СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках химии»

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ


В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин.

В исследовании PISA в качестве основных составляющих содержательной области функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотность

и креативное мышление.

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности

Любая предметная дисциплина начинается с учебника. Успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Дети должны понимать смысл прочитанного текста.


Читательская грамотность формируется с помощью

-задания «Вставь пропущенные слова»

-составление схем ( строение атома, классификация веществ, типы изомерии)

-заполнение таблиц

-составление опорного конспекта по параграфу

-анализ текстов, где есть верные научные суждения и ошибочные

-ситуационные задачи


Следующий показатель – это математическая грамотность

Химия без математики просто не мыслима

На уроках химии математические знания необходимы при решении различных расчётных задач, выражении концентрации веществ, массы, объёма, необходимо уметь читать графики , диаграммы и т.д.

Вы решили обработать дихлорэтаном пустой склад для овощей площадью 100 м2 и высотой 2,5м. сколько потребуется препарата при норме 300 г/м3 и где надо расположить мешковины, пропитанные дихлорэтаном, - на полу или в верхней части помещения?

Ответ: Объем помещения 250 м3, расход препарата составит 75000г, мешковину надо расположить под потолком, так как дихлорэтан намного тяжелее воздуха.

Следующий компонент функциональной грамотности – это естественнонаучная грамотность.

Под естественнонаучной грамотностью понимают

«способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям».

Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен

проявлять следующие компетенции:

- научно объяснять явления;

-понимать особенности естественнонаучного исследования;( описание и оценка научных исследований, предложение научного способа решения вопроса

-научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.(анализ и оценка научной информации, утверждений и аргументов и получение выводов.)

Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию ЕНГ. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Задания должны отвечать на вопрос «А зачем нам нужны знания по химии?». Если человек понимает , что знания приближены к его жизни, то ему захочется знать, понимать, решать эти задания.

Научное объяснение явлений

Задание 1. Прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан-Дойла и ответьте на следующие за ним вопросы. «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Вопрос 1. Фосфор бывает белый, красный и черный. О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете.

Вопрос 2. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений. Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем явление маловероятно? Назовите не менее двух причин.

Интерпретация научной информации

Задание 3. Соль жизненно необходима для жизнедеятельности человека, равно как и всех прочих живых существ. В основном в соли, используемой в быту, содержится хлорид натрия. Составные части соли участвуют в очень важных биохимических процессах живых организмов: выработке соляной кислоты – важного компонента желудочного сока, в передаче нервных импульсов, сокращении мышечных волокон. Но надо помнить, что переизбыток соли может приводить к нежелательным последствиям, например к задержке жидкости в организме и повышению кровяного давления.

Вопрос 1. Существует крылатое выражение «Пуд соли съесть» (вдвоём), которое означает, что двое провели вместе достаточно много времени. Считается, что в день один человек употребляет около 10 г соли. Сколько же времени надо провести вместе двум друзьям, чтобы за это время съесть пуд (16 кг) соли? Ответ подтвердите расчётами.

Ответ: 2,2 года. Расчёты: два человека в год съедят соли: 20 · 365= 7300 г (7,3 кг)

16 : 7,3 = 2,2 года

Применение естественнонаучных методов исследования

В развитии естественнонаучной грамотности преобладают экспериментальные задания. Следует предлагать учащимся практические работы, к которым требуется самостоятельно определить цель проведения, выдвинуть гипотезу, планировать основные этапы

проведения работы. После проведения практических работ необходимо проанализировать полученные данные, представить их в различной форме (таблице, графика).

На уроках химии предлагаемые качественные задачи необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления.

Они должны включать выдвижение решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты …», «оцените…», «как изменится…, если ….», «разработайте…» и т.д.


При изготовлении бисквита кондитеры используют разрыхлители теста. В домашних условиях хозяйки часто вместо разрыхлителя используют соду «гашённую уксусом». Предложите гипотезу о роли кислоты в случаях использования разрыхлителей теста. Как можно при помощи простого эксперимента проверить эту гипотезу? Кратко опишите ход эксперимента и вероятный результат этого эксперимента.






В семи пронумерованных пробирках находятся растворы следующих

веществ: NH 3 ∙H 2 O, KI, Pb(NO 3 ) 2 , BaCl 2 , Na 2 SO 4 , AgNO 3 , Na 2 CO 3 .

Используя растворы только этих веществ, определите соединение в каждой

пробирке. Решение представьте в виде таблицы с указанием цветов осадков и

наблюдаемых явлений при добавлении избытка реактивов, нагревании и

охлаждении раствора. Напишите уравнения реакций Pb(NO3)2 и AgNO3 с

NH3∙H2O, взятом в недостатке и избытке. Будут ли эти соли растворяться в

избытке реагента? Если будут, то почему?


Для развития финансовой грамотности на уроке химии необходимо включать задания на расчет энергетических и финансовых затрат при промышленном производстве химических веществ, учитывать социальные показатели, определяющие комфортность работы на данном производстве и его влияние на окружающую среду, включают безвредность обслуживания, степень механизации и автоматизации, а также экологическую безопасность.

В текущем году АО «Нефтеперерабатывающий завод» получил разрешение на предельно допустимый выброс (ПДВ) фенола в количестве 65,472 т. однако выброс фенола в атмосферу города составил 159,472 т. Норматив платы за загрязнение в пределах ПДВ – 66 рублей за тонну, сверх ПДВ – 33 тысячи рублей за тонну. Какую сумму выплатит предприятие за загрязнение атмосферы города фенолом в этом году?

Ответ: Свыше 3 млн. рублей.

  • Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности. Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире.

  • И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.  



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!