно больны гепатитом. Найдите вероятность того, что результат анализа у пациента, поступившего в клинику с подозрением на гепатит, будет положительным.



















4. На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект. При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов.

















5. В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3.дифф. гр. БАЗА»

Приложение 3.

Работа в дифференцированных группах. База.

Состав группы. ________________________________________________



1. На олимпиаде в вузе участников рассаживают по трём аудиториям. В первых двух по 120 человек, оставшихся проводят в запасную аудиторию в другом корпусе. При подсчёте выяснилось, что всего было 250 участников. Найдите вероятность того, что случайно выбранный участник писал олимпиаду в запасной аудитории.













2. Вероятность того, что батарейка бракованная, равна 0,06. Покупатель в магазине выбирает случайную упаковку, в которой две таких батарейки. Найдите вероятность того, что обе батарейки окажутся исправными.











3. Биатлонист пять раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,8. Найдите вероятность того, что биатлонист первые три раза попал в мишени, а последние два промахнулся. Результат округлите до сотых.









4. В некотором городе из 5000 появившихся на свет младенцев 2512 мальчиков. Найдите частоту рождения девочек в этом городе. Результат округлите до тысячных.













5. Вероятность того, что на тесте по биологии учащийся О. верно решит больше 11 задач, равна 0,67. Вероятность того, что О. верно решит больше 10 задач, равна 0,74. Найдите вероятность того, что О. верно решит ровно 11 задач.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 4. дифф. гр. ПРОФИЛЬ»

Приложение 4.

Работа в дифференцированных группах. Профиль.

Состав группы. ____________________________________________________

1. На рок-фестивале выступают группы — по одной от каждой из заявленных стран. Порядок выступления определяется жребием. Какова вероятность того, что группа из Дании будет выступать после группы из Швеции и после группы из Норвегии? Результат округлите до сотых.











2. В группе туристов 30 человек. Их вертолётом в несколько приёмов забрасывают в труднодоступный район по 6 человек за рейс. Порядок, в котором вертолёт перевозит туристов, случаен. Найдите вероятность того, что турист П. полетит первым рейсом вертолёта.











3. Из районного центра в деревню ежедневно ходит автобус. Вероятность того, что в понедельник в автобусе окажется меньше 20 пассажиров, равна 0,94. Вероятность того, что окажется меньше 15 пассажиров, равна 0,56. Найдите вероятность того, что число пассажиров будет от 15 до 19.













4. Вероятность того, что новый DVD-проигрыватель в течение года поступит в гарантийный ремонт, равна 0,045. В некотором городе из 1000 проданных DVD-проигрывателей в течение года в гарантийную мастерскую поступила 51 штука. На сколько отличается частота события «гарантийный ремонт» от его вероятности в этом городе?















5. Чтобы поступить в институт на специальность «Лингвистика», абитуриент должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и иностранный язык. Чтобы поступить на специальность «Коммерция», нужно набрать не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и обществознание. Вероятность того, что абитуриент З. получит не менее 70 баллов по математике, равна 0,6, по русскому языку — 0,8, по иностранному языку — 0,7 и по обществознанию — 0,5. Найдите вероятность того, что З. сможет поступить хотя бы на одну из двух упомянутых специальностей.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 5-6, д. з»

Д/з. База.

1. В торговом центре два одинаковых автомата продают кофе. Вероятность того, что к концу дня в автомате закончится кофе, равна 0,3. Вероятность того, что кофе закончится в обоих автоматах, равна 0,12. Найдите вероятность того, что к концу дня кофе останется в обоих автоматах.

2. На рок-фестивале выступают группы — по одной от каждой из заявленных стран. Порядок выступления определяется жребием. Какова вероятность того, что группа из Дании будет выступать после группы из Швеции и после группы из Норвегии? Результат округлите до сотых.

3. В классе 26 человек, среди них два близнеца  — Андрей и Сергей. Класс случайным образом делят на две группы по 13 человек в каждой. Найдите вероятность того, что Андрей и Сергей окажутся в одной группе.

4. На склад поступило 35 холодильников. Известно, что 5 холодильников с дефектами, но неизвестно, какие это холодильники. Найти вероятность того, что два взятых наугад холодильника будут с дефектами. Ответ округлите до сотых.

5. Чтобы пройти в следующий круг соревнований, футбольной команде нужно набрать хотя бы 4 очка в двух играх. Если команда выигрывает, она получает 3 очка, в случае ничьей — 1 очко, если проигрывает — 0 очков. Найдите вероятность того, что команде удастся выйти в следующий круг соревнований. Считайте, что в каждой игре вероятности выигрыша и проигрыша одинаковы и равны 0,4.

____________________________________________________________________________________

Д/з. Профиль.

1. Автоматическая линия изготавливает батарейки. Вероятность того, что готовая батарейка неисправна, равна 0,02. Перед упаковкой каждая батарейка проходит систему контроля. Вероятность того, что система забракует неисправную батарейку, равна 0,99. Вероятность того, что система по ошибке забракует исправную батарейку, равна 0,01. Найдите вероятность того, что случайно выбранная из упаковки батарейка будет забракована.

2. В Волшебной стране бывает два типа погоды: хорошая и отличная, причём погода, установившись утром, держится неизменной весь день. Известно, что с вероятностью 0,8 погода завтра будет такой же, как и сегодня. Сегодня 3 июля, погода в Волшебной стране хорошая. Найдите вероятность того, что 6 июля в Волшебной стране будет отличная погода.

3. Ковбой Джон попадает в муху на стене с вероятностью 0,9, если стреляет из пристрелянного револьвера. Если Джон стреляет из непристрелянного револьвера, то он попадает в муху с вероятностью 0,2. На столе лежит 10 револьверов, из них только 4 пристрелянные. Ковбой Джон видит на стене муху, наудачу хватает первый попавшийся револьвер и стреляет в муху. Найдите вероятность того, что Джон промахнётся.

4. Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных фар. Первая фабрика выпускает 45% этих стекол, вторая –– 55%. Первая фабрика выпускает 3% бракованных стекол, а вторая –– 1%. Найдите вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется бракованным.

5. В торговом центре два одинаковых автомата продают кофе. Вероятность того, что к концу дня в автомате закончится кофе, равна 0,3. Вероятность того, что кофе закончится в обоих автоматах, равна 0,12. Найдите вероятность того, что к концу дня кофе останется в обоих автоматах.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 7. Лист самооценки»

Лист самооценки.

Ф.И. _______________________________________

Задачи, разобранные у доски

№1____, №2 ___, №3 ___, №4 ___, №5 ___, №6 ___

Работа в группе взаимопомощи

№1____, №2 ___, №3 ___, №4 ___, №5 ___

Отметка_____

Работа в дифференцированной группе

№1____, №2 ___, №3 ___, №4 ___, №5 ___

Отметка_____

Итог урока:

Все понятно !

Не все понял !?

Ничего не понял ?









Лист самооценки.

Ф.И. _______________________________________

Задачи, разобранные у доски

№1____, №2 ___, №3 ___, №4 ___, №5 ___, №6 ___

Работа в группе взаимопомощи

№1____, №2 ___, №3 ___, №4 ___, №5 ___

Отметка_____

Работа в дифференцированной группе

№1____, №2 ___, №3 ___, №4 ___, №5 ___

Отметка_____

Итог урока:

Все понятно !

Не все понял !?

Ничего не понял ?



































Просмотр содержимого презентации
«Решение задач на вычисление вероятности 11 кл.»

Решение задач  на вычисление вероятности

Решение задач на вычисление вероятности

Эпиграф урока:   « Число, место и комбинация – три взаимно перекрещивающиеся, но отличные сферы мышления, к которым можно отнести все математические идеи ».  Дж. Сильвестр

Эпиграф урока:

« Число, место и комбинация –

три взаимно перекрещивающиеся,

но отличные сферы мышления,

к которым можно отнести

все математические идеи ».

Дж. Сильвестр

Стохастическим  называют опыт, если заранее нельзя предугадать его результаты. Результаты (исходы) такого опыта называются событиями . Пример: выбрасывается игральный кубик (опыт); выпадает двойка (событие).  Событие, которое обязательно произойдет в результате испытания, называется достоверным , а которое не может произойти -  невозможным .  Пример: В мешке лежат три картофелины.  Опыт – изъятие овоща из мешка. Достоверное событие – изъятие картофелины.  Невозможное событие – изъятие кабачка.

Стохастическим называют опыт, если заранее нельзя предугадать его результаты.

Результаты (исходы) такого опыта называются событиями .

Пример: выбрасывается игральный кубик (опыт); выпадает двойка (событие).

Событие, которое обязательно произойдет в результате испытания, называется достоверным ,

а которое не может произойти - невозможным .

Пример: В мешке лежат три картофелины.

Опыт – изъятие овоща из мешка.

Достоверное событие

изъятие картофелины.

Невозможное событие – изъятие кабачка.

Равновозможными  называют события, если в результате опыта ни одно из них не имеет большую возможность появления, чем другие. Вероятности равновозможных событий равны. Примеры: 1)  Опыт -  выбрасывается монета.  Выпадение орла и выпадение решки – равновозможные события. 2) В урне лежат три шара.  Два белых и синий. Опыт – извлечение шара. События – извлекли синий шар и извлекли белый шар - неравновозможны. Появление белого шара имеет больше шансов.

Равновозможными называют события, если в результате опыта ни одно из них не имеет большую возможность появления, чем другие.

Вероятности равновозможных событий равны.

Примеры: 1) Опыт - выбрасывается монета.

Выпадение орла и выпадение решки –

равновозможные события.

2) В урне лежат три шара.

Два белых и синий.

Опыт – извлечение шара.

События – извлекли синий шар

и извлекли белый шар - неравновозможны.

Появление белого шара имеет больше шансов.

Несовместимыми (несовместными) называют события, если наступление одного из них исключает наступление других. Пример: 1) В результате одного выбрасывания выпадает  орел (событие А) или решка (событие В).  События А и В - несовместны.  2) В результате двух выбрасываний выпадает  орел (событие А) или решка (событие В).  События А и В - совместны. Выпадение орла в первый раз не исключает выпадение решки во второй

Несовместимыми (несовместными) называют события, если наступление одного из них исключает наступление других.

Пример: 1) В результате одного выбрасывания выпадает

орел (событие А) или решка (событие В).

События А и В - несовместны.

2) В результате двух выбрасываний выпадает

орел (событие А) или решка (событие В).

События А и В - совместны. Выпадение орла в первый раз

не исключает выпадение решки во второй

Полной группой событий называется множество всех событий рассматриваемого опыта, одно из которых обязательно произойдет, а любые два других несовместны.  События образующие полную группу называют элементарными. Сумма вероятностей всех событий, входящих в полную группу равна 1.   Два события, образующие полную группу называются противоположными.  Пример: 1)  Опыт –  один раз  выбрасывается монета.  Элементарные события: А - выпадение орла и В - выпадение решки образуют  полную группу. А и В – противоположные события

Полной группой событий называется множество всех событий рассматриваемого опыта, одно из которых обязательно произойдет, а любые два других несовместны.

События образующие полную группу называют элементарными.

Сумма вероятностей всех событий, входящих в полную группу равна 1.

Два события, образующие полную группу

называются противоположными.

Пример: 1) Опыт – один раз выбрасывается монета.

Элементарные события:

А - выпадение орла и В - выпадение решки образуют

полную группу.

А и В – противоположные события

Классическое определение вероятности Вероятностью случайного события А называется отношение числа элементарных событий, которые благоприятствуют этому событию, к общему числу всех элементарных событий, входящих в данную группу.   P(A) = m/n

Классическое определение вероятности

Вероятностью случайного события А называется отношение числа элементарных событий, которые благоприятствуют этому событию, к общему числу всех элементарных событий, входящих в данную группу.

P(A) = m/n

Произведением событий А и В называется событие АВ , которое наступает тогда и только тогда, когда наступают оба события : А и В . Вероятность произведения совместных событий равна произведению вероятностей этих событий. Пример: Найти вероятность того, что в результате двух выбрасываний игральной кости выпадет шестерка.  Событие А (первый раз выпала шестерка), Р(А)=1/6. Событие В (второй раз выпала шестерка), Р(В)=1/6 совместны.

Произведением событий А и В называется событие АВ , которое наступает тогда и только тогда, когда наступают оба события : А и В .

Вероятность произведения совместных событий равна произведению вероятностей этих событий.

Пример: Найти вероятность того, что в результате двух выбрасываний игральной кости выпадет шестерка.

Событие А (первый раз выпала шестерка), Р(А)=1/6. Событие В (второй раз выпала шестерка), Р(В)=1/6 совместны.

Суммой  событий А и В называется событие А + В , которое наступает тогда и только тогда, когда наступает хотя бы одно из событий : А или В. Вероятность наступления суммы несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий. Пример: Найти вероятность того, что в результате одного выбрасывания игральной кости выпадет шестерка или двойка.  Событие А (выпала шестерка), Р(А)=1/6. Событие В (выпала двойка), Р(В)=1/6 несовместны.

Суммой событий А и В называется событие А + В , которое наступает тогда и только тогда, когда наступает хотя бы одно из событий : А или В.

Вероятность наступления суммы несовместных событий равна

сумме вероятностей этих событий.

Пример: Найти вероятность того, что в результате одного выбрасывания игральной кости выпадет шестерка или двойка.

Событие А (выпала шестерка), Р(А)=1/6.

Событие В (выпала двойка), Р(В)=1/6 несовместны.

Вероятность наступления суммы совместных событий равна сумме вероятностей наступления этих событий минус вероятность их произведения. Пример: Найти вероятность того, что в результате двух выбрасываний игральной кости выпадет один раз шестерка или один раз двойка. Событие А (выпала шестерка), Р(А)=1/12 Событие В (выпала двойка), Р(В)=1/12 - совместны.

Вероятность наступления суммы совместных событий равна сумме вероятностей наступления этих событий минус вероятность их произведения.

Пример: Найти вероятность того, что в результате двух выбрасываний игральной кости выпадет один раз шестерка или один раз двойка.

Событие А (выпала шестерка), Р(А)=1/12

Событие В (выпала двойка), Р(В)=1/12 - совместны.

№ 320190   1.  На борту самолёта 12 мест рядом с запасными выходами и 18 мест за перегородками, разделяющими салоны. Остальные места неудобны для пассажира высокого роста. Пассажир В. высокого роста. Найдите вероятность того, что на регистрации при случайном выборе места пассажиру В. достанется удобное место, если всего в самолёте 300 мест.

№ 320190 1. На борту самолёта 12 мест рядом с запасными выходами и 18 мест за перегородками, разделяющими салоны. Остальные места неудобны для пассажира высокого роста. Пассажир В. высокого роста. Найдите вероятность того, что на регистрации при случайном выборе места пассажиру В. достанется удобное место, если всего в самолёте 300 мест.

№ 320181  2. В группе туристов 5 человек.  С помощью жребия они выбирают двух человек, которые должны идти в село за продуктами. Турист А. хотел бы сходить в магазин, но он подчиняется жребию. Какова вероятность того, что А. пойдёт в магазин?

№ 320181 2. В группе туристов 5 человек. С помощью жребия они выбирают двух человек, которые должны идти в село за продуктами. Турист А. хотел бы сходить в магазин, но он подчиняется жребию. Какова вероятность того, что А. пойдёт в магазин?

№ 320196   3. При изготовлении подшипников диаметром 67 мм вероятность того, что диаметр будет отличаться от заданного меньше, чем на 0,01 мм, равна 0,965. Найдите вероятность того, что случайный подшипник будет иметь диаметр меньше чем 66,99 мм или больше чем 67,01 мм.

320196 3. При изготовлении подшипников диаметром 67 мм вероятность того, что диаметр будет отличаться от заданного меньше, чем на 0,01 мм, равна 0,965. Найдите вероятность того, что случайный подшипник будет иметь диаметр меньше чем 66,99 мм или больше чем 67,01 мм.

№ 320188   4.  Чтобы пройти в следующий круг соревнований, футбольной команде нужно набрать хотя бы 4 очка в двух играх. Если команда выигрывает, она получает 3 очка, в случае ничьей — 1 очко, если проигрывает — 0 очков.  Найдите вероятность того, что команде удастся выйти в следующий круг соревнований. Считайте, что в каждой игре вероятности выигрыша и проигрыша одинаковы и равны 0,4.

320188 4. Чтобы пройти в следующий круг соревнований, футбольной команде нужно набрать хотя бы 4 очка в двух играх. Если команда выигрывает, она получает 3 очка, в случае ничьей — 1 очко, если проигрывает — 0 очков. Найдите вероятность того, что команде удастся выйти в следующий круг соревнований. Считайте, что в каждой игре вероятности выигрыша и проигрыша одинаковы и равны 0,4.

№ 319171  5. На экзамене по геометрии школьнику достаётся один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос на тему «Вписанная окружность», равна 0,2. Вероятность того, что это вопрос на тему «Параллелограмм», равна 0,15. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.

319171 5. На экзамене по геометрии школьнику достаётся один вопрос из списка экзаменационных вопросов. Вероятность того, что это вопрос на тему «Вписанная окружность», равна 0,2. Вероятность того, что это вопрос на тему «Параллелограмм», равна 0,15. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.

№ 320183  6.  Перед началом футбольного матча судья бросает монетку, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Физик» играет три матча с разными командами. Найдите вероятность того, что в этих играх «Физик» выиграет жребий ровно два раза.

320183 6. Перед началом футбольного матча судья бросает монетку, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Физик» играет три матча с разными командами. Найдите вероятность того, что в этих играх «Физик» выиграет жребий ровно два раза.

1. Перед началом волейбольного матча капитаны команд тянут честный жребий, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Статор» по очереди играет с командами «Ротор», «Мотор» и «Стартер». Найдите вероятность того, что «Статор» будет начинать только первую и последнюю игры.

1. Перед началом волейбольного матча капитаны команд тянут честный жребий, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Статор» по очереди играет с командами «Ротор», «Мотор» и «Стартер». Найдите вероятность того, что «Статор» будет начинать только первую и последнюю игры.

№ 320205  1. Перед началом волейбольного матча капитаны команд тянут честный жребий, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Статор» по очереди играет с командами «Ротор», «Мотор» и «Стартер». Найдите вероятность того, что «Статор» будет начинать только первую и последнюю игры.    А - «Статор» начинает игру. Решение:  В - начинает игру другая команда.  «Статор» играет с тремя командами.  ААА АВВ Возможные   комбинации:  Всего - 8 ВВА   ААВ  ВАВ АВА   Благоприятное - 1 ВАА ВВВ   Ответ: 0,125

320205 1. Перед началом волейбольного матча капитаны команд тянут честный жребий, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Статор» по очереди играет с командами «Ротор», «Мотор» и «Стартер». Найдите вероятность того, что «Статор» будет начинать только первую и последнюю игры.

А - «Статор» начинает игру.

Решение:

В - начинает игру другая команда.

«Статор» играет с тремя командами.

ААА

АВВ

Возможные

комбинации:

Всего - 8

ВВА

ААВ

ВАВ

АВА

Благоприятное - 1

ВАА

ВВВ

Ответ: 0,125

2. Помещение освещается фонарём с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года равна 0,3. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит .

2. Помещение освещается фонарём с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года равна 0,3. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит .

№ 319175  2. Помещение освещается фонарём с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года равна 0,3. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит . Решение:  А - перегорят обе лампы, Р (А)= 0,3∙0,3=0,09   В - не перегорела хотя бы одна лампа. Событие В -противоположное.  Р (В) = 1-0,09 = 0,91  Ответ: 0,91

319175 2. Помещение освещается фонарём с двумя лампами. Вероятность перегорания одной лампы в течение года равна 0,3. Найдите вероятность того, что в течение года хотя бы одна лампа не перегорит .

Решение:

А - перегорят обе лампы, Р (А)= 0,3∙0,3=0,09

В - не перегорела хотя бы одна лампа.

Событие В -противоположное.

Р (В) = 1-0,09 = 0,91

Ответ: 0,91

№ 320207   3. Всем пациентам с подозрением на гепатит делают анализ крови. Если анализ выявляет гепатит, то результат анализа называется положительным.  У больных гепатитом пациентов анализ даёт положительный результат с вероятностью 0,9.  Если пациент не болен гепатитом, то анализ может  дать ложный положительный результат с вероятностью 0,01. Известно, что 5% пациентов, поступающих с подозрением на гепатит, действительно больны гепатитом. Найдите вероятность того, что результат анализа у пациента, поступившего в клинику с подозрением на гепатит, будет положительным . Решение:

320207 3. Всем пациентам с подозрением на гепатит делают анализ крови. Если анализ выявляет гепатит, то результат анализа называется положительным. У больных гепатитом пациентов анализ даёт положительный результат с вероятностью 0,9. Если пациент не болен гепатитом, то анализ может дать ложный положительный результат с вероятностью 0,01. Известно, что 5% пациентов, поступающих с подозрением на гепатит, действительно больны гепатитом. Найдите вероятность того, что результат анализа у пациента, поступившего в клинику с подозрением на гепатит, будет положительным .

Решение:

Решение: Р(А 1 ) =5%:100%=0,05 А 1 – поступил пациент с гепатитом,   В 1 – у больного гепатитом положительный анализ,  Р(В 1 ) =0,9  А 2 – поступил здоровый пациент, Р(А 2 ) = 1-0,05=0,95   В 2 – у здорового пациента положительный анализ, Р(В 2 ) =0,01   Возможные благоприятные для задачи события: Поступил больной и анализ Поступил здоровый и анализ положительный положительный А 1 и В 1 – с о вместны А 2 и В 2 – совместны Эти события несовместны Ответ:0,0545

Решение:

Р(А 1 ) =5%:100%=0,05

А 1 – поступил пациент с гепатитом,

В 1 – у больного гепатитом положительный анализ,

Р(В 1 ) =0,9

А 2 – поступил здоровый пациент,

Р(А 2 ) = 1-0,05=0,95

В 2 – у здорового пациента положительный анализ,

Р(В 2 ) =0,01

Возможные благоприятные для задачи события:

Поступил больной и анализ

Поступил здоровый и анализ

положительный

положительный

А 1 и В 1 – с о вместны

А 2 и В 2 – совместны

Эти события несовместны

Ответ:0,0545

4 . На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект. При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов.

4 . На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект. При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу.

Найдите вероятность того, что случайно

выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов.

№ 320200   4 . На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект. При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов.   Решение: А – произведенная тарелка имеет дефект, Р(А) =10:100=0,1 В – при контроле выявлена дефектная тарелка, Р(В)=80:100=0,8  Вероятность того, что произвели дефектную тарелку и не обнаружили дефект С – произведена тарелка без дефекта и дефект не обнаружен - противоположно предыдущему. Р (С) = Ответ:0,98

320200 4 . На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект. При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов.

Решение:

А – произведенная тарелка имеет дефект,

Р(А) =10:100=0,1

В – при контроле выявлена дефектная тарелка,

Р(В)=80:100=0,8

Вероятность того, что произвели дефектную тарелку и не обнаружили дефект

С – произведена тарелка без дефекта и дефект не обнаружен - противоположно предыдущему.

Р (С) =

Ответ:0,98

5. В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.

5. В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что

хотя бы один автомат исправен.

№ 320174   5. В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен. Решение: А – исправен первый автомат, Р(А)=1-0,05=0,95 В – исправен второй автомат, Р(В)=1-0,05=0,95 События А и В – совместны. А∙В – исправны оба, Р(А∙В)=0,95∙0,95=0,9025  А+В– хотя бы один исправен, Р(А+В)=Р(А)+Р(В)-Р(А)∙Р(В)=0,95+0,95-0,9025=0,9975  Ответ:0,9975

320174 5. В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.

Решение:

А – исправен первый автомат, Р(А)=1-0,05=0,95

В – исправен второй автомат,

Р(В)=1-0,05=0,95

События А и В – совместны.

А∙В – исправны оба,

Р(А∙В)=0,95∙0,95=0,9025

А+В– хотя бы один исправен,

Р(А+В)=Р(А)+Р(В)-Р(А)∙Р(В)=0,95+0,95-0,9025=0,9975

Ответ:0,9975

№ 320191  1. На олимпиаде в вузе участников рассаживают по трём аудиториям. В первых двух по 120 человек, оставшихся проводят в запасную аудиторию в другом корпусе. При подсчёте выяснилось, что всего было 250 участников. Найдите вероятность того, что случайно выбранный участник писал олимпиаду в запасной аудитории. Решение: - участников не попали в первые две аудитории Только 10 из 250 участников имеют шанс попасть в запасную аудиторию.   Р = 10 : 250 = 0, 04 Ответ:0,04

320191 1. На олимпиаде в вузе участников рассаживают по трём аудиториям. В первых двух по 120 человек, оставшихся проводят в запасную аудиторию в другом корпусе. При подсчёте выяснилось, что всего было 250 участников. Найдите вероятность того, что случайно выбранный участник писал олимпиаду в запасной аудитории.

Решение:

- участников не попали в

первые две аудитории

Только 10 из 250 участников имеют шанс попасть в

запасную аудиторию.

Р = 10 : 250 = 0, 04

Ответ:0,04

Решение:   № 320210  2. Вероятность того, что батарейка бракованная, равна 0,06. Покупатель в магазине выбирает случайную упаковку, в которой две таких батарейки. Найдите вероятность того, что обе батарейки окажутся исправными.    События А 1 и А 2 - совместны Ответ:0,8836

Решение:

320210 2. Вероятность того, что батарейка бракованная, равна 0,06. Покупатель в магазине выбирает случайную упаковку, в которой две таких батарейки. Найдите вероятность того, что обе батарейки окажутся исправными.

События А 1 и А 2 - совместны

Ответ:0,8836

№ 319173   3 . Биатлонист пять раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,8. Найдите вероятность того, что биатлонист первые три раза попал в мишени, а последние два промахнулся. Результат округлите до сотых. Решение:  А – попал, Р (А)= 0,8.  - промах, Р ( ) = 1 - 0,8 = 0,2     Все пять событий совместны  Р=0,8∙0,8∙0,8∙0,2∙ 0,2=0,02048  Ответ:0,02

319173 3 . Биатлонист пять раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,8. Найдите вероятность того, что биатлонист первые три раза попал в мишени, а последние два промахнулся. Результат округлите до сотых.

Решение:

А – попал, Р (А)= 0,8.

- промах, Р ( ) = 1 - 0,8 = 0,2

Все пять событий совместны

Р=0,8∙0,8∙0,8∙0,2∙ 0,2=0,02048

Ответ:0,02

№ 320189   4. В некотором городе из 5000 появившихся на свет младенцев 2512 мальчиков. Найдите частоту рождения девочек в этом городе. Результат округлите до тысячных. Решение: родилось девочек. статистическая вероятность (частота рождения). Ответ:0,498

320189 4. В некотором городе из 5000 появившихся на свет младенцев 2512 мальчиков. Найдите частоту рождения девочек в этом городе. Результат округлите до тысячных.

Решение:

  • родилось девочек.
  • статистическая вероятность

(частота рождения).

Ответ:0,498

№ 320198  5. Вероятность того, что на тесте по биологии учащийся О. верно решит больше 11 задач, равна 0,67. Вероятность того, что О. верно решит больше 10 задач, равна 0,74. Найдите вероятность того, что О. верно решит ровно 11 задач. Решение: С=А+В, А и В - несовместны Ответ: 0,07

320198 5. Вероятность того, что на тесте по биологии учащийся О. верно решит больше 11 задач, равна 0,67. Вероятность того, что О. верно решит больше 10 задач, равна 0,74. Найдите вероятность того, что О. верно решит ровно 11 задач.

Решение:

С=А+В,

А и В - несовместны

Ответ: 0,07

№ 320186   1. На рок-фестивале выступают группы — по одной от каждой из заявленных стран. Порядок выступления определяется жребием. Какова вероятность того, что группа из Дании будет выступать после группы из Швеции  и после группы из Норвегии? Результат округлите до сотых. Решение: Возможные комбинации (независимо от количества групп):  ШНД ДШН   ДНШ 6 - вариантов НДШ    ШДН НШД   Благоприятных - 2  Ответ: 0,33

320186 1. На рок-фестивале выступают группы — по одной от каждой из заявленных стран. Порядок выступления определяется жребием. Какова вероятность того, что группа из Дании будет выступать после группы из Швеции и после группы из Норвегии? Результат округлите до сотых.

Решение:

Возможные комбинации (независимо от количества групп):

ШНД

ДШН

ДНШ

6 - вариантов

НДШ

ШДН

НШД

Благоприятных - 2

Ответ: 0,33

№ 320194  2. В группе туристов 30 человек. Их вертолётом в несколько приёмов забрасывают в труднодоступный район  по 6 человек за рейс. Порядок, в котором вертолёт перевозит туристов, случаен. Найдите вероятность того, что турист П. полетит первым рейсом вертолёта. Решение: - всего рейсов. Попасть на первый рейс (равно как и на второй и на любой имеющийся) – один шанс из пяти . Ответ: 0,2

320194 2. В группе туристов 30 человек. Их вертолётом в несколько приёмов забрасывают в труднодоступный район по 6 человек за рейс. Порядок, в котором вертолёт перевозит туристов, случаен. Найдите вероятность того, что турист П. полетит первым рейсом вертолёта.

Решение:

- всего рейсов.

Попасть на первый рейс (равно как и на второй и на любой

имеющийся) – один шанс из пяти .

Ответ: 0,2

№ 320203  3. Из районного центра в деревню ежедневно ходит автобус. Вероятность того, что в понедельник в автобусе окажется меньше 20 пассажиров, равна 0,94. Вероятность того, что окажется меньше 15 пассажиров, равна 0,56. Найдите вероятность того, что число пассажиров будет от 15 до 19.    Решение: В=А+С, А и С – несовместны. Ответ: 0,38

320203 3. Из районного центра в деревню ежедневно ходит автобус. Вероятность того, что в понедельник в автобусе окажется меньше 20 пассажиров, равна 0,94. Вероятность того, что окажется меньше 15 пассажиров, равна 0,56. Найдите вероятность того, что число пассажиров будет от 15 до 19.

Решение:

В=А+С,

А и С – несовместны.

Ответ: 0,38

№ 320195  4.  Вероятность того, что новый DVD-проигрыватель в течение года поступит в гарантийный ремонт, равна 0,045. В некотором городе из 1000 проданных DVD-проигрывателей в течение года в гарантийную мастерскую поступила 51 штука. На сколько отличается частота события «гарантийный ремонт» от его вероятности в этом городе? Решение: статистическая вероятность. Ответ: 0,006

320195 4. Вероятность того, что новый DVD-проигрыватель в течение года поступит в гарантийный ремонт, равна 0,045. В некотором городе из 1000 проданных DVD-проигрывателей в течение года в гарантийную мастерскую поступила 51 штука. На сколько отличается частота события «гарантийный ремонт» от его вероятности в этом городе?

Решение:

  • статистическая

вероятность.

Ответ: 0,006

№ 320199  5. Чтобы поступить в институт на специальность «Лингвистика», абитуриент должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и иностранный язык. Чтобы поступить на специальность «Коммерция», нужно  набрать не менее 70 баллов по каждому из трёх  предметов — математика, русский язык и обществознание. Вероятность того, что абитуриент З. получит не менее 70 баллов по математике, равна 0,6, по русскому языку — 0,8,  по иностранному языку — 0,7 и по обществознанию — 0,5. Найдите вероятность того, что З. сможет поступить  хотя бы на одну из двух упомянутых специальностей. Решение:

320199 5. Чтобы поступить в институт на специальность «Лингвистика», абитуриент должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и иностранный язык. Чтобы поступить на специальность «Коммерция», нужно набрать не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и обществознание. Вероятность того, что абитуриент З. получит не менее 70 баллов по математике, равна 0,6, по русскому языку — 0,8, по иностранному языку — 0,7 и по обществознанию — 0,5. Найдите вероятность того, что З. сможет поступить хотя бы на одну из двух упомянутых специальностей.

Решение:

Решение: А – набрано не менее 70 баллов по математике. Р(А)=0,6 В – набрано не менее 70 баллов по русск. языку. Р(В)=0,8 С – набрано не менее 70 баллов по ино. языку. Р(С)=0,7 D – набрано не менее 70 баллов по обществ. Р(D)=0,5   Все эти события совместны   Только на «Лингв.» (мат, рус, ино) 0,6·0,8·0,7·(1-0,5)=0,168 Только на «Комм.» (мат, рус, общ) Все эти события несовме стны  0,6·0,8·0,5∙(1-0,7)=0,072 На обе специальности (мат, рус, ино, общ) 0,6·0,8·0,7·0,5=0,168 Вероятность поступления хотя бы на одну специальность Р=0,168+0,072+0,168=0,408 Ответ: 0,408

Решение:

А – набрано не менее 70 баллов по математике. Р(А)=0,6

В – набрано не менее 70 баллов по русск. языку. Р(В)=0,8

С – набрано не менее 70 баллов по ино. языку. Р(С)=0,7

D – набрано не менее 70 баллов по обществ. Р(D)=0,5

Все эти события совместны

Только на «Лингв.» (мат, рус, ино)

0,6·0,8·0,7·(1-0,5)=0,168

Только на «Комм.» (мат, рус, общ)

Все эти события несовме

стны

0,6·0,8·0,5∙(1-0,7)=0,072

На обе специальности (мат, рус, ино, общ)

0,6·0,8·0,7·0,5=0,168

Вероятность поступления хотя бы на одну специальность

Р=0,168+0,072+0,168=0,408

Ответ: 0,408

« Число, место и комбинация – три взаимно перекрещивающиеся, но отличные сферы мышления, к которым можно отнести все математические идеи ».  Дж. Сильвестр Домашнее задание: 1. Повторить теорию по конспектам. 2. Решить задачи (свой вариант), база (прил. 5);профиль (прил.6)

« Число, место и комбинация –

три взаимно перекрещивающиеся,

но отличные сферы мышления,

к которым можно отнести

все математические идеи ».

Дж. Сильвестр

Домашнее задание:

1. Повторить теорию по конспектам.

2. Решить задачи (свой вариант), база (прил. 5);профиль (прил.6)

Всем спасибо!!!

Всем спасибо!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!