СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интегрированные уроки как необходимое условие формирования метапредметных УУД»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение задач по химии с использованием знаний по алгебре.

Просмотр содержимого документа
««Интегрированные уроки как необходимое условие формирования метапредметных УУД»»

Урок

Взаимосвязь количества вещества с массой. Решение задач

8 класс

Учитель химии: Т.М. Горяйнова, ВКК

Учитель математики: И.Д. Шуляк, ВКК

Сопровождается презентацией.

Цель: формирование навыков решения задач с использованием понятий количество вещества, моль, молярная масса.

Задачи:

1. Определить взаимозависимость между физическими величинами количество вещества, моль, молярная масса.

2. Развивать умение использовать формулы при решении теоретических и экспериментальных задач.

3. Активизировать познавательный интерес и творческую активность обучающихся; воспитывать положительную мотивацию учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, ПСХЭ, 3 стаканчиков с водой.

Схема урока:

Организационный момент.

Стадия вызова – актуализация знаний проходит через экспресс-опрос.

Усвоение знаний – решение теоретических и практических задач.

Рефлексия – вывод по проведенным исследованиям.


Ход урока:


Организационный момент. Приветствие учащихся, организация внимания.


Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать совместно с учителем математики И.Д. на уроке у нас присутствуют гости. Уберите, пожалуйста ваши телефоны с парт, чтобы они нас не отвлекали. Приготовьте тетради. А сейчас будет проверка домашнего задания.


I этап – вызов. Отсроченная отгадка.


1. Проверка ДЗ. Фронтальный блиц-опрос (учащиеся отвечают на вопросы). (Слайд №1)

Вопросы:

  1. Что такое количество вещества?

  2. Что такое моль?

  3. Как обозначается количество вещества?

  4. Сколько структурных единиц содержит 1моль вещества?

  5. Что такое число Авогадро?

  6. Через какие величины можно определить количество вещества?

  7. Что такое молярная масса?

  8. Как обозначается молярная масса?

  9. В каких единицах измеряется молярная масса?

  10. С какой величиной молярная масса совпадает?

  11. Как вычислить молярную массу?

2. Эксперимент: Вы замечательно прошли проверку. Теперь предлагаю вам участие в эксперименте. 2 человека по желанию выходят к доске. В эксперименте могут участвовать и наши гости. Перед вами 5 стаканчика, в которых по 50мл воды. Я предлагаю вам выпить эту воду, а один стаканчик поставим в сторонку. Он будет контрольный. К нему мы еще вернемся.

Вопрос: Как вы думаете, какое количество воды вы проглотили? (Учащиеся говорят – граммы, миллилитры…). Участники эксперимента могут занять свои места.

Инна Драгомировна

3. А знаете ли вы?

  1. Чем больше воды мы выпьем за раз, тем меньше почкам приходится экономить воду. Ослабевает процесс реабсорбции – обратного всасывания.

  2. Чем больше скорость наполнения бассейна, тем меньше время заполнения бассейна.

  3. Чем больше скорость автомобиля, тем меньше время, которое он затратит, проходя один и тот же путь.

Вопрос: О какой зависимости идёт речь в данных примерах? Формула?

Ответ: Обратная пропорциональность.

Вопрос: Как связать аналогичной формулой скорость и время?

Ещё: (утверждение → формула)

  1. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению, если напряжение постоянно. (формула)

  2. Плотность жидкости обратно пропорциональна её объёму

Вопрос: Внимание на первую формулу! Как выразить К через х и y. А чему равен х? (Аналогично другие формулы).

Вопрос: А знакома ли вам эта формула? (зелёный листок)

Что такое nколичества вещества, М- молярная масса, m- масса вещества.

Вопрос: Как вы думаете: о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока (рассмотреть варианты формулировок, совместно прийти к правильной формулировке). Взаимосвязь массы и количества вещества. Решение задач. (Слайд №2).


Татьяна Михайловна

4. Ну, теперь самый главный вопрос: для чего нужны такие вычисления? (Слайд №3)

Так вот. Представьте себе металлургический комбинат. На этот комбинат привезли 10 тонн руды для выплавки чугуна. У технологов возникают сразу несколько вопросов:

  • Сколько чугуна можно получить из этой руды?

  • Сколько угля надо затратить для выплавки этого чугуна?

  • Сколько раскислителя необходимо для удаления примесей?

  • Сколько отходов получится при выплавке чугуна?

Конечно, сейчас вы не сможете ответить на эти вопросы, так как необходимо изучить еще и процессы, происходящие в доменной печи, но уже первый шаг к этому вы сегодня сделали. Ведь, чтобы посчитать массу чугуна надо сначала вычислить его количество вещества. Чем мы и займемся сегодня. У вас на столе есть карточки с задачами. Возьмите карточку с задачей №1, прочитайте задачу.


II Этап – усвоение знаний.


  1. Теоретическое исследование. (Слайд №4, №5)

Задача №1. В двух резиновых шариках при одинаковых условиях находятся газы: гелий количеством вещества 0,2моль и водород количеством вещества 0,25 моль. Масса какого шарика больше? В карточке прописан алгоритм исследования. Действуя по этому алгоритму, решить задачу.

Алгоритм исследования:

  1. Вычислить молярную массу гелия и водорода.

  2. Вычислить массу, соответствующую 0,2моль гелия.

  3. Вычислить массу, соответствующую 0,25моль водорода.

  4. Внести результаты вычислений в таблицу.

  5. Сравнить массы, сделать вывод.

Формула газа

М

(г/моль)

n

(моль)

m

(г)

Не


0,2


H2


0,25



(Слайд №6, №7). Теперь возьмите карточку с задачей №2, прочитайте задачу.

Задача №2. На левой чашке весов лежит порошок железа 11,2г, на правой – такой же порошок количеством вещества 0,2моль. Определите положение весов:

а) перетягивает левая чашка;

б) перетягивает правая чашка;

в) чашки находятся в равновесии.

Алгоритм исследования:

1. Вычислить молярную массу железа.

2. Вычислить количество вещества, содержащееся в 11,2г железа.

3. Вычислить массу, соответствующую 0,2моль железа.

4. Внести результаты вычислений в таблицу.

5. Сравнить массы, сделать вывод.

Формула железа

М

(г/моль)

n

(моль)

m

(г)

Fе (л)



11,2

Fe (п)


0,2


  1. Практическое исследование. (Слайд №8)


Задача №3. А теперь вернемся к стакану воды. Так какое же количество вещества воды вы проглотили, если в стакане было 50мл?

Алгоритм исследования:

  1. Записать в таблицу формулу воды, если в состав его молекулы входят 2 атома водорода и 1 атом кислорода.

  2. Вычислить молярную массу воды.

  3. Вычислить массу 50мл воды через плотность (ρ = 1г/см3).

  4. Вычислить количество вещества воды. (4 пункт – И.Д.)

  5. Внести результаты вычислений в таблицу, сделать вывод.


Формула воды

М

(г/моль)

n

(моль)

m

(г)

V воды





50мл


III. Этап – рефлексия.

Подведем итоги. Обратите внимание, наш урок проходил в несколько этапов. Назовите их.

  1. Эксперимент.

  2. Работа с формулами.

  3. Использование вычислительных навыков.

  4. Применение формул для теоретических и практических исследований.

А теперь сделаем вывод. (Слайд №9).

Вывод:

1.Зная массу вещества можно найти количество вещества.

2.По известному количеству вещества, можно вычислить массу.

3.Эти величины взаимосвязаны.

У меня остались к вам вопросы: какие три агрегатных состояния вещества вы знаете? Какая физическая величина измеряет объем? Как связан объем с количеством вещества? Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание у вас на печатных листах. Вы дома проводите теоретическое и практическое исследования, расчеты, делаете выводы.

Спасибо всем. Отдельно хочу поблагодарить участников эксперимента, ребят, работавших у доски. Оценки за работу получат все на следующем уроке после проверки домашнего задания.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!