СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Решение задач по теме "Объём пирамиды и конуса""

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Решение задач по теме "Объём пирамиды и конуса""»

Управление образования администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) школа № 2»












Решение задач по теме «Объём пирамиды и конуса»

Конспект урока по предмету «геометрия»

12 класс












Автор: Касьянова Ирина Сергеевна

Должность: учитель математики


Вельск

2019

В методической разработке представлены материалы для проведения урока «Решение задач по теме «Объём пирамиды и конуса». Цель данной работы – раскрытие опыта проведения занятий по изучению темы и демонстрация методов работы. Разработка может использоваться при проведении уроков и факультативных занятий в старших классах общеобразовательных учебных заведений и в учебных заведениях среднего профессионального образования.



СОДЕРЖАНИЕ стр.


Введение ……………………………………………………………………….…3

1. План урока …………………………………………………………………….4

2. Технологическая карта………………………………………………………..7

3. Ход урока ………………………………………………………...…………...9

Заключение ……………………………………………………………….……..13

Список использованных источников ………………………………………….13

Приложения…………………………………………………………………..14-16



















ВВЕДЕНИЕ



Тема «Решение задач по теме «Объём пирамиды и конуса»» занимает важное место в курсе геометрии старших классов. Понятие «объём» рассматривается для всех видов многогранников и тел вращения. Данная тема интересна тем, что позволяет рассмотреть практические задачи на комбинирование тел, включающих в себя и многогранники, и тела вращения. В ходе решения практических задач развивается пространственное воображение, что позволяет справиться с трудностями, возникающими при изучении предмета. Предложены методы работы, использованные с целью повысить уровень знаний, степень активности и интерес учащихся к данной теме. При формировании геометрических представлений, выработке чертежных умений эффективно применение предметно-практической деятельности школьников, комментирование этой деятельности, методы демонстрации, практические работы в сочетании с беседой и объяснением, а также элементы метода рецензий, элементы технологии развития критического мышления, элементы технологии формирующего оценивания. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.










ПЛАН УРОКА


Тема программы: Объемы тел.

Тема урока: Решение задач по теме: «Объем пирамиды и конуса»

Цели урока:

Образовательная: Проверка и закрепление знаний по теме «Объём пирамиды и конуса».

Воспитательная: развитие познавательной и творческой активности, аккуратности при выполнении чертежей, расширение кругозора, повышение интереса к предмету.

Развивающая: развитие пространственного и логического мышления, навыка самостоятельной работы, умения творчески подходить к решению практических задач.


Задачи:

Повторить формулы для вычисления объёма пирамиды и конуса.

Познакомить с задачами на комбинирование тел.

Выработать навык самостоятельного решения задач по данной теме.

Продолжить формировать умение анализировать решение задачи.


Вид урока: урок-практикум


Тип учебного занятия:

По основной дидактической цели - урок применения знаний и умений.

По основному способу проведения - практическая работа; беседа; самостоятельная работа учащихся.

По основным этапам учебного процесса - урок применения полученных знаний на практике.


Методы:

относительно характера познавательной деятельности: частично-поисковый , метод рецензий, формирующего оценивания, развития критического мышления

по степени взаимодействия учитель - ученик : эвристическая беседа


Предметные УУД: владение базовым понятийным аппаратом, символьным языком математики, навыками вычисления объёма пирамиды и конуса.

Личностные УУД: проявлять внимание и интерес к учебному процессу, умение анализировать, оценивать ситуацию, оценивать собственную учебную деятельность, проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого, умение ясно и точно излагать свои мысли, отличать гипотезу от факта.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ставить и формулировать цель предстоящей учебной деятельности, планировать решение задачи, прогнозировать результат, вносить изменения в процесс, намечать способы устранения ошибок, осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: выявлять особенности разных объектов, воспроизводить информацию по памяти, применять таблицы, схемы, модели, выполнять логические операции, строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: аргументировать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении, корректировать поведение, осуществлять контроль.


Средства обучения: дидактический материал – карточки с заданиями, фрейм, лист самооценки, плакаты, модели, технические средства обучения – компьютер, проектор.

Межпредметные связи: геометрии (8 класс), черчение (9 класс).


Структура урока:

  1. Организационный этап.(1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (10 мин.)

  3. Постановка цели и задач урока (2 мин.)

  4. Закрепление умений, знаний и способов действий. Творческое применение знаний в новой ситуации. (10 мин.)

  5. Контроль и самопроверка знаний. (15 мин.)

    1. 6) Подведение итогов занятия. (3 мин.)

    2. 7) Домашнее задание. (2 мин.)

    3. 8) Рефлексия. (2 мин.)






























ХОД УРОКА


Этапы урока

(время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организаци-онный этап.

  1. мин.)

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку (наличие карточек с заданием и чертёжных инструментов)

Учащиеся готовы к началу работы.

  1. Актуализа-

ция знаний.

(10 мин.)






















Работа со слайдами 1-5:

На последних 2 уроках геометрии мы с вами познакомились с формулами для вычисления объёма пирамиды и конуса.

Посмотрите на свои схемы, составленные на этих занятиях. (Приложение 1)

С их помощью давайте попробуем ответить на вопросы: (Приложение 2)


ПОЧЕМУ объём пирамиды и конуса вычисляется по одной формуле ?

ОБЪЯСНИ что общего и различного у пирамиды и конуса.

НАЗОВИ элементы пирамиды и элементы конуса



ПРЕДЛОЖИ задачу по теме объём пирамиды или объём конуса


ПРИДУМАЙ задачу по теме объём, в которой присутствуют и пирамида, и конус


ПОДЕЛИСЬ своими наблюдениями, для чего может быть использована формула объёма

Учащиеся работают с фреймами, содержащими формулы и чертежи.








Ответы учащихся:


Похожи по форме



Общая формула объёма

Общие элементы


Высота, основание, апофема, радиус, диаметр, вершина…


Найти высоту конуса, если известны объём и радиус основания.


Пирамида вписана в конус или конус вписан в пирамиду.



В машиностроении, в астрономии, в сельском хозяйстве…

  1. Постановка цели и задач урока.

(2 мин.)

А теперь попробуйте определить какие задачи мы должны научить решать сегодня на уроке.








Посмотрите на экран. Знакомы ли вам данные изображения? Где вы с ними встречались?

Что изображено на следующем слайде?

Это тело вращения вы ещё не изучали, но в жизни мы часто с ним встречаемся.

Представьте, какую фигуру мы получаем на срезе, если пересекаем цилиндр разными плоскостями (раскалываем чурку или пилим бревно)?

На экране вы видите куб. Возможно ли получить такое сечение?


Ответ на поставленный вопрос мы сформулируем в конце урока. Чтобы ответить на него попробуем поставить цель нашего урока. Чему мы должны научиться?

Работа со слайдами 4-6:

Понятия «сечение многогранников» и «секущая плоскость».

Сколько граней имеют тетраэдр и параллелепипед?

Какие фигуры мы можем получить в сечении? (7,8 слайды)

Работа со слайдами 9-10:

Найдите на чертежах ошибку. Объясните свой ответ. Вам может помочь карточка. (Приложение № 1).

Задачи на комбинирование тел.

  1. Закрепление умений, знаний и способов действий

Творческое применение знаний в новой ситуации.

(10 мин.)

Работа со слайдом 6:

Познакомьтесь с условием задачи. (Приложение 3)

Что известно по условию?

Что необходимо найти?

Какие формулы и понятия нужны для решения?

Итак, решив задачу и получив ответ, давайте ещё раз повторим какие определения, теоремы и понятия понадобились нам для её решения.


Учащиеся читают задачу.

Учащиеся выполняют решение в тетради, работая с чертежами на слайде.

Определение окружности, вписанной в четырёхугольник, понятия радиус окружности, апофема, образующая, теорема Пифагора, формула для вычисления объёма.

  1. Контроль и самопроверка знаний.

(15 мин.)


Работа со слайдами 7-8:

Учитель выдаёт карточки с задачами, объясняет задание.

(Приложение 4)


Учащиеся решают самостоятельно задачи по выбору.

После решения проверяют ответы на слайде.

  1. Подведение итогов занятия

(3 мин.)

Учитель предлагает сформулировать итоги урока. Итак, чему мы научились в ходе занятия?

Решать задачи, в которых скомбинированы пирамида и конус.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(2 мин.)

Учитель формулирует домашнее задание:

Составить и решить задачу по теме «Вычисление объёма пирамиды и конуса»

  1. Пирамида

  2. Конус

  3. Комбинация пирамиды и конуса

Учащиеся выбирают задание самостоятельно.

  1. Рефлексия.

(2 мин.)
















А сейчас вы оцените свои достижения на сегодняшнем уроке. Заполните листы самооценки.

(Приложение 5)




Учащиеся оценивают свою работу на уроке (работа с листом самооценки)



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Решению задач обучения геометрии и преодолению трудностей во многом способствует правильная организация и методика преподавания.

Изучение геометрии в школе должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у обучающихся возможно через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов, от которых можно переходить к использованию чертежей и графиков. Поэтому при изучении геометрии целесообразно использование наглядного материала (модели геометрических фигур, тел).

Использование данной разработки позволило повысить качество знаний учащихся по данной теме. Применение технических средств увеличивает темп работы на уроке. Учащиеся активно работают на уроке при использовании фреймов, кубика Блума, листов самооценки. Повышается интерес к предмету, возможно участие в исследовательской работе по данному материалу. Разработанный дидактический материал может быть использован при проведении занятий по данной теме в общеобразовательных учебных заведениях и в учебных заведениях СПО.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Учебник Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 класс.

  2. Мастер-класс для педагогов. Кубик Блума [Электронный ресурс]. - https://infourok.ru/master-klass-priem-tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-kubik-bluma-2093723.html
  3. Приёмы формирующего оценивания [Электронный ресурс]. - https://compedu.ru/publication/priemy-formiruiushchego-otsenivaniia.html

V =   · Sосн.· H

Фрейм Приложение 1



треугольная

Площадь основания

пирамида

конус

четырёхугольная

Формула объёма



Площадь основания



Формула объёма




















Площадь основания






Формула объёма




Приложение 2













Приложение 2

Кубик Блума




















Приложение 3



Задача

Найти объём конуса, вписанного в правильную четырёхугольную пирамиду, если сторона основания пирамиды 6 см., а её боковое ребро   см.



Приложение 4

Задачи для самостоятельной работы

  1. В основании пирамиды – квадрат со стороной 7 см. Найти объем пирамиды, если ее высота 10 см.

  2. Радиус конуса в два раза меньше высоты. Найти объем конуса, если его высота 18 м.

  3. Правильная четырёхугольная пирамида вписана в конус с образующей 13 см. и высотой 12 см. Найдите объём пирамиды.



Приложение 5

Лист самооценки



Очень уверенно

Неуверенно

Вызывает затруднение

Я знаю определения пирамиды и конуса и их элементы




Я умею строить чертёж к задаче




Я могу применить формулы для вычисления объёма пирамиды и конуса




Я могу решить задачу самостоятельно




Я могу составить задачи по теме объём пирамиды и конуса




Мне нужно повторить






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!