СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по теме "Графы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассмотрены термины и теоремы по теме "Графы". Суть графа заключается в том, что он позволяет наглядно представить сложные взаимосвязи и взаимодействия между объектами или явлениями. Презентация содержит несколько задач с подробным решением. Рассмотрены некоторые задания ЕГЭ по информатике.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме "Графы"»

Решение задач по теме  «Графы»

Решение задач по теме «Графы»

Путь в графе называется циклом , если он начинается и заканчивается в одной и той же вершине. Теорема 1. Пусть G — ориентированный граф без циклов, x, y и z — три вершины этого графа. Тогда число путей из x в y, проходящих через z, равно p(x, z)p(z, y). В частности, если все пути из x в y проходят через z, то p(x, y) = p(x, z)p(z, y). Теорема 2. Пусть длины всех рёбер графа G положительны. Тогда если из вершины x есть путь в вершину y, то есть и кратчайший путь из x в y, причём он не содержит циклов.

Путь в графе называется циклом , если он начинается и заканчивается в одной и той же вершине.

Теорема 1. Пусть G — ориентированный граф без циклов, x, y и z — три вершины этого графа. Тогда число путей из x в y, проходящих через z, равно p(x, z)p(z, y). В частности, если все пути из x в y проходят через z, то p(x, y) = p(x, z)p(z, y).

Теорема 2. Пусть длины всех рёбер графа G положительны. Тогда если из вершины x есть путь в вершину y, то есть и кратчайший путь из x в y, причём он не содержит циклов.

Задача 1. На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах). Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова длина дороги из пункта В в пункт Е. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.

Задача 1.

На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах). Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова длина дороги из пункта В в пункт Е. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.

Решение Для начала определим для каждой вершины ее степень (количество исходящих ребер; если бы при этом на рисунке была петля — ребро, соединяющее вершину с самой собой — то мы бы ее учли дважды). По рисунку находим, что степень вершины В равна 5, а степень вершины Е равна 4. При этом, на рисунке больше нет вершин со степенями 4 и 5. В таблице (весовой матрице) степень вершины — это количество непустых клеток в соответствующей строке. Вершина П6 имеет степень 5, а вершина П4 имеет степень 4, то есть, это и есть вершины В и Е. Дорога из П4 в П6 имеет длину 20. Ответ:  20

Решение

Для начала определим для каждой вершины ее степень (количество исходящих ребер; если бы при этом на рисунке была петля — ребро, соединяющее вершину с самой собой — то мы бы ее учли дважды). По рисунку находим, что степень вершины В равна 5, а степень вершины Е равна 4. При этом, на рисунке больше нет вершин со степенями 4 и 5.

В таблице (весовой матрице) степень вершины — это количество непустых клеток в соответствующей строке. Вершина П6 имеет степень 5, а вершина П4 имеет степень 4, то есть, это и есть вершины В и Е. Дорога из П4 в П6 имеет длину 20.

Ответ:  20

Задача 2. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.) Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

Задача 2.

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

С 6 4 4 6 5 В А E F 3 2 D Решение

С

6

4

4

6

5

В

А

E

F

3

2

D

Решение

С 6 4 4 6 5 В А E F 3 2 D Решение. Варианты маршрутов:   A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19   A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14   A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15   Видно, что кратчайший путь равен 14. Ответ: 14

С

6

4

4

6

5

В

А

E

F

3

2

D

Решение. Варианты маршрутов:

 

A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19

 

A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14

 

A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15

 

Видно, что кратчайший путь равен 14.

Ответ: 14

С 6 4 4 6 5 В А E F 3 2 D Решение. Варианты маршрутов:   A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19   A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15   A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15   Видно, что кратчайший путь равен 14. Ответ: 14

С

6

4

4

6

5

В

А

E

F

3

2

D

Решение. Варианты маршрутов:

 

A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19

 

A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15

 

A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15

 

Видно, что кратчайший путь равен 14.

Ответ: 14

С 6 4 4 6 5 В А E F 3 2 D Решение. Варианты маршрутов:   A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19   A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15 A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14     Ответ: 14

С

6

4

4

6

5

В

А

E

F

3

2

D

Решение. Варианты маршрутов:

 

A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19

 

A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15

A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14

 

  Ответ: 14

С 6 4 4 6 5 В А E F 3 2 D Решение. Варианты маршрутов:   A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19   A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15 A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14    Видно, что кратчайший путь равен 14. Ответ: 14

С

6

4

4

6

5

В

А

E

F

3

2

D

Решение. Варианты маршрутов:

 

A-B-C-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 4 + 5 = 19

 

A-B-E-F. Длина маршрута 4 + 6 + 5 = 15

A-B-D-E-F. Длина маршрута 4 + 3 + 2 + 5 = 14

  

Видно, что кратчайший путь равен 14.

Ответ: 14

Задача 3. На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город М, проходящих через город В?

Задача 3. На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город М, проходящих через город В?

Решение Из рисунка видно, что любой путь из А в М проходит через И. По условию задачи мы должны искать только те пути, которые проходят через В. Обозначим число путей через N. По теореме 1 N = p(А,В)p(В, И)p(И, М). Из рисунка видно, что имеется четыре пути из А в В : (А → Б → В, А → В, А → Г → В, А → Д → Г → В), три пути из В в И: (В → Е → И, В → Ж → И, В → Е → Ж → И) и три пути из И в М: (И → К → М, И → М, И → Л → М). Получаем N = 4 · 3 · 3 = 36. Ответ: 36

Решение

Из рисунка видно, что любой путь из А в М проходит через И. По условию задачи мы должны искать только те пути, которые проходят через В. Обозначим число путей через N.

По теореме 1 N = p(А,В)p(В, И)p(И, М).

Из рисунка видно, что имеется четыре пути из А в В :

(А → Б → В, А → В, А → Г → В, А → Д → Г → В),

три пути из В в И:

(В → Е → И, В → Ж → И, В → Е → Ж → И)

и три пути из И в М: (И → К → М, И → М, И → Л → М).

Получаем N = 4 · 3 · 3 = 36.

Ответ: 36

Задача 4. Представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка Таблицы 2 содержит информацию о ребенке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке Таблицы 1. Определите на основании приведенных данных суммарное количество прямых потомков (т.е. детей, внуков, правнуков) Иоли А.Б.

Задача 4. Представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка Таблицы 2 содержит информацию о ребенке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке Таблицы 1. Определите на основании приведенных данных суммарное количество прямых потомков (т.е. детей, внуков, правнуков) Иоли А.Б.

Решение В первой таблице находим Иоли А.Б, ей соответствует ID 84 Все остальное решение будет связано со второй таблицей: будем в ней искать ID родителя и соответствующего ему ID ребенка. Выполним задание при помощи дерева, подробно рассматривая каждый уровень иерархии: сначала детей родителя 84, затем по полученным ID найдем внуков Иоли А.Б, затем правнуков и т.д. Посчитаем общее количество потомков: 7. Ответ: 7 прямых потомков.

Решение

В первой таблице находим Иоли А.Б, ей соответствует ID 84

Все остальное решение будет связано со второй таблицей:

будем в ней искать ID родителя и соответствующего ему ID ребенка.

Выполним задание при помощи дерева, подробно рассматривая каждый уровень иерархии: сначала детей родителя 84, затем по полученным ID найдем внуков Иоли А.Б, затем правнуков и т.д. Посчитаем общее количество потомков: 7.

Ответ: 7 прямых потомков.

Задача 5. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, стоимость перевозки по которым приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет). Определите МАКСИМАЛЬНУЮ стоимость перевозки груза из C в B при условии, что маршрут не может проходить через какой-то пункт более одного раза.

Задача 5. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, стоимость перевозки по которым приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет). Определите МАКСИМАЛЬНУЮ стоимость перевозки груза из C в B при условии, что маршрут не может проходить через какой-то пункт более одного раза.

Решение. Построим граф по таблице. E 6 2 2 А D В 2 2 С Из города C в город B можно добраться следующими маршрутами, по дорогам: 1. CD → DB 2. CA → AD → DB Пути следования проходят через населённые пункты: 1. C → D → B 2. C → A → D → B Рассчитаем стоимости перевозки груза из пункта C в пункт B разными путями: 1. CD → DB: 2 + 2 = 4 2. CA → AD → DB: 2 + 2 + 2 = 6 Ответ: максимальная стоимость перевозки груза из С в В равна 6

Решение. Построим граф по таблице.

E

6

2

2

А

D

В

2

2

С

Из города C в город B можно добраться следующими маршрутами, по дорогам:

1. CD → DB 2. CA → AD → DB

Пути следования проходят через населённые пункты:

1. C → D → B 2. C → A → D → B

Рассчитаем стоимости перевозки груза из пункта C в пункт B разными путями:

1. CD → DB: 2 + 2 = 4

2. CA → AD → DB: 2 + 2 + 2 = 6

Ответ: максимальная стоимость перевозки груза из С в В равна 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!